Автор: Алмаева Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой
Населённый пункт: г.о. Сызрань Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Культура и искусство в годы Великой Отечественной Войны
Раздел: среднее профессиональное
ов
Курсовая работа по истории на тему:
«Культура и искусство в годы ВОВ».
1
ов
Содержание
Введение............................................................................................................................... 3
1.
Характеристика развития культуры и искусства в условиях военного времени....5
2.
Музыкальное искусство................................................................................................8
2.1.
Общий обзор. Музыкально-просветительская деятельность...........................8
2.2.
Жанровая структура.............................................................................................. 11
3.
Другие виды искусств периода ВОВ.........................................................................14
3.1.
Изобразительное искусство и скульптура.......................................................... 14
3.2. Кино и радио......................................................................................................... 17
3.3.
Литература............................................................................................................. 18
3.4.
Театральное искусство......................................................................................... 20
4.
Наука и образование....................................................................................................22
Заключение......................................................................................................................... 26
Глоссарий........................................................................................................................... 28
Список использованной литературы............................................................................... 29
Приложения........................................................................................................................30
Введение
2
ов
Годы Великой Отечественной войны – период исключительной важности в
истории
нашего
государства.
И
в
истории
культуры
и
искусства
этот
период
значительный и яркий. Весь народ был охвачен единым порывом: все для фронта,
все для победы! Развитие науки, образования, искусства и культуры имело огромное
значение для людей в это нелегкое время. Произведения искусства вселяли в людей
бодрость духа, надежду, помогали справиться с несчастьем, горем, бедой, унынием.
Писатели и поэты, композиторы и музыканты-исполнители, актеры, художники,
скульпторы, режиссеры и дикторы радио, учителя, ученые – вся интеллигенция
нашей страны внесла неоценимый вклад в борьбе с врагом.
К
сожалению,
в
учебниках
истории
мало
внимания
уделяется
значению
культуры и искусства времени ВОВ. В большинстве из них данная тема вообще не
затрагивается. Вместе с тем, эта тема является очень интересной, актуальной и в
наше время.
Цель
нашей
работы
–
теоретически
изучить
проблему
существования
и
развития культуры и искусства в годы ВОВ.
Задачи исследования:
1). Дать общую оценку культуры и искусства военного времени.
2). Охарактеризовать музыкальное искусство, его жанровую структуру.
3). Рассмотреть историю развития других видов искусства военного
времени (изобразительного искусства, скульптуры, радио и кино,
литературы).
4). Дать характеристику образованию и науке.
Объект работы – процесс развития культуры и искусства.
Предмет – влияние военного времени на развитие культуры и искусства.
Методы исследования: анализ исследований по истории, культуре, книг и
учебных пособий искусствоведческого характера.
Методологической основой данной работы являются работы О. Аверьяновой,
Т. Ильиной, Т. Георгиевой, Л. Рапацкой, В. Бацун, М. Тараканова, А. Джуринского,
А. Левандовского, Ю. Щетинова, Ш. Мунчаева, В. Устиноваа.
3
ов
1.
Характеристика развития культуры и искусства в условиях
военного времени
4
ов
Великая отечественная война явилась суровым испытанием физических и
моральных
сил
советского
народа,
в
том
числе
его
интеллигенции:
ученых,
работников народного просвещения и образования, инженеров и техников, юристов
и экономистов, медиков, деятелей литературы и искусства.
Трагические
годы
Великой
Отечественной
войны
не
остановили
созидательной силы творчества, но все процессы в развитии советского искусства
военного времени вполне естественно подчинились высокой гражданственной цели
защиты Отечества. В суровые дни деятели искусства, советские художники меньше
стали
ощущать
гнет
тоталитарного
режима.
«Стало
легче
дышать,»
-
об
этом
говорили
многие.
Это
объяснимо:
пропагандистские
функции
искусства,
столь
педалируемые
властью
в
мирное
время,
в
период
испытаний
для
отечества
выдвигались
на
первый
план
самой
жизнью.
Именно
искусство
объединяло
советских людей идеями патриотизма и защиты Родины от врага.
1
Первой и неотложной задачей, которая встала в первые дни войны, было
спасти культурные ценности. В июле 1941 года во всех прифронтовых городах
началась эвакуация в восточные районы страны школ, вузов, научных учреждений,
театров, музеев, книжных фондов и архивов.
Работникам
народного
образования
и
культурно-просветительских
учреждений приходилось совмещать педагогическую и культурно-просветительскую
деятельность с работой на фабриках и заводах, в совхозах и колхозах. Писатели,
поэты,
драматурги,
актеры,
художники
постоянно
бывали
в
военских
частях,
госпиталях, фабрично-заводских цехах, колхозных бригадах, на полевых станах.
Война
наложила
отпечаток
на
всю
культурную
жизнь
страны.
Многие
учреждения культуры и школы использовались под госпитали, призывные пункты,
общежития
эвакуированных.
Ощущался
недостаток
в
топливе,
электроэнергии,
1
Современная отечественная музыкальная литература: 1917 – 1985. Вып.1. / Ред.-сост. Е. Дурандина. – М.: Музыка.
2005. – С.71.
5
ов
одежде и обуви, продовольствии. И тем не менее культурная жизнь страны не
прекращалась ни на один день.
2
На
фронтах,
на
передовой
работали
военными
корреспондентами
многие
писатели, публицисты, поэты: Вас. Гроссман, Э. Казакеич, К. Симонов и др. В
концертных
бригадах,
в
передвижных
фронтовых
театрах
выступали
известные
артисты – Л. Утесов, К.. Шульженко, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, С. Лемешев, Л.
Русланова.
