Автор: Астаркина Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2072
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Праздники и развлечения в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДОУ
Студентка ПоЗ группы №3 курс №2
_____________________Астаркина Оксана Алексеевна
Научный руководитель
Доцент кафедры, кандитат педагогических наук
_____________________Маврина Ирина Владимировна
МОСКВА
2012 г
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы праздников в детском саду…..........................6
1.1 Сущность и значение праздников в учебно-воспитательном
процессе…………………………………………………………………................6
1.2 Классификация праздников и их содержание……………………………..13
1.3 Значение музыки на празднике…………………………...………………...16
Глава 2. Развлечения……………………………..………………………………18
2.1 Теоретические основы развлечений в детском саду……….……………...18
2.2 Виды развлечений………………..………………………………………….22
2.3 Требования к проведению развлечений……..……………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
2
Введение
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к
миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность
воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально
мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается точное большое значение всестороннему развитию
педагога, его приобщению к миру искусства, которое оказывает незаменимое
влияние
на
его
духовное
обогащение
и
творческое
отношение
к
окружающему.
Праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое
разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким
событием и оставаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления
раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный
день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и
первое сольное выступление.
Праздник
–
важное
средство
художественного
воспитания.
Здесь
формируется
вкус
детей.
Художественный
музыкально-литературный
материал,
красочное
оформление
помещения,
костюмов
способствуют
развитию у детей чувства прекрасного. Праздник – это торжество, которое
объединяет
людей
общностью
переживаний,
эмоциональным
настроем,
создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же
празднования могут быть самыми разнообразными.
В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как день,
посвящаемый выдающимся событиям, традиционным датам, а в толковом
словаре (под редакцией Д.Н. Уманова) – день торжества в памяти какого-
нибудь
выдающегося
события,
«веселье,
бал
устраиваемый
кем-нибудь»,
«день
массовых
игр,
развлечений»,
«счастливый
радостный
день,
ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием».
3
Дети
должны
почувствовать
всенародность
торжества,
свою
сопричастность
к
нему.
Это
заметно
во
всем:
нарядности
помещения,
парадности в одежде взрослых и детей, особо эмоциональном настроем в
коллективе.
Данная проблема рассматривалась как в трудах известных педагогов и
психологов (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.С. Выготский,
Ш.А.
Амоношвили,
В.И.
Загвязинский,
Л.
Улмер
и
др.),
так
и
деятели
искусства (Б.М. Неменский, Н.И. Сац, А. Эфрос и др.). Особое внимание
всегда
уделялось
роли
театрального
искусства
в
воспитательном
и
образовательном
процессе
(работы
Н.Н.
Бахтина,
Л.В.
Артемовой,
Е.Е.
Кравцовой и др.).
Эти вопросы актуальны для дошкольного воспитания, так как именно в
этот
период
закладываются
основы
всего
дальнейшего
развития:
физического,
нравственного,
эстетического,
творческого.
Праздники
и
развлечения способствуют развитию воображения, памяти, мышления.
Цель исследования: изучить влияние праздников и развлечений на
всестороннее развитие ребенка в детском саду.
Задачи исследования:
1)
изучить научную и методическую литературу по данной теме;
2)
изучить
опыт
педагогов,
которые
использовали
развлечения
и
праздники для всестороннего развития ребенка в детском саду;
3)
обобщить полученный результат.
Область: методика преподавания педагогики в детском саду.
Предмет:
процесс
развития
ребенка
в
условиях
праздников
и
развлечений.
Проблема: способствуют ли праздники и развлечения всестороннему
развитию ребенка в детском саду?
Гипотеза: если в детском саду проводить праздники и развлечения, то
это способствует всестороннему развитию ребенка.
Метод: теоретический – анализ и синтез литературы.
4
Данная работа состоит из введения, глава 1, глава 2, содержащие по три
теоретических параграфа, заключения, список литературы.
Данная работа не претендует на широкое распространение и решение
обозначенной проблемы, а представляет собой попытку выявления значения
использования праздников и развлечений для всестороннего развития детей в
детском саду.
5
Глава 1. Теоретические основы праздников в детском саду.
1.1.
Сущность и значение праздников в учебно-воспитательном
процессе.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь.
Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие
годы. В общую цель радостных настроений незабываемых эмоций детства
свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это
радость
общения,
радость
творчества
и
сотворчества,
радо сть
раскрепощения и взаимообогащения.
Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность,
синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное
воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и
навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник -
это
прекрасная
ситуация
для
активизации
речи,
ее
коммуникативной
функции.
Праздник
–
это
речевая
среда,
которая
так
необходима
детям.
Праздник
раскрывает
богатейшие
возможности
всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
В любом празднике присутствуют
разнообразные виды искусства:
литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом праздник
является
синтезом
практически
всех
видов
искусств.
А
широкое
использование их средств в работе с дошкольниками позволяет расширить
кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его
творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются
наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике
дети не только говорят, но танцуют, поют и рисуют. Дети учатся подчинять
свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в
движениях, играх сопровождая речью.
