Напоминание

Система диагностической работы с детьми с ЗПР.


Автор: Косова Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Система диагностической работы с детьми с ЗПР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система диагностической работы с детьми с ЗПР.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики

является отграничение задержки психического развития у дошкольников от

сходных

состояний.

Проблемы

детей

с

ЗПР

изучали:

Т.А.

Власова,

Г.М.

Дульнева,

А.Р.

Лурия,

М.С.

Певзнер,

Ж.И.

Шиф,

У.В.

Ульенкова,

С.Д. Забрамная, Л.Б. Боряева, Н.Ю. Борякова, М.Л. Скуратовская и др. В

последние

десятилетия

данная

категория

дошкольников

глубоко

и

всесторонне изучается как с клинической, так и с психолого-педагогической

стороны.

Особую актуальность проблема дифференциальной диагностики

приобретает в связи с организацией специализированной помощи детям с

задержкой психического развития. Своевременное выявление дошкольников

с

различными

нарушениями

в

развитии,

правильно

организованная

и

проведённая

диагностика,

позволяют

специалистам

и

педагогам

сделать

объективное

заключение

о

состоянии

ребёнка.

Определение

наиболее

эффективного

дальнейшего

образовательного

маршрута,

адекватной

индивидуальным психофизиологическим особенностям ребёнка программы

обучения, предусматривающей наряду с общим развитием детей, коррекцию

первичных

дефектов

развития

и

их

вторичных

проявлений

помогают

добиться положительных результатов и создают благоприятные условия для

их

дальнейшего

развития.

С

этой

точки

зрения

ключевое

значение

в

коррекционно-развивающей работе в рамках образовательного процесса в

дошкольном учреждении приобретает комплексная диагностика.

В течение нескольких лет я разрабатывала тему «Обеспечение

дифференциальной диагностики развития ребенка как одно из условий

для

определения

его

образовательного

маршрута». Теоретической

и

методологической

основой

комплексной

диагностики

стали

положения,

разработанные

ведущими

отечественными

учёными:

Л.С.

Выготским,

Д.Б.

Элькониным, А.Н.

Леонтьевым, А.Р. Лурия,

Л.А.

Венгером,

Н.Б. Венгером, Л.Е. Левиной, В.И. Лубовским, У.В. Ульенковой.

За основу был взят системный подход в изучении ребёнка, который

получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его

учеников

и

последователей.

В

разработке

принципов

отбора

диагностических методик, основополагающим

для меня стало положение,

сформулированное Л.С. Выготским об основных закономерностях развития

ребёнка в онтогенезе, сохраняющих свою силу и при аномальном развитии.

Вместе с тем существуют и специфические закономерности аномального

развития, что вызывает затруднения во взаимодействии с окружающими.

Большое значение в проведении диагностики приобретает понятие

первичного

и

вторичного

дефектов.

С

проблемой

сложности

структуры

дефекта достаточно часто сталкиваются специалисты нашего детского сада, а

также педагоги других дошкольных учреждений нашего города.

Таким образом,

я сделала заключение – организация и планирование

образовательного

процесса,

основывающегося

на

дифференциальной

комплексной

диагностике,

должно

способствовать

не

только

развитию

дошкольников,

но

и

коррекции

недостатков

психофизиологического

состояния

детей

с

задержкой

психического

развития,

профилактике

вторичных нарушений. (Согласно требованиям ФГОС ДО диагностика нами

проводится с согласия родителей).

Цель:

отбор и систематизация методик по дифференциальной

диагностике

психофизиологического

развития

дошкольников

с

задержкой

психического развития.

Задачи:

- изучить литературу отечественных и зарубежных учёных по вышеука-

занной теме; опыт педагогов – практиков по коррекционно-развивающей ра-

боте с детьми с задержкой психического развития;

- изучить, проанализировать и отобрать диагностические методики по-

знавательного развития детей с задержкой психического развития и диагно-

стические методики речевого развития детей с задержкой психического раз-

вития;

- изучить, проанализировать и отобрать диагностические методики раз-

вития эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка;

- изучить и проанализировать методики сбора анамнестических дан -

ных;

- разработать на основе комплексной дифференциальной диагностики

индивидуальные программы комплексной коррекционно-развивающей помо-

щи каждому ребёнку.

Дифференциальная комплексная диагностика предполагает системное

взаимодействие с ребёнком, состоящее из нескольких блоков: каждый блок

реализует свои цели, задачи, имеет свои методы, приёмы, но общую стра-

тегию и тактику.

Были выделены пять блоков диагностических методик, изучающих:

- Познавательное развитие ребёнка.

- Речевое развитие ребёнка.

- Развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка.

- Сбор анамнестических данных.