На «передовые позиции» выдвинулись те жанры и виды творчества, которые
могли в острейшей и одновременно доступной форме выразить насущные задачи
времени. Таким задачам отвечали прежде всего гибкие, мобильные жанры и виды
творчества. Они подчас не требовали много времени и сложной техники для их
создания: графика в изобразительном искусстве, публицистика в литературе, песня в
музыке,
документальная
хроника
в
киноискусстве.
Социально-общественная
функция
искусства
была
выражена
особенно
отчетливо.
Окопные
репортажи,
публицистические
очерки
(А.
Толстого,
И.
Эренбурга,
К.
Симонова),
документальные киноленты – боевые листки, политический шарж и карикатура
(Кукрыниксы,
Б.
Ефимов),
пламенные
строки
стихов
и
песен,
плакаты,
призывающие к мужеству и защите Отечества, - все это работало для фронта и
победы.
Для создания произведений крупных форм необходимо было время, чтобы
реальные военные впечатления, способные поначалу «оглушить» художника, смогли
обрести
видимые
черты
художественных
образов.
Так,
очевидец
событий
на
Сталинградском фронте Вас. Гроссман напишет первую военную повесть «Народ
бессмертен»(1942), в том же году появятся пьесы А. Корнейчука и К. Симонова
(«Фронт», «Русские люди»). О героической борьбе советской молодежи расскажут
повесть Б. Горбатова «Непокоренные» и роман А. Фадеева «Молодая гвардия». О
трудных буднях фронта и тыла напишет роман «Дни и ночи» Симонов. Символом
2
Аверьянова О. Отечественное искусство XX века. – М.: Музыка, 2007. – С. 45.
6
ов
несгибаемого мужества блокадного Ленинграда явится поэма Н. Тихонова «Киров с
нами», Седьмая симфония Шостаковича.
3
За годы Отечественной войны на оккупированной территории выходило в
разное время около 400 подпольных и партизанских газет.
По
мере
изгнания
немецко-фашистских
войск
с
советской
земли
развертывалась
работа
по
восстановлению
культурно-просветительских
учреждений.
Благодаря
принятым
мерам
к
концу
Отечественной
войны
на
освобожденной территории была восстановлена полностью сеть изб-читален, одна
треть Домов культуры и клубов, около половины библиотек. К апрелю 1944 г. было
налажено издание 48 краевых и областных и 872 районных газет, работала большая
часть радиоузлов.
4
В годы войны развивалось изобразительное и театральное искусство, радио и
кинематография, скульптура, наука и образование.
2.
Музыкальное искусство
2.1.
Общий обзор. Музыкально-просветительская деятельность
3
Современная отечественная музыкальная литература. – С.71.
4
Мунчаев Ш., Устинов В. История России. – М.: Норма – Нимфа-М, 2007. – С.340.
7
ов
Пожалуй, ни один вид искусства не может гордиться такой весомостью своих
завоеваний в эти годы, как музыка. Музыка стала жизненно необходимой как для
бойцов, сражавшихся на фронте, так и для тех, кто остался в тылу или оказался на
временно
оккупированной
территории.
История
сохранила
свидетельства
непосредственного
участия
музыкантов
в
борьбе
–
имена
погибших
можно
прочитать на памятных досках. Но в том-то и заключалась особенность великой
битвы
против
фашизма,
что
для
музыканта
выполнение
его
прямых
профессиональных обязанностей стало патриотическим долгом. Возможно, никогда
прежде деятели музыки не ощущали себя столь нужными своему народу. И то
искусство, которое они несли людям, по своей глубокой внутренней сути было
чуждо
войне,
чуждо
самой
идее
разрушения
и
убийства
–
оно
поднимало
и
укрепляло в людях их человеческое достоинство.
5
Был
музыканты
среди
добровольцев,
ушедших
на
фронт.
Москвичи
и
ленинградцы,
представители
многонациональной
музыкальной
культуры,
воспитанники
консерваторий:
А.
Томилин,
Б.
Гольц,
К.
Макаров-Ракитин,
В.
Тарнопольский, И. Надиров, В. Кривоносов, А. Головков, А. Окаемов, Г. Лузенин, В.
Флейшман, Ф. Яруллин, И. Штейнман.
6
На Воронежском и Первом Украинском
фронтах воевал известный советский музыковед Л. Данилевич; на Северо-западном
фронте – композиторы М. Коваль и В. Мурадели; на Сталинградском – М. Фрадкин.
Перед
бойцами
действующих
частей
многократно
выступали
Т.
Хренников,
М.
Блантер, С. Кац, В. Белый, А. Новиков, И. Дзержинский и другие. В тесной связи с
фронтом протекало творчество композиторов-песенников: В. Соловьева-Седого, Б.
Мокроусова, А. Лепина, К. Листова, М. Фрадкина, В. Кручинина. В осажденном
Ленинграде активно работали Д. Шостакович, композитор и ученый Б. Асафьев,
музыковед В. Богданов-Березовский, дирижер К. Элиасберг, историк-музыковед Р.
Грубер.
5
История современной отечественной музыки. Вып. 2./ Ред. Тараканов М. – М.: Музыка, 2005. – С.5.
6
Современная отечественная музыкальная литература: – С.71.
8
ов
В действующей армии велась огромная музыкально-просветительская работа.
В концертах для бойцов звучали лучшие произведения русской, зарубежной, и
советской
музыки.
Известно,
что
за
период
Великой
Отечественной
войны
на
фронте
выступило
около
4000
профессиональных
коллективов,
более
40 000
артистов. Было дано более 400 000 концертов. Музыка стала действенным средством
патриотического воспитания на фронте и в тылу.
