Напоминание

"Средства музыкальной выразительности как основа идейно-художественного образа произведения"


Автор: Абдуллина Гульнара Фависовна
Должность: преподаватель-концертмейстер
Учебное заведение: ДМШ№5
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Средства музыкальной выразительности как основа идейно-художественного образа произведения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

на тему:

«Средства музыкальной выразительности как

основа идейно – художественного образа

произведения»

преподавателя

ДМШ№5

Абдуллиной Г.Ф.

г. Набережные Челны

2017 г.

Многие композиторы обращались к различным воплощениям идей в своих

сочинениях. Художественный образ в широком смысле слова это способ и

результат

освоения

жизненных

явлений

и

человеческих

переживаний.

Музыкальный образ произведения — это комплекс выразительных средств,

воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Воспринимая

музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют ее общий характер, улавливают

настроение. Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для

передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например,

являются

выразительными

средствами

живописи.

Умело

пользуясь

ими,

художник

создает

картины.

Пользуясь

стихотворными

рифмами,

поэт,

сочиняя

стихи,

говорит

с

нами

на

языке

слов.

Основой

танцевального

искусства является танец, драматического - игра актеров. У музыки свой

особенный

язык,

это

язык

звуков.

Все

средства

музыки,

взятые

в

совокупности, образуют сложноорганизованную многостороннюю систему, и

каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими. У

всех

произведений

есть

название,

значит

можно

обрисовать

сюжет.

Все

средства

музыкальной

выразительности

будут

направлены

на

раскрытие

этого сюжета и передачу соответствующего настроения в пьесе. Если считать

музыку

наукой

или

предметом

изучения,

то

можно

выявить

основные

элементы

передачи

эмоций

и

чувств.

Выражение

образного

содержания

музыкального произведения, его основной мысли, передается с помощью

средств музыкальной выразительности.

Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковский, это основа любой

песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших

средств музыкальной выразительности.

Мы ее слышим везде на концерте,

дома, на уроке. Наконец мы ее можем напеть. Она передает основную мысль

и чувства и является некой уникальной формой человеческого мышления.

Мелодия

одноголосно-выраженная

музыкальная

мысль,

не

имеющих

аналогов в других видах искусства. Этот элемент выражения чувств влияет на

идейно-художественное качество произведения. Основные виды построения

мелодии: восходящее, нисходящее, волнообразное, скачкообразное.

Лад – характерное явление присуще только музыке, в основе которой лежит

зависимость

от

устойчивых

и

неустойчивых

звуков.

Основные

лады

это

мажор-минор

и

их

разновидности.

Понятие

лад

тесно

связано

со

звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных

ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между

ступенями их звукорядов. Эти ступени стоят одна от другой на расстояние

либо

целого

тона,

либо

полутона.

В

мажоре

эти

отношения

будут

следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона

полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон

(тон полутон 2 тона полутон 2 тона)

Гармония -

такой

же

уникально

атрибутивный

элемент

музыкального

выражения. Буквально это объединение звуков в созвучия в их закономерной

последовательности.

Гармония (о т греч.

harmozo

приводить

в

порядок)

согласие

музыкальное,

благозвучие.

Гармонией

или

аккордом

называется

соединение трех и более различных звуков по терциям. Гармоникой или

гармонией называют часть музыкальной грамматики. В этом произведении

гармония проста и представлена в виде разложенного аккомпонемента.

Ритм

чередование

длительностей

в

определенной

последовательности.

Ритм в широком смысле слова это временная и акцентная сторона мелодии и

всех

других

элементов

музыкального

языка. Он

бывает

ровным

или

пунктирным. Часто задают такой вопрос : «могла бы музыка существовать

без ритма»?Правильный ответ : конечно, нет, не могла бы.Почему?Да потому

что музыка существует только во времени, точно также как и кино или

театральная

постановка.Если

остановить

время,

остановится,

пропадет

и

музыка. Музыка – это искусство временное. А ритм, то есть длинные и

короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом

времени.Но время в музыке – не такое , как в физике.Его не отмерить

точными,

эталонными

секундами.

Время

в

музыке

относительное,

оно

похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже

называются таким словом – ПУЛЬС

Метр –

это форма организации музыкального ритма, основанная на какой-

либо соизмеряющей единице, например – такт, где единицей измерения –

являются доли. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые.

Размер .Метр

и

размер

в

музыке

тесно

переплетаются

между

собой,

в

большинстве

случаев

если

речь

идет

о

метре,

то

его

можно

заменить

размером. Но стоит запомнит важное отличие – размер задает относительную

длительность каждой доли, чего не делает метр.Кроме того, размер в музыке

связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение: размер –

«числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в

такте

и

их

относительная

длительность,

а

обозначается

в

виде

дроби.Музыкальные

тактовые

размеры

подразделяются

на

:

простые

и

сложные.

Тембр.

Слово

«тембр»

происходит

от

французского

«timbre»

и

означает

окраску звука.Хотя формально французское «timbre» - это «колокольчик» или

«отличительный знак». Немецкий язык в этом смысле более честен: у немцев

для обозначения тембра используется слово «klangfabre» (от «klang» - звук и

«fabre»

-

краска).

Тембр

это

обертоновая

окраска

звука.

