Автор: Михайлова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок по слушанию музыки
Тема: "Животные, птицы, рыбы в музыке. К.Сен-Санс "Карнавал животных"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
р.п. Бердяуш
Саткинского муниципального района
Открытый урок по слушанию музыки
1 класс (1 год обучения),
отделение фортепиано
(Дополнительная Предпрофессиональная Общеобразовательная программа).
Дата: 16 ноября 2017 г.
Преподаватель: Михайлова Т.Н.
Тема: «Животные, птицы, рыбы в музыке». К.Сен-Санс «Карнавал животных»
Цель: Расширить представление учащихся о возможностях музыки в изображении образа и
движений животных, птиц, рыб и насекомых на примере музыки сюиты «Карнавал животных»
К. Сен-Санса.
Задачи: - Объяснить учащимся понятия – сюита и ансамбль.
- Прослушать и разобрать некоторые пьес сюиты.
- Разобрать: какие средства музыкальной выразительности композитор использует в
изображении героев.
- Воспитывать дисциплинированность, эмоциональную отзывчивость, умение
слушать музыку и рассказывать о ней.
- Развивать мышление и активность учащихся.
Наглядный
материал: портрет
К.
Сен-Санса,
иллюстрации
животных,
видеозапись
исполнения пьес из сюиты.
План урока: 1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
3.Знакомство с сюитой «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение и закрепление материала предыдущего урока: Вы знаете, что не только писатели
и художники могут выразительно и интересно рассказать о животных. Не менее выразительно
о
животных
можно
рассказать
музыкальным
языком.
Музыка
может
похоже
изобразить
портрет не только человека но и передать образы животных, птиц , их повадки.
3. Знакомство с сюитой «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Композиторы
нередко
создают
«портреты»
животных,
у
некоторых
композиторов
есть
настоящая
зооколлекция.
Сообщение
и
запись
на
доске
темы
урока:
Камиль
Сен-Санс
(Французский композитор) «Карнавал животных» 1886 г. (записываем в тетради)
(показываю портрет композитора)
Он создал целый музыкальный зоопарк. Это сюита «Карнавал животных»
Что же такое сюита? Это несколько пьес, объединенных чем-то общим, например, сюжетом,
или тональностью, или жанром и т.д.
Название его сюиты сразу приводит слушателя в музыкальную сказку, на карнавал, где
веселятся забавные персонажи. Давайте вспомним, что такое карнавал? (ответы детей)
- да. Это такой праздник, на котором все должны изменить свой облик. Можно надеть маску,
костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. У кого-то это получится,
а у кого-то нет…
Карнавал, на который я вас приглашаю будет не совсем обычный. Во-первых, это карнавал не
людей, а животных: зверей, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его
персонажей мы не увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка. Состоит
сюита из 14 пьес. Мы послушаем только некоторые из них.
Кто же откроет карнавал? Конечно же Лев.
За главным распорядителем следуют гости карнавала. Кто же пришел на карнавал, решил
нарядиться балериной? Как вы думаете, кто же это? - включаю аудиозапись пьесы «Слон».
Это Слон.(картинка). Как вы определили? – по характеру музыки. Какие движения передаёт
музыка? (тяжелая, неуклюжая, неторопливая, в низком регистре). А кто догадался какой танец
танцует слон? – вальс. В результате получился смешной танец, сплошная пародия на легкий и
изящный вальс. А кто понял какие инструменты исполнили пьесу? – контрабас и фортепиано.
Это настоящий ансамбль. А кто знает, что такое ансамбль? Это когда музыку исполняет не
один музыкант, а два и даже больше.
(Далее смотрим видеозапись исполнения этой пьесы).
Следующая пьеса посвящена птице. (на доске 2 картинки – воробей и лебедь) А какой, вы
сами определите. (слушаем отрывок)
Конечно
лебедь!
Как
вы
определили?
Музыка
плавная,
красивая,
передает
красоту
царственной птицы. Характер гордый, благородный. Лебедь как будто скользит по гладкой
поверхности
воды.
Какие
инструменты
исполняют?
Это
тоже
ансамбль
–
виолончель
и
фортепиано.
На эту музыку русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер
«Умирающий лебедь» для великой русской балерины Анны Павловой. (Просмотр видеозаписи
балетной миниатюры (10 мин.)
4. Подведение итогов.
Итак, кого мы встретили на карнавале? Какие пьесы послушали? Всем ли удалось спрятаться
под маской? – нет. Кто исполнял? – ансамбль. Из какого произведения пьесы? - «Карнавал
животных». Назовите композитора. – Камиль Сен-Санс.
5. Домашнее
задание. Найти в интернете пьесы «Слон» и «Лебедь», послушать их и
рассказать,
какие
средства
музыкальной
выразительности
композитор
использует
в
изображении героев. Нарисовать рисунок животного, музыка которого вам понравилась.