Напоминание

Психологические стратегии профессионального самоопределения воспитанников реабилитационного центра


Автор: Чумаченко Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Планета детства"
Населённый пункт: Город Барыш
Наименование материала: интерактивный межведомственный тренинг
Тема: Психологические стратегии профессионального самоопределения воспитанников реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование





Назад




Стратегия выбора профессии.

Если вы хотите добиться от жизни

чего-то значительного,

недостаточно просто действовать —

надо еще и мечтать;

недостаточно просто планировать —

надо еще и верить.

А. Франс

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал,

избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в

завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю

камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.

Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь,

для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Ответьте на вопросы:

• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?

Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий

выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма

определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный

множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный

потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень

не дает развиваться природным талантам»

«Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее

соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои

физические возможности, проявить силу,

ловкость, волевые качества

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы

работа не была утомительной, не вызывала

отрицательных эмоций

2. Достичь высокого общественного положения,

известности, славы, получить признание

окружающих

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий

хорошие материальные условия

6. Сохранить силы и время для увлечений,

общения с друзьями и близкими

4. Проявлять творческую инициативу, полностью

раскрыть свои интеллектуальные способности

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы(профессиональная

мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация

(выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная

мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с

1

профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда

связан с профессиональным).

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы

качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и

желания самого человека и требования рынка

труда даже не пересекаются, это означает, он

хочет делать то, чего делать не может в

ситуации, когда это никому не надо. Кстати,

таких чудаков немало — больше половины всех

выпускников. Только они об этом пока не знают.

Требования рынка, возможности и желания

человека могут пересекаться. Этот случай не так

безнадежен, как первый, потому что найти

компромисс между тремя условиями

профессиональной успешности реально. По мере

освоения профессии может расти интерес к ней.

Чем выше профессионализм, тем больше шансов

на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и

желаний человека — самый редкий вариант, дающий

возможность получать достойное вознаграждение за работу,

приносящую удовольствие.

2

…Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил

своих учеников, что они видят. Один сказал: «Я вижу цветущий

сад, среди которого стоит дерево с мишенью». Другой сказал:

«Я вижу дерево, на котором висит мишень». Третий сказал: «Я

ничего не вижу, кроме мишени».

Как вы думаете, кто из них был лучшим

стрелком из лука? Почему?

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания:

капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны

быть:

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить

домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем

подъезде);

реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями:

физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и

безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);

ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться

точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями,

склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними:

деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо

выделить следующие моменты:

1.

главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2.

цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях,

знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);

3.

пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то —

связи и деньги);

4.

внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные

препятствия и пути их преодоления);

5.

внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6.

запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для

каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот

порядок

и

заставляет

преследовать

одновременно

такое

множество

целей,

что

в

погоне

за

пустяками мы упускаем главное».

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и

потребностями, задайте себе следующие вопросы:

на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее

специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и

интеллектуальные возможности?

каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный

минимум заработной платы?

3

какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не

только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени

отдавать семье, друзьям и любимому делу?

хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Упражнение «Аукцион»

Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить

профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию,

а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова

«олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

4



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!