Автор: Косова Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 92
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Система диагностической работы с детьми с ЗПР.
Раздел: дошкольное образование
Система диагностической работы с детьми с ЗПР.
Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики
является отграничение задержки психического развития у дошкольников от
сходных
состояний.
Проблемы
детей
с
ЗПР
изучали:
Т.А.
Власова,
Г.М.
Дульнева,
А.Р.
Лурия,
М.С.
Певзнер,
Ж.И.
Шиф,
У.В.
Ульенкова,
С.Д. Забрамная, Л.Б. Боряева, Н.Ю. Борякова, М.Л. Скуратовская и др. В
последние
десятилетия
данная
категория
дошкольников
глубоко
и
всесторонне изучается как с клинической, так и с психолого-педагогической
стороны.
Особую актуальность проблема дифференциальной диагностики
приобретает в связи с организацией специализированной помощи детям с
задержкой психического развития. Своевременное выявление дошкольников
с
различными
нарушениями
в
развитии,
правильно
организованная
и
проведённая
диагностика,
позволяют
специалистам
и
педагогам
сделать
объективное
заключение
о
состоянии
ребёнка.
Определение
наиболее
эффективного
дальнейшего
образовательного
маршрута,
адекватной
индивидуальным психофизиологическим особенностям ребёнка программы
обучения, предусматривающей наряду с общим развитием детей, коррекцию
первичных
дефектов
развития
и
их
вторичных
проявлений
помогают
добиться положительных результатов и создают благоприятные условия для
их
дальнейшего
развития.
С
этой
точки
зрения
ключевое
значение
в
коррекционно-развивающей работе в рамках образовательного процесса в
дошкольном учреждении приобретает комплексная диагностика.
В течение нескольких лет я разрабатывала тему «Обеспечение
дифференциальной диагностики развития ребенка как одно из условий
для
определения
его
образовательного
маршрута». Теоретической
и
методологической
основой
комплексной
диагностики
стали
положения,
разработанные
ведущими
отечественными
учёными:
Л.С.
Выготским,
Д.Б.
Элькониным, А.Н.
Леонтьевым, А.Р. Лурия,
Л.А.
Венгером,
Н.Б. Венгером, Л.Е. Левиной, В.И. Лубовским, У.В. Ульенковой.
За основу был взят системный подход в изучении ребёнка, который
получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его
учеников
и
последователей.
В
разработке
принципов
отбора
диагностических методик, основополагающим
для меня стало положение,
сформулированное Л.С. Выготским об основных закономерностях развития
ребёнка в онтогенезе, сохраняющих свою силу и при аномальном развитии.
Вместе с тем существуют и специфические закономерности аномального
развития, что вызывает затруднения во взаимодействии с окружающими.
Большое значение в проведении диагностики приобретает понятие
первичного
и
вторичного
дефектов.
С
проблемой
сложности
структуры
дефекта достаточно часто сталкиваются специалисты нашего детского сада, а
также педагоги других дошкольных учреждений нашего города.
Таким образом,
я сделала заключение – организация и планирование
образовательного
процесса,
основывающегося
на
дифференциальной
комплексной
диагностике,
должно
способствовать
не
только
развитию
дошкольников,
но
и
коррекции
недостатков
психофизиологического
состояния
детей
с
задержкой
психического
развития,
профилактике
вторичных нарушений. (Согласно требованиям ФГОС ДО диагностика нами
проводится с согласия родителей).
Цель:
отбор и систематизация методик по дифференциальной
диагностике
психофизиологического
развития
дошкольников
с
задержкой
психического развития.
Задачи:
- изучить литературу отечественных и зарубежных учёных по вышеука-
занной теме; опыт педагогов – практиков по коррекционно-развивающей ра-
боте с детьми с задержкой психического развития;
- изучить, проанализировать и отобрать диагностические методики по-
знавательного развития детей с задержкой психического развития и диагно-
стические методики речевого развития детей с задержкой психического раз-
вития;
- изучить, проанализировать и отобрать диагностические методики раз-
вития эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка;
- изучить и проанализировать методики сбора анамнестических дан -
ных;
- разработать на основе комплексной дифференциальной диагностики
индивидуальные программы комплексной коррекционно-развивающей помо-
щи каждому ребёнку.
Дифференциальная комплексная диагностика предполагает системное
взаимодействие с ребёнком, состоящее из нескольких блоков: каждый блок
реализует свои цели, задачи, имеет свои методы, приёмы, но общую стра-
тегию и тактику.
Были выделены пять блоков диагностических методик, изучающих:
- Познавательное развитие ребёнка.
- Речевое развитие ребёнка.
- Развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
- Сбор анамнестических данных.
