Напоминание

"Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики и ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Романенкова Анна Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №5 Красногвардейского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Индвивидуальный план работы с детьми 5-6 лет
Тема: "Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики и ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный план работы по развитию зрительного восприятия,

мелкой моторики и осязания и ориентировки в пространстве

(примерный план на одного ребенка)

Задачи коррекционно-развивающей работы.

1.Зрительное восприятие.

-закреплять

умения

зрительного

обследования

и

умения

анализировать,

классифицировать предметы по их основным признакам;

-различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма,

цвет, величина и пространственное положение);

-учить

отличать

основные

оттенки

цвета,

насыщенность,

контрастность

цветов,

светлоту;

узнавать

цвет

реальных

предметов

в

растительном

и

животном мире;

-учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию,

схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру

цветных и одноцветных изображений.

-замечать цвет движущихся объектов;

-учить

отличать

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал, трапеция, ромб) и объемные фигуры (шар, куб, кирпич,

цилиндр, конус); учить использовать их формы как эталона для анализа

основной формы реальных предметов;

-использовать

лекала,

трафареты

для

изображения

и

дорисовывания

предметов;

-учить

зрительному

анализу

формы

и

величины

предметов,

отбирать

предметы по убывающей и возрастающей величине;

-учить

выделять

и

словесно

обозначать

величину

реальных

предметов,

устанавливать взаимосвязь между предметами по величине; располагать на

фланелеграфе, столе предметы и изображения по возрастающей (убывающей)

величине, упражнять глазомер у детей;

-учить видеть, понимать и словесно обозначать аналогичное расположение

натуральных

объектов

в

реальной

обстановке

в

процессе

наблюдений

и

дидактических игр и упражнений;

-уметь выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире;

-учить

детей

описывать

предметы

и

находить

их

по

описанию,

уметь

оперировать

не

только

зрительно

воспринимаемыми

предметами,

но

и

отмечать признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием и т.д.

2.Развитие ориентировки в пространстве.

-учить

детей

обозначать

в

речи

пространственное

расположение

частей

своего тела, активно использовать в речи пространственные термины (руки

— "правая", "левая"; грудь — "впереди", спина — "сзади" и т.д.);

-определять

пространственное

расположение

игрушек,

окружающих

предметов с точкой отсчета от себя: справа — слева, вверху — внизу, впереди

— сзади);

-словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с

точкой отсчета от себя;

-находить

и

располагать

игрушки

и

предметы

в

названных

педагогом

направлениях окружающего пространства;

-определять стороны предметов, наполняющих пространство;

-закреплять

умение

показывать

рукой,

флажком

и

т.д.

направления

пространства с точкой отсчета от себя;

-

учить

передвигаться

в

названном

направлении,

сохранять

направление

движения,

обозначать

направление

движения

соответствующими

пространственными терминами;

-учить

понимать

и

выполнять

практические

действия

в

соответствии

со

словесными инструкциями педагога;

-контролировать свои действия с помощью зрения и осязания;

-закреплять и уточнять знание детьми значения слов: "далеко", "близко",

"дальше", "ближе";

- знакомить с формой окружающих предметов (тарелка круглая, зеркало

овальное, поверхность стола прямоугольная и т.д.);

-расширять

представления

детей

о

величине

предметов

(большой

-

маленький, больше - меньше, самый большой - самый маленький, длиннее -

короче, самый длинный - самый короткий и т.д.);

-учить

сравнивать

игрушки,

предметы

по

величине;

находить

предметы

названной величины; словесно обозначать величину предметов;

-учить

ориентироваться

на

участке:

определять

и

словесно

обозначать

пространственное расположение оборудования ("веранда справа от меня",

"качели впереди", "горка слева от меня" и т.д.);

-учить

ориентироваться

с

помощью

слуха,

осязания,

обоняния,

температурной

чувствительности

(различать

шум

листвы,

дождя,

ветра,

проезжающих машин, крики птиц);

-узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка;

учить узнавать предметы по характерным запахам;

-развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности

стола);

-учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева

направо

и

в

названных

направлениях

(слева,

справа,

вверху,

внизу,

посредине);

определять

и

словесно

обозначать

пространственное

расположение игрушек и предметовв микропространстве;

-развивать

умение

детей

соотносить реальные

предметы с их условными

изображениями;

-моделировать

простейшие

пространственные

отношения

из

кубиков,

строительного материала.

3.Развитие мелкой моторики и осязания.