7
В годы войны сложилась система фронтовых бригад, комплектовавшихся из
артистов-профессионалов.
Передвижные
коллективы
выступали
порой
в
непосредственной
близости
от
фронта.
Среди
виднейших
мастеров,
участников
фронтовых концертов, можно назвать певцов М. Михайлова, В. Барсову, Н. Обухову,
Е. Кругликову, скрипача Д. Ойстраха, пианиста Э. Гилельса, Я. Флиера, квартет им.
Бетховена.
Именно
на
военные
годы
приходится
взлет
выдающегося
мастера
советской эстрады К. Шульженко.
8
Музыка
звучала
на
всех
фронтах,
она
стала
неотъемлемой
частью
повседневного
быта
людей
в
экстремальных
условиях,
она
творилась
и
воспроизводилась массами воинов, нуждавшихся в живом выражении их духовного
самосознания.
И
если
все
остальные
виды
искусства
требовали
для
своего
существования
особых
условий,
то
музыка
могла
стать
реальностью
в
любой
ситуации
–
она
могла
звучать
в
окопах
и
землянках,
рождаясь
при
помощи
естественного инструмента – человеческого голоса.
Искусство в условиях фронтовых будней принимало также организованные
формы. Понимая его значение, командование воинских частей на разных уровнях
поддерживало формирование самодеятельных коллективов. Проводились конкурсы
и
олимпиады.
Репертуар
концертов
не
мог
диктоваться
указаниями
сверху,
он
определялся
волеизъявлением
солдат
и
офицеров.
Не
бодрые
песни
и
марши
7
Бацун В. Лекции по истории отечественной культуры XX века. – Самара: CГПУ, 2007. – С.47.
8
История современной отечественной музыки. – С.7.
9
ов
определяли их предпочтения -
на первый план вышла проникновенная лирика,
порой с уклоном в сентиментальность.
9
Суровые
военные
условия
многое
изменили
в
географии
искусства.
Театральные и концертные коллективы Москвы и Ленинграда эвакуировали на Урал,
в
Поволжье,
в
Сибирь,
в
Среднюю
Азию.
В
Куйбышеве
–
Московская
консерватория. Именно здесь завершает свою Седьмую симфонию Д. Шостакович.
Оркестр
Ленинградской
филармонии
во
главе
с
Е.
Мравинским
находился
в
Новосибирске. Большой отряд творческой интеллигенции – группа актеров МХАТа
и
Малого
театра,
композиторов
(среди
которых
Мясковский
и
Прокофьев)
–
в
Нальчик. Г. Нейгауз и часть профессоров Московской консерватории эвакуированы в
Свердловск, коллектив Ленинградской консерватории – в Ташкент.
10
Несмотря на трудности военного времени, художественная жизнь страны была
интенсивной. Проводились декады музыки союзных республик: Средней Азии – во
Фрунзе и Ташкенте (1942,1944 гг.), Закавказья – в Тбилиси (1944). Состоялись
показы в Москве
музыкального искусства Украины, Грузии, Эстонии, Латвии,
Узбекистана.
В
1944
году
был
проведен
Всероссийский
смотр
исполнителей
русской народной песни.
Уже
в
1944
году
стали
восстанавливать
учреждения
культуры
на
освобожденной земле. К началу 1944 г. было восстановлено 40 филармоний, 18
симфонических оркестров, 30 хоровых коллективов.
В
суровые
военные
годы
родились
новые
творческие
коллективы:
Республиканская
академическая
хоровая
капелла,
хор
Всесоюзного
радио
и
телевидения,
Академический
хор
Латышской
филармонии,
Государственный
русский народный оркестр, Государственный академический русский хор СССР,
Московский
Государственный
симфонический
оркестр,
Академический
хор
Эстонской
ССР,
Квартет
им.
А.
Бородина,
Государственный
квартет
Грузии;
открылись Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, Высшее училище
9
История современной отечественной музыки. – С.7.
10
Современная отечественная музыкальная литература. – с.78.
10
ов
военных дирижеров, Московское хоровое училище; появились музыкальные театры
в Иркутске, Новосибирске, Риге, Ереване, Ашхабаде; консерватории в Казани, Алма-
Ате; Воронежский, Уральский, Тульский, Украинский, Сибирский народные хоры.
11
В годы войны ослабла железная хватка командно-административной системы,
подавляющей свободную художественную деятельность художников. Виднейшим
советским
мастерам
–
ранее
опальному
Шостаковичу,
«подозрительному»
вследствие своих связей с Западом Прокофьеву, а также Мясковскому, Хачатуряну,
Шебалину
и
другим
присуждались
Сталинские
премии.
Поддерживалась
также
исполнительская
деятельность:
премии
впервые
были
присуждены
скрипачу
Д.
Ойстраху, пианистам Д. Оборину, В. Сафроницкому, певцам А. Неждановой, Н.
Шпиллер, А. Пирогову, Н. Ханаеву, дирижерам Н. Голованову, А. Пазовскому.
В начале 1944 г. был принят новый Государственный гимн СССР (впервые он
прозвучал 1 января 1944 г.). Его создатели – композитор А. Александров и поэты С.
Михалков и Г. Эль - Регистан. Тогда же были приняты Гимны союзных республик
нашей страны.
12
2.2.
Жанровая структура
Без устали работать «на своем участке фронта» - сделалось девизом всех
художников.
Хроника
военных
лет
дает
множество
тому
примеров,
показывая
напряженный
ритм
творческой
работы
крупнейших
композиторов.
Приведем
несколько дат и фактов.