- Медицинское обследование.
В процессе работы выделяю четыре этапа:
Первый этап – изучение отечественной и зарубежной научно-методической
литературы и опыт работы педагогов-практиков по данной теме.
Второй этап – изучение, анализ и отбор диагностических методик.
Третий
этап – обработка и анализ полученных результатов в проведении
отобранных диагностических методик.
Четвёртый этап – совместная разработка всеми участниками изучения
ребёнка
(учитель
–
дефектолог,
учитель
–
логопед,
педагог-психолог,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физическому
воспитанию,
старшая
медсестра,
воспитатель)
на
основе
результатов
проведённой
дифференциальной диагностики индивидуальной комплексной программы
коррекционно-развивающей помощи каждому ребёнку.
На
первом
этапе были изучены опыт работы и методические разработки
учёных и педагогов – практиков:
- инновационные методики организации образовательного процесса с
дошкольниками
с
задержкой
психического
развития,
рекомендуемые
дифференциальные диагностики творческой группы молодых учёных под
руководством доктора наук У.В. Ульенковой, апробированные в условиях
специального детского сада в г. Нижний Новгород;
- опыт организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения
старших
дошкольников
С.Г.
Шевченко,
Р.Д.
Тригер,
Г.М.
Капустиной,
И.Н. Волковой;
-
научно-методические
и
практические
рекомендации
к
организации
педагогического процесса и комплексной коррекции задержки психического
развития у дошкольников, апробированные в процессе экспериментальной
работы
на
базе
ДОУ
№
908,
1645,
425
г.
Москвы
и
представленные
Н.Ю.
Боряковой
в
Концепции
построения
модели
коррекционно-
развивающего обучения и содержания программно-методического материала;
- опыт работы по организации коррекционно-развивающего обучения
дошкольников
с
задержкой
психического
развития
под
руководством
Л.С. Марковой в ДОУ № 1296 г. Москвы;
-
концепция
коррекционного
образования
Ростовской
области
и
концепция построения развивающей среды, разработанные М.Л. Барановой
(Скуратовской).
На втором этапе были отобраны дифференциальные диагностические
методики, включающие изучение познавательного, речевого и личностного
развития
дошкольников.
В
основу
были
положены
диагностические
методики У.В. Ульенковой по исследованию мыслительной
деятельности,
саморегуляции
и
общей
способности
к
учению.
Автором
сформированы критерии качественного анализа результатов исследования,
дано описание возможных уровней выполнения заданий.
Обследование речевого развития ребёнка осуществлялось в
соответствии с известными логопедическими диагностиками. В структуре
дефекта при задержке психического развития на первый план выступает
несформированность
познавательной
деятельности,
при
этом
чаще
всего
отмечается недоразвитие речи.
В обследовании детей с задержкой психического развития активное
участие
принимал
педагог-психолог
детского
сада
в
части
диагностики
личностных
особенностей
и
развития
эмоционально-волевой
сферы.
Воспитатель
проводил
педагогическое
изучение
дошкольника,
в
котором
выявлял уровень сформированности знаний, умений, навыков. Музыкальный
руководитель и инструктор по физическому воспитанию также осуществляли
обследование по своим разделам. Старшая медсестра проводила мониторинг
соматического состояния дошкольника.
На
третьем
этапе специалисты, педагоги, участвовавшие в обследовании
ребёнка, составили индивидуальные
карты развития каждого ребёнка с
задержкой психического развития и сделали коллегиальное заключение.
Итоги четвертого этапа:
-
разработка
индивидуальных
программ комплексной коррекционно-
развивающей
помощи
для
каждого
ребёнка
на
основе
коллегиального
заключения и проведённой комплексной дифференциальной диагностики. В
программе был определён образовательный маршрут дошкольника: наиболее
адекватная
программа
обучения,
направления
коррекционно-развивающей
работы, формы, методы и средства обучения.
-
отбор
и
систематизация по
возрастам
дифференциальных
диагностических
методик познавательного
и
речевого
развития
детей
дошкольного возраста.
-
разработка индивидуальной
карты развития
ребёнка,
включающей в себя
протоколы диагностик на начало и конец года по
возрастам (Приложение 2б);
- модификация коррекционно-развивающего процесса на основе диф-
ференциальной диагностики, предполагающая использование комплексного
обследования:
изучение анамнеза;
скрининг актуального развития;
углублённая диагностика смежных специалистов;
диагностические занятия и наблюдения педагогов в процессе обу-
чения.
В результате – создана система диагностической работы в рамках
образовательного процесса с детьми с ЗПР, которая в значительной степени
способствует
успешному
познавательному,
речевому
и
эмоционально-
волевому развитию дошкольников с ЗПР.