Напоминание

"Формирование сенсорных представлений у детей с нарушением зрения"


Автор: Першина Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: г. Апатиты Мурманской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование сенсорных представлений у детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 59

МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской

области»

Обобщение опыта

«Развитие коммуникативных навыков в процессе формирования

сенсорных представлений у детей с нарушением зрения»

подготовлено

воспитателем зрительной группы

Першиной Т.А.

МБДОУ детский сад № 59

Умение

общаться

является

важным

пунктом

правильного

развития

ребенка.

Уже

родившись,

малыш

является

социальным

существом,

требующим

для

удовлетворения

своих

потребностей

участия

другого

человека.

Освоение

ребенком

культуры,

общечеловеческого

опыта

невозможно

без

взаимодействия

и

общения

с

другими

людьми.

Через

коммуникацию

происходит

развитие

сознания

и

высших

психических

функций.

И

в

связи

с

этим

возникает

необходимость

формирования

у

дошкольников конструктивных

способов

и

средств

взаимодействия

с

окружающими взрослыми, к взаимодействию друг с другом.

Сенсорное

развитие

ребенка

-

это

развитие

его

восприятия

и

формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений

окружающего мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического

воспитания

в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от

того, во-первых,

насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает

окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой

информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в

речи.

Насколько же сенсорное развитие ребенка зависит

от степени

сформированности коммуникативных навыков?

Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире с

помощью

различных

анализаторов,

при

этом

слово

закрепляет

представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников

слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности»

(Е.И. Тихеева), а первыми образы окружающего мира, т. е. язык развивается

наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок

«принял»

названия, он

должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны

предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте –

вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Каменский). Известно: чем выше

чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем богаче их словарный

запас. И активная обучающая роль взрослого в сенсорном развитии ребенка

с

нарушением

зрения

значительно

больше,

чем

в

жизни

нормально

видящего. Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи они

играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в

тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы

по

развитию

органов

чувств

и

восприятия.

Формирование

речи

неразрывно

связано

с

постижением

окружающего

мира.

И

наоборот.

Окружающая

ребенка

действительность

это

неисчерпаемый

источник,

который должен быть использован для обогащения языка.

Дефект

зрения

усложняет

взаимодействие

с

окружающей

средой,

изменяет социальную позицию. А нарушение или ограничение социальных

контактов влечет за собой целый ряд осложнений в формировании личности.

У

детей

потеря

зрения

приводит

к

сдерживанию

активной

позиции,

снижению

уровня

самостоятельности,

появлению

замкнуто сти,

необщительности,

возникновению

навязчивых

стереотипных

движений

(качание из стороны в сторону, кружение на одном месте, надавливание на

глаза). Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и влиять

на отношение к ребенку. Недостаточность социального опыта, искажения со

стороны окружающих людей способствует появлению у детей с нарушением

зрения отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства,

снижения

внимания

к

окружающим.

Слабовидящий

ребенок

не

имеет

возможности пользоваться такими выразительными средствами, как взгляд,

жест;

испытывает

затруднения

при

соотнесении

слова

с

обозначаемым

предметом. Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях

своевременной

и

соответствующей

коррекционной

помощи

детям

с

нарушением зрения. Упор делается в основном на активизацию деятельности

сохранных анализаторов (двигательно-кинестетического восприятия, слуха,

осязания, обоняния, вкуса).

Мы, педагоги, работающие с детьми с отклонениями в развитии, знаем,

что без специальной коррекционной работы ребенок обречен на неуспех.

Результаты наблюдений за нашими детьми с нарушением зрения

по

заданной

проблеме

привели

к

определению

задач,

требующих

решения:

Развивать

способность

понимать

речь

окружающих

людей,

расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к

явлениям природы и разнообразным предметам.

Развивать

все

компоненты

устной

речи

детей

(лексика,

грамматический

строй,

произносительная

сторона

речи,

связная

речь

диалогическая и монологическая формы)

На

основе

активного

использования

сохранных

анализаторов,

чувственного

и

опосредованного

восприятия

окружающего

мира

стимулировать остаточное зрение

Учить приемам и способам «видения» существенных свойств и

качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве),

обозначать их словом, самостоятельно использовать их в речи, побуждать

высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.

Активизировать когнитивные процессы (восприятие, мышление,

память, внимание)

Повышать мотивацию к самостоятельной и экспериментальной

деятельности дошкольников

Исходя из поставленных задач, мною была выбрана методическая тема:

«Формирование сенсорных представлений как средство развития

коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения».

