Автор: Цепилова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: р.п. Бердяуш
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Организация пианистического аппарата как основа формирования начинающего пианиста"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
ДШИ р.п. Бердяуш преподаватель Цепилова О.А
Тема: «Организация пианистического аппарата как основа
формирования начинающего пианиста»
Дата проведения:27.11.2017г
Форма урока: индивидуальное занятие с учащейся 1 класса Ольховской
Катей обучающейся по программе ДПОП
Цель: Формирование и развитие пианистических навыков на начальном
этапе обучения в классе фортепиано.
Задачи урока:
Воспитание базовых двигательных ощущений каждой из рук в отдельности и
их координации;
Формирование опорных навыков руки на 1-й и 5-й палец;
Закрепление игровых навыков на фортепиано (приемы нон легато, стаккато и
легато);
Закрепление правильной постановки руки и ее положения на клавиатуре;
Развитие слуховых впечатлений через правильное интонирование.
Тип урока - урок закрепления полученных навыков.
Методы и приемы:
Наглядно – слуховой (показ, демонстрация пианистических приемов);
Словесный - (объяснение, показ);
Практический (игра упражнений на инструменте);
Эмоциональный (эмоциональная реакция на художественный образ).
Ход урока:
Вступительное слово педагога:
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения
инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном
комплексе. Работая в музыкальной школе с детьми различных музыкальных и
двигательных возможностей, я пришла к выводу, что практически у каждого
ребенка возникают проблемы с координацией движений и несвободой кистей,
рук, плечевого пояса. Проблемы координации движений у детей, впервые
пришедших в музыкальную школу, вполне объяснимы: до этого они никогда
не использовали действий, которые необходимы при игре на фортепиано.
С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется одна очень
важная работа - работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего
механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над
осмысленным прикосновением к инструменту.
Итак, сегодня в работе мне поможет Ольховская Катя ученица моего класса.
На этом уроке нам хотелось бы представить некоторые упражнения из
сборника Л. А. Масколенко «Методика организации пианистического
аппарата в первый год обучения». Они легко усваиваются детьми и
позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка, как с
различными техническими формулами, так и разными приемами
звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.
Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими
упражнениями, зато они любят музицировать, им нравится заниматься
физкультурой - бегать, прыгать, приседать. Разнообразные движения
необходимы для их физического развития и доставляют массу удовольствия.
Эта любовь к движениям положена в основу всех упражнений на уроке.
Ассоциации с простыми физическими упражнениями, приятными для тела,
помогают почувствовать приятные ощущения в пальцах и руках при игре на
фортепиано. Кроме этого упражнения очень полезны для развития
координации маленького пианиста, его ощущения клавиатуры.
Прежде, чем приступить к исполнению музыкальных произведений, мы
должны привести наш игровой аппарат в рабочее состояние.
Гимнастика: для освобождения всего игрового аппарата.
Упражнение на крышке инструмента (на столе): для формирования
округлой формы кисти и правильного положения пальцев.
1.«Песочки» - «накладываем» в формочку –ладошку «песочек» и аккуратно
ставим на крышку инструмента. Снимаем руку осторожно, чтобы не сломать
конструкцию.
2. «Бабочка машет крылышком». – 1 палец остается прижатым к крышке
инструмента (это может быть стол), а остальные пальцы имитируют мягкие и
пластичные движения крыла бабочки. Запястье при этом «дышит».
Выполняется сначала отдельно руками, а затем – двумя: бабочка машет двумя
крыльями.
Переходим к упражнениям на клавиатуре - с целью постановки
пианистического аппарата и работы над штрихами.
На клавиатуре формируется правильная постановка руки по «Формуле
Шопена». Для этого положить 2,3,4 пальцы на 3 черные клавиши, а 1-ый и 5-
ый пальцы на соседние белые.
Играем в «Стрекозу» (бабочку, пчелку).
Упражнение состоит из двух фаз.
Сначала рука плавно поднимается и кладется на пюпитр, пальцы свободно
раскрыты: стрекоза плавно взлетела, расправила крылышки и греется на
солнышке.
Вторая фаза: рука также плавно опускается на клавиатуру, третий палец
ставится на черную клавишу, пальцы собираются. Стрекоза села на сучок и
собрала крылышки, чтобы не сломать их о ветки. Стрекоза легка, значит звук,
извлекаемый третьим пальцем, должен быть тихим, нежным. Собранные же
крылышки придают кисти округлую форму.
- Ты очень хорошо поработала, а теперь мы немного отвлечемся, а заодно и
повторим, какие ты знаешь штрихи. (работа с компьютером - презентация,
для закрепления знаний о штрихах.)
Сейчас мы покажем вам упражнение на nonlegato, 3-м пальцем играются
ноты, расположенные через 2 октавы подряд и обратно. Извлечение
отдельных звуков на клавиатуре с переносом руки из одной октавы в другую
или без переноса должно быть связано с глубоким, плотным погружением
подушечки пальца до самого дна клавиши. Именно этот прием ведет к
образованию глубокого фортепианного тона. «Соприкосновение пальца с
клавишей должно быть «незаметным», мягким, эластичным; это предохранит
от возникновения немузыкальных призвуков (стука, шлепка и т.п.)