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей
дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают
6
большое влияние на чувства и сознание детей. П.К. Крупская подчеркивала:
«Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и
чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать….»
1
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности –
это и музыкальная и речевая, и изобразительная. Также следует выделить
особый вид деятельности – общение.
Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и
внешнюю
(физическую)
активность
человека,
регулируемую
сознаваемой
целью.
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для
овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является
игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный
период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые
толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая
деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее
помощью.
В
психологии,
философии,
педагогике
представлены
различные
классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является
следующая классификация:
Репродуктивная
деятельность,
направленная
на
получение
уже
известного результата известными средствами.
Продуктивная (творческая ) деятельность, направленная на выработку
новых целей и соответствующих им как объективный фактория средств или
достижение известных целей с помощью новых средств.
Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность –
это активная форма отношения к объекту.
Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой
он создает нечто новое. Не важно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего
мира
или
построением
ума
или
чувства.
В
педагогике
творческая
1
Крупская Н.К. «Педагогические сочинения в шести томах». М.: Педагогика, 1986.
7
деятельность
определяется
как
фактор
развития
личности
ребенка.
Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать
процесс формирования личности, то есть организовать жизнь ребенка как
постоянное
восхождение
к
культуре,
взаимодействие
с
миром
на
уровне
современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия
протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он
входил в социальную жизнь.
Ведущим видом деятельности у дошкольников является деятельность
репродуктивная, так как ведущий вид мышления – наглядно-действенный,
наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на
данном
этапе
развития
практически
отсутствует.
На
данном
этапе
формируются
предпосылки
для
развития
творческой
деятельности
в
последующем.
Основой
любого
праздника
является
музыкальная
деятельность.
В
массовом детском саду она состоит из песен и танцев. Пение представляется
важным
элементом
воспитания
и
обучения
дошкольника,
так
как
оно
оказывает
большую
помощь
в
процессе
развития
слухового
восприятия,
развития голоса и произношения.
В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию
слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные
такты и ритм музыки, необходимо также разучить движения танца, что в
свою
очередь
благотворно
влияет
на
развитие
крупной
моторики,
координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор
определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.
Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая в
основном сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая
речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и
необходима, так как это создает богатейшие возможности развития речи,
создает так необходимую речевую среду, ребенок поставленный в условия
публичного
выступления
чувствует
свою
ответственность:
он
должен
8
говорить,
говорить
так,
чтобы
его
поняли.
Детям
нравится
выступать,
показывать то что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией
для
активизации речи.
Большую
роль
в
проце ссе
подготовки
праздника
и г р а е т
изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная
память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.
Изобразительная
деятельность
обладает
огромной
познавательной
силой,
позволяя
детям
использовать
зрительный
анализатор.
В
помощь
зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельности есть
возможность
привлечь
и
другие
сохранные
анализаторы
-
осязание,
двигательную чувствительность. Зрительный ряд воспринимаемый ребенком
в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе
сочетания
зрительного
образа
со
словом
у
дошкольников
формируются
представления об окружающем мире.
Навыки
и
умения,
составляющие
технику
рисования,
аппликации,
оригами,
имеют
двигательный
характер.
А
движения
составляют
основу
формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание
нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта
предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется
под влиянием воспитателя. Особенно важным для развития ребенка является
освоение движениями рук. Развитие движения руки зависит от овладения
орудиями и инструментами.
Человеческая рука, как рабочий орган начинает развиваться рано и
постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности и в
том числе изобразительной.
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что
для ее осуществления важно не только развития руки, а совместное развитие
руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на и всех этапах
9
развития воображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у
дошкольников необходимо развивать координацию глаза и руки.
Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям ( открытки маме
к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшение для
елки к Новому году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого
аппликацию, оригами, рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что
своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их
стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес,
то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.
Основную
часть
костюмов,
необходимых
для
выступления
на
празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада,
небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут
сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.
Общение, как особый вид деятельности активно используются как в
процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно
происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и,
конечно же между самими детьми.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками
совместной деятельности, которой может быть охарактеризован в качестве
коммуникативной страны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к
одному из важнейших средств общения. И воспитателю необходимо уловить
начало этого общения, чтобы как бы невзначай, незаметно подвести детей к
использованию именно устной речи, как средство межличностного общения.
Вторая сторона общения – взаимодействия общающихся – обмен в
процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Наконец,
третья
сторона
общения
предполагает
восприятие
общающимися друг друга. Очень важно например, воспринимает ли один из
партнеров
по
общению
другого
как
заслуживающего
доверия,
умного,
понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не
поймет и ни в чем сообщенным ему не разберется. И очень важная задача для
10
воспитателей – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку,
научить детей терпимости, наладить их общения «на равных», так чтобы не
было обиженных и обделенных, чтобы яркая, веселая, доброе событие в
жизни ребенка- праздник-не обернулось для него психологической травмой,
чтобы
в
его
памяти
на
долгие
годы
остались
только
хорошие,
светлые
воспоминания, а не горькая обида.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить
три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие.
