Автор: Мокеева Елена Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ д/с №33 "Дельфин" Населённый пункт: Городской округ, город Кулебаки, Нижегородской области, р.п. Гремячево Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "В театр играем-речь развиваем" Раздел: дошкольное образование
Наименование «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Творческое название «В театр играем – речь развиваем»
Вид проекта Творческий
Тип проекта Долгосрочный
Срок- 2015-2016год
Заказчик Администрация МБДОУ д/с №33 «Дельфин»
Разработчики проекта воспитатели: Горбунова О.Н.,Рыжевская О.А.,
музыкальный руководитель: Мокеева Е.В.
Организация, на базе которой реализуется проект МБДОУ д/с №33
«Дельфин».
Обеспечение проекта: материально- техническое, учебно методическое,
информационное обеспечение.
Вводная часть:
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний и открытий.
Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои
становятся образцами для подражания.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
На театральных занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей,
мы учим детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим
сценкам.
Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному
искусству способствует и помещение-это музыкальный зал, с декорациями,
атрибутами, с музыкой и театральный уголок в групповой комнате, с
кукольным театром.
Во время занятий по театральному искусству мы учим детей исполнять не
только положительные роли, но и отрицательные. Уметь выразить динамикой
голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только
выразительным исполнением текста, но и пением.
Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как
его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться
спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в
инсценировке, (постановка спектаклей, опер, мюзиклов) как актеры
драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают
свой личный опыт. И мы - педагоги помогаем детям, привлекая родителей в
этот процесс. И тут у нас, педагогов, возникла идея создать и реализовать
совместный детско - взрослый творческий проект “В театр играем- речь
развиваем ” .
Цель проекта развитие связанной речи детей старшего дошкольного
возраста через театрализованную деятельность.
Задачи проекта 1. Совершенствовать лексико-грамматических средств
языка.
2. Совершенствовать звуковые стороны речи.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Формировать игровую мотивацию детской речи.
5. Создавать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу,
обогащать эмоционально- чувственную сферу ребёнка.
6. Развивать коммуникативные функции, умение сотрудничать со взрослыми
и друг с другом.
7. Совершенствовать просодическую сторону речи и интонационную
выразительность.
8. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех
участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
Срок реализации 2015 – 2016 год
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап:
Изучение методической литературы по данной теме, подготовка
Формирование проблемы, цели задач проекта.( сентябрь –декабрь2015г.)
Внедренческий (Основной) этап:
Практическая реализация проекта.
Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с
воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы
ДОО (январь 2015 –март2016)
Заключительный этап :
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание
презентации. (апрель – май 2016)
Образовательные области
• Социально- коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Исполнители проекта: воспитатели Горбунова О.Н.,Рыжевская О.А.,
музыкальный руководитель: Мокеева Е.В.
Целевые группы проекта :дети подготовительной группы «Радуга»,
педагоги ДОУ, родители воспитанников
Принципы:
1.
Импровизационность.
2.
Гуманность.
3.
Систематизация занятий.
4.
Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Формы работы:
организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
организация совместных с родителями мероприятий;
организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Формы работы с родителями:
1.
Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-
развивающей среды.
2.
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3.
Открытые показы занятий и театральных представлений.
4.
Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5.
Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Накопительный.
Второй этап – Творческий.
Третий этап – Результат.
На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с
театром, как видом искусства, с его разновидностями.
Работают над выразительностью речи, интонациями, пантомимических
действий под музыку. Просмотр кукольных и драматических спектаклей,
показанных детьми старшей и подготовительной групп и взрослыми..
Познакомить родителей с методической литературой по театрализованной
деятельности. Презентация проекта на родительском собрании, для
внедрения в совместную работу. Оформления родительского уголка на
тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.
На втором этапе педагоги привлекают к активному участию детей и
родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду
(драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений,
викторины).
На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы –
родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля
творческих семейных театров и создание совместного альбома “Театр в
жизни ребенка” , где у каждого ребенка есть своя страничка.
Предполагаемые результаты:
1.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного
сотрудничества в ходе реализации проекта.
2.
Получение детьми знаний о разновидностях театров (кукольный,
драматический, оперный).
3.
Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности
исполнения художественного образа: мимика, пластика. Улучшится
речевая память, научаться придумывать мини сказки.
№
Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
1.
Изготовление театров.