Одна

из

специфических характеристик музыкального звука наряду с его высотой,

громкостью

и

длительностью. Также

и

у

каждого

инструмента

разные

возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка -

только

высоким!

И

мы

всегда

сможем

отличить

звучание

скрипки

от

фортепиано. В этом нам помогает средство музыкальной выразительности -

тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так

же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно

благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого.

Регистр-

часть звуков

объединенных

каким-либо

признаком,

главным

образом тембровым.

В

каждом голосе условно

различают

три регистра:

низкий, средний и высокий. А фортепиано такой инструмент, что имеет и

низкий и средний и высокий регистры.

Штрихи – ( с нем. Strich- линия). Штрих - это звуковой результат, который

образуется вследствие исполнения определенного приема игры или касания.

Туше может быть разным - это нажим, толчок или бросок. Использование

штрихов

сильно

влияют

на

содержание,

исполнительский

замысел

и

фразировку.

Без

штрихов

не

обходится

даже

самое

миниатюрное

музыкальное

произведение.

Основные

штрихи

это

легато,

нон

легато,

стаккато, маркато, стаккатиссимо, тенуто и др. Например стаккато придает

произведению

тонкость,

легкость,

грациозность.

В

нотах

обозначается

точкой

над

или

под

нотой.

Легато

же

–связное

исполнение

звуков,

без

перерывов и толчков.Придает музыке напевность, певучесть, протяжность.В

нотах обозначается в виде дуги или линии. Важной особенностью штриха

нон легато является то что, он помогает почувствовать вес руки, что не

маловажно

для

начинающих.

Чаще

этот

штрих

используется

в

полифонических произведениях. В нотах чаще прописывается итальянскими

термином - nonlegato.

Темп – это скорость исполняемого произведения, которая определяется в

виде способности к активному переживанию ритмически организованной

фразы, мелодии, предложения.По ходу

произведения в зависимости от темы,темп может изменяться.Всё это задает

выразительность произведению.Можно играть не просто быстро - медленно,

но

и

ускоряя,

запаздывая

и

т.д.Вариантов

много.Темп

преимущественно

обозначают итальянскими словами.Встречаются обозначения и на русском

языке.

Также

можно

задать

темп

по

метроному,

записывается

темп

над

нотным станом в самом начале произведения, а также в тех местах, где темп

меняется.

Основные темпы: медленные - Grave, Largo, Adagio, Lento.

Умеренные-Andante, Moderato. Быстрые-Animato, Vivo, Presto.

Динамика - это различная степень силы звучания. Динамика это способность

слуха ощущать звук в различных диапазонах громкости, что способствует

более

сильному

воздействию

музыки

на

эмоциональное

состояние

слушателя. Наверняка все замечали, что музыка никогда не звучит одинаково

громко

или

одинаково

тихо

все

время.

Сила

звука

все

время

меняется.

Композитор умышленно делает некоторые фрагменты тише, а некоторые

громче.

Таким

образом,

можно

подчеркнуть

характер

музыки,

обратить

внимание

слушателя

на

какой-то

момент.

Например,

когда

звучит

торжественная музыка, она непременно должна быть громкой, если характер

меняется и музыка становится грустной, унылой, то тут же она становится

тише.

Обозначаются

такими терминами как форте, пиано, меццо форте,

меццо пиано, крещендо, диминуэндо, пианиссимо, фортиссимо, сфорцандо.

Артикуляция.

Артикуляцию

называют

богатым

и

многообразным

выразительным средством музыки. Многие употребляют этот термин как

произношение. В результате можно дать определение этому приему, как

целенаправленная психофизическая деятельность исполнителя. В последнее

время

среди

пианистов

стало

модным

прибегать

к

чрезмерному

использованию артикуляции. Это придает музыке более конкретное звучание.

Музыка

становится

более

интересной

и

эмоциональной.

А

исполнитель

кажется более артистичным и запоминающимся.

Интонация

это

понижение

или

повышение

голоса

при

произношении.

Интонация становится музыкальной только через логику и через становление

музыкального

образа.

Интонация

выражает

чувства

и

отношение

исполнителя

к

музыке.

Через

интонацию

слушатель

будет

слышать

содержание и идейно-художественный образ произведения.

Педализация

- служит не только для связывания звуков, выдерживания

гармонии,

усиления

или

ослабления

звучания

-

приёмы

педализации

разнообразят

колорит

звучания,

обогащают

палитру

выразительности

красочных

оттенков,

особенно

важных

при

исполнении

произведений

романтиков и импрессионистов. Педаль бывает прямая, запаздывающая и

тремолированная. В нотах имеет свое особенное обозначение.

В моей работе вкратце проанализированы средства музыкальной

выразительности как основа идейно - художественного образа произведения.

На основе теоретического анализа были выделены основные средства

выразительности в музыке, которыми

являются лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и

интонация. Я пришла к заключению, что интонация и мелодия, метроритм

и темп, лад и гармония, фактура, тембр все средства музыки, взятые в

совокупности, образуют сложноорганизованную многостороннюю систему, и

каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими. В

целом, освоение средств музыкальной выразительности это вычленение в

музыке наиболее характерных для неё характеристик: громкости,

звуковысотности, темпоритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы,

жанра, и определение их роли в создании музыкального образа, иными

словами, это освоение музыкального языка.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!