Значение
закономерностей
общения
и
развития
навыков
и
способностей
общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого
может
быть
успешно
решена
только
в
том
случае,
если
ему
удастся
продуктивно
включить
детей
в
совместную
деятельность,
наладит
взаимопонимание и взаимодействие.
Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются
разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная
деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не
только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических
задач:
развивает
слуховое
восприятие,
произношение,
голос,
расширяет
активный
словарь
ребенка,
развивает
крупную
и
мелкую
моторику,
расширяет
представления
детей
об
окружающем
мире,
способствует
формированию
навыков
общения.
Все
выработанные
навыки
и
умения
сформированные
качества
личности
несомненно
пригодятся
ребенку
во
взрослой жизни.
В музыкальной деятельности очень ярко проявляются музыкальные
интересы и потребности ребенка. Н.А. Ветлугина выделяет три основные
формы ее проявления:
- в виде сюжетно-ролевой игры, когда дети сами решают, во что будут
играть (например, «В праздник», «В музыкальную сказку»), распределяют
роли, оговаривают сюжетную канву;
11
-
в
виде
«художественной
самостоятельности»,
когда
дети
демонстрируют свои умения в пении знакомых песен, исполнении танцев,
хороводов, музицировании на детских музыкальных инструментах;
-
в
виде
взаимообучающих
упражнений,
когда
происходит
самообучение,
закрепление
самим
ребенком
определенного
навыка
при
повторении движений танца, приемов игры на музыкальном инструменте, а
также в обучении им других детей тем действиям, приемам, которые у него
самого получается хорошо.
2
1.2Классификация праздников и их содержание.
В
настоящее
время
в
детском
саду
отмечаются
государственные
праздники:
Новый
год,
Международный
женский
день
8
марта,
День
2
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. С. 172 – 173.
12
защитника
отечества,
День
Победы.
Кроме
государственных
праздников
проводятся календарные, связанные с определенным временем года: Осенний
праздник, Праздник весны. Отмечаются в дошкольных учреждениях и так
называемые бытовые праздники. Так, в подготовительной к школе группе
традиционно празднуется Выпуск детей в школу. По инициативе сотрудников
дошкольного
учреждения
могут
проводиться
праздники,
связанные
с
важными датами в жизни данного учреждения или города, в котором оно
находится.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и
задачи. Главная задача - создать у ребенка радостное настроение, вызвать
положительный
эмоциональный
настрой,
сформировать
представления
о
праздничной
культуре,
познакомить
с
традициями
праздников,
их
организацией,
приобщить
к
общечеловеческой
культуре.
На
этой
основе
необходимо
воспитывать
у
детей
морально-нравственные
качества,
художественный вкус, формировать активную жизненную позицию.
3
Детский
праздник
может
проводиться
традиционно,
в
форме
утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар
в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т.п. Он
может
быть
выстроен
как
музыкально-литературная
композиция
или
театрализованное
действие
на
основе
определенного
сюжета,
например
сказочного.
Возможно
проведение
праздничного
концерта,
в
котором
основными
участниками
становятся
дети
совместно
со
взрослыми
(педагогами детского сада и родителями).
Некоторые праздники могут быть проведены и подготовлены только
взрослыми, например, День Победы. Отдельные праздничные даты можно
отмечать в форме комплексных или тематических занятий, например, День
защиты детей, День защитника отечества, и другие.
Степень участия детей в празднике также различна: в одних случаях
дети
принимают
самое
активное
участие,
выступают
с
отдельными
3
Рыданова О.П. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Феникс 2011.
13
номерами,
участвуют
в
играх,
хороводах,
аттракционах.
Это
обычно
происходит
в
Новый
год,
в
Международный
женский
день,
в
праздник
выпусков
в
школу.
При
проведении
календарных
праздников
на
основе
фольклорного материала степень активности детей определяется сценарием,
зависит от того, на сколько дети подготовлены к данному празднику, что
знают о народных традициях.
Здесь возможно более активное участие
взрослых,
исполняющих
народные
обрядовые
песни,
игровые
действия.
Однако и дети могут быть заранее подготовлены к исполнению народных
попевок, закличек, загадок, игр, хороводов.
В начале учебного года в детских садах проводится Праздник осени. Он
может
сопровождаться
исполнением
фольклорного
материала,
звучанием
классических и народных произведений.
Самым любимым праздником и для детей, и для взрослых является
Новый
год.
В
основу
новогоднего
сценария
обычно
кладется
сказочный
сюжет, в котором участвуют добрые (зайцы, белки, снеговик и др.) и злые
(лиса, волк, Баба-Яга) силы. Между ними постоянно возникает конфликт. Это
придает остроту происходящему действию, вызывает у детей бурные эмоции,
желание помочь добрым героям.
В первой части праздника дети исполняют новогодние песни, стихи,
водят хороводы вокруг елки вместе со Снегурочкой, роль которой исполняет
либо взрослый (воспитатель), либо девочка из подготовительной группы.
Вторая часть праздника начинается с приходом Деда Мороза. Его появление
всегда неожиданно и таинственно. Дед Мороз зажигает елку, загадывает
детям загадки, играет сними в подвижные игры, аттракционы, слушает, как
дети читают про него стихи и демонстрируют свое умение в пении, танцах,
после чего дарит им подарки.
