Автор: Бузинова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Березники Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Методика организации и проведения экскурсий в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Методика организации и проведения экскурсий в старшем дошкольном
возрасте
Счастье - это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
В современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации
ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе
усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм,
принятых в обществе.
Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир
ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся
веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание
без всякого принуждения усваивать знания.
При разработке планов экскурсий необходимо учитывать
следующие принципы:
- принцип системно - организованного подхода, который предполагает
скоординированную работу всех участников воспитательно -
образовательного процесса;
- принцип учета региональных условий;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип преемственности.
Чтобы экскурсии были эффективными нужно соблюдать
следующие условия:
- учитывать возрастные особенности;
- выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;
- соблюдать меры безопасности;
- готовить детей к экскурсии;
- в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые
вопросы, сравнения, обследование).
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество
экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить
детей с объектами и явлениями природы.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те
же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные
изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе,
поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении
цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель
экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей
местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь
к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели.
При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из
физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного
места (в одну сторону) не должна превышать в старшей группе – 40-50
минут.
При
этом
следует
учитывать
особенности
дороги,
состояние
погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо
за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии,
воспитатель
уточняет
маршрут,
находит
нужные
объекты,
намечает
содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном
круге
явлений,
последовательность
проведения
отдельных
частей
экскурсии,
устанавливает
места
для
коллективных
и
самостоятельных
наблюдений, для отдыха детей.
Для
того,
чтобы
экскурсия
была
интересной,
воспитателю
надо
подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка
детей начинается
с
сообщения
воспитателем
цели
экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что
нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице,
в
лесу,
в
общественных
местах.
При
подготовке
к
экскурсии
нужно
обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в
соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы
активно
используются
игры-тренинги,
предполагающие
включение
элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и
направленные
на
формирование
адекватной
самооценки
и
навыков
конструктивного
общения
с
миром
природы,
воспитание
ценностного
отношения к тому, что окружает ребенка.
К
экскурсии
воспитателю
следует
подготовить
экскурсионное
снаряжение
и
оборудование
для
размещения
собранного
материала
в
уголке
природы.
Хорошо
привлечь
к
его
подготовке
детей.
Это
способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед
экскурсией
воспитателю
необходимо
тщательно
продумать,
какой
материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в
связи с этим нужно взять с собой.
Природоведческая
экскурсия
включает
в
себя
вводную
беседу,
коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение
детей,
сбор
природоведческого
материала,
игры
детей
с
собранным
материалом.
Порядок
частей
варьируется
в
зависимости
от
цели
экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой
беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью
экскурсии
является
коллективное
наблюдение,
с
помощью
которого
решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь
детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.
Для
этого
можно
использовать
различные
приемы:
вопросы,
загадки,
сравнения,
обследовательские
действия,
игры,
рассказы,
пояснения.
Уровню
познавательной
активности
способствуют
элементы
бесед
и
логические
задачи,
предлагаемые
воспитателями.
Целесообразно
использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций
и чувств детей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо
ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить
активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам
природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно,
муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной
деятельности,
поддерживают
стремление
активно
и
самостоятельно
оказывать
помощь
природным
объектам,
позволяют
испытать
чувство
гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к
водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для
птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать
деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций
дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с
природой.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим
детей
рассматривать
предмет,
сравнивать
его
с
другими
предметами,
находить
отличие
и
сходство,
устанавливать
связь
между
различными
явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что
знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в
результате активной работы всех органов чувств.
По
окончании
основной
части
детям
дается
возможность
удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных
наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не
следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго
ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном
участии педагога.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети
закрепляют
знания
о
характерных
особенностях
предмета,
выражают
словами
мнение
о
качестве
предмета,
запоминают
название
растений
(«Угадай
по
запаху»,
«Узнай
по
описанию»,
«Ветка,
ветка,
где
твоя
детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает
внимание детей на общую картину природы.
Главная
цель
заключительного
этапа
—
подведение
итогов
экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить
свои
впечатления,
показать
отношение
к
миру
природы.
Можно
предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. На-
пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить,
какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персона-
жей,
вводимых
в
эти
литературные
произведения,
можно
выразить
отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант твор-
ческих
заданий,
воспитатель
предлагает
составление
коллективных
коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов,
любимых аллей парка и пр.
Конструирование
макетов
экосистем
из
природного
и
бросового
материалов
поможет
детям
лучше
понять
цепочку
взаимосвязей
и
взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии
макет
может
дополняться,
преобразовываться.
На
основе
кон-
кретизированной
информации
дети
выстраивают
пищевые
цепочки,
добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким
образом,
экскурсии
помогают
расширить
представления
воспитанников
об
экологических
системах
(парков,
водоемов),
сфор-
мировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие
изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от
сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.