С

целью

выявления

уровня

сформированности

коммуникативных

навыков мною был проведен мониторинг педагогической деятельности по

реализации

образовательной

области

«Коммуникация».

Результаты

мониторинга (2016 , начало года – высокий уровень - 8%; средний уровень –

68 %; низкий уровень – 24 %) указывали на то, что у детей с нарушением

зрения,

получаемая

информация

недостаточна,

словарный

запас

беден,

грамматический

строй

речи

нарушен,

для

высказываний

характерны

нарушение

связности

и

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски.

Они

не

уверены

в

своих

высказываниях,

действиях,

всегда

нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

Намеченные задачи определили направления работы:

1.Организация предметно - развивающей среды в группе.

2.Разработка

комплекса

коррекционных

игр

и

упражнений,

направленных на активизацию чувственного познания и речи.

3.Развитие

коммуникативных

навыков

у

детей

в

непосредственно

образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми.

1.

Одним

из

необходимых

условий

в

обучении

и

воспитании

становится

создание

предметно-пространственной

среды

группы.

Организуя предметно-пространственную среду в группе, мы учитывали всё,

что

будет

способствовать

становлению

базовых

характеристик

личности

каждого

ребёнка:

закономерности

психического

развития

дошкольников,

показатели

их

здоровья,

психофизиологические

и

коммуникативные

особенности, уровень общего и речевого развития.

Центру продуктивной деятельности на полисенсорной основе отведено

самое светлое место в группе. Здесь малышей встречает яркий «слоник» и

предлагает

поиграть

с

ним.

Подобраны

игры

на

развитие

всех

видов

восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного), на

основе

которого

формируются

полноценные

представления

о

внешних

свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве,

запахе, вкусе.

Социальное развитие дошкольника идет успешнее, если все органы

чувств

затронуты

в

процессе

ознакомления

с

окружающим

миром.

Акустическая

сенсорная

панель

как

раз

и

развивает

тактильную

чувствительность, зрительную и слуховую активность, стимулирует интерес

к

познавательной

деятельности,

экспериментированию,

и

конечно

же,

развитию

коммуникативных

навыков

(поверхности

разной

фактуры,

музыкальные игрушки, лабиринты, геометрические фигуры…).

Неограниченные возможности познать мир и себя в нем заключают в

себе игры с водой и песком. Это прекрасные посредники для установления

контакта с малышом. Через игры с водой и песком легко решаются такие

задачи, как развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально –

волевой

и

когнитивных

сфер,

и

конечно

же,

формирование

сенсорных

представлений.

Для

этого

в

нашей

группе

имеется

«сенсорный

стол»,

в

котором

предусмотрены

емкости

с

водой,

надувные

лабиринты,

водяные

мельницы,

наборы

плавающих

игрушек,

разноцветные

камушки,

игры

«Ловись рыбка» и др.

2.

Мною

подобраны

комплексы

коррекционных

игр,

направленных на активизацию чувственного познания и речи. Обращаю

внимание:

практический

материал

мною

многократно

апробирован

и

подтвердил свою эффективность.

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

«Кто разбудил Мишутку

Учить

различать

знакомые

голоса

без

зрительного

анализатора.

(Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать)

«Стеклянный, деревянный». Учить по звучанию отгадывать из какого

материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (посуда фарфоровая,

металлическая, деревянная и разные предметы из фарфора, металла, стекла).

«Колпачок и палочка»

Учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек;

неваляшку, барабан, погремушку (на глазах у ребенка, стоящего в кругу,

повязка). Дети водят хоровод: «Раз, два, три, четыре, пять будет палочка

искать». На кого ведущий покажет палочкой, тот берет музыкальную игрушку

и озвучивает ее. Ребенок в кругу должен узнать инструмент.

Игры и упражнения на развитие слуха

«Слушаем погоду» . Учить слышать и узнавать стук капель по стеклу,

завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

«Слушаем звуки улицы». Дать представление о том, что у каждого

предмета свой голос

(гудок

автомобиля,

скрип

закрывающейся

двери,

скрежет

и

визг

тормозов, рев самолета, пение птиц)

«Отгадай, откуда идет звук» Учить определять и показывать рукой

направление звука. Ведущий находится за спиной у детей, перемещается

налево, направо, поднимает и опускает разные предметы.

