Автор: Мосунова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 37 "Аленушка"
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи и её традиций в формировании личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Мосунова Наталья Анатольевна, старший воспитатель
«Роль семьи и её традиций в формировании личности
дошкольника»
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих
новым поколениям свой опыт, знания и достижения.
Традиции,
обычаи
и
обряды
играют
важную
роль
в
воспроизводстве
культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий
сменяющих
друг
друга
поколений
сделать
жизнь
богаче,
краше,
содержательнее,
в
обеспечении
преемственности
нового
и
старого,
в
гармоническом развитии общества и личности
Традиция – понятие емкое. Как действенное средство воспитания она
исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта,
признанного и доступного всем.
Особо следует отметить, что усвоение традиций и обычаев способствует
формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков
общественной деятельности и поведения, т.к. выполняют познавательную и
воспитательную функции.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа,
бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в
воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения,
нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и
позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви,
опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы
сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную
роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот
почему
проблема
возрождения
семейных
традиций
становится
актуальной
и
определяется
той
огромной
ролью,
которую
играет
семья
и
семейные
традиции
в
развитии
и
формировании
социально-нравственной
культуры ребёнка.
Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для
семьи их значение особенно велико.
Во - первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых
условностей,
приобщения
к
которым
дает
каждому
из
них
чувство
сопричастности с миром коллективных ценностей.
Во
-
вторых,
сам
факт
непохожести,
уникальности
данной
семьи,
выраженный
в
ее
традициях,
ее
история
и
сложившееся
вокруг
семьи
общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи.
В проявлении некоторых семейно - бытовых традиций в значительной
степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и
наличие
которых
предопределяет
семейное
счастье,
благоприятный
микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на
значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например,
неотъемлемой
частью
современной
эстетической
культуры
является
возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и
др.).
Хорошей
семейной
традицией
для
поддержания
вс е о б ще й
заинтересованности
в
заботах
и
успехах
каждого
члена
семьи
является
постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями
об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть
события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники: дни
рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни
совершеннолетия,
получение
паспорта,
проводы
в
армию,
вступление
в
трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих
событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе,
но некоторые из них - в каждой семье по - своему. Дни рождения детей и
взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по - разному, но
главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не
было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей
родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети
рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание
пирога.
Они
наперебой
просят
«помешать»
(имеется
в
виду
тесто).
Есть
традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в
лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью
кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций
множество - нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
С.А. Шмаков выделяет ряд признаков семейных традиций:
1.
Длительность,
повторяемость
в
общественной
практике,
привычность
в
восприятии
семьи,
одобрение
семьей.
Традиция
-
то,
что
устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи.
Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное
платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.
2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают
канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В.
Комиссаржевская
считала,
к
примеру,
что
настоящее
следование
традиции
заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.
3.
Наличие
неизменной
идеи,
стабильность
отдельных
элементов,
передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным
образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.
К игровым
традициям мы
склонны
отнести
многие
обряды,
обычаи,
ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь
большинства
семей,
то
можно
заметить,
что
для
одних
членов
семьи
характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т.д.
Другие
члены
семьи
испытывают
ограничение
свобод
и
прав,
не
могут
реализовать
свои
потенции,
потребности,
интересы,
а,
кроме
того,
скука
одномерной жизни.
Для
решения
названных
проблем
люди
ищут
и
создают
игровые
традиции своего существования, свои игры - обряды, игры - обычаи, игры -
церемониалы, игры - ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции
взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных
традициях есть игровое зерно.
Названные
игровые
традиции
в
большей
степени
выполняют
воспитательную функцию, а также позволяют разнообразить такие функции
семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.
Таким образом, можно сделать вывод, что традиции
- во - первых, содержат игровой элемент, а игра в дошкольном и младшем
школьном возрасте является ведущим видом деятельности, через которое идет
развитие личности ребенка;
- во - вторых, игровые традиции (игры - обряды, игры - ритуалы, игры -
обычаи и др.) в большей степени выполняют воспитательную функцию;
-
в
-
третьих,
могут
организовывать
все
досуговые
и
социальные
условности и преобразовывать свободное время и даже учебное время детей,
внося в них постоянно новую социальную информацию и ориентацию, новые
и м п ул ь с ы
и
к р а с к и
п о л н о к р о в н о й
ж и з н и .
С в о б од н о е
в р е м я
порождает традиции,
а
т р а д и ц и и
с о з д а ю т коммуникативные
связи,
обогащающие это время богатством человеческого существования.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более,
чем
для
взрослых.
Нам
может
казаться,
что
милая
мамина
привычка
–
рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для
детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических
терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок
ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё
идет
своим
чередом,
а
верность
родителей
домашним
привычкам
ребенка
представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.
Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи:
это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион
мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими
воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть
семейными традициями, мы почему - то забываем.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:
распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания
семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны
быть простыми, но никак не надуманными.
Чем
счастливее
были
традиции
и
интереснее
познание
мира
в
родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей
жизни.
Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного,
свободных высказываний и обмена мнениями, даже если малыш пока ещё
слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса
матери будет ему полезен.
