Автор: Парецкова Светлана Викторовна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Волжский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Волжский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творчески активной личности через исследовательскую работу по истории"
Раздел: среднее профессиональное
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ПО ИСТОРИИ
Сократ считал, что дурные люди и плохие поступки происходят от
незнания. Стоит научить человека добру, и он выберет правильный путь.
Если эту мысль перевести в настоящее время, то с уверенностью можно
утверждать, что предметы общественных дисциплин не только дают знания
об
обществе,
но
и
прежде
всего,
решают
проблему
воспитания
нового
поколения.
От
уровня
гражданского
образования
во
многом
зависит
и
развитие
гражданского
общества
и
построение
в
России
правового
государства.
Вот почему в системе современного образования придаётся большое
значение
исследовательской
и
внеклассной
работе
со
студентами,
помогающими
практической
реализации
воспитательной
задачи
по
формированию личности с активной творческой позицией.
Подготовка
и
проведение
конференций
и
семинаров
оказывают
огромное
влияние
на
формирование
научных
знаний,
развитие
терминологической лексики студентов. Это всегда сложный, многогранный
процесс. Основная задача этого вида творческой работы – это изучение
студентами дополнительной литературы, получение нового знания для себя
при подготовке к докладу.
Аудитория,
готовая
слушать
своих
товарищей,
также
получает
определённую
часть
информации,
уже
обработанную
докладчиком
и
поданную в адекватной форме.
Не менее важен здесь и психологический фактор: студент, которого
обычно
«ведут
за
ручку»
на
протяжении
многих
лет,
получает
полную
самостоятельность.
Для
одарённой
личности
характерно
стремление
к
монополизации внимания, погружение в философские проблемы, лёгкость
актуализации
аналогов
из
фондов
сознания,
умение
отказаться
от
стереотипов
и
штампов
мышления,
высокая
познавательная
мотивация,
умение ставить вопросы, фиксирующие конфликт между обобщённым ядром
задачи и её конкретными условиями.
Научная конференция и семинар дают возможность раскрыться такой
одарённой личности, проявить всё вышеназванные качества характера, т.е.
являются своеобразным психологическим тренингом.
Образовательные
потребности
таких
студентов
высоки
и
не
всегда
предусмотрены рамками программы и поэтому конференции, семинары – это
оптимальные
формы
работы,
целью
которой
является
формирование
и
расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций.
Рассмотрим,
как
во
время
научных
конференций
и
семинаров
реализуются некоторые принципы обучения.
1 .
П р и н ц и п
н ау ч н о с т и .
О н
п р оя вл я е т с я
в
р а с ш и р е н и и
терминологической
лексики
студентов,
умении
свободно
оперировать
обществоведческими
понятиями.
Так
как
подготовка
к
семинару
или
конференции требует огромных затрат сил и времени, то проводим мы такие
мероприятия всего 1-2 раза в год.
2. Принцип системности и последовательности выражается в анализе,
синтезе и обобщении знаний, уже имеющихся у студентов и только что
приобретённых.
Одарённые
дети
способны
обработать
дополнительный
научный материал по исследуемой проблеме.
3.
На
принцип
научности
опирается
принцип
перспективности,
являющийся
основополагающим
в
системе
развивающего
обучения.
При
подготовке
к
научной
конференции
студент
не
столько
обобщает
и
репродуцирует
материал,
сколько
отталкивается
от
данного
и
идёт
к
неизвестному.
4.
Соблюдается
принцип
дифференцированного
обучения,
но
в
сочетании
с
коллективным,
так
как
работа
докладчика
на
аудиторию
предполагает живой отклик и слушателей.
Методика
проведения
конференций
и
семинаров
рассчитана
не
на
пассивное участие слушателей, а на столкновение различных точек зрения,
возникновение научных конфликтов.
Таким
образом,
развиваются
мировоззренческие
позиции
всех
участников данных форм работы. Исследователь определяет свою позицию
поэтапно:
1) выбором проблемы, темы исследования;
2) отбор критической литературы (библиография);
3) выработка своей точки зрения, распределение научного материала;
4) столкновение с противоречиями во время исследования и выбора
пути выхода из ситуации;
5) способность отстаивать свою точку зрения, используя оправданную
аргументацию.
Всё это требует зрелости ума и духа. Но какую отдачу это имеет у
студентов! Какие споры вызывают доклады по вопросу «белых пятен» в
истории
Великой
Отечественной
войны,
предпосылкам
образования
государства у восточных славян, значении Великой Отечественной войны в
истории страны и каждой конкретной семьи. Ведь исследователи не только
читают массу чужой литературы, но и самостоятельно проводят кропотливую
работу над текстом. Можно спросить: а какова же роль преподавателя? На
мой взгляд, он должен придерживаться роли корректора. Студент сам должен
работать
и
искать,
определять
свою
точку
зрения.
Полноценная
научная
работа
имеет
право
не
только
на
некоторую
объективность,
но
и
на
оригинальность.
Не
стоит
подавлять
даже
сумасшедшие
идеи!
Они-то,
возможно,
и
являются
гениальными.
Задача
преподавателя
помочь
сформулировать
проблему,
подобрать
научный
материала,
составить
первичный план работы, откорректировать текст исследования и поддержать
студента эмоционально.
Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин
научно-исследовательская работа со студентами ведётся систематически и
весьма
успешно.
Наши
студенты
исследуют
различные
проблемы,
что
отражено в названиях работ: «Неужели это можно забыть?» (о Холокосте и
концлагерях
на
территории
Сталинградской
области
в
годы
Великой
Отечественной
войны),
«Роль
села
Безродного
в
период
Сталинградской
битвы», «Газета «Колхозная Ахтуба» в годы Великой Отечественной войны»,
«Украденное детство» (о судьбах детей – малолетних узников фашистских
концлагерей).
Данная творческая исследовательская работа даёт многое: формирует
гражданскую
позицию
и
студента,
и
преподавателя,
поднимает
престиж
нашего учебного заведения и в регионе и в России.