Напоминание

"Подготовка руки дошкольника к письму"


Автор: Здорнова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: родительское собрание в подготовительной группе
Тема: "Подготовка руки дошкольника к письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Подготовка руки дошкольника к письму»

Автор: Здорнова Ольга Валерьевна

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №33», г. Новокузнецк

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ. В современных

условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам

дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о

преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении

грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои

мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных

слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к

систематическому обучению.

В настоящее время у многих детей наибольшую проблему в обучении составляют

не неумение читать или незнание азов арифметики, а именно неподготовленность

руки к письму. В чем причины графической неготовности к обучению письму?

Таких причин две:

1.Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой

моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).

2.Несформированность навыка выполнения графических движений

(«психологическая неготовность» к обучению письму).

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-

координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки,

способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над

мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук,

скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно

судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка.

Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при

помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой

моторики недостаточный.

ПРОЦЕСС письма требует от ребенка не только физических,

интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и

связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на

овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.

Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не

обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,

развития навыков ручной умелости.

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько

направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование,

лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение

довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);

- развитие у детей чувства ритма (умения согласовывать слово и движение в

определенном ритме);

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и

графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и

других видов заданий);

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе

бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в

нижней строчке).

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна

методика, разработанная Т.В. Фадеевой. Это примерные названия упражнений, вы

можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз.

Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой.

Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении.

Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев,

заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним

и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть

опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики

держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15

счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими

предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной

рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так

же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем

карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается

второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по

столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги

получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за

кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним

пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец

карандаша направлен от груди. Задание – нужно перевернуть карандаш и с

помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем

новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать

несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш

«смотрит» в направлении от груди вперед. Седьмое упражнение.

«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И

делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить

возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только

учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме

начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это

едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его

снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом.

Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую

ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки

сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются

на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и

возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону –

теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики

левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить

ребенка писать. Это две совершенно разные задачи! Для подготовки к письму и

выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста

используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях

фломастеры, так как они не требуют мышечных усилий для проведения линии.

В дошкольные годы не только в детском саду, но и в семье можно сделать очень

многое, для развития мелкой моторики и облегчить будущему первоклашке

процесс овладения письмом. Игры и упражнения для развития мелкой

моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к

сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви —

липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на

играх кнопочки. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного

возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее

развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие

мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с

малышами. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребёнок это

делал способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками –

большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты

и не мешать. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух

цветов), по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов

достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие

предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку,

горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки. Выкладывание фигур и

узоров из разных видов мозаики, из счётных палочек. Игры – шнуровки.

Собирание пазлов. Развиваются эти умения не только в процессе специальных

игр и упражнений, но и в быту: если ребёнок самостоятельно одевается и

раздевается, аккуратно складывает свои вещи – это тоже вклад в развитие мелкой

моторики, особенно если на одежде разные виды застёжек: кнопки, пуговицы,

молнии. Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего

дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники

в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и

даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь

несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его

дальнейшее поведение и успешность в жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!