Вслед
за
новогодним
праздником
проводится
День
защитника
Отечества.
Он
может
быть
проведен
в
форме
комплексного
занятия,
утренника или концерта, участниками и исполнителями которого могут быть
и дети, и взрослые-воспитатели, родители-военнослужащие.
14
Международный женский день 8 марта также является одним из самых
любимых в детском саду. К нему дети готовятся заранее. Специально для мам
дети готовят подарки - праздничные открытки, рисунки, аппликации и др.
Праздник обычно проводится в форме концерта для мам. Можно составить
сценарий
на
основе
веселых
состязаний
и
конкурсов,
в
которых
будут
участвовать и дети, и их мамы и бабушки.
В
подготовительной
группе
в
конце
учебного
года
празднуется
традиционный праздник проводов детей в школу-До свидания, детский сад!
В
сценарий
праздника
широко
представлена
тема
школы,
предстоящего
обучения.
Дети
показывают
свою
готовность
к
школьному
обучению.
Сотрудники детского сада и дети младших групп поздравляют выпускников.
1.3 Значение музыки на празднике
Музыка
объединяет
все
виды
искусства
(художественное
слово,
изобразительное искусство, театрализация), весь сценарий, создает основной
настрой праздника, вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых,
объединяя всех участников общими переживаниями.
15
Специально подобранный музыкальный репертуар помогает донести и
раскрыть основную идею праздника. Подбор музыки зависти от содержания
и темы.
Большую
роль
в
процессе
подготовки
к
празднику
играет
изобразительная
деятельность
–
праздничное
оформление
зала,
которое
меняется в зависимости от содержания самого праздника. Детские костюмы –
также важная деталь праздника.
Праздник может проводиться в первую половину дня в утренние часы,
поэтому
он
часто
называется
праздничным
утренником,
но
может
проводиться
и
во
вторую
половину
дня
с
детьми
старших
групп.
Продолжительность праздников в младшей и средней группах составляет 30-
35 минут, а в старших группах – 45-50 минут.
4
Проведение праздника требует большой предварительной подготовки.
В
перспективном
плане
намечается
тематика
праздника.
Музыкальный
руководитель совместно с воспитателями составляет программу праздника,
отбирает
музыкальный
и
другой
художественный
репертуар.
Программа
праздника обсуждается и утверждается на педагогическом совете коллектива
детского
сада.
Назначаются
ответственные
за
организацию
праздника
и
намечается ведущий.
Некоторые
музыкальные
руководители
обременяют
детей
утомительными репетициями к предстоящим праздникам, забывая о том, что
это
приводит
к
неоправданным
нагрузкам.
А
самое
главное,
у
детей
в
результате
таких
действий
пропадает
интерес
к
празднику,
ощущение
ожидания его, желания в нем участвовать, падает их активность. В результате
проведение праздника не приносит радости ни детям, ни взрослым.
Чтобы
этого
не
происходило,
педагоги
детского
сада
должны
руководствоваться разумным подходом к организации праздника, продумывая
заранее и планируя все этапы подготовки. При этом не следует забывать о
4
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М.: 1992. С. 1.
16
том, что праздник проводится, прежде всего, для детей, для того, чтобы
доставить им радость.
Важно
подвести
итоги
проведенного
праздника,
обсудить
его
на
педсовете, чтобы отметить и успехи, и недочеты, высказать пожелания на
будущее.
Праздники
оставляют
в
душе
ребенка
очень
яркие
впечатления,
запоминающиеся надолго. Поэтому важно и после праздника дать детям
возможность
вспомнить
и
повторить
что-то
из
праздничного
репертуара
(стихи, загадки, песни, хороводы), проиграть еще раз полюбившиеся сценки
и т.п. Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе
самостоятельной
музыкальной
деятельности
детей
или
же
в
процессе
проведения детьми старшего дошкольного возраста концерта для малышей.
Свои праздничные впечатления дети часто отражают в домашней обстановке,
демонстрируя родителям свои умения и вовлекая их в совместные действия.
Глава 2 . Развлечения.
2.1.
Теоретические основы развлечений в детском саду.
В обычной, будничной жизни детей развлечение представляется ярким,
эмоциональным моментом. Его цель – доставить детям радость, обогатить их
новыми впечатлениями, активизировать их творческие способности, создать
определенный
эмоциональный
эмоционально-положительный
настрой.
17
Участие в развлечениях – это еще и возможность для ребенка почувствовать
и осознать, что он способен самостоятельно проявить себя в разнообразной
художественно-эстетической
деятельности,
реализуя
свои
интересы
и
потребности.
Существуют различные формы и виды развлечений. Вид развлечений
определяется степенью участия в нем взрослых и детей. Так в одних случаях
основными
исполнителями
в
них
являются
взрослые,
в
других
–
дети
совместно со взрослыми, в третьих только дети. Развлечения для малышей
готовит
и
проводит
взрослый.
