"Речевые навыки как компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС"
Автор: Автух Вера Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ школа №104 имени М.С.Харченко Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Речевые навыки как компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС" Раздел: начальное образование
Автух Вера Владимировна
Речевые навыки как компонент содержания обучения
английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС
Под
содержанием
обучения
понимают
учебный
материал,
который
отобран определенным образом, методически выстроен и предназначен для
усвоения в процессе обучения.
Так, Г.В.Рогова и И.Н.Верещагина в содержании обучения английскому
языку на начальном этапе включают «три компонента»:
1)
лингвистический
компонент,
объединяющий
языковой
и
речевой
материал;
2) психологический компонент, включающий формируемые навыки и
умения,
обеспечивающие
учащимся
пользование
изучаемым
языком
в
коммуникативных целях.
3) методологический компонент, связанный с овладением приемами
обучения» [3; C.47-48].
Как известно, под навыком понимают действие, достигшее уровня
автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного
осознания. Под речевым же навыком понимают речевое действие, достигшее
степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту
или
иную
операцию
[1].
Среди
речевых
навыков
выделяют
лексические
грамматические, произносительные.
В отечественной и зарубежной методике обучения иностранным
языкам
всегда
уделялось
достаточное
внимание
вопросам
формирования
слухо-произносительных
навыков
или,
другими
словами,
продукции
и
рецепции речевых сообщений (Х. Браун, В.А. Виноградов, Н.Д. Гальскова, О.
Есперсен, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, У. Литлвуд, У.Риверс и др.).
Так, по определению Н. В. Елухиной слухо-произносительные
навыки представляют собой способность совершать операции по узнаванию
и
нахождению
отличий
отдельных
фонем,
слов,
смысловых
синтагм,
предложений, а также действия, связанные с артикуляцией отдельных звуков
и их соединением в слоги, слова, ритмические группы [1].
Соответственно, слухо-произносительные навыки можно
рассматривать как навыки восприятия речи на слух (рецептивные навыки) и
собственно произносительные навыки (продуктивные навыки).
Согласно определению В. А. Виноградова, навыки восприятия речи на
слух – это доведенные до автоматизма действия по восприятию, узнаванию,
прогнозированию
языковых
средств
звучащей
иноязычной
речи,
которые
обеспечивают ее понимание.
Собственно произносительные навыки же представляют собой умение
правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях,
предложениях.
Лексический
навык
представляет
собой
автоматизированное
действие
по
выбору
лексической
единицы
адекватно
замыслу
и
в
соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной
речи,
а
также
автоматизированное
восприятие
и
ассоциирование
со
значением
в
рецептивной
речи.
Р.К.
Миньяр-Белоруяевым
определил
сущность
лексического
навыка
как
способность
мгновенно
вызывать
из
долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой
задачи и включать его в речевую цепь [7].
Грамматический навык представляет собой автоматизированный
компонент
сознательно
выполняемой
речевой
д е я т е л ь н о с т и ,
обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической
формы в речи.
Под
продуктивным
грамматическим
навыком, п о мнению
М.Ю. Курбатовой,
понимается«способность
говорящего
выбрать
модель,
адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного
языка»
[5;
С.86].
Речевой
задачей
всегда
является
коммуникативное
намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение и т.д. Именно
выполнению задач и служит та или иная грамматическая форма. Поэтому,
подчеркивает
Е.И. Пассов,
и
должны
быть
ассоциативно
связаны
друг
с
другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то
в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении
коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая
в этот момент грамматическая форма. Продуктивный грамматический навык
должен
быть
автоматизированным,
устойчивым,
гибким,
сознательным.
Под рецептивным
грамматическим
навыком следует
понимать
способность
читающего
(слушающего)
узнавать
грамматические
формы
изучаемого языка и соотносить с их значением. Проблема навыков в методике
и педагогике до сих пор спорная и требует дальнейшего исследования. Так,
И.Л. Бим, рассматривая проблему обучения грамматической стороне речи,
говорит
не
о
формировании
грамматических
навыков,
а
о
действиях
по
грамматическому оформлению речи: морфологическому и синтаксическому,
которые
должны
превратиться
в
операцию
[4;
С.151],
С.Ф. Шатилов
подразделяет
грамматические
навыки
на
морфологические,
морфолого-
синтаксические
и
синтаксические
[2;
С.
112].
Обучать
грамматике
иностранного
языка,
как
считает
А.А. Леонтьев,
значит
формировать
специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся
одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы
они были «в рабочем состоянии», т.е. обучать так, чтобы это была грамматика
«в голове» [6; С.76].
Список использованной литературы:
1.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному
языку
дошкольников:
Учеб.
пособие
для
студ.
высш.
и
сред,
пед.
учеб.
Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2.
Бориско Н.Ф. Сам
себе
методист,
или
Советы
изучающему
иностранный
язык. -Киев. Фирма «ИНКОС», 2001
3.
Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб.для II кл.шк. с
углубл. Изучением англ.яз., лицеев, гиназий, колледжей. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2000.
4.
Иценко И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения
иностранным
языкам
в
начальной
школе:
диссертация…кандидата
педагогических наук. – 166 с. – Томск, 2010
5.
Латышина Д.И. История педагогики и образования. Учебник для ВУЗов. - М.:
Гардарики, 2007.
6.
Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов
Н/Д.: Феникс, 2007.
7.
Соловова
Е.Н.
Методика
обучения
иностранным
языкам.
Базовый
курс
лекций. - М.: Просвещение, 2005.