- Медицинское обследование.

В процессе работы выделяю четыре этапа:

Первый этап – изучение отечественной и зарубежной научно-методической

литературы и опыт работы педагогов-практиков по данной теме.

Второй этап – изучение, анализ и отбор диагностических методик.

Третий

этап – обработка и анализ полученных результатов в проведении

отобранных диагностических методик.

Четвёртый этап – совместная разработка всеми участниками изучения

ребёнка

(учитель

дефектолог,

учитель

логопед,

педагог-психолог,

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физическому

воспитанию,

старшая

медсестра,

воспитатель)

на

основе

результатов

проведённой

дифференциальной диагностики индивидуальной комплексной программы

коррекционно-развивающей помощи каждому ребёнку.

На

первом

этапе были изучены опыт работы и методические разработки

учёных и педагогов – практиков:

- инновационные методики организации образовательного процесса с

дошкольниками

с

задержкой

психического

развития,

рекомендуемые

дифференциальные диагностики творческой группы молодых учёных под

руководством доктора наук У.В. Ульенковой, апробированные в условиях

специального детского сада в г. Нижний Новгород;

- опыт организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения

старших

дошкольников

С.Г.

Шевченко,

Р.Д.

Тригер,

Г.М.

Капустиной,

И.Н. Волковой;

-

научно-методические

и

практические

рекомендации

к

организации

педагогического процесса и комплексной коррекции задержки психического

развития у дошкольников, апробированные в процессе экспериментальной

работы

на

базе

ДОУ

908,

1645,

425

г.

Москвы

и

представленные

Н.Ю.

Боряковой

в

Концепции

построения

модели

коррекционно-

развивающего обучения и содержания программно-методического материала;

- опыт работы по организации коррекционно-развивающего обучения

дошкольников

с

задержкой

психического

развития

под

руководством

Л.С. Марковой в ДОУ № 1296 г. Москвы;

-

концепция

коррекционного

образования

Ростовской

области

и

концепция построения развивающей среды, разработанные М.Л. Барановой

(Скуратовской).

На втором этапе были отобраны дифференциальные диагностические

методики, включающие изучение познавательного, речевого и личностного

развития

дошкольников.

В

основу

были

положены

диагностические

методики У.В. Ульенковой по исследованию мыслительной

деятельности,

саморегуляции

и

общей

способности

к

учению.

Автором

сформированы критерии качественного анализа результатов исследования,

дано описание возможных уровней выполнения заданий.

Обследование речевого развития ребёнка осуществлялось в

соответствии с известными логопедическими диагностиками. В структуре

дефекта при задержке психического развития на первый план выступает

несформированность

познавательной

деятельности,

при

этом

чаще

всего

отмечается недоразвитие речи.

В обследовании детей с задержкой психического развития активное

участие

принимал

педагог-психолог

детского

сада

в

части

диагностики

личностных

особенностей

и

развития

эмоционально-волевой

сферы.

Воспитатель

проводил

педагогическое

изучение

дошкольника,

в

котором

выявлял уровень сформированности знаний, умений, навыков. Музыкальный

руководитель и инструктор по физическому воспитанию также осуществляли

обследование по своим разделам. Старшая медсестра проводила мониторинг

соматического состояния дошкольника.

На

третьем

этапе специалисты, педагоги, участвовавшие в обследовании

ребёнка, составили индивидуальные

карты развития каждого ребёнка с

задержкой психического развития и сделали коллегиальное заключение.

Итоги четвертого этапа:

-

разработка

индивидуальных

программ комплексной коррекционно-

развивающей

помощи

для

каждого

ребёнка

на

основе

коллегиального

заключения и проведённой комплексной дифференциальной диагностики. В

программе был определён образовательный маршрут дошкольника: наиболее

адекватная

программа

обучения,

направления

коррекционно-развивающей

работы, формы, методы и средства обучения.

-

отбор

и

систематизация по

возрастам

дифференциальных

диагностических

методик познавательного

и

речевого

развития

детей

дошкольного возраста.

-

разработка индивидуальной

карты развития

ребёнка,

включающей в себя

протоколы диагностик на начало и конец года по

возрастам (Приложение 2б);

- модификация коррекционно-развивающего процесса на основе диф-

ференциальной диагностики, предполагающая использование комплексного

обследования:

изучение анамнеза;

скрининг актуального развития;

углублённая диагностика смежных специалистов;

диагностические занятия и наблюдения педагогов в процессе обу-

чения.

В результате – создана система диагностической работы в рамках

образовательного процесса с детьми с ЗПР, которая в значительной степени

способствует

успешному

познавательному,

речевому

и

эмоционально-

волевому развитию дошкольников с ЗПР.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!