Так, Мясковский в военные годы создал: 3 симфонии, 3 струнных квартета,
два марша для духового оркестра, произведения для голоса и хора, произведения для
фортепиано, поэма-кантата «Киров с нами», концерт для виолончели с оркестром,
сюита для симфонического оркестра «Звенья». Плодотворно работает и Прокофьев:
балет «Золушка», опера «Война и мир», кантата «Баллада о мальчике, оставшемся
11
Бацун В. – С.50.
12
История современной отечественной музыки. – С.11.
11
ов
неизвестным», песни, марши, струнный квартет, музыка к кинофильмам «Иван
Грозный» и «Партизаны в степях Украины», Пятая симфония и многое другое.
13
Военная тема стала ведущей в музыкальном искусстве. На грозные события
войны откликнулась, прежде всего, песня. Уже в первые два дня войны было создано
40
песен.
Это
были
суровые,
героические
песни
с
призывными,
маршевыми
ритмами
(«Песня смелых» В. Белого, «Священная война» А. Александрова и
многие
другие).
Песня
стала
важным
звеном
в
развертывании
антифашистской
пропаганды.
Получила
распространение
героическая
песня,
лирическая
(М.
Блантера, А. Новикова, К. Листова, В. Соловьего-Седого, Н. Богословского и многих
других),
шуточная
песня
(«Смуглянка-молдованка»,
«Вася-василек»
Новикова),
маршевая («Марш артиллеристов» Новикова А.).
14
Уникальность музыкальной культуры, рожденной в годы сражений, ощутима и
в
музыке
серьезных
жанров.
Трагический
смысл
событий,
величие
духовного
самосознания
народа,
нетленная
красота
бытия
предстают
в
обобщенных
звукообразах симфонической и камерной музыки (произведения Т. Хренникова, Д.
Шостаковича,
Н.
Мясковского,
А.
Хачатуряна,
В.
Мурадели,
Г.
Попова
и
др.).
Развивались
также
хоровые
жанры,
вокальные,
вокально-инструментальные
(канитаты, оратории, романсы). Более сложными путями развивались в годы войны
музыкально-сценические жанры (опера, балет). В эти годы начал работу над оперой
«Война и мир» С. Прокофьев, также были поставлены оперы «Емельян Пугачев»
Коваля, «В огне» Кабалевского, «Родина» Караева. Балет достиг в военный период
несомненных
успехов,
были
написаны
и
поставлены:
«Золушка»
Прокофьева,
«Лола» Василенко, «Алые паруса» Юровского. Развивались также различные жанры
музыкального творчества и в союзных республиках, у всех национальностей.
15
13
Современная отечественная музыкальная литература. – С.72.
14
История современной отечественной музыки. – С.14.
15
История современной отечественной музыки. – С.20.
12
ов
Популярностью в годы войны пользуется музыка для духового оркестра –
походные, парадные марши. Их пишут С. Прокофьев, С. Чернецкий, Н. Иванов-
Радкевич.
Неотъемлемой частью музыкальной культуры данного периода была эстрадная
музыка. В течение всех военных лет это жизнеутверждающее искусство вселяло
оптимизм, бодрость, укрепляло моральный дух на фронте и в тылу. Выступали на
фронтах
эстрадные
и
джазовые
коллективы
А.
Цфасмана,
И.
Дунаевского,
Д.
Покрасса, Л. Утесова и др. Исключиительным успехом пользовались Л. Русланова,
К. Шульженко.
16
Роль
музыкального
искусства
в
годы
ВОВ
трудно
переоценить.
Лучшие
музыкальные произведения правдиво и взволнованно рассказали о жизни и борьбе,
образуя своеобразную «звуковую летопись» указанного периода. Небывалый размах
характерен для всего музыкально творчества, во всех его видах и формах. Пафос
героического патриотизма пронизывает деятельность музыкантов. Патриотические
идеи
и
чувства
становятся
главной
темой
искусства.
Тема
эта
раскрыта
многопланово,
в
разных
аспектах.
Музыка
военных
лет
нашла
международное
призвание.
3.
Другие виды искусств периода ВОВ
3.1.
Изобразительное искусство и скульптура
С
началом
Великой
Отечественной
войны
художники
принимают
самое
активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, часть –
в
партизанские
отряды
и
народное
ополчение.
Между
боями
они
успевали
выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами,
16
Бацун В. – С.57.
13
ов
устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага. В течение
войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая
Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В
блокадном Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов
«Боевой
карандаш»
и
вместе
со
всеми
ленинградцами
показали
всему
миру
мужество и силу духа.
Первое место в графике военных лет занимал плакат. В первые два года войны
плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился
плакат
Кукрыниксов
«Беспощадно
разгромим
и
уничтожим
врага!».
Главной
мыслью была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным
изобразительным
штрихом.
Плакат
И.
Тоидзе
«Родина-мать
зовет!»
изображает
аллегорическую женскую фигуру на фоне штыков, держащую в руках текст военной
присяги. Призывом к мщению звучал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии,
спаси!»,
в
котором
использован
фотомонтаж.
Нередко
художники
прибегали
к
образам наших героических предков
(Кукрыниксы «Бьемся мы здорово, колем
отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева»), «Освободи», «Отомсти!» - взывают с
плакатных листов изображения детей и стариков.
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ
плакатов. В. Иванов изображает солдата, на фоне переправы через Днепр, пьющего
воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!».
Оптимизмом.
Народным
юмором
проникнут
плакат
Л.
Голованова
«Дойдем
до
Берлина!».
17
С
первых
дней
войны
начинают
выходить
«Окна
ТАСС».