Сентябрь
Музыкальный
руководитель,
воспитатель.
2.
Изучение литературы по
театрализованной деятельности
Оформление родительского
уголка на тему «Домашний
театр», «Наши праздники»
Октябрь
Воспитатель,
музыкальный
руководитель.
3.
Папка- передвижка для
родителей “Мы любим сказки”.
Знакомство родителей с
конкурсом «Сказочный
костюм»
Ноябрь
воспитатель.
4.
Драматизация сказки
«Волшебная сказка»
Декабрь
Воспитатель,
музыкальный
Конкурс костюмов к
новогодней сказки.
руководитель,
родители.
5.
Пополнение театрального
уголка теневым театром.
Январь
Воспитатель, родители.
6.
Кукольный спектакль .
Экологическая сказка
«Теремок»
Февраль
Воспитатель,
музыкальный
руководитель.
7.
Вечер развлечения “Сказки
сами сочиняем” (творческая
работа детей и родителей).
Выпуск книжек с сочиненными
сказками.
Март
Родители.
8.
Карнавал сказочных героев
(дефиле костюмов и показ
эпизода из сказки).
Апрель
Воспитатель,
музыкальный
руководитель,
родители.
9.
совместное выступление детей
и родителей на выпускном
празднике
Май
Родители.
10
.
Артикуляционная гимнастика,
Техника речи, коррекционная
ритмика в режимных
моментах.
Оформление альбома «Театр в
жизни ребенка»
В течение
года
Воспитатели.
Музыкальный
руководитель.
Родители.
Литература:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
2.
СанПиН.
3.
Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей
от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс»,
Москва 2007 год.
4.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет»,
Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
5.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»,
Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
6.
Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе»,
изд-во «Корифей» г. Волгоград.
7.
И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во
«Феникс».
8.
Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-
во «Аркти», 2007 год.
9.
Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и
структура» г. Иваново, 2009 год.
10.С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
11.Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во
«Айрис-пресс», 2001 год.
12.В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и
обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
13.Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
14.Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Организация предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание
соответствующей предметно-развивающей среды.
1.
Мини – сцена с ширмой и микрофоном.
2.
Куклы би-ба-бо.
3.
Верховые куклы.
4.
Куклы на гапите.
5.
Плоскостные театры.
6.
Фланелеграф.
7.
Пальчиковые игрушки.
8.
Театр резиновой игрушки.
9.
Театр мягкой игрушки.
10.Театр кружек.
11.Театр марионеток.
12.Круглая настольная сцена.
13.Маски.
14.Костюмерная с большим зеркалом.
15.Уголок ряжения.
16.Театр рукавичек.
17.Теневой театр.
18.Театр ложек.
19.Книги-раскладушки.
20.Конусные куклы.
21.Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые,
струнные).
22.Атрибуты для танцевальных импровизаций.
Вывод:
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились
взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным
руководителем и родителями. Дети стали более общительными,
раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать
перед зрителями.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе
(изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них
талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно
лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и,
конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо
вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные,
дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера
творчества. Иначе говоря, проект “В театр играем- речь развиваем
” позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью
раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Оценка знаний, умений и навыков детей
Оценка знаний, умений и навыков детей
0 - отлично
Х - хорошо
У - удовлетворительно
- неудовлетворительно
Группа
Этюдный
тренаж
Игры-
драматизаци
и
Этюды с
куклами
Кукольные
спектакли
Общая оценка
Ф.И.
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Безрукова
Дарья
о
о
у
х
х
х
о
о
о
х
х
х
х
хорошо
Васянкин
Миша
Николаева
Вероника
Ершова
Анжелика
Железцов
а Настя
Лабудов
Артем
Махова
Вика
Молчанов
Александр
Новиков
Елисей
Радомская
Катя
Сенин
Арсений
Узяков
Сережа
Шаров
Артур
Яровенко
Никита
Хазова
Лиза
Бочкарева
Софья
Угарова
Настя
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по
следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
1.
Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
2.
Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи
руками»).
3.
Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение
отдельных черт характера).
4.
Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
1.
Желание участвовать в играх-драматизациях;
2.
Умение общаться с партнёром;
3.
Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.
Желание играть с куклой;
2.
Умение управлять ею;
3.
Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.
Желание участвовать в спектаклях;
2.
Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
3.
Способность создавать образ с помощью кукол театра.