Напоминание

"Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Антипова Наталья Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ № 5
Населённый пункт: с. Кулунда Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Антипова Н. Г.

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО»

С момента поступления детей в 1 класс и до окончания обучения в школе перед

педагогами

возникает

проблема

формирования

и

укрепления

учебной

мотивации

учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы

создать для обучающегося такие

условия и ситуации деятельной

активности на уроке, где бы цели формировались

с

учетом

и

в

контексте

прошлого

опыта,

индивидуальности,

внутренних

устремлений

самого обучающегося. Только такие цели для ученика станут понятными, собственными и

достижимыми.

В педагогической науке целеполагание трактуется как процесс выявления целей и

задач

субъектов

деятельности

(учителя

и

ученика). Процесс

целеполагания

это

коллективное

действие,

где

каждый

отдельный

ученик

активный

деятель,

каждый

является созидателем общего творения.

Цель

современного

урока

должна

быть

четкой

и

осязаемой.

Ее

можно

отождествлять с результатом урока. А результатом современного урока является не то,

насколько глубоко ученик овладел знаниями, не количество предлагаемого для изучения

материала, а качественные УУД учащихся (такие как способность социального действия,

потребность к действию, способность эффективно использовать приобретенные знания,

планировать

и

реализовывать

собственные

проекты).

К

современным

целям

урока

относятся цели, которые дети формулируют самостоятельно и осознают их значимость

лично для себя.

Для

формирования

мотивационной

сферы

педагог

моделирует

для

учащихся

ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», у детей образуется «разрыв» в

логичном потоке знаний. Зафиксировав его, они ищут способы решения возникшей

проблемы, тем самым определяя цели своей деятельности.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать

приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания

классифицирую на:

1. Визуальные:

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка

2. Аудиальные:

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно

сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать

свои.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных,

но обязательно обоснованных,

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Хотелось

бы

остановиться

на

некоторых

наиболее

эффективных

приемах

целеполагания.

Проблемная ситуация

Алгоритм осуществления этого приема следующий:

– самостоятельное решение задания учеником;

– коллективная проверка результатов, где каждый может высказать свои предположения о

сложившейся ситуации;

– план действий по устранению затруднений (постановка целей).

Например, на уроке математики по теме «Прибавление числа 4», для самостоятельной

работы предлагается ряд выражений:

4+3 5+2 1+8 7+4 6+3 8+4

Решая и анализируя, дети приходят к выводу, что им не хватает знаний, чтобы вычислить

выражения 7+4, 8+4, формулируют цели по решению возникшей проблемы:

1. Познакомиться с новым приемом вычисления.

2. Научиться применять его на практике.

Работа над понятием

Предлагаю учащимся название темы урока и предлагаю с помощью Толкового словаря

объяснить значение слова темы. От толкования значения слова дети определяют цель

урока. Аналогичный прием имеет место при поиске в сложном слове темы

словообразующих основ. Например, тема урока «Многоугольник».

МНОГОУГО́

ЛЬНИК. В математике: геометрическая фигура, имеющая больше четырех

углов. (Словарь С.И. Ожегова)

Цели:

1.Понаблюдать за разнообразием многоугольников.

2.Научиться правильно называть многоугольники.

Ситуация «Яркого пятна»

Из группы предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено размером,

положением,

цветом.

Дети

концентрируют

внимание

на

выделенном

предмете.

Коллективно

обсуждается

причина

обособленности

предложенного

ряда.

Далее

определяется тема и цели урока. Например, тема урока

«Знакомство с буквой К(к)».

ы о у э к и

Цели, обсуждаемые детьми:

1.Узнать, какие звуки обозначаются буквой «к».

2.Определить звуки по звонкости и глухости.

3.Научиться писать букву К (к).

Домысливание

1) Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

Используя эти слова, дети формулируют цели урока.

2)

Организуется

активная

познавательная

деятельность

на

поиск

закономерности

построения

ряда

составляющих

элементов

и

предположения

следующего

элемента

данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например:

для темы "Число и цифра 9 " проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

Цели, обсуждаемые детьми:

1. Узнать, что обозначает цифра 9.

2. Определить состав числа 9.

3. Научиться писать цифру 9.

Исключение

Прием

можно

использовать

через

зрительное

или

слуховое

восприятие.

Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через

анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Первый вид. Исследуя звуковой ряд

детям необходимо через анализ общего и

о т л и ч н о г о ,

н а й т и

л и ш н е е ,

о б о с н о в ы в а я

с в о й

в ы б о р .

Например, тема урока «Птичьи разговоры». Даю детям послушать голоса животных.

Анализируя, дети легко определяют лишний голос птицы. Формулируется тема и цель

урока.

Второй

вид.

Задаю

детям

ряд

загадок

или

просто

слов,

с

обязательным

неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко

определяют лишнее.

Например,

урок

окружающего

мира

в

1классе

по

теме

урока

"Человек

и

домашние

животные".

Летом серый, а зимой белый.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Зимой спит, летом улья ворошит.

– Что общего во всех словах - отгадках? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит

правильный ответ.)

Группировка

Ряд фигур, цифр, слов, предметов предлагаю детям классифицировать по группам,

аргументируя

свой

выбор.

Вопросы

о

признаках

классификации

помогают

детям

определиться с целью урока и путями ее достижения. Например: тему урока «Слова с

разделительным мягким знаком»

можно рассмотреть на классификации слов: платье,

вьюга, день, соль, муравьи, окунь, счастье, конь, житьё.

Дети формулируют цели:

1.Вспомнить, что знаем о мягком знаке.

2.Узнать какую работу выполняет мягкий знак в предлагаемых словах.

3.Познакомиться с правописанием мягкого знака.

Урок математики по теме «Числа второго десятка» можно начать с предложения:

«Разделите на две группы числа: 5, 11, 18, 4, 15, 3, 12, 7»

Фильм

Демонстрируется специально подобранный фильм или мультфильм, анализируя

который,

дети

определяют

тему

и

цели

урока.

Этот

прием

очень

эмоционально

воспринимается

детьми.

Например,

урок

математики

тема

«Измерение

длины

в

сантиметрах». Цели урока учащиеся ставят после просмотра мультфильма «38 попугаев».

При планировании урока необходимо продумать такие приемы, при которых ученик

поставит перед собой осознанные цели и пути их достижения. Применение различных

приемов

целеполагания

формирует

положительную

мотивацию

учения,

создает

атмосферу, где уважают любое мнение, развивает неоднозначное отношение к различным

источникам информации, преобразуя детей в активных участников процесса обучения.

Это один из наиболее эффективных подходов к целеполаганию современного урока.

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит

целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и

творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной

жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник,

активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся

высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать

другого, без чего не получится взаимодействия.

Узелок на память

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Разделы

Другие статьи

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены

продвижению к тому результату, который запланирован в

основной цели.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!