Создаваемые
вручную – нанесением красок на бумагу через трафарет – в яркой, броской цветовой
гамме они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические
события. В «Окнах ТАСС» сотрудничали М. Черемных, Б Ефимов, Кукрыниксы,
которые также работали в журнально-газетной карикатуре (знаменитая карикатура
«Потеряла
я
колечко…(а
в
колечке
22
дивизии)»
-
на
разгром
немцев
под
17
Ильина Т. История искусств: Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007. – С.330.
14
ов
Сталинградом).
Политуправлением
Западного
фронта
выпускался
журнал
«Фронтовой юмор». Его художественными руководителями были Н. Радлов, В.
Горяев, В. Лебедев делал рисунки к стихам С. Маршака.
В
годы
войны
появились
значительные
произведения
станковой
графики:
быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и
художественному
уровню;
портретные
рисунки
бойцов,
партизан,
моряков,
санитарок,
командиров;
пейзажи
войны
(гуаши
Я.
Николаева,
М.
Платунова,
акварели Е. Белухи, С. Бойма); серии графических листов на одну тему (графическая
серия
Д.
Шмаринова
«Не
забудем,
не
простим!»,
серия
Л.
Сойфертиса
«Севастополь», «Крым», «Кавказ»).
18
Особое место в военной графике занимает историческая тема (гравюры В.
Фаровского, А. Гончарова, И. Билибина).
19
В живописи войны были свои этапы. В начале военных годов – в основном
фиксация
увиденного,
не
претендующая
на
обобщение,
почти
торопливая
«живописная
зарисовка».
Быстрота
зоркого
наброска,
этюда
не
исключала
серьезности
и
глубины
мысли.
Этюды
художников,
оказавшихся
в
блокадном
Ленинграде, - В. Пакулина, Н. Рутковского, В. Раевской, Н. Тимкова и др. – это
бесценнейшие
живописные
документы
(Я.
Николаев
«За
хлебом»,
В.
Пакулин
«Набережная Невы. Зима»).
Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были
потрясены мужеством, нравственной красотой нашего народа. Сначала это были
предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военных лет:
белорусских партизан Ф. Модорова, воинов Красной армии В. Яковлева, портреты
простых людей, серия автопортретов.
18
Аверьянова О. – с. 54.
19
Ильина т. – с.332.
15
ов
Позже появились парадные, торжественные изображения (например, портрет
маршала Жукова работы П. Корина). В этом жанре в военные годы много работает
П. Кончаловский, В. Орешников, М. Сарьян.
20
В 1941-1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так
или
иначе
связаны
с
войной.
В
качестве
примеров
можно
назвать
работы
В.
Бакшеева, Н. Крымова, А. Куприна, И. Грабаря, П. Петровичева, Г. Нисского («На
защиту
Москвы»),
А.
Пластова
(«Великая
Отечественная
война»,
«Жатва»).
Документальные пейзажи: К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»,
С.Герасимов «Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя» и другие.
Получила развитие и историческая живопись. Так, в этом жанре работают
Кукрыниксы
(«Бегство немцев из Новгорода»), П. Корин
(триптих: «Северная
баллада»,
«Александр
Невский»,
«Старинный
сказ»),
Е.
Лансере,
Н.
Ульянов
(«Лористон в ставке Кутузова»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»).
21
Активно работали с первых дней войны, участвовали в выставках советские
скульпторы.
В
скульптуре
военных
лет
даже
явственнее,
чем
в
живописи,
ощущается
приоритет
портретного
жанра.
Скульпторы
стремятся
прежде
всего
запечатлеть
образ
героя
войны,
сделать
его
правдивым,
лишенным
внешнего
эффекта
–
портреты
полковника
И.
Хижняка,
под
шквальным
огнем
спасшего
эшелон боеприпасов, полковника Б. Юсупова, выдержавшего поединок с немецкими
танками, работы В. Мухиной, ее же портреты Н. Бурденко, Х. Джексона. В этом
жанре работает также С. Лебедева (бюст А. Твардовского).
Со
временем,
в
скульптурном
портрете
берет
верх
над
индивидуально-
конкретным
идеальное,
возвышенно-героическое,
нередко
откровенно
идеализированное (портреты героев войны Н. Томской, Е.Вучетича).
Во время войны не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни
войны у многих скульпторов рождаются замыслы и проекты. Так, Мухина работает
20
Рапацкая Л. Русская художественная культура. – М.: Музыка, 2005. – С.113.
21
Ильина Т. – С. 334-335.
16
ов
над памятником П. И. Чайковскому, Е. Вучетич над памятником генерал-майору М.
Ефремову.
22
В
1941-1945
гг.,
в
годы
великой
битвы
с
фашизмом,
художниками
было
создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и
прославили подвиг победившего народа.
3.2. Кино и радио
Кино, столь любимое народом, также стремилось отразить патриотическую
идею и веру в победу. Операторы и режиссеры фиксировали важнейшие события
войны
в
документальных
фильмах:
«Разгром
немецких
войск
под
Москвой»,
«Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин». Большой популярностью
пользовались
фильмы
«Они
защищали
Родину»,
«Жди
меня»,
«Два
бойца»
и
музыкальный фильм «В шесть часов вечера после войны» режиссера И. Пырьева с
музыкой
Т.
Хренникова.
Замечательный
исторический
фильм
«Иван
Грозный»
создает С. Эйзенштейн. Известные и популярные
фильмы «Свинарка и пастух»,
«Трактористы», «Богатая невеста», «Воздушный извозчик» снимают талантливые
кинорежиссеры
Р.
Кармен,
И.
Пырьев,
Ф.
Эрмлер,
А.
Ромм,
В.
Пудовкин,
Д.
Васильев, А. Столпер.
