Автор: Чумаченко Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Планета детства"
Населённый пункт: Город Барыш
Наименование материала: интерактивный межведомственный тренинг
Тема: Психологические стратегии профессионального самоопределения воспитанников реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование
Стратегия выбора профессии.
Если вы хотите добиться от жизни
чего-то значительного,
недостаточно просто действовать —
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать —
надо еще и верить.
А. Франс
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал,
избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в
завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю
камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.
Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.
Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь,
для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Ответьте на вопросы:
• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий
выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма
определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный
множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный
потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень
не дает развиваться природным талантам»
«Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее
соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои
физические возможности, проявить силу,
ловкость, волевые качества
5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы
работа не была утомительной, не вызывала
отрицательных эмоций
2. Достичь высокого общественного положения,
известности, славы, получить признание
окружающих
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий
хорошие материальные условия
6. Сохранить силы и время для увлечений,
общения с друзьями и близкими
4. Проявлять творческую инициативу, полностью
раскрыть свои интеллектуальные способности
Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы(профессиональная
мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация
(выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).
Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная
мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с
1
профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда
связан с профессиональным).
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы
качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.
Если требования рынка труда, возможности и
желания самого человека и требования рынка
труда даже не пересекаются, это означает, он
хочет делать то, чего делать не может в
ситуации, когда это никому не надо. Кстати,
таких чудаков немало — больше половины всех
выпускников. Только они об этом пока не знают.
Требования рынка, возможности и желания
человека могут пересекаться. Этот случай не так
безнадежен, как первый, потому что найти
компромисс между тремя условиями
профессиональной успешности реально. По мере
освоения профессии может расти интерес к ней.
Чем выше профессионализм, тем больше шансов
на рынке труда.
Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и
желаний человека — самый редкий вариант, дающий
возможность получать достойное вознаграждение за работу,
приносящую удовольствие.
2
…Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил
своих учеников, что они видят. Один сказал: «Я вижу цветущий
сад, среди которого стоит дерево с мишенью». Другой сказал:
«Я вижу дерево, на котором висит мишень». Третий сказал: «Я
ничего не вижу, кроме мишени».
Как вы думаете, кто из них был лучшим
стрелком из лука? Почему?
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания:
капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны
быть:
конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить
домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем
подъезде);
реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями:
физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;
позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и
безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);
ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться
точно к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями,
склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними:
деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо
выделить следующие моменты:
1.
главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2.
цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях,
знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);
3.
пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то —
связи и деньги);
4.
внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные
препятствия и пути их преодоления);
5.
внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6.
запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для
каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот
порядок
и
заставляет
преследовать
одновременно
такое
множество
целей,
что
в
погоне
за
пустяками мы упускаем главное».
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и
потребностями, задайте себе следующие вопросы:
на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее
специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и
интеллектуальные возможности?
каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный
минимум заработной платы?
3
какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не
только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени
отдавать семье, друзьям и любимому делу?
хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?
Упражнение «Аукцион»
Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить
профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию,
а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова
«олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.
4