Напоминание

"Развитие творчески активной личности через исследовательскую работу по истории"


Автор: Парецкова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Волжский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Волжский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творчески активной личности через исследовательскую работу по истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ПО ИСТОРИИ

Сократ считал, что дурные люди и плохие поступки происходят от

незнания. Стоит научить человека добру, и он выберет правильный путь.

Если эту мысль перевести в настоящее время, то с уверенностью можно

утверждать, что предметы общественных дисциплин не только дают знания

об

обществе,

но

и

прежде

всего,

решают

проблему

воспитания

нового

поколения.

От

уровня

гражданского

образования

во

многом

зависит

и

развитие

гражданского

общества

и

построение

в

России

правового

государства.

Вот почему в системе современного образования придаётся большое

значение

исследовательской

и

внеклассной

работе

со

студентами,

помогающими

практической

реализации

воспитательной

задачи

по

формированию личности с активной творческой позицией.

Подготовка

и

проведение

конференций

и

семинаров

оказывают

огромное

влияние

на

формирование

научных

знаний,

развитие

терминологической лексики студентов. Это всегда сложный, многогранный

процесс. Основная задача этого вида творческой работы – это изучение

студентами дополнительной литературы, получение нового знания для себя

при подготовке к докладу.

Аудитория,

готовая

слушать

своих

товарищей,

также

получает

определённую

часть

информации,

уже

обработанную

докладчиком

и

поданную в адекватной форме.

Не менее важен здесь и психологический фактор: студент, которого

обычно

«ведут

за

ручку»

на

протяжении

многих

лет,

получает

полную

самостоятельность.

Для

одарённой

личности

характерно

стремление

к

монополизации внимания, погружение в философские проблемы, лёгкость

актуализации

аналогов

из

фондов

сознания,

умение

отказаться

от

стереотипов

и

штампов

мышления,

высокая

познавательная

мотивация,

умение ставить вопросы, фиксирующие конфликт между обобщённым ядром

задачи и её конкретными условиями.

Научная конференция и семинар дают возможность раскрыться такой

одарённой личности, проявить всё вышеназванные качества характера, т.е.

являются своеобразным психологическим тренингом.

Образовательные

потребности

таких

студентов

высоки

и

не

всегда

предусмотрены рамками программы и поэтому конференции, семинары – это

оптимальные

формы

работы,

целью

которой

является

формирование

и

расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций.

Рассмотрим,

как

во

время

научных

конференций

и

семинаров

реализуются некоторые принципы обучения.

1 .

П р и н ц и п

н ау ч н о с т и .

О н

п р оя вл я е т с я

в

р а с ш и р е н и и

терминологической

лексики

студентов,

умении

свободно

оперировать

обществоведческими

понятиями.

Так

как

подготовка

к

семинару

или

конференции требует огромных затрат сил и времени, то проводим мы такие

мероприятия всего 1-2 раза в год.

2. Принцип системности и последовательности выражается в анализе,

синтезе и обобщении знаний, уже имеющихся у студентов и только что

приобретённых.

Одарённые

дети

способны

обработать

дополнительный

научный материал по исследуемой проблеме.

3.

На

принцип

научности

опирается

принцип

перспективности,

являющийся

основополагающим

в

системе

развивающего

обучения.

При

подготовке

к

научной

конференции

студент

не

столько

обобщает

и

репродуцирует

материал,

сколько

отталкивается

от

данного

и

идёт

к

неизвестному.

4.

Соблюдается

принцип

дифференцированного

обучения,

но

в

сочетании

с

коллективным,

так

как

работа

докладчика

на

аудиторию

предполагает живой отклик и слушателей.

Методика

проведения

конференций

и

семинаров

рассчитана

не

на

пассивное участие слушателей, а на столкновение различных точек зрения,

возникновение научных конфликтов.

Таким

образом,

развиваются

мировоззренческие

позиции

всех

участников данных форм работы. Исследователь определяет свою позицию

поэтапно:

1) выбором проблемы, темы исследования;

2) отбор критической литературы (библиография);

3) выработка своей точки зрения, распределение научного материала;

4) столкновение с противоречиями во время исследования и выбора

пути выхода из ситуации;

5) способность отстаивать свою точку зрения, используя оправданную

аргументацию.

Всё это требует зрелости ума и духа. Но какую отдачу это имеет у

студентов! Какие споры вызывают доклады по вопросу «белых пятен» в

истории

Великой

Отечественной

войны,

предпосылкам

образования

государства у восточных славян, значении Великой Отечественной войны в

истории страны и каждой конкретной семьи. Ведь исследователи не только

читают массу чужой литературы, но и самостоятельно проводят кропотливую

работу над текстом. Можно спросить: а какова же роль преподавателя? На

мой взгляд, он должен придерживаться роли корректора. Студент сам должен

работать

и

искать,

определять

свою

точку

зрения.

Полноценная

научная

работа

имеет

право

не

только

на

некоторую

объективность,

но

и

на

оригинальность.

Не

стоит

подавлять

даже

сумасшедшие

идеи!

Они-то,

возможно,

и

являются

гениальными.

Задача

преподавателя

помочь

сформулировать

проблему,

подобрать

научный

материала,

составить

первичный план работы, откорректировать текст исследования и поддержать

студента эмоционально.

Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин

научно-исследовательская работа со студентами ведётся систематически и

весьма

успешно.

Наши

студенты

исследуют

различные

проблемы,

что

отражено в названиях работ: «Неужели это можно забыть?» (о Холокосте и

концлагерях

на

территории

Сталинградской

области

в

годы

Великой

Отечественной

войны),

«Роль

села

Безродного

в

период

Сталинградской

битвы», «Газета «Колхозная Ахтуба» в годы Великой Отечественной войны»,

«Украденное детство» (о судьбах детей – малолетних узников фашистских

концлагерей).

Данная творческая исследовательская работа даёт многое: формирует

гражданскую

позицию

и

студента,

и

преподавателя,

поднимает

престиж

нашего учебного заведения и в регионе и в России.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!