Эти упражнения знакомят ученика с приемом звукоизвлечения
штриха non legato. Перенос руки через октаву способствует развитию
координации движения.
Интонацию legatoудобно выполнять парой пальцев, из которыхьпервый
короче, второй длиннее, так как «нащупать» тихий второй звук во время
движения запястья вверх легче более длинным пальцем: 4-2,2-3,5-4,1-2.
После изучения двузначных интонаций легато можно перейти к изучению
трёхзвучных (возможные варианты интонирования: ручеёк, Аннушка,
берёзка. Сначала эти интонации лучше исполнять 2-3-4 пальцами (или в
обратном порядке):позиция наиболее устойчивая, пальцы почти ровные по
длине.
Интонация «Аннушка»начинается низким запястьем «на выдохе», а
заканчивается «на вдохе», что ослабляет звучность. Интонация «берёзка»
начинается и заканчивается высоким запястьем, на среднем же звуке оно
опускается вниз.
После коротких интонаций легато можно перейти к фразировочным. Для
начала лучше, чтобы фразы состояли из знакомых ученику двух и
трёхзвучных интонаций по уже знакомым принципам.
Упр.Танкист и Рыбак по Ш.Ганону – знакомят с исполнением
штриха legato. Дети без труда усваивают способ связного звучания - легато,
если переходят к нему от нон легато, которым они пользуются на первых
занятиях, подбирая мелодии. Связная игра требует от ребенка обостренного
слухового восприятия - умения прислушаться к моменту перехода одного
звука в другой.
Упр-я на подкладывание 1-го пальца готовят к исполнению гамм. Детям
играть гаммы сложно, так как детское внимание очень непросто удержать на
протяжении длинных однотипных построений. Однако ценность этого
материала неоценима. В гаммах закрепляются и развиваются навыки игры
legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии,
развивается пальцевая беглость, ученик постепенно знакомится с
закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т. д.
- нужно контролировать подкладывание 1 пальца. 1 палец готовим заранее, он
должен быть свободен во время игры других пальцев. В момент взятия звука
1-м пальцем важно не допускать "ныряния" запястья вместе с пальцем. При
перекладывании 3 пальца проследи, чтобы 1-й держался на клавише
уверенно и кисть была развернута по направлению движения.
Упражнения на staccato. Постепенно нон легато может быть приближено к
более легкому и короткому звучанию, но и значительно позже не следует
допускать излишне острого стаккато: резкое отрывистое движение от
клавиши легко приведет к скованности кисти и предплечья. Звуки staccato,
которые встречаются в начале обучения, должны извлекаться всегда всей
рукой. Игру от предплечья - быстрое staccato - в первый год давать не следует,
так как ее правильное осуществление требует уже совершенного владения
объединяющим движением верхней части руки.
staccato осваивается в игровой ситуации, именуемой игрой в «Кузнечика».
Игровая ситуация создана на основе упражнения «Кузнечик скачет и говорит
стишок» из фортепианной школы «Путь к музицированию» и песни И.
Шаинского на стихи Е. Носова «Песенка про кузнечика».
А теперь переходим к пьесам.
Коровицын «Вальс Золушки»- работа над выполнением штриха legato,
снятиями в левой руке. Выясняем, какой характер и настроение
произведения, какой основной штрих в этой пьесе, какими приемами
звукоизвлечения будем пользоваться. Работа двумя руками.
Коровициын Полька «Деревянные башмаки» - работа над точностью
исполнения штрихана nonlegato и разных сочетаний штрихов, развитием
двигательных ощущений с непосредственным вовлечением в музыкальный
процесс. Выясняем, какой характер и настроение произведения, какой
основной штрих в этой пьесе, какими приемами звукоизвлечения будем
пользоваться. Работа отдельными руками.
- Мы закончили наш урок. Подведем итоги урока: мы еще раз повторили, как
правильно сидеть за инструментом, какие у нас должны быть руки, как
ставить пальчики. Скажи, это только на уроке так нужно все правильно
выполнять? Или дома можно играть, как попало?
- Благодарю Катюшу за хорошую работу на уроке.
Мы познакомили вас с некоторыми упражнениями. Этот комплекс
упражнений может изменяться и варьироваться в зависимости от
индивидуальности детей. У каждого педагога существует свой комплекс
упражнений и игр для постановки рук, но может быть данный урок вызовет
определенный интерес. Кроме того, считаю нужным давать ребенку не
просто сухие упражнения, - каждое имеет свое название, определенную
ассоциацию, что позволяет ученику не только правильно выполнить
движение, но и найти нужное звучание при соприкосновении с клавиатурой.
Список используемой литературы:
1.Москаленко Л.А Методика организации пианистического аппарата в
первый год обучения. Новосибирск, 1989.
2.Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Ростов-на-Дону, 2002
3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.
4. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.,М. - 1982
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,М.- 1988
6. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансона
В. - М., М. -1981
7. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.
Ленинград – 1985
8. Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста: Учебно-
методическое пособие [Текст] / Е. М. Тимакин. М.: «Советский композитор»,
1987.