Хорошей
традицией
является
празднование
дней
рождений,
причём
отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно
проделыванию чего- то особенного и весёлого.
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями,
которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. А для
взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов.
Во
многих
семьях
принято
отмечать
рост
ребенка
на
специальной
линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать
галерею
фотографий.
Словом,
делать
нечто,
что
поможет
ребенку
потом
вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычные и сказочные,
поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как
можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается
в
традициях,
связанных
с
экскурсом
в
родословную
своей
семьи
(сбор
и
хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.)
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором
будут присутствовать все предки семьи.
Разнообразнее
становятся
традиции
проведения
досуга:
путешествия,
воскресные
поездки
за
город,
посещение
музеев,
национальные
игры,
спортивные развлечения и другое.
Главное, чтобы семейные традиции, приносили счастье и интерес всей
семье, и не были ей в тягость.
Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и
кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или
ужин.
Главное,
чтобы
это
не
было
унылым
поеданием
деликатесов,
а
запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками
домочадцев.
Будет
еще
интереснее,
если
дать
малышу
возможность
освоить
свое
"коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложить
ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные
эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим
и… очень вкусно пахнет!
Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или
самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире,
и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как
держать палочки или… пить из блюдца.
Вот
еще
несколько
идей
для
прочных
кулинарных
традиций:
разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или
кофе, или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета. Здесь встает
вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее
значимы.
Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в
путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть
мир,
учит
его
общению.
К
сожалению,
очень
немногие
могут
себе
это
позволить.
Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения
каких-то
общих
правил
в
принципе.
Традицией
могут
стать
и
необычные
встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже
субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье
очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя,
как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что
дома
его
не
только
кормят,
что
это
место,
где
можно
поделиться
своими
переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании
личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к
национальным традициям
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям
современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными.
Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально
насыщены,
поэтому
на
их
фоне
социальное
развитие
ребёнка
идёт
более
успешно.
Главное,
чтобы
семейные
традиции
способствовали
упрочнению
взаимоотношений родителей и детей.
Смысл домашних традиций именно в том, что события следуют одно за
другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за
месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом
привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в
моменты огорчений. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к
привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника
чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к
своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир
глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину
мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для
него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым
словам,
затем
-
передают
свое
ко
всему
этому
отношение.
То,
как
ребенок впоследствии
отнесется
к
себе,
окружающим
и
жизни
в
целом
-
целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему
бесконечным
праздником
или
увлекательным
путешествием,
а
может
видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого
сразу
за воротами
детского
сада.
Если
большинство
привычных
семейных
традиций несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в
детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного
дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма,
который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше,
тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно
сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем
больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том,
что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.
Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники
или
другое
радостное
событие,
оказывают
угнетающее
воздействие
на
спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто
позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Традиции представляются нам чем - то глобальным, чем - то далеким,
происходящим
то
ли
на
государственном,
то
ли
на
национальном
уровне.
Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей
семье?»
большинство
лишь
пожимали
плечами
и
уверенно
отвечали,
что
таковых просто нет. Между тем ученые уверяют, что детям семейные традиции
необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит
ощущение
стабильности
мира;
сохраняется
и
укрепляется
связь
между
поколениями
и
теплые,
нежные
отношения
между
родителями
и
повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые ученые видят
причину
даже проблемного
подросткового
возраста.
Семья –
это
не
только
общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух,
неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Таким образом, семья способна выступать в качестве положительного
фактора воспитания дошкольника. Именно в семье индивид получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных
ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится
с
практикой;
в
противном
случае
он
начнет
подражать
отрицательным
примерам родителей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье
формируется
отношения
ребёнка
к
внешнему
миру.
В
основе
семейных
традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена
на
упрочнение
взаимоотношений
и
взаимопонимания
между
родителями
и
детьми.
Прикосновение
к
истории
своей
семьи
вызывает
у
ребенка
сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого,
к
своим
историческим
корням.
Взаимодействие
с
родителями
в
данном
направлении способствует формированию бережного отношения к семейным
ценностям,
сохранению
семейных
связей.
Только
семья
может
обеспечить
сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей,
обеспечить
передачу
потомкам
всего
положительного,
что
накапливается
семьей и народом.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через
это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.
Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи.
И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью,
именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Список литературы:
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в
представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные
исследования. – 2006. - № 1.
2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
3. Верб Л.Я. Под одним кровом. - Спб., 2003.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. /
Вопросы психологии, 1966 - № 6 - с.62-77.
5. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. -
Минск, 1983.
6.
Дронь
А.В.,
Данилюк
О.Л.
Взаимодействие
ДОУ
с
родителями
дошкольнико. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011,
7. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. -
Ярославль, 2006.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Академия,
2000.
9. Левин — Щидрина Ф.С. Методы и приёмы воспитания поведения
дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.15 — 23.
10. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией
В. С. Стёпина. 2001.
11. Семейно - бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. - Минск, 1987.
12. Семья и формирование личности /под ред. А.А. Бодалева. - М., 1989.
13. Шмаков С. А. Досуговая педагогика. - Екатеринбург, 2004.
14. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
15. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М., 2005.