Дети
являются
зрителями
или
могут
эпизодически включаться в действие, организованное взрослым. Старшие
дошкольники
могут
участвовать
в
развлечениях
наравне
со
взрослыми,
отбирают готовые номера для программы предстоящего концерта, участвуют
в драматизации сказки или кукольного спектакля.
Источниками тем для будущих развлечений могут быть разнообразные
впечатления, полученные детьми в детском саду – во время проведения
музыкальных
и
других
художественных
занятий,
во
время
праздников,
проведения познавательных бесед и т.п., а также в семье – от слушания
музыки, посещения театра, музея и др.
Виды
развлечений
определяются
их
структурой
и
содержанием.
В
практике детского сада используются следующие виды развлечений:
- музыкальные и музыкально-литературные концерты познавательного
характера;
-
концерты
художественной
самодеятельности,
составленные
из
готовых номеров, исполняемых детьми;
- различные виды кукольного театра;
-
игры-драматизации,
инсценировки,
т е ат р а лизо ва нны е
представления;
- игры-забавы;
- празднования дней рождения детей;
- спортивные игры-развлечения;
18
-
слушание
радиопередач,
просмотр
телепередач,
мультфильмов,
видеоматериалов.
5
Музыкальные
развлечения
заранее
планируются
и
проводятся
музыкальным руководителем совместно с воспитателем группы примерно
один-два раза в неделю.
При
организации
и
проведении
развлечений
важно
учитывать
определенные требования. Развлечения должны:
-
быть
яркими,
эмоциональными,
разнообразными
по
тематике,
жанрам;
- обогащать детей разнообразными впечатлениями и эмоциональными
переживаниями;
- быть содержательными, вызывать познавательный интерес детей;
- учитывать возрастные возможности восприятия ребенка;
Способствовать развитию творчества, фантазии детей;
- предоставлять возможность для реализации собственных интересов и
потребностей каждого ребенка, закрепления имеющихся умений и навыков
художественной деятельности;
- содержать высокохудожественный материал;
- способствовать формированию положительных личностных качеств
( дружелюбие, коллективизма, настойчивости, самостоятельности и др.);
- формировать основы художественно-эстетической культуры.
Музыка занимает большое место во всех видах и формах развлечений,
хотя используется по разному и подбирается в соответствии с конкретной
тематикой
развлечений,
особенностями
возраста
дет
ей,
особенностями
выбранного жанра. Так, например, для проведения музыкально-литературных
концертов используется классическая и народная музыка (инструментальная,
вокальная, хоровая).
Для
проведения
концертов,
а
также
празднования
дней
рождения
используется хорошо знакомый, выученный детьми музыкальный и другой
5
Бекина С.И. «Праздники в детском саду». М.: Просвещение 1990. – С.13.
19
художественный
репертуар
–
детские
песни,
стихи,
танцы,
небольшие
сценки, фольклорные игры с пением и др.
Организация
различных
видов
кукольного
театра,
а
также
театрализованных представлений требует подбора музыки, соответствующей
теме, содержанию спектакля. Она должна быть яркой, образной, вызывающей
сопереживание.
Музыка
может
быть
записана
и
использована
в
виде
аудиозаписи, либо может быть использован готовый вариант музыкального
сопровождения
музыкальной
сказки.
А
для
некоторых
видов
кукольного
театра, например, для настольного театра игрушки, возможно, в качестве
музыкального
сопровождения
исполнение
взрослыми
или
взрослыми
совместно с детьми знакомых песен, попевок, характеризующих персонажей.
В играх-забавах музыка используется по разному. Например, если такие
игры
устраиваются
для
малышей,
взрослые
могут
исполнять
народные
игровые песни, попевки, считалки, пестушки, скороговорки, загадки и т.п. Их
исполнение
обязательно
сопровождается
обыгрыванием
различных
персонажей
(игрушек).
А
во
время
проведения
различных
конкурсов,
викторин,
кроссвордов
и
др.
со
старшими
дошкольниками
музыка
подбирается в соответствии с предстоящей темой развлечения, конкретными
конкурсными заданиями детям, поэтому могут использоваться фрагменты из
классических
произведений
и
народной
музыки,
знакомые
детям
песни,
танцы.
В
зависимости
от
возраста
детей
развлечения
длятся:
10
минут
в
группах младшего дошкольного возраста, 15 минут – в средней группе, 20
минут в группах детей старшего дошкольного возраста и примерно 30-40
минут в подготовительной к школе группе. Время указано ориентировочно,
обозначены лишь его верхние границы, то тесть не рекомендуется превышать
указанное
время.
Однако
разные
виды
развлечений
требуют
разного
количества отведенного на них времени. Больше всего времени требуют
м у з ы ка л ь н о - л и т е р ату р н ы е
ко н ц е рт ы ,
ку кол ь н ы е
с п е к т а к л и ,
театрализованные зрелища.
20
2.2.
Виды развлечений
Рассмотрим более подробно существующие виды развлечений:
Концерт
Для
проведения
развлечения
часто
используется
форма
концерта.
Концерты могут быть музыкальные, музыкально-литературные и детские.