-

учить

различать

величину

предметов,

учить

осязательным

приемам

сравнения

предметов:

наложением

плоскостных

предметов,

измерение

с

помощью

осязательных

действий

пальцев,

с

использованием

условных

мерок;

-учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить разницу в

деревянных,

металлических,

стеклянных,

пластмассовых

поверхностях;

давать

детям

возможность

упражняться

в

различении

этих

признаков

в

реальной обстановке;

-учить

детей

классифицировать

предметы

в

группы

по

общим

от -

личительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие,

все холодные, теплые, колючие; здесь теплые);

-обследование различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей,

стекла и других материалов) с целью тренировки, дифференцирования их

величины, фактуры и температурных ощущений;

-учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину;

-учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму,

строение

тела,

характерные

признаки

и

особенности

тела:голова

шарообразная, покатые или круглые плечи, худые руки ноги, волосы жесткие

(кудрявые, длинные или короткие и т.д.);

-учить

выкладыванию

узоров

из

геометрических

фигур,

составлению

отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и

композиций из них;

-работа

с

бумагой:

ознакомление

с

различными

сортами

бумаги

(промокательная,

салфеточная,

газетная,

туалетная,

тет радная ,

перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным

направлениям,

обрывание

листа

по

сгибу,

обрывание

бумаги

по

контуру

рельефных

рисунков

предметов,

составление

из

них

композиций

накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания;

-работа с нитями: наматывание клубков, связывание нитей, распутывание

узлов, выполнение различных плетений типа макраме;

-работа с палочками: вынимание палочек из коробочки попеременно правой и

левой

руками,

перекладывание

палочек

из

одной

коробки

в

другую,

составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур,

контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Месяц

Неделя

Темы занятий

Сентябрь

1-я

2-я

Овощи. Огород

3-я

Фрукты. Сад.

4-я

Осень

Октябрь

1-я

Хлеб

2-я

Перелетные птицы

3-я

Одежда

4-я

Обувь

Ноябрь

1-я

Посуда

2-я

Мебель

3-я

Домашние животные

Дикие животные

Декабрь

1-я

Зима

2-я

Зимующие птицы

3-я

Новогодний праздник

4-я

Зимние развлечения

Январь

1-я

2-я

Игрушки

3-я

Почта

4-я

Транспорт

Февраль

1-я

Профессии на транспорте

2-я

Бытовые приборы

3-я

23 февраля

4-я

Человек. Твое тело

Март

1-я

Мамин праздник – 8 марта

2-я

Наш город

3-я

Наш дом

4-я

Правила дорожного движения

Апрель

1-я

Космос

2-я

Весна. Первоцветы

3-я

Труд людей весной

4-я

Дикие животные весной

С Е Н Т Я Б Р Ь

1-я неделя

2-я неделя

«Овощи.Огород»

3-я неделя

«Фрукты.Сад»

4-я неделя

«Осень»

Понедель

ник

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1.«Чего не стало?»

2 . Р а б о т а

п о

сюжетным картинкам.

3.Физминутка

4.«Лепим овощи»

1.Под.игра

«Яблочко»

2.Рассматривание

картины «Фрукты»

3.Физминутка.

4 . « У г а д а й

и

назови»

5.Разрез.картинки.

1.Пал

гимнастик а

«Осенний букет»

2.Рассматривание

плаката «Осень».

3.Физминутка.

4.«Угадай, что это?»

5.«Опиши предмет»

Среда

1.Загадки.

2.«Найди и покажи»

3.Физминутка.

4. «Где растет?»

1.«Чего не стало?»

2.«Что где стоит?»

3.Физминутка.

1.«Что изменилось»

2.«Поставь

под…,

над…»

3.Физминутка.

4.«Инструкции»

5 . « К о г д а

э т о

бывает?»

Пятница

1.«1-2-3»

2. «Что изменилось»

3. Физминутка

4. Работа с

косточками

1.«»

2.«Что больше»

3. Физминутка.

4. «Обведи и

раскрась»

1.«4-5-6»

2.Работа с цифрами

на клеточном поле.

3. Физминутка.

4.«Собери палочки»

О К Т Я Б Р Ь

1-я неделя

«Хлеб»

2-я неделя

«Перелетные

птицы»

3-я неделя

«Одежда»

4-я неделя

«Обувь»

Понедель

ник

1.Пальч.гимнастика

«Каша»

2.«Что

изменилось?»

3.Физминутка.

4.«Узнай цвет»

5.«Сложи узор»

1. «Чего не стало?»

2 . Р а б о т а

п о

сюжетным картинкам.

3.Физминутка..

4.«Цветное панно»

1.Подвижная игра

«Помощники»

2.Рассматривание

картины«Одежда»

3.Физминутка.

4.«Какая?»

5.«Что лишнее?»