23
В годы войны также
были созданы документальные и художественные
фильмы:
«Черноморцы»,
«Народные
мстители»,
«Фронт»,
«Зоя»,
«Два
бойца»,
«Радуга».
24
Трудности
военного
времени,
конечно,
сказались
на
работе
кинопроката,
которую не могли полностью обеспечить фильмы отечественного производства, и
22
Ильина т. – с.339-341.
23
Бацун В. – С.52.
24
Левандовский а. ,Щетинов Ю. Россия в XX веке. – М.: Просвещение, 2005. – С.254.
17
ов
потому
определенную
долю
кинопроизведений,
показывающихся
с
экрана,
составляли фильмы, сделанные в Англии и США.
Гораздо большее значение в те годы приобрела деятельность Всесоюзного
радио. Люди слушали не только суровый голос диктора Ю. Левитана, открывавшего
официальные
сообщения
столь
памятными
многим
словами
«От
Советского
информбюро». Программы радио буквально заполнила музыка – классическая и
современная.
Песни
и
марши
звучали
наряду
с
симфониями,
камерными
сочинениями и фрагментами опер, балетов. И хотя технический уровень звучания
радио по нынешним стандартам оставлял желать лучшего, поющий и говорящий
«голос Москвы» имел огромнейшее значение для людей на фронте и в тылу.
25
3.3.
Литература
В
годы
войны
буквально
массовой
была
литература.
Вершинным
произведением литературы военных лет явилась поэма Ф. Твардовского «Василий
Теркин» (1942-1945 гг.), в которой с исключительной силой и глубиной выражен
народный взгляд на войну, широкий круг общенародных чувств военного времени.
Герой поэмы – обобщенный тип русского солдата ВОВ – средоточие тех качеств,
которые
помогли
русскому
народу
выжить
и
победить.
Исполненная
глубокой
правдивости и юмора. Классически ясная по своей поэтической форме, эта книга
стала любимой у миллионов людей.
26
В советской литературе того времени
- большое количество произведений
самого высокого художественного значения: романы «Дни и ночи» К. Симонова,
«Непокоренные»
Б.
Горбатова,
«Народ
бессмертен»
В.
Гроссмана,
«Молодая
гвардия» А. Фадеева; поэмы «Зоя» М. Алинер, «Сын» П. Антокольского,; пьесы
«Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова.
25
История современной отечественной музыки. – С.12.
26
Георгиева Т. Русская культура: история и современность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. .– С.483.
18
ов
Широкое распространение в тылу и на фронте имела поэтическая лирика:
стихи К. Симонова «Жди меня», А. Суркова «Землянка», А. Ахматовой «Мужество».
Не только историки, но и выжившие жители Ленинграда неоднократно указывали на
огромную
роль
стихов
О.
Бертольц
в
осажденном
городе.
Всю
блокаду,
почти
каждый день, ленинградцы слышали ее голос по радио, и ее стихи помогали им
выжить.
27
Более тысячи писателей и поэтов вступили в действующую армию в качестве
военных
корреспондентов
центральных
газет,
радио,
Совинформбюро,
ТАСС,
фронтовых
газет.
Военными
корреспондентами
«Правды»
работали
корифеи
советской литературы – М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов. В качестве военкоров
работали К. Симонов, С. Бабаевский, П. Павленко, В. Закруткин и др.
Не редки были случаи, когда военные корреспонденты с оружием в руках
отбивали атаки противника. В боях погибли около 450 писателей. В том числе А.
Гайдар, М. Джалиль, Ю. Крымов и другие.
В
военной
печати
поэзия
приобрела
ярко
выраженный
агитационный,
мобилизирующий,
боевой
характер.
Родина,
Россия,
верность,
национальное
самосознание, национальное братство – таковы основные темы военных лет.
Характерная особенность литературы военного времени состоит в том, что
героями
художественных
произведений
стали
не
вымышленные.
А
реально
существовавшие люди.
28
3.4.
Театральное искусство
27
Бацун В. – С. 51.
28
Рапацкая Л. – С. 76.
19
ов
Советский
театр
в
годы
войны
предстал
грозным
обвинителем
фашизма.
Тысячи
актеров,
драматургов,
режиссеров.
Художников
влились
в
ряды
действующей армии, народного ополчения, партизанских отрядов.
Война
резко
изменила
формы
и
методы
работы
советского
театра,
его
организационную структуру. Появились фронтовые театры. С первых дней войны
фронтовыми
становятся
театры
Смоленска,
Орла,
Курска,
Калинина
и
других
прифронтовых городов. Свыше 25 фронтовых театров обслуживало действующую
армию.
В воинских частях неоднократно выступали такие прославленные мастера, как
И. Москвин, В. Качалов, А. Тарасова, Н. Хмелев, М. Тарханов, А. Яблочкина, Е.
Турчанинова, И. Ершов, М. Царев и многие другие.
В годы войны произошла смена театрального репертуара. На сценах театров в
1942 – 1944 гг. шли насыщенные героикой военных лет, патриотическим пафосом
пьесы
Л.
Леонова
«Нашествие»,
К.
Симонова
«Русские
люди»,
А.
Корнейчука
«Фронт», Ю. Чепурина «Сталинградцы».
В годы Отечественной войны вырос интерес к спектаклям, посвященным
героическому прошлому нашей Родины, истории ее освободительных войн, образам
великих русских полководцев: «Полководец Суворов» М. Бахтерева, «Фельдмаршал
Кутузов» В. Соловьева, «Петр Первый» А. Толстого и другие.
Не прекращалась творческая деятельность театральных работников и в тылу.
Основная
масса
театральных
коллективов
продолжала
работать.