Музыкальные
и
музыкально-литературные
концерты
организуются
взрослыми, которые определяют заранее тему, подбирают музыкальный, а
для музыкально-литературных концертов – литературный материал ( стихи,
открытки из прозы, загадки). Темами таких концертов могут быть «Природа в
музыке русских композиторов», «Сказка в музыке» и др.
21
В них могут прозвучать фрагменты из опер известных композиторов
( например, из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»,
«Снегурочка», «Садко»). Музыкально-литературный концерты могут быть
посвящены памятным датам, например, дням рождениям известных поэтов.
писателей, композиторов.
Концерт
должен
состоять
из
музыкальных
номеров,
исполненных
педагогами детского сада и родителями, умеющими хорошо петь, танцевать,
играть на музыкальных инструментах. В этом случае можно привлекать и
детей, которые обучаются в музыкальных школах, танцевальных студиях и
других специализированных учреждениях.
Цель таких развлечений – обогатить музыкальные впечатления детей,
формировать основы культуры слушания музыки. К проведению концертов
музыкальный руководитель готовится заранее, продумывая тему, содержание
беседы с детьми о музыке. Музыка может звучать как в исполнении самого
педагога, так и в аудиозаписи. Нужно помнить о том, что исполнение музыки
должно быть ярким, эмоциональным, выразительным, наполняющим душу
ребенка незабываемыми эстетическими переживаниями.
6
Детские
концерты
могут
организовываться
как
по
инициативе
взрослых,
так
и
по
инициативе
детей.
Содержание
их
складывается
из
номеров,
которые
исполняются
детьми
–
выученные
на
музыкальных
занятиях песни, пляски, драматизации песен, а также литературный материал
– стихи, небольшие игровые сценки и др.
Концерт старшие дошкольники могут показать детям младших групп,
что
доставит
огромное
удовольствие
как
зрителям,
так
и
самим
исполнителям. Старшим детям важно знать, что они уже чему-то научились,
умеют
делать
это
хорошо
и
способны
доставить
радость
другим.
Они
чувствуют себя маленькими артистами. Для малышей же такой концерт –
возможность
ощутить,
что
скоро
и
они
тоже
смогут
так
хорошо
петь,
танцевать, играть на музыкальных инструментах создан детский оркестр или,
6
Фурмина Л.С. «Развлечения в детском саду». М.: Просвещение, 1975. – С. 167-168
22
например, организована детская фольклорная студия, концерт может быть
составлен на основе репертуара оркестра или студии.
Концерты проводятся в студии или в зале, но могут проводиться и в
другом
помещении,
например,
в
«музыкальной
гостиной».
Проведение
вечеров в музыкальной гостиной может стать регулярным.
Игры драматизации, инсценировки.
Игры
драматизации,
инсценировки
являются
одним
из
любимых
детьми
видов
развлечений,
так
как
предполагают
наличие
игрового
содержания. Они дают возможность раскрыться творческим способностям
детей, закрепить имеющиеся умения и навыки.
Игра
драматизация
и
инсценировки
обычно
проводят
на
основе
знакомых
детям
сюжетов
сказок,
стихов,
песен
и
др.
Они
не
требуют
предварительной подготовки, так как дети используют материал, разученный
на музыкальных занятиях. Разыгрывая сюжеты знакомых коротких сказок
(«Теремок».,
«Курочка
Ряба»,
«Колобок»
),
рассказов,
песен
(«Гуси»,
украинская
народная
мелодия,
«Цыплята»,
«Урожайная»
А.Филиппенко,
«Тень-тень,
потетень»,
«Козлик»,
русские
народные
мелодии),
дети
с
удовольствием
перевоплощаются
в
образы
персонажей,
передавая
их
характер самостоятельно найденными образно-игровыми движениями.
Такие
игры
вызывают
у
детей
радость,
воодушевление,
вселяют
уверенность в свои силы, дают возможность попробовать себя в роли разных
персонажей,
вызывают
эмоциональный
подъем,
помогают
преодолевать
скованность,
стеснительность,
развивают
самостоятельные
и
творческие
действия, объединяют коллектив детей общими интересами, переживаниями.
В инсценировке обычно участвуют небольшое количество персонажей,
поэтому
дети
делятся
на
«артистов»
и
«зрителей».
При
повторении
инсценировки
дети
меняются
ролями.
Это
поддерживает
их
интерес
к
действию, так как каждый ребенок хочет попробовать себя в разных ролях.
Педагоги
должны
поощрять
действия
детей,
поддерживать
робких,
неуверенных.
23
Кукольный театр.
Кукольный
театр
–
это
зрелище
особо
любимо
детьми
и
всегда
доставляет
им
огромную
радость.
Кукла
близка
и
понятна
ребенку.
Он
оживляет ее, с удовольствием играет с нею.
Существуют
различные
виды
кукольного
театра:
перчаточный,
пальчиковый
театр
(би-ба-бо),
театр
теней,
настольный
театр
игрушки,
инсценирование на фланелеграфе или магнитной доске. Существует еще
театр марионеток, театр ростовых кукол. Все эти виды кукольного театра
могут иметь место в детском саду. Однако техника кукловождения – дело
непростое.
