Автор: Марценюк Светлана Васильевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Создание комфортных условий для образовательного процесса в детской школе искусств р.п. Бердяуш"
Раздел: дополнительное образование
«Создание комфортных условий для образовательного процесса
в детской школе искусств п. Бердяуш»
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и
воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год.
Мы все прекрасно понимаем, что только в комфортных условиях можно развить в
ребёнке качества личности. Родители будут удовлетворены и спокойны, зная, что их
ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для его
развития,
а
педагогический
коллектив
при
комфортных
условиях
сможет
более
плодотворно работать и творить.
Какой же должна быть современная школа? И какую цель мы поставили перед
собой?
Нашей главной целью стало создание безопасной и комфортной образова-
тельной среды, которая поможет каждому в достижении оптимального уровня
интеллектуального,
личностного,
эмоционального,
духовно
-
нравственного,
телесного развития в соответствии с его природными задатками и способностя-
ми.
Современная школа должна всерьез и по - настоящему становится не только ме-
стом, где
учат,
но
и
пространством их
полноценного
взросления,
питательной
средой становления успешных, творческих, счастливых и здоровых людей. Это воз-
можно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-пси-
хологического климата в образовательном учреждении, как на уроках, так и во внеу-
рочное время.
Существуют 3 основные составляющие понятия «комфортность»:
Комфортность
Психологическая
Физиологическая
Бытовая
Психологический комфорт - это такое состояние, возникающие в процессе
жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия,
удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это
условия
жизни,
при
которых
любой
человек
чувствует
себя
спокойно,
ему
нет
необходимости
от
кого-либо
защищаться. В образовательном процессе важно не
только то, кто учит, но и где происходит обучение, то есть важно само «место
образования».
Взаимопонимание между учителем и детьми – один из важнейших показателей
психологического климата. Самый эффективный стиль общения в нашей школе,
когда взрослые и дети находятся в позиции дружеского понимания. Такой стиль вы-
зывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, радость при осуществле-
нии того или иного вида деятельности.
Говоря о своей практике работы, отмечу, что взаимопонимание и сотрудничество
создаются атмосферой доброжелательности, где мы с детьми стараемся общаться
друг с другом спокойно, не повышая тона, где нормой является взаимное уважение и
на уроке и во внеурочное время.
В
рамках
создания
психологического
комфорта
в
нашей
школе
проводится
специальная политика обучения и воспитания всего персонала образовательного
учреждения - это принципы уважения и гостеприимства по отношению к ребенку и
родителям.
Эта
политика
постоянно
обсуждается
на
педагогических
советах,
оперативных совещаниях, классных часах, родительских собраниях. На народном и
фортепианном отделениях преподавателями Панфиловой И.И., Цепиловой О.А. и
Мисюра О.Э. были проведены родительские собрания на темы «Темпераментные
дети» и «Правила поведения в школе искусств», а преподаватели Михайлова Т.Н.,
Панфилова И.И. и Марценюк С.В. посетили областные семинары по теме «Вопросы
педагогики
и
психологии
в
дополнительном
художественном
образовании»,
«Развитие личной компетентности учащегося, как фактор оптимизации качества
образования».
С
2013
года
в
школе
реализуется
проект
по
патриотическому
воспитанию
учащихся,
в
рамках
которого
прошла
выставка
монументальной
скульптуры отделения ИЗО преподавателя
Ахметшина С.Р., классный час в 7
классах музыкальных отделений у преподавателя Михайловой Т.Н., и концерт к 9
мая, подготовленный преподавателем Кочегаровой А.Г.
Сотрудники и преподаватели, в конечном счете, делают всё, чтобы ребенок
каждый день с удовольствием бежал в школу.
Важнейшим направлением создания психологического комфорта является вос-
питательная система, которая постоянно развивается и совершенствуется. Её особен-
ностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентри-
руется вокруг нескольких ключевых общешкольных дат: «День знаний», «День учи-
теля», «День матери», «Новогодний калейдоскоп», «8 Марта», «День открытых две-
рей», «День Победы», «Отчётный концерт» и «Выпускной вечер». Все мероприятия
носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспи-
тательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива.
Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, являет-
ся физиологический комфорт ученика. В школе обеспечен питьевой режим, обес-
печиваются требования по пожарной и антитеррористической безопасности, еже-
годно проводятся медицинские осмотры сотрудников, строго контролируется соблю-
дение санитарно-гигиенических норм и требований.
Одним из факторов, позволяющих приблизить классную среду к естественной
среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гим-
настика на уроках позволяет снимать состояние усталости, ослабить психологиче-
скую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку воз-
можность подвигаться. На групповых занятиях музыкального, декоративно-приклад-
ного и раннего эстетического развития преподаватели используют физ. минутки, ко-
торые благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, пре-
пятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся.
Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашей школе – является
здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья учащихся –
приоритетное направление в работе всего педагогического коллектива.
Для сохранения психического и физического здоровья детей в школе постоянно
проводятся:
- развлекательно-игровые программы на свежем воздухе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- беседы о здоровье с учащимися;
- беседы о здоровом образе жизни с родителями;
- динамические паузы, подвижные игры.
Бытовой комфорт подразумевает создание нормальных условий для жизни:
оптимальная
температура,
удобство
мебели
для
ребенка,
удобство
пользования
учебной
техникой:
музыкальные
инструменты,
учебные
доски,
компьютеры,
мультимедийная техника. Школа должна идти в ногу с последними наработками
ведущих производителей и государственных стандартов.
Наиболее важным направлением в создании комфортно-бытовых условий стал
капитальный ремонт здания школы.
В
2011
году
специально
созданной
комиссией
было
принято
решение
о
капитальном ремонте и перепланировки помещений.
Для осуществления принятого решения в 2011 году начались работы по разра-
ботке проекта.
В 2014 году было получено положительное заключение Государ-
ственной
экспертизы.
Благодаря
общим
усилиям
МКУ
«Управление
культуры»,
администрации школы искусств п. Бердяуш, при поддержке Администрации Сат-
кинского муниципального района и Министерства культуры Челябинской области
утверждённый проект капитального ремонта финансировался за счёт бюджетных
средств.
В 2015 и 2016 годах проведён капитальный ремонт здания ДШИ, в результате
которого значительно улучшились комфортные условия для образовательного про-
цесса, обеспечены требования по технике личной безопасности, пожарной безопас-
ности и санитарно-гигиенические условия соответствующие требованиям СанПин.
Ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретены музыкаль-
ные инструменты: рояль, баян, гитары, шумовые инструменты, компьютерная техни-
ка и мультимедийное оборудование. Все это позволяет улучшить проведение, как
уроков, так и внеклассных мероприятий.
Комфортная среда нашего образовательного учреждения – это совокупность
условий,
которые
способствуют
экологическим
взаимоотношениям
участников
образовательного
процесса,
улучшению
физического
и
психического
здоровья,
создают
эмоциональный
фон,
сопутствуют
вдохновению,
созидательной
и
профессиональной
деятельности
и
духовным
достижениям
человека,
снижают
неблагоприятное
воздействие
на
организм
вредных
факторов,
сопровождающих
жизнедеятельность.
Создавая
комфортную
среду
в
школе
искусств
п.
Бердяуш
мы
сохраняем
здоровье учащихся и сотрудников, поддерживаем положительный эмоциональный
фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, что способствует успешному
обучению ребенка и повышению качества образования.
Список использованной литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2.
Лебедева
В.П.,
Орлов
В.А.,
Панов
В.И.
Психодидактические
аспекты
развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25—30.
3.
Рубцов
В.В.,
Улановская
И.М.,
Яркина
О.В.
Психологический
климат
как
характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в
московском образовании. - Вып.2 М.: МИПКРО, 1998.
4. Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры //
Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - Инноватор-Bennet
colledge. - М., 1997. - С. 177—184.
5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная
среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего
образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.