Актеры
эвакуированных театров давали концерты в госпиталях, предприятиях, колхозах.
29
29
Георгиева Т. Культура повседневности. Частная жизнь и нравы от Средневековья до наших дней. – М.,2006. – С.
47- 48.
20
ов
4.
Наука и образование
В
чрезвычайно
сложном
положении
оказалась
школа
в
годы
Великой
Отечественной войны. Масса детей была лишена возможности учиться.
В 1941 – 1942 гг. школу не посещали 25% учащихся. В дальнейшем ситуация
несколько улучшилась: в 1942 – 1943 учебном году занятия не посещали 17% детей
начального школьного возраста, в 1943 – 1944 учебном году – 15%, в 1944 – 1945
учебном году – 10-12%. В ходе войны только на территории РСФСР фашисты
разрушили около 2о тыс. школьных зданий. Например, в Московской области к лету
1943 г. фактически было разрушено или полуразрушено 91,8% школьных зданий, в
Ленинградской области – 83,2%. В районах боевых действий прекратили работу
почти
все
школы.
В
первом
военном
году
1941-1942
учебном
году
на
треть
21
ов
уменьшилось
число
учеников
в
четвертых
классах.
За
время
войны
на
треть
сократилось количество средних школ. Многие школьные здания были заняты под
казармы, госпитали, заводы (в РСФСР на ноябрь 1941 – до 3 тыс.). Обычными были
занятия в 2,3 и даже 4 смены.
30
В год начала ВОВ – 1941-й – прием в вузы был сокращен вдвое, численность
студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения были доведены до 3-3,5 лет.
Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего
приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии
педагогики играла Академия педагогических наук РСФСР, созданная в 1943 г. и
возглавляемая В. Потемкиным.
31
В
военные
годы
были
приняты
правительственные
решения,
касающиеся
школьного
образования:
об
обучении
детей
с
7-летнего
возраста
(1943г.),
об
учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об учреждении
общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в
сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости
и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании
начальной,
семилетней
и
средней
школы
(1944),
о
награждении
золотыми
и
серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944) и другие.
Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены.
Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка.
Множество
детей
и
подростков
систематически
принимали
участие
в
сельскохозяйственных работах, строительстве оборонительных сооружений. Всего
за годы войны во время летних каникул в сельскохозяйственных работах приняли
участие около 20 млн. школьников. Подростки – учащиеся профессиональных и
общеобразовательных школ трудились на промышленных предприятиях. Тысячи
учителей и детей школьного возраста участвовали в боях с оружием в руках.
32
30
Джуринский А. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос - Пресс, 2006. – С.350.
31
Георгиева Т. Русская культура: история и современность. – С.476.
32
Джуринский А. – С.350-351.
22
ов
В годы войны трудились творцы замечательной советской боевой техники и
вооружений. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками
было выиграно советской наукой и промышленностью.
Годы войны стали временем смелых. Оригинальных технических решений,
высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих.
Результаты
деятельности
Академии
наук
СССР
и
других
научных
учреждений
позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работу по
конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.
Еще в первые месяцы ВОВ многие научно-исследовательские институты были
вынуждены эвакуировать на восток. При эвакуации академические и другие НИИ
сохранили свои коллективы. В 76 институтах, перебазированных в глубокий тыл,
продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных
сотрудников.
Научные
учреждения
по
прикладным
и
фундаментальным
естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии – на Урале, по
гуманитарным
дисциплинам
–
в
Ташкенте
и
Алма-Ате.
Тематика
научных
исследований
была
сосредоточена
на
трех
ведущих
направлениях:
разработка
военно-технических
проблем,
научная
помощь
промышленности,
мобилизация
сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так,
в
конце
1941
года
была
создана
комиссия
по
мобилизации
ресурсов
Урала,
курирующая также запасы Сибири и Казахстана, Павлов и другие. Ученые в тесном
сотрудничестве
с
практиками-инженерами
нашли
методы
скоростной
плавки
металла в мартеновских печах, литье стало высокого качества.
33
Благодаря ученым – геологам А. Ферсману, К. Сатпаеву, В. Обручеву и другим,
были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники
нефти
в
Башкирии.
Значительным
был
и
вклад
ученых-математиков:
П.
Александрова,
С.
Берштейна,
И.
Виноградова,
Н.
Мусхелишвили.
Активно
трудились
на
оборону
физики
А.
Иоффе,
С.
Вавилов,
П.
Капица,
химики
Н.
Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, А. Фаворский, Н. Семенов. Ученые А.
33
Георгиева Т. Русская культура – С. 478.
23
ов
Александров, Б. Гаев, А. Регель и другие успешно решили проблему противоминной
защиты кораблей.
Большие успехи были достигнуты в области биологии, сельского хозяйства,
медицины.
Советские
ученые
находили
новые
растительные
виды
сырья
для
промышленности,
искали
пути
повышения
урожайности
продовольственных
и
технических
культур.
Огромное
значение
имела
деятельность
ученых-медиков:
академика
Н.
Бурденко,
А.
Бакулева,
Л.
Орбели,
А.
Абрикосова,
профессоров-
хирургов
С.
Юдина,
В.
Вишневского
и
многих
других
деятелей
медицины,
вводивших в практику новые способы и методы лечения больных и раненых воинов.
С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством и.
Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны
освобожденные из лагеря С. Королев, М. Янгель, Ю. Харитон начали закладку основ
развития ракетной техники, прерванную в результате обрушившихся перед войной
репрессий.
34
В 1941-1945 гг. советская наука и техника достигли целого ряда успехов,
прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они были нацелены
в основном на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи СССР.