Овладение
отдельными
видами
кукольного
театра
требуют
специальной подготовки. Наличие или отсутствие специальной подготовки у
педагогов определяет то, какие виды кукольного театра будут организованы в
детском саду.
В
группах
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста
широко
используется
настольный
театр
игрушки,
театр
на
фланелеграфе
или
магнитной доске, кукольный театр. В старших группах в большой степени
используется театр кукол, пальчиковый (би-ба-бо), театр марионеток, театр
ростовых кукол.
В настольном театре игрушки могут использоваться обычные объемные
игрушки, которые имеются в группе или готовые наборы игрушек из фанеры,
картона,
изображающие
персонажей
сказки.
Такие
игрушки
можно
изготовить самим и использовать для инсценирования знакомых детям песен,
попевок,.стихов.
Инсценирование на фланелеграфе или магнитной доске предполагает
использования
плоскостных
фигур,
которые
прилипают
к
плоскости
фланелеграфа или притягиваются к поверхности магнитной доски. Педагог
может их свободно располагать и передвигать, одновременно рассказывая
детям
какую-либо
историю,
сказку
исполняя
песенку
и
т.д.
Малыши
с
удовольствием смотрят такие спектакли и даже принимают в них участие,
например
включаясь
в
пение
педагога,
подражая
голосу
персонажей
24
( петушка, собачки, кошечки). Для просмотра спектакля педагог усаживает
детей
на
стульчики
вокруг
небольшого
стола,
на
котором
и
происходит
действие.
Для
пальчикового
театра
кукол
би-ба-бо
может
быть
использована
небольшая настольная ширма. Ее можно сделать из фанеры и декорировать
подходящей
тканью,
она
может
быть
импровизированной,
например,
несколько
сдвинутых
стульев
накрытых
красивой
тканью
или
большим
платком. Кукол для большого театра можно сделать из папье-маше и затем
раскрасить.
Перчаточный театр кукол – самый распространенный вид кукольного
театра. Он с успехом может использоваться во всех возрастных группах
детского сада и всегда вызывает у детей неподдельный интерес. Научиться
управлять куклой, надетой на руку в виде перчатки, не сложно. Поэтому дети
старшей и подготовительной к школе группы вполне могут сами с помощью
перчаточных кукол подготовить и показать небольшую сказку детям младших
групп, получая при этом огромное удовольствие. Конечно это делается под
руководством взрослых. Сделать таких кукол могут педагоги, родители, но
можно приобрести готовые наборы кукол для разыгрывания определенных
сказок, например «Колобок», «Курочка Ряба» и другие.
Показ
театра
теней
требует
от
педагога
определенных
умений
–
гибкости
пальцев
рук,
складывающиеся
в
определенные
фигуры,
напоминающие зверей, птиц. Эти фигуры возникают на экране в виде теней
от освященных от света рук. Для детей эти движущиеся тени представляют
собой
забавное
зрелище.
Со
временем
и
сами
дети
вполне
научаться
показывать
некоторые
фигуры,
изображающие
собачку,
птицу
и
т.п.,
и
самостоятельно могут инсценировать небольшие истории.
Театр
марионеток
–
сложный
вид
кукольного
театра,
поскольку
управлять
куклами
на
ниточках
не
просто.
Этой
технике
необходимо
научиться. Для такого театра нужна высокая ширма. Кукол для спектаклей
25
могут
сделать
педагоги,
родители,
но
можно
их
сделать
на
заказ
в
специальных мастерских.
Этот вид театра конечно самый интересный и яркий. Ведь здесь куклы,
как живые. Они двигаются, поют, танцуют, разговаривают, могут общаться с
детьми зрителями.
Детям старшего дошкольного возраста очень интересен театр ростовых
кукол. Это специально изготавливаемые куклы в рост ребенка или взрослого
человека. «Актер» ( взрослый или ребенок ) встает сзади куклы, надевает на
себя отдельные ее части и движется, управляя таким образом куклой. Такая
кукла может смешно двигаться, танцевать под музыку, разговаривать.
В любом случае показ кукольного театра требует от педагогов детского
сада большой и серьезной систематической работы. К этой работе важно
привлечь
родителей
и
самих
детей,
увлекая
их
постепенно
процессом
изготовления кукол, декораций, изготовлением пригласительных билетов на
спектакль и др.
Празднование дней рождения.
Празднование дней рождения проводится примерно раз в месяц. Для
этого намечается день, к которому приурочивают дни рождения всех детей,
родившихся в данном месяце. Празднование обычно проводится во вторую
половину дня в групповой комнате. Все дети, в том числе именинники,
становятся в этот день самыми активными участниками праздника. Главным
подарком является заранее подготовленное выступление детей – исполнение
ими
песен,
танцев,
чтение
поздравительных
стихов,
а
также
проведение
совместно с именинниками
веселых игр, аттракционов. Педагог может
предварительно узнать пожелания именинников и учесть их при исполнении
любимых
песен,
плясок,
игр.
Сами
виновники
торжества
тоже
могут
выступить
с
сольным
номером,
исполняя
по
собственному
желанию
знакомые песни, стихи, загадывая детям загадки и т.п.