1.Пальч.«Новые

кроссовки»

2.Рассматривание

с ю ж .

к а р т и н о к

3.Физминутка.

4 . « П о д б е р и

п о

цвету»

5.Разрез.картинки.

Среда

1.Подвижная

игра

«Рожь»

2.«Посчитаем»

3.Физминутка.

4.«Что

слева,

что

справа»

5.Знакомство

со

схемой.

1.Загадки.

2.«Где птичка?»

3.Физминутка.

4.Расположение

изображений на листе

бумаги.

1.«Чего не стало?»

2.«Что где стоит?»

3.Физминутка.

4.Составление

схемы кабинета.

1.Подвижная

игра

«Калоши»

2.«Ближе-дальше»

3.Физминутка..

4 . « Ч т о

г д е

находится»

5.Составление

схемы группы.

Пятница

1.Прямой и

обратный счет до

10.

2.«Поставь цифру

к картинке»

3. Физминутка.

4. «Угадай цифру»

1.«Примерчики»

2. «Что изменилось»

3. Физминутка.

4.Выкладывание

цифр из различного

материала.

1.«Слушай и

считай»

2.«Что больше»

3. Физминутка.

4.Знакомство с

различными

видами ткани.

1.«Узнай число»

2.«Посчитай»

3. Физминутка.

4.Ткани. Вырезание

из ткани различных

деталей.

Н О Я Б Р Ь

1-я неделя

«Посуда»

2-я неделя

«Мебель»

3-я неделя

«Домашние

животные»

4-я неделя

«Дикие животные»

Понедель

ник

1.Подв.игра

«Чайник»

2.Рассм-е

посуды

и з

р а з л и ч н о г о

материала.

3.Физминутка.

4 . « П о д б е р и

п о

цвету»

1.«Будь внимателен»

2.Работа

по

с ю ж .

картинкам.

3.Физминутка.

4 . « Н азо в и

ф о р м у

предметов»

5.Составление предм.

из геофигур.

1.Подвижная

игра

«Помощники»

2.Рассм-е

картины

«Одежда»

3.Физминутка.

4.«Какая?»

5.«Что лишнее?»

1.Пальчиковая

гимнастика

«Новые

кроссовки»

2.Рассм-е сюжетных

картинок по теме.

3.Физминутка.

4 . « П о д б е р и

п о

цвету»

5.Разр. картинки.

Среда

1.Загадки.

2.«Где находится?»

3.Физминутка.

4.«Что

слева,

что

справа»

1.Загадки.

2.«Где птичка?»

3.Физминутка.

4.Расположение

изображений на листе

бумаги.

1.«Чего не стало?»

2.«Что где стоит?»

3.Физминутка.

4.Составление

схемы кабинета.

1.Подвижная

игра

«Калоши»

2.«Ближе-дальше»

3.Физминутка.

4 . « Ч т о

г д е

находится»

Пятница

1.Прямой и

обратный счет до

10.

2.«Поставь цифру

к картинке»

3. Физминутка.

4. «Угадай цифру»

1.«Примерчики»

2. «Что изменилось»

3. Физминутка.

4.Выкладывание

цифр из различного

материала.

1.«Слушай и

считай»

2.«Что больше»

3. Физминутка.

4.Знакомство с

различными

видами ткани.

1.«Узнай число»

2.«Посчитай»

3. Физминутка.

4.Ткани. Вырезание

из ткани различных

деталей.

Д Е К А Б Р Ь

1-я неделя

«Зима»

2-я неделя

«Зимующие птицы»

3-я неделя

«Новогодний

праздник»

4-я неделя

«Зимние

развлечения»

Понедель

ник

1.Загадки.

2 . Р а б о т а

п о

календарю

природы.

3.Физминутка.

4.«Сложи узор»

( ап п ли к аци я

и з

геофигур)

1.Пальчиковая

гимнастика «Пирог»

2 . Р а б о т а

п о

картинкам.

3.Физминутка.

4 . « К о в р и к

в

кормушку»

1.Пальчиковая

гимнастика

«На елке»

2 . Б е с е д а

о

п р а з д н и к е

п о

картинкам.

3.Физминутка.

4.«Развесь игрушки

на елке»

1.П/и «На лыжах»

2.Рассматривание

картины

«Зимние

забавы»

3.Физминутка.

4 . П л о с к и е

и

объемные тела.

Среда

1.Пальч.

гимнастика

«Это

я»

2.«Левая-правая»

3.Физминутка.

4.Изображение

на

л и с т е

с х е м ы

своего тела.

1.Загадки.

2 . З н а к о м с т в о

с

клеточками.

3.Физминутка.