В то же время отрасли наук, не имевших отношения к обороне страны, подверглись
жесткому
нажиму
и
даже
запрету.
Наиболее
показательны
в
этом
плане
были
гонения
на
генетику
и
кибернетику,
которые
были
объявлены
науками,
противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию
СССР в этих отраслях.
34
Ггеоргиева Т. Русская культура. – С.479.
24
ов
Заключение
Нападение
фашистской
Германии
поставило
народы
нашей
страны
перед
смертельной опасностью. 22 июня 1941 года стало поворотным рубежом, за которым
последовали годы жесточайших испытаний, суровых лишений. Казалось бы, время
героической борьбы, когда вся деятельность людей была направлена к одной цели –
все для фронта, - должно было если не исключить, то хотя бы сильно ограничить
создание новых художественных ценностей, общественно-значимых явлений. На
деле же произошло прямо противоположное: годы Великой Отечественной войны
вызвали
к
жизни
художественные
творения,
научные
достижения
огромного
значения.
Многие
деятели
культуры
и
искусства
ушли
на
фронт,
многие
погибли.
Выжившие
и
на
фронте,
и
в
тылу
создавали
художественные
произведения,
развивали концертную деятельность, трудились на благо науки, информировали о
происходящих событиях.
Учреждения культуры и искусства, учебные заведения, научные центры были
вынуждены эвакуироваться.
25
ов
Наиболее значительные достижения, наиболее интенсивное развитие среди
всех
искусств
получила
музыка.
Жанр
песни
получил
повсеме стное
распространение:
исполнялись
и
писались
песни
лирические,
шуточные,
исторические, военные. Также популярны были и «серьезные» жанры: опера, балет,
симфоническая и камерная музыка.
В изобразительном искусстве преобладал жанр портрета, но также художники
работали и над пейзажами, историческими сюжетами. Скульптура также работала в
жанре портрета (бюст). Наибольшего расцвета достиг в военное время плакат.
В литературе развивались такие жанры, как поэзия, поэма, повесть.
Велико
было значение кино и радио, как способов передачи информации,
истории событий.
Развивались многие отрасли науки. Образование не достигло больших взлетов,
но поддерживалось на среднем уровне.
В целом культурная жизнь страны не пришла в упадок. Деятели искусства и
культуры
делали
всевозможное
и
невозможное
для
сохранения
культурных
ценностей нации, для развития этих сторон жизни людей.
26
ов
Глоссарий
27
ов
№
п
/
п
Новое понятие
Содержание
1
2
3
1.
А капелла
Хоровое пение без сопровождения.
2.
Джаз
Вид музыкального искусства, возникшего на рубеже
XIX-XX веков в США. Главная черта – основополагающая
роль ритма.
3.
Жанр
Разновидность художественного произведения.
4.
Искусство
Творче ское
во спроизведение
действительно сти
в
художественных образах.
5.
Кантата
Музыкальное
произведение
для
хора,
солистов
и
симфонического оркестра
6.
Консерватория
Высшее музыкальное учебное заведение.
7.
Репертуар
Совокупность
произведений
(список),
исполняемых
музыкантом, артистом.
8.
Хореография
Искусство танца
9.
Опера
Масштабное
музыкально-сценическое
произведение
на
определенный
сюжет,
исполняемое
солистами,
хором,
симфониче ским
орке ст ром,
хо р е о г р а ф и ч е с к и м
коллективом.
10.
Пейзаж
Жанр
изобразительного
искусства,
воплощающий
картины
природы.
Список использованной литературы
28
ов
1.
Аверьянова О. Отечественная культура XX века. – М.: Музыка, 2007.
2.
Бацун В. Лекции по истории отечественной культуры. – Самара: CГПУ, 2006.
3.
Георгиева Т. Культура повседневности. Частная жизнь и нравы от
Средневековья до наших дней. – М.,2006.
4.
Георгиева Т. Русская культура: история и современность. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006.
5.
Джуринский А. История образования и педагогической.
6.
мысли. – М.: Владос-Пресс, 2006.
7.
Ильина Т. История искусств: Отечественное искусство. – М.: Высшая школа,
2007.
8.
История современной отечественной музыки./Ред. Тараканов М. – М.: Музыка,
2005.
9.
Левандовский А., Щетинов Ю. История России XX – начала XXI века. – М.:
Просвещение, 2005
10.Мунчаев Ш., Устинов В. История России. – М.: Норма-Инфра –М, 2007.
11.Ильина Т. История искусств: Отечественное искусство. – М.: Высшая школа,
2007.
12.Рапацкая Л. Русская художественная культура. – М.: Музыка, 2005.
13.Современная отечественная музыкальная литература: 1917-1985. Вып.1./ Ред.-
сост. Е. Дурандина. – М.: Музыка, 2005.
Приложения
29
ов
К.А. Федин – писатель, академик. В. Л. Комаров – ученый,
географ, академик.
30
ов
Л. М. Леонов – писатель Л. С. Соболев – писатель
31
ов
А.А. Фадеев – писатель.
32
а
Д.
Шостакович
–
ком п о з и то р .
а
Г. М а р к
ов
-
п ис ате ль
а
а
РОДИНА
МАТЬ
ЗОВЕТ!
Плакат художника и. Тоидзе.
а
С. Лебедева. Бюст В. Мухина. Портрет
А. Твардовского. Полковника и. Хижняка
а
В. Корецкий. Воин красной армии, спаси! Плакат
а
Л. Голованов. Дойдем Е. Вучетич. Портрет генерала
до Берлина! И. Черняховского.
Плакат.
А.Пахомов. Девушки на уборке снега.
а