Напоминание

"Роль олимпиад и конкурсов в развитии творческой личности ребенка"


Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль олимпиад и конкурсов в развитии творческой личности ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль олимпиад и конкурсов в развитии творческой личности

ребенка»

В

докладе

Правительства

Российской

Федерации

о

реализации

национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году

сказано:

«Необходимо

развивать

творческую

среду

для

выявления

особо

одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать

систему

олимпиад

и

конкурсов

школьников…»

Многие

школы

ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит

выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий.

Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения

и

после

окончания

школы

в

реальной

жизни

готов

играть

только

роль

исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не

просто

исполнителем,

а

человеком,

способным

само стоятельно

образовываться

в

течение

всей

жизни,

готового

к

принятию

решений,

способного

нормально

«функционировать

в

сложном

и

требовательном

обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная

и социальная мобильность.

Выявление,

поддержка,

развитие

и

социализация

одарённых

детей

становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия

«детская

одарённость»

и

«одарённые

дети»

определяют

неоднозначные

подходы

к

организации

педагогической

деятельности.

С

одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в

раскрытии

интеллектуально-творческого

потенциала

каждого

ребёнка.

С

другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и

интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения,

развития

и

воспитания.

Этих

детей,

как

правило,

не

нужно

заставлять

учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной

из

главных

задач

учителя

является

организация

учебной

деятельности

таким

образом,

чтобы

у

учащихся

сформировались

потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с

целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение

удельного

веса

внутренней

мотивации

учения.

Формирование

познавательной

активности

возможно

при

условии,

что

деятельность,

которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в раннем возрасте.

Все

маленькие

дети

наделены

с

рождения

определёнными

задатками

и

способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности

постепенно

угасают

вследствие

невостребованности.

Процент

одарённых

детей

точки

зрения

психологов)

с

годами

резко

снижается:

если

в

девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17

годам- 15-20%.

Поэтому

педагоги

должны

создавать

развивающую,

творческую

образовательную

среду,

способствующую

раскрытию

природных

возможностей

каждого

ребёнка.

Одним

из

направлений

по

созданию

оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей

в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными

детьми.

Участие

в

олимпиадном

движении

играет

большую

роль

в

формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое

дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только

поддерживают

и

развивают

интерес

к

предмету,

но

и

стимулируют

активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам,

в

работе

с

дополнительной

литературой;

они

помогают

школьникам

формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут

проверить

знания,

умения,

навыки

по

предмету

не

только

у

себя,

но

и

сравнить свой уровень с другими.

Современное

образовательное

пространство

сети

Интернет

предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и

интеллектуальных

способностей

детей

посредством

участия

в

дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.

Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития

потенциала

одаренных

детей.

Преимуществами

дистанционных

форм

являются:

возможность

участия

независимо

от

места

проживания,

проведение

в

удобное

для

ребёнка

время,

возможность

совмещения

с

учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Роль олимпиад в развитии ребенка

В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных

конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности,

трудолюбия

и

ответственности.

Участие

в

олимпиадах,

зачастую,

предполагает

дополнительную

подготовку

по

определенному

предмету.

Таким

образом,

совершенствуются

знания

школьника,

пробуждается

его

интерес

к

дисциплине,

стимулируется

желание

изучать

дополнительную

тематическую литературу. К тому же, олимпиады - это отличная возможность

сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз

не допустить таких же ошибок.

Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы - это

отличная

возможность

для

ребенка

раскрыть

свой

потенциал

и

обрести

уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от

места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.

Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх

перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе

написания

итоговых

аттестаций.

Кроме

того,

олимпиадные

достижения

станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в

некоторых

олимпиадах

даже

может

засчитываться

вузами

вместо

вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может

более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом,

он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну

и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях - это повышение

самооценки

ребенка

и,

что

немаловажно,

новые

знакомства

с

людьми,

которые имеют такие же интересы.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый

микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная

на

более

доверительных

отношениях.

Это

не

только

способствует

укреплению

авторитета

учителя,

но

и

в

значительной

мере

формирует

отношение

ребят

к

учебному

процессу

в

целом.

Участие

в

олимпиадах

стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах

обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым

предметам,

активизируют

инициативность

и

самостоятельность

ребят

во

время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают

активность

во

внеклассной

деятельности,

побуждают

школьников

формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Олимпиада

позволяет

ее

участникам

значительно

расширить

свой

кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление

в нестандартной ситуации.

К о н к у р с ы

и

о л и м п и а д ы

э т о

е щ е

и

и м п у л ь с

к

самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску.

Нестандартные

задания

учат

школьников

преодолевать

психологические

нагрузки,

свойственные

работе

в

незнакомой

обстановке,

оперативно

находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

В

то

же

время,

подготовка

и

проведение

предметных

олимпиад

и

конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что

олимпиада,

особенно

для

младших

школьников,

это

экстремальная

ситуация.

Непривычные

условия

работы,

необходимость

принятия

самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное

время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно

учитывать

психологические

особенности

каждой

возрастной

категории

участников.

Помимо

достижения

широкого

спектра

воспитательных

целей,

конкурсы

и

олимпиады

способствуют

решению

многих

образовательных

задач.

Прежде

всего,

предметные

олимпиады

и

конкурсы

это

интеллектуальные

соревнования

школьников

в

о п р ед е л е н н о й

образовательной

области.

Именно

поэтому

для

успешного

решения

олимпиадных

заданий

необходима

мобилизация

всего

творческого

потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный

опыт

каждого

участника

олимпиады

или

предметного

конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной

программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам.

Он

способствует

расширению

кругозора

и

интеллектуальному

росту

учащихся. Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята

могут

самостоятельно

проверить

знания,

сравнить

свой

уровень

со

сверстниками.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах,

преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что

все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не

только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает

профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к

аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников

при переходе на очередную ступень образования.

Современное

общество

требует

от

человека

умения

не

просто

выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных

ситуациях,

самообучаться

на

протяжении

всей

жизни.

Уровень

образованности

человека

напрямую

влияет

на

его

профессиональную

и

социальную

мобильность,

открывает

новые

возможности

для

роста

и

совершенствования.

Поэтому

педагоги

советуют

развивать

способности

детей, начиная с самого раннего возраста.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!