Игры и упражнения на развитие тактильных представлений

«Ритм для пальцев» . Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать

поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот.

«Вода» Учить менять количество разбрызгиваемой воды, брызгать на

все части тела в дидактических играх «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду»

Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия

«Сладкое - соленое» . Учить узнавать сладкое, соленое (приготовить

одинаковые кусочки хлеба и печенья, посыпанные сахаром и солью, давать

попробовать их поочередно).

«Что самое вкусное?». Активизировать вкусовой анализатор, учить

определять напиток на вкус, обозначить его словом, выбирать из нескольких

предъявленных (кипяченая вода, компот, сок, молоко) конкретный напиток.

Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия

«В саду, в лесу, на огороде». Учить по запаху определять то, что растет

в саду, в лесу, на огороде (яблоки, апельсины, цветы, овощи)

«Чем пахнут ремесла» Учить по запаху определять клей, бумагу, ткань,

дерево (опилки, стружка),краски.

3. Основное содержание сенсорного воспитания дошкольников

это

ознакомление

с

сенсорными

эталонами

и

обогащение

способами

обследования

предметов.

Накопление

разнообразного

сенсорного

опыта

происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной

жизни.

Например,

знания

о

цвете,

форме

и

положении

предметов

в

пространстве закрепляются и расширяются на занятиях по изобразительной

деятельности

(рисование,

лепка,

аппликация),

а

также

в

процессе

конструирования;

представления

о

величине

и

количестве

предметов

занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Развитие

обоняния

и

вкуса

происходит

в

ходе

режимных

моментов,

в

различных бытовых ситуациях.

Наши малыши еще не могут самостоятельно рассматривать предметы,

подмечать

их

качества.

Значит

нам,

педагогам,

необходимо

формировать

сенсорные

представления

через

ощущения

и

восприятия.

А

эта

задача

успешно

решается

на

занятиях.

Именно

формирование

элементарных

математических представлений предполагает обучение малышей способам

обследования предметов: наложению, прикладыванию, группировке по цвету,

форме, величине, положению в пространстве.

Использование компьютерных технологий на занятиях позволяют мне

разумно сочетать традиционные и современные средства,

увеличивая тем

самым интерес к изучаемому материалу. А яркая цветовая окраска слайдов,

движущиеся

объекты

на

экране

воздействуют

на

сетчатку

глаза,

способствуют

восстановлению

зрительных

функций.

Так,

с

целью

а к т и в и з а ц и и

ко р р е к ц и о н н о го

п р о ц е с с а ,

р о с т а

м о т и в а ц и и ,

заинтересованности использую слайд – шоу на занятиях по формированию

эл е м е н т а р н ы х

мат е мат и ч е с к и х

п р ед с т а вл е н и й ,

н а

з а н я т и я х

природоведческого цикла («Маша и медведь», «Зимой в лесу»)

Одним

из

эффективных

средств

развития

ребенка-дошкольника

является

изобразительная

деятельность,

так

как

в

ее

процессе

ребенок

учиться видеть, понимать, и отображать окружающие предметы и явления.

Занятия по изобразительной деятельности содержат большие возможности

для

коррекции

цветовосприятия,

формы,

величины,

положению

в

пространстве.

В

процессе

восприятия

и

отображения

происходит

конкретизация

и

активизация

речи.

Учим

детей

проговаривать

последовательность изображения, обогащаем речь, словарный запас. Дети

рассказывают о своих рисунках, при этом развивается связная речь.

Для формирования непосредственных чувственных образов огромное

значение имеет рисование с натуры. С этой целью нами был проведен цикл

занятий

«Рисуем натюрморт» по формированию приемов

наблюдения

натуральных

предметов.

Обследование

предметов

начинали

со

слов

«потрогайте», «понюхайте», «погладьте», активизируя при этом сохранные

анализаторы. Для рисования

с натуры

были выбраны фрукты и овощи,

осенние

листья,

цветы

в

вазе.

Добиваясь

более

тонкого

восприятия,

предлагала для

рассмотрения два аналогичных предмета, но разных по

форме, цвету, величине. Результаты проведенных занятий показали, что все

дети

сумели

передать

в

рисунке

форму,

цвет,

даже

композицию

изображаемого, но с большим трудом и с меньшей точностью передавали

отношения величины предметов.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в

себе

книга,

то

наслаждение,

которое

доставляет

погружение

в

чтение.

Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу,

наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои

чувства и переживания детям.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!