Напоминание

"Речевые навыки как компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС"


Автор: Автух Вера Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №104 имени М.С.Харченко
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Речевые навыки как компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Автух Вера Владимировна Речевые навыки как компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС Под содержанием обучения понимают учебный материал, который отобран определенным образом, методически выстроен и предназначен для усвоения в процессе обучения. Так, Г.В.Рогова и И.Н.Верещагина в содержании обучения английскому языку на начальном этапе включают «три компонента»: 1) лингвистический компонент, объединяющий языковой и речевой материал; 2) психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в коммуникативных целях. 3) методологический компонент, связанный с овладением приемами обучения» [3; C.47-48].

Как известно, под навыком понимают действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Под речевым же навыком понимают речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию [1]. Среди речевых навыков выделяют лексические грамматические, произносительные. В отечественной и зарубежной методике обучения иностранным языкам всегда уделялось достаточное внимание вопросам формирования слухо-произносительных навыков или, другими словами, продукции и рецепции речевых сообщений (Х. Браун, В.А. Виноградов, Н.Д. Гальскова, О. Есперсен, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, У. Литлвуд, У.Риверс и др.). Так, по определению Н. В. Елухиной слухо-произносительные навыки представляют собой способность совершать операции по узнаванию и нахождению отличий отдельных фонем, слов, смысловых синтагм,
предложений, а также действия, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы [1]. Соответственно, слухо-произносительные навыки можно рассматривать как навыки восприятия речи на слух (рецептивные навыки) и собственно произносительные навыки (продуктивные навыки). Согласно определению В. А. Виноградова, навыки восприятия речи на слух – это доведенные до автоматизма действия по восприятию, узнаванию, прогнозированию языковых средств звучащей иноязычной речи, которые обеспечивают ее понимание. Собственно произносительные навыки же представляют собой умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.
Лексический

навык
представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. Р.К. Миньяр-Белоруяевым определил сущность лексического навыка как способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включать его в речевую цепь [7].
Грамматический навык
представляет собой автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой д е я т е л ь н о с т и , обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи.
Под

продуктивным

грамматическим

навыком,
п о мнению М.Ю. Курбатовой, понимается«способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка» [5; С.86]. Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение и т.д. Именно выполнению задач и служит та или иная грамматическая форма. Поэтому,
подчеркивает Е.И. Пассов, и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в этот момент грамматическая форма. Продуктивный грамматический навык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, сознательным. Под
рецептивным

грамматическим

навыком
следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. Проблема навыков в методике и педагогике до сих пор спорная и требует дальнейшего исследования. Так, И.Л. Бим, рассматривая проблему обучения грамматической стороне речи, говорит не о формировании грамматических навыков, а о действиях по грамматическому оформлению речи: морфологическому и синтаксическому, которые должны превратиться в операцию [4; С.151], С.Ф. Шатилов подразделяет грамматические навыки на морфологические, морфолого- синтаксические и синтаксические [2; С. 112]. Обучать грамматике иностранного языка, как считает А.А. Леонтьев, значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии», т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове» [6; С.76]. Список использованной литературы: 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. -Киев. Фирма «ИНКОС», 2001 3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб.для II кл.шк. с углубл. Изучением англ.яз., лицеев, гиназий, колледжей. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
4. Иценко И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе: диссертация…кандидата педагогических наук. – 166 с. – Томск, 2010 5. Латышина Д.И. История педагогики и образования. Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2007. 6. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. 7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2005.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!