Авторы: Дмитренко Ольга Ивановна, Власова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №98 компенсирующего вида
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения, на развитие графических умений и навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад
№
98 компенсирующего вида"
Методическая разработка
"Игры и упражнения на формирование графических
навыков у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата"
Составители :
Воспитатели- Дмитренко Ольга Ивановна
Власова Ирина Николаевна
Сыктывкар 2017г
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата приобретает художественно-творческий характер постепенно в
результате овладения способами изображения. Продуктом художественно-
творческой деятельности является выразительный образ.
Для детей с нарушением ОДА характерны слабость, скованность движения
пальцев рук, парезы, в сложных случаях не возможность держать
изобразительные материалы. Основной задачей ставится развитие восприятия,
умение обследовать предмет, развитие технических навыков владение
материалами .
В результате обследования у детей складываются представления которые
ложатся в основу изображения предметов. Качество изображения предметов
объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием и
техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и
целенаправленной рисовальной деятельности под руководством взрослых с
возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного
анализа изображаемых предметов и техника их изображения.
В этой работе необходимо индивидуально-дифферинцырованный подход.
Подбор игр и упражнений зависит от имеющихся патологий ,
сформированности тонкой моторики пальцев рук, умение удерживать
карандаш, кисть, индивидуальном развитии изобразительных умений и навыков.
Используем принцип от простого к сложному.
Этапы развития
Формирование навыка
Развитие умения
1Навыки и умения
владения инструментом
1.Навык держания
карандаша и
кисти(исходное
положение)
2Навык положения руки
с карандашом при
рисовании вертикальных
и горизонтальных линий.
3.Навык ведения линий
кистью
4 Навык держания кисти
при рисовании широких
и тонких линий.
Умение свободно владеть
карандашом и кистью
при различных приемах
рисования
2Навык качества
движения
1.Навык произвольной
регуляции силы нажима.
2.Навык произвольного
изменения амплитуды,
темпа движений.
3 Навык прекращения
движения в нужной точке
Умения регулировать
движения в соответствии
с задачами изображения
3.Навык и умения
обеспечивающие
передачу
пространственных
свойств предметов.
Навык удержания
направленности
движения(по прямой, по
дуге, по окружности и т.
д.)
1.Умение изменять
направление
движения(переход от
прямой к движению по
дуге)
2Умение подчинять
движение соразмерению
отрезков по длине
(прямоугольник,квадрат)
3.Умение подчинять
движения соразмерению
изображений или их
частей по величине.
Планирование коррекционной игровой деятельности по формированию
изобразительных умений и навыков у детей с нарушением ОДА
Игры с карандашом
Цель: Познакомить с изобразительным инструментом-карандашом. Развивать
изобразительные умения и навыки владения карандашом. Поддерживать нтерес
к творческой деятельности.
Игровые задачки
«Спрячем зайчика»
Цель: Формировать умение держать карандаш тремя пальцами,
Чувствовать силу нажима. Закрасить предмет отрывистыми штрихами.
«Мостик»
Цель: Продолжать учить держать карандаш тремя пальцами проводить прямые
длинные штрихи.
«Прокатись с горки», «Дорожка для гусенички»
Цель: Учить проводить штрихи по диагоналям, правый верхний угол-левый
нижний, чувствовать силу нажима.
«Покормим птиц»
Цель: Развивать умение держать карандаш в вертикальном положении ,наносить
штрихи в виде точек.
«Ежик в колючках» «Заборчик», «Дождик»
Цель: Развивать умение проводить отрывистые короткие линии.
"Веселая штриховка"
Цель: ритмичное нанесение штриха под различную музыку.
"Листик" «Елочка»
Цель: Рассмотреть лист с прожилками. Развивать умение проводить штрихи от
центра к правому и левому нижнему углу листа. Можно использовать
трафареты.
«Завиток», «Барашки», «Животные»
Цель: Развивать умение проводить круговые движения . Чувствовать силу
нажима.
«Море», «Высокие горы»
Цель :Развивать умение проводить прямую линию переходящую в округлую.
«Веселые гномы», «Пляшущие человечки»
Цель: Использовать умения и навыки владения карандашом для создания
выразительного образа.
Игры с кисточкой
Цель-познакомить с изобразительным инструментом –кистью. Развивать
изобразительные умения и навыки владения изобразительным инструментом.
Игры-эксперименты
«Вода для рыбки» Цель: Учить держать кисть тремя пальцами,проводить
широкие мазки слева направо. Используем все пространство листа . Предлагаем
различные оттенки синего .
«Песок в песочнице» Цель: Продолжать развивать навык удержания кисти
тремя пальцами, проводить прямые мазки ограниченные контуром.
«Свяжем шарф» Цель: Формировать умение наносить мазки по горизонтали и
по вертикали.
«Кудри для куклы» Цель: Учить проводить мазки используя круговое
движение пальцев руки. всем ворсом кисти и концом ворса кисти
«Наряди дерево» Цель: Показать возможности техники «Примакивания».
Навык оставления « следа» кисти. Использовать теплые цвета.
«Сплетем корзинку» Цель: Развивать навык удержания кисти , проведение
горизонтальных , вертикальных мазков с ограниченным контуром.
«Спрячем зайку» Цель :Продолжать формировать технические навыки,
развивать умение проводить мазки слитно не оставляя промежутков между
ними.
«По волнам плывет кораблик»
Цель: Учить передавать образ волны используя волнистую линию.
«Построим домик поросятам» Цель : Используя образец контур домика
попросить детей построить домик из «соломы», «веточек», «кирпича» закрепить
изобразительные умения и навыки.
«Веселый робот» Цель: Развивать самостоятельность, творчество в передаче
выразительного образа. Закрепить изобразительных умения и навыки владения
кистью.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С
КАРАНДАШОМ