4 . Р и с о в а н и е

п о

клеткам.

1.«Поставь крестик

в нужную клетку»

2.«Найди

нужную

клетку»

3.Физминутка.

4.Рисование

п о

клеткам.

Р и с о в а н и е

п о

клеточкам.

Пятница

1. «Посчитаем

птичек».

2.«Сравни числа»

3. Физминутка.

1.«Разложи предметы

по материалу»

2. «Из чего?»

3. Физминутка.

1.«Посчитай и

сравни»

2.«Задачки»

3. Физминутка.

Повторение

различных видов

тканей.

4.Состав чисел 7-9.

4.Материал – магнит.

4.Состав числа 10.

Я Н В А Р Ь

1-я неделя

2-я неделя

«Игрушки»

3-я неделя

«Почта»

4-я неделя

«Транспорт»

Понедель

ник

1.Рассм-е картинок по

теме.

2.

«Назови

ласково»

(с мячом)

3.Физминутка.

4.«Выбери

предметы

такой же формы»

1.Пальч.

гимнаст.

«Почтальон»

2.Рассм-е

картинок,

3.Физминутка.

4.«Почтовый ящик»

1.П/и «Теплоход»

2.Рассм-е

картины

«Виды транспорта».

3.Физминутка.

4.«Сделай грузовик»

( а п п л и к а ц и я

и з

геофигур)

Среда

1.Разрез.картинки.

2.«Расставь

игрушки

правильно»

3.Физминутка.

4.«Что где находится»

1.«Что

изменилось»

2.«Разложи

письма»

3.Физминутка.

4.Граф.диктант.

1.П/и «Самолет».

2 . « К у д а

е д е т

машина»

3.Физминутка.

4 . Р и с о в а н и е

п о

клеточкам машины.

Пятница

1.«Посчитаем

игрушки»

2. «Сравни»

3. Физминутка.

4.Выкладывание

цифр из различного

материала.

1.«Выбери все

желез., стеклян.»

2.«Сравни и опиши

предметы»

3. Физминутка.

4. «Нарисуй на

предмете».

1.«Задачки»

2.«Собери цифры»

3. Физминутка.

4. «Домик для

чисел»

Ф Е В Р А Л Ь

1-я неделя

«Профессии на

транспорте»

2-я неделя

«Бытовые

приборы»

3-я неделя

«23 февраля»

4-я неделя

«Человек. Твое

тело»

Понедель

ник

1 . П о д в .

и г р а

«Машинист»

2.Рассм-е

сюжетных картинок

3.Физминутка.

4.«Поставь машину

в гараж» (по цвету)

1.«Будь

внимателен»

2 . Р а б о т а

п о

сюжетным

картинкам.

3.Физминутка.

4.«Найди предмет и

раскрась»

(наложенные карт.)

1.Подвижная

и г р а

« М ы -

шоферы»(А,18)

2.Рассм-е

сюж.

картинок.

3.Физминутка.

4.Изготовление

п од а р к о в

д л я

пап, дедушек.

1.П/и «Это я»

2.«Назови

ласково»

3.Физминутка.

4.«Сложи

человечка»

Среда

1.Загадки

2.«Где находится?»

3.Физминутка.

4.«Поставь машину

слева, справа,…»

1.Загадки.

2.«1-2-5»

3.Физминутка.

4.«Разложи рисунки

на

листе,

к ак

я

скажу»

1.«Что

изменилось»

2.«Куда

упала

звездочка?»

3.Физминутка.

4.Ориентировка

на листе бумаги.

1.Загадки.

2.«Ближе-

дальше»

3.Физминутка.

4.Ориентировка

на листе бумаги.

Пятница

1.Разрезные

картинки.

2.«Узнай предмет

на ощупь»

3. Физминутка.

4. «Опиши

предмет»

1.«Примерчики»

2. «Узнай число»

3. Физминутка.

4.Выкладывание

цифр из различного

материала.

1.«Из чего

звездочки»

2.«Каких

предметов

больше»

3. Физминутка.

4. «Собери

одинаковые

1.«Задачки»

2.«Число

пропало!»

3. Физминутка.

4. «Посчитаем

наши пальчики»

предметы»

М А Р Т

1-я неделя

«Мамин

праздник»

2-я неделя

«Наш город»

3-я неделя

«Наш дом»

4-я неделя

«Правила дор.

движения»

Понедель

ник

1 . П / и

« М а м и н ы

помощники»

2 . Ра ссм - е

с ю ж .

картинок.

3.Физминутка.

4 . « Б у к е т

д л я

мамы» (аппл-я)

1.П/и «Не хотим мы

больше спать»

2.Рассм-е

открыток

г.Сыктывкара,

беседа.