26
Настоящий день рождения каждого ребенка тоже отмечается. В момент
прихода
ребенка
в
детский
сад
все
дети
и
взрослые
поздравляют
его,
высказывают свои пожелания, дарят сувениры, сделанные своими руками.
В
этот
день
имениннику
уделяется
особое
внимание,
поручаются
главные роли в играх, по желанию ребенка может быть исполнена та или
иная песня на музыкальных занятиях (если оно проводится в этот день). К
полднику
может
быть
приурочено
чаепитие
с
конфетами
и
другими
сладостями, которыми именинник угощает своих товарищей.
Игры – забавы.
Игры - забавы – непродолжительные по времени представления для
малышей с использованием фольклорного материала (народные потешки,
попевки, загадки и др.). Такие представления сопровождаются игровыми
действиями воспитателя с игрушками, о которых с игрушками, о которых
поется в попевках или говорится в потешках и загадках. Воспитатель может
сделать
представление
более
ярким
и
запоминающимся,
надев
на
себя
народный костюм и превратившись в Бабушку-Забавушку, которая веселит
детей забавными стихами, поговорками, припевками, исполняет игровые или
несложные
танцевальные
движения
под
музыку
или
собственное
пение.
Малышей очень радуют такие представления. Они не только вызывают у них
интерес,
но
и
способствуют
вовлечению
самих
детей
в
происходящее
действие.
Со старшими дошкольниками игры-забавы обычно проводятся в форме
конкурсов, викторин, аттракционов, отгадывания кроссвордов и чайнвордов.
Такие развлечения проводятся на основе накопленных детьми впечатлений и
имеющихся знаний, умений, навыков. Обычно дети делятся на две команды,
которые
соревнуются,
выполняя
различные
задания.
В
данном
виде
развлечений детей привлекает не только дух соревнований, но и возможность
проявить
себя,
свои
творческие
способности,
продемонстрировать
свои
возможности сверстникам..
Спортивные игры-развлечения.
27
Спортивные игры – развлечения обычно проводятся с детьми старшего
дошкольного
возраста.
В
программу
таких
развлечений
включаются
композиции
из
музыкально-ритмических
упражнений
с
различными
спортивными
атрибутами
(мячами,
скакалками,
обручами),
знакомые
и
любимые
детьми
музыкальные
подвижные
игры
на
соревнование,
используются несложные спортивные аттракционы. В программу могут быть
включены детские песни на спортивную тематику, песни-марши, под которые
дети маршируют, выполняют различные перестроения, и др.
Хорошо, если спортивные развлечения проводятся в присутствии или с
участием родителей. В этом случае интерес детей, их желания активнее
участвовать во всех действиях , повышается . Участие родителей позволяет
налаживать необходимые контакты с семьей.
Слушание
радиопередач,
просмотр
радиопередач,
мультфильмов,
видеоматериалов возможно в записи, чтобы дать детям послушать
или
посмотреть
их
в
удобное
время.
К
этому
процессу
педагог
должен
подготовиться:
прослушать,
просмотреть
необходимый
материал,
проанализировать его, подготовить вопросы, которые можно будет задать
детям в связи с содержанием радио-или телепередачи.
Возможен показ уже готовых видеокассет с записью мультфильмов для
детей.
Детям
такие
показы
доставляют
большое
удовольствие.
По
договоренности с родителями можно использовать для просмотра с детьми
видеокассеты, которые имеются в семье.
Как
показывает
опыт,
детям
доставляет
удовольствие
просмотр
видеозаписей с детскими праздниками, которые уже проведены в детском
саду, особенно, если дети являются непосредственными участниками этих
праздников.
Они
узнают
себя
и
своих
товарищей,
их
впечатления
от
праздников «оживляются».
Можно показать детям диафильм, созданный на основе компоновки
готовых слайдов. Тематика диафильмов может быть самой разнообразной,
например, «Времена года», где будет представлена композиция из пейзажей
28
(зимних, осенних, весенних, летних) в сочетании с классической музыкой,
стихами.
Или
«Зимние
забавы»,
где
композиционно
выстроены
слайды,
изображающие детей данной группы во время разнообразных игр зимой на
участке детского сада, во дворе дома, на горке, на катке, на лыжах, санках и
т.п. Такой диафильм можно сопровождать магнитофонной записью детских
песен о зиме.
2.3.
Требования к проведению развлечений
Для
проведения
развлечений
требуется
составление
сценария,
в
котором последовательно излагаются все элементы предстоящего действия,
дается краткое описание выступлений, их последовательность. К нему может
быть
приложен
сценарный
план,
где
перечисляются
основные
моменты
сценария, указываются ответственные за его реализацию, а также дается
перечень необходимо оборудования.
Для
того,
чтобы
развлечения
решали
поставленные
задачи
и
способствовали
развитию
детей,
необходимо
заранее
их
планировать,
продумывая
тематику,
содержание,
форму
проведения.
Это
делает
музыкальный
руководитель
совместно
с
воспитателями
групп.
Сначала
29
составляется тематический план развлечений для каждой возрастной группы
на
квартал,
затем