Автор: Дынту Елена Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ"Школа-лицей"№3
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование учебно-познавательного интереса на уроках математики с использованием современных образовательных технологий
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко» муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым
ул. Лермонтова,14а г. Симферополь 295034
тел. /факс (0652) 25-52-02
Учитель математики Дынту Елена Ивановна.
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках математики
с использованием современных образовательных технологий
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках – одна из
актуальных
задач
современной
педагогики.
Необходимо
готовить
к
творчеству каждого растущего человека. Очевидно, что математика не в
состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как
оформить
кредит,
как
вычислить
налоговые
отчисления,
как
рассчитать
коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами
познания, сформировать познавательную деятельность.
Необходимо
создать
условия
для
формирования
интеллектуальных
умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития
творческих
способностей
и
самостоятельной
активности
учащихся,
формирования
ключевых
компетентностей,
сохранения
здоровья
через
внедрение
современных
образовательных
технологий:
деятельностных,
проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
компетентностно-ориентированных;
информационно-коммуникативных;
здоровьесберегающих.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен
строиться
и
на
принципах
здоровьесбережения.
Сохранять
и
укреплять
здоровье
учащихся
мне
помогают
здоровьесберегающие
технологии.
Как
учитель, я должна создать условия для сохранения здоровья, сформировать у
ученика необходимые знания в повседневной жизни. Поэтому:
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
создаю
обстановку
доброжелательно сти,
полож ительного
эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональной разрядки,
так как любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения,
от психологического климата;
и с п ол ь зу ю
д и н а ми ч е с к и е
п ау зы ,
ми н у т ы
д л я
з д о р о в ь я
(профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию,
упражнения для формирования правильной осанки);
на уроках рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с
понятиями
«здоровый
образ
жизни»,
«правильное
питание»,
«экология»;
осуществляю
индивидуальный
подход
к
учащимся
с
учетом
личностных возможностей;
провожу
тренинговые
мини-занятия
для
уменьшения
степени
тревожности учащихся, такие как «Учитесь поддерживать друг друга»,
«Приветствия бывают разными», «Работа в группах», «Мы и успех».
Также я широко применяю следующие современные методы работы:
игровые;
проблемно-поисковые ситуации;
метод проектов;
групповые работы;
исследовательские методы
компьютерные презентации.
Тему
«Формулы
сокращенного
умножения»
я
начинаю
с
проблемной
ситуации: возвести число сто один в квадрат без современной техники и
через несколько минут показываю на мультимедийной доске красочно и ярко
как это можно выполнить.
Закрепление темы «Координатная плоскость» в шестом классе закрепляю
так: предлагаю игру «Морской бой». На магнитной доске рисую систему
координат. Магнитиками к доске крепятся точки (фигурки самолетов, танков
и подводных лодок). Правила игры: чтобы снаряд попал в цель, орудийный
наводчик
должен
назвать
координаты
цели.
Первая
команда
уничтожает
вражеские
самолеты,
вторая
–
танки.
Указкой
показывается
фигурка,
выбранный «наводчик» называет ее координаты, а «орудийный» расчет –
остальные
ученики
данной
команды
–
«стреляют».
Тот,
кто
согласен
с
«наводчиком»,
координатами
поднимает
зеленую
карточку,
а
кто
нет
–
красную.
Цель
считается
пораженная,
если
все
члены
команды
дадут
правильный ответ )фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не
согласен
с
координатами
«наводчика»,
фигурка
остается
на
доске
до
выяснения.
Побеждает
та
команда,
у
которой
лучшие
«наводчики»
и
«стрелки».
На
своих
уроках
стараюсь
на
5-7
минут
провести
математическую
викторину, рассмотреть применение тем по математике в жизни и быту,
рассказать
биографию
математика,
предложить
занимательные
задачи,
ребусы, математические лабиринты.
Таким
образом,
я
поддерживаю
познавательный
интерес
учащихся
к
изучаемому
материалу,
а
также
их
активность
на
уроках.
Известно,
что
большой эффект в обучении дает слово учителя в сочетании с наглядностью,
поэтому
часто
использую
на
уроках
компьютерные
презентации.
Они
помогают активизировать познавательную деятельность учеников, развивать
их логическое мышление, а также совершенствовать умственную работу.
На уроках-презентациях я решаю следующие задачи:
дидактическую (подбор учебного материала);
методическую
(определение
методов
применения
ИКТ,
анализ
результатов урока, постановка учебной цели);
организационную (избегать перегрузки учеников и нерациональную
трату времени);
учебную (закрепление у учеников знаний по теме, умений и навыков).
При создании презентаций я эффективно использую программу PowerPoint:
при изучении нового материала (PowerPoint позволяет иллюстрировать
разнообразные наглядные средства);
при
проведении
устных
упражнений
(PowerPoint
дает
возможность
оперативно
предъявлять
задания
и
корректировать
результаты
их
выполнения);
при проверке фронтальных самостоятельных работ;
при проверке домашнего задания;
при решении задач обучающего характера.
Программное
обеспечение
учебных
дисциплин
очень
разнообразно:
программы-учебники,
программы-тренажеры,
словари,
справочники,
энциклопедии,
видеоуроки.
Круг
методических
и
педагогических
задач,
решаемых
с
помощью
компьютера,
разнообразен.
Компьютер
–
универсальное средство, которое можно применить в качестве калькулятора,
тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, а
также
–
это
идеальная
электронная
доска.
Применение
цвета,
графики,
мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет
воссоздать реальную обстановку деятельности. Я применяю компьютерные
программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, при
закреплении
материала,
при
обобщении
и
систематизации
знаний,
при
повторении материала.
Основной
источник
повышения
интереса
у
учеников
учебной
деятельности
–
создание
ситуации
новизны,
актуальности,
приближения
содержания к самым важным открытиям в науке и технике. Поэтому ученики
гораздо ярче осознают важность изучаемых вопросов, и поэтому относятся к
ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения
активизации
познавательного
интереса.
Основным
результатом
своей
деятельности
я
считаю
не
только
повышение
уровня
качества
знаний
учеников,
но
и
формирование
у
них
личностных
качеств,
развитие
творческого
мышления,
необходимого
образованному
человеку
для
полноценного функционирования в современном обществе.
Учитель – это тонкая работа,
Он – скульптор, он – художник, он – творец.
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь, человек – труда его венец.
Любить работу в наше время сложно,
И труд подобный увлечет немногих.
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомнения,
Поверьте, не изменится название,
И это – главное, пожалуй, увлечение,
Всё потому, что наше в нём призвание.