Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль олимпиад и конкурсов в развитии творческой личности ребенка"
Раздел: дополнительное образование
«Роль олимпиад и конкурсов в развитии творческой личности
ребенка»
В
докладе
Правительства
Российской
Федерации
о
реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
сказано:
«Необходимо
развивать
творческую
среду
для
выявления
особо
одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать
систему
олимпиад
и
конкурсов
школьников…»
Многие
школы
ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит
выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий.
Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения
и
после
окончания
школы
в
реальной
жизни
готов
играть
только
роль
исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не
просто
исполнителем,
а
человеком,
способным
само стоятельно
образовываться
в
течение
всей
жизни,
готового
к
принятию
решений,
способного
нормально
«функционировать
в
сложном
и
требовательном
обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная
и социальная мобильность.
Выявление,
поддержка,
развитие
и
социализация
одарённых
детей
становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия
«детская
одарённость»
и
«одарённые
дети»
определяют
неоднозначные
подходы
к
организации
педагогической
деятельности.
С
одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в
раскрытии
интеллектуально-творческого
потенциала
каждого
ребёнка.
С
другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и
интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения,
развития
и
воспитания.
Этих
детей,
как
правило,
не
нужно
заставлять
учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной
из
главных
задач
учителя
является
организация
учебной
деятельности
таким
образом,
чтобы
у
учащихся
сформировались
потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с
целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение
удельного
веса
внутренней
мотивации
учения.
Формирование
познавательной
активности
возможно
при
условии,
что
деятельность,
которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в раннем возрасте.
Все
маленькие
дети
наделены
с
рождения
определёнными
задатками
и
способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности
постепенно
угасают
вследствие
невостребованности.
Процент
одарённых
детей
(с
точки
зрения
психологов)
с
годами
резко
снижается:
если
в
девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17
годам- 15-20%.
Поэтому
педагоги
должны
создавать
развивающую,
творческую
образовательную
среду,
способствующую
раскрытию
природных
возможностей
каждого
ребёнка.
Одним
из
направлений
по
созданию
оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей
в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными
детьми.
Участие
в
олимпиадном
движении
играет
большую
роль
в
формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое
дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только
поддерживают
и
развивают
интерес
к
предмету,
но
и
стимулируют
активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам,
в
работе
с
дополнительной
литературой;
они
помогают
школьникам
формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут
проверить
знания,
умения,
навыки
по
предмету
не
только
у
себя,
но
и
сравнить свой уровень с другими.
Современное
образовательное
пространство
сети
Интернет
предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и
интеллектуальных
способностей
детей
посредством
участия
в
дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.
Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития
потенциала
одаренных
детей.
Преимуществами
дистанционных
форм
являются:
возможность
участия
независимо
от
места
проживания,
проведение
в
удобное
для
ребёнка
время,
возможность
совмещения
с
учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Роль олимпиад в развитии ребенка
В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных
конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности,
трудолюбия
и
ответственности.
Участие
в
олимпиадах,
зачастую,
предполагает
дополнительную
подготовку
по
определенному
предмету.
Таким
образом,
совершенствуются
знания
школьника,
пробуждается
его
интерес
к
дисциплине,
стимулируется
желание
изучать
дополнительную
тематическую литературу. К тому же, олимпиады - это отличная возможность
сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз
не допустить таких же ошибок.
Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы - это
отличная
возможность
для
ребенка
раскрыть
свой
потенциал
и
обрести
уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от
места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.
Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх
перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе
написания
итоговых
аттестаций.
Кроме
того,
олимпиадные
достижения
станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в
некоторых
олимпиадах
даже
может
засчитываться
вузами
вместо
вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может
более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом,
он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну
и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях - это повышение
самооценки
ребенка
и,
что
немаловажно,
новые
знакомства
с
людьми,
которые имеют такие же интересы.
Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый
микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная
на
более
доверительных
отношениях.
Это
не
только
способствует
укреплению
авторитета
учителя,
но
и
в
значительной
мере
формирует
отношение
ребят
к
учебному
процессу
в
целом.
Участие
в
олимпиадах
стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах
обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым
предметам,
активизируют
инициативность
и
самостоятельность
ребят
во
время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают
активность
во
внеклассной
деятельности,
побуждают
школьников
формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада
позволяет
ее
участникам
значительно
расширить
свой
кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление
в нестандартной ситуации.
К о н к у р с ы
и
о л и м п и а д ы
–
э т о
е щ е
и
и м п у л ь с
к
самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску.
Нестандартные
задания
учат
школьников
преодолевать
психологические
нагрузки,
свойственные
работе
в
незнакомой
обстановке,
оперативно
находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
В
то
же
время,
подготовка
и
проведение
предметных
олимпиад
и
конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что
олимпиада,
особенно
для
младших
школьников,
–
это
экстремальная
ситуация.
Непривычные
условия
работы,
необходимость
принятия
самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное
время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно
учитывать
психологические
особенности
каждой
возрастной
категории
участников.
Помимо
достижения
широкого
спектра
воспитательных
целей,
конкурсы
и
олимпиады
способствуют
решению
многих
образовательных
задач.
Прежде
всего,
предметные
олимпиады
и
конкурсы
–
это
интеллектуальные
соревнования
школьников
в
о п р ед е л е н н о й
образовательной
области.
Именно
поэтому
для
успешного
решения
олимпиадных
заданий
необходима
мобилизация
всего
творческого
потенциала, исследовательских навыков и смекалки.
Полученный
опыт
каждого
участника
олимпиады
или
предметного
конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной
программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам.
Он
способствует
расширению
кругозора
и
интеллектуальному
росту
учащихся. Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята
могут
самостоятельно
проверить
знания,
сравнить
свой
уровень
со
сверстниками.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах,
преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что
все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не
только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает
профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к
аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников
при переходе на очередную ступень образования.
Современное
общество
требует
от
человека
умения
не
просто
выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных
ситуациях,
самообучаться
на
протяжении
всей
жизни.
Уровень
образованности
человека
напрямую
влияет
на
его
профессиональную
и
социальную
мобильность,
открывает
новые
возможности
для
роста
и
совершенствования.
Поэтому
педагоги
советуют
развивать
способности
детей, начиная с самого раннего возраста.