3.Физминутка..

4.«Построим новый

город»

1.П/г

«Старый

дом»

2.Рассм-е

плак ата

«Наш

дом».

3.Физминутка.

4.«Мастерская

форм»

1 . П / г

« М ы -

шоферы»

2.Рассм-е

с юж .

картинок по теме.

3.Физминутка.

4.«Дорожная

безопасность»

Среда

1.«Разложи

предметы».

2.«Где находится?»

3.Физминутка.

4.«Найди

предмет

по ориентирам».

1.Сухой бассейн.

2.«Где

находится

магазин»

3.Физминутка.

4.«Магазин

ковров».

1.Загадки.

2 . « К т о

г д е

живет»

3.Физминутка.

4.«Объясним

дорогу к дому».

1.«Светофоры»

2.«Ближе-

дальше»

3.Физминутка.

4.«Какая

машина

движется»

Пятница

1.Загадки.

2.«Из чего?»

3. Физминутка.4.

Материал –

пластмасса.

1.«Допиши цифры»

2. «Примерчики»

3. Физминутка.

4. «Посчитаем дни

недели»

1.«Угадай на

ощупь»

2.«Сравни

материал»

3. Физминутка.

4.Сортировка

мел.предметов.

1.«Задачки»

2.«Сравни числа»

3. Физминутка.

4.Выкладывание

цифр из разл-го

материала.

А П Р Е Л Ь

1-я неделя

«Космос»

2-я неделя

«Весна.

Первоцветы»

3-я неделя

«Труд людей

весной»

4-я неделя

«Дикие животные

весной»

Понедельник

1.П/и «Ракета»

2.Рассм-е

сюж.картинок.Бесе

да.

3.Физминутка.

4.«Построим

ракету» (аппл-я)

1.П/и«Сосульки»

2.Рассм-е

плаката

«Весна».

3.Физминутка.

4.«Весенняя

палитра»

(диф-я

цветов и оттенков)

1.П/г«Весенняя

березка»

2.Рассм-е

картины

«Труд

людей весной»

3.Физминутка.

4.«Весенние

заботы»

1.П/и

«Утренние

заморозки»

2.Рассм-е

с юж .

картинок по теме.

3.Физминутка.

4.Разрезные

картинки.

Среда

1.Загадки.

2.«Найди

свою

ракету»

3.Физминутка.

4.Ориентир-ка

на

листе бумаги.

1 . « К о г д а

э т о

бывает?»

2. Месяцы весны.

3.Физминутка.

4.«Рисуем

подснежник»

1.«Дни недели»

2 . « Г д е

ч е й

инструмент»

3.Физминутка.

4. «Что за чем»

(трудовые

действия).

1.Загадки

2 . « Н а й д и

с в о й

дом»

3.Физминутка.

4.«Кто где живет?»

Пятница

1.«Угадай

материал».

2.Знакомство с

нитками.

3.Физминутка.

4.«Учимся

1.Прямой и

обратный счет.

2.«Назови первую,

цифру»

3.Физминутка.

4.«Посчитай и

1.«Намотай

клубок»

2.«Развяжи

узел»

3. Физминутка.

4.Связывание

1.«Узнай число»

2.«Слушай и

считай»

3. Физминутка.

4.«Какой знак

подходит к

плести»

сравни»

ниток.

числу?».

М А Й

1-я неделя

«Насекомые»

2-я неделя

«Цветы»

3-я неделя

«Лето»

4-я неделя

«Игры с водой»

Понедельник

1.П/и «Гусеница»

2.Рассм-е

сюж.картинок.

3.Физминутка.

4.«Придумай

бабочку»

(аппликация)

1.П/г«Цветик-

колокольчик»

2 . Р а б о т а

п о

сюжетным

картинкам.

3.Физминутка.

4.Составление

п р е д м е т о в

и з

геофигур.

1.П/и«Речка»

2.Рассматривани

е

к а р т и н ы

«Лето»

3.Физминутка.

4.«Летние

развлечения»

Игры с песком и

водой.

Среда

1.Загадки.

2 . « Б а б о ч к а

и

цветок»

3.Физминутка.

4.«Что слева, что

справа»

1.Загадки.

2 . « Г д е

к а к о й

цветок»

3.Физминутка.

4.Разрезные

картинки.

1.Загадки.

2 . « К о г д а

э т о

бывает»

3.Физминутка.

4.«Летние

месяцы»

Игры с песком и

водой.

Пятница

Повторение

счета, цифр,

сравнение.

Повторение счета,

цифр, сравнение.

Повторение

различных

видов ткани.

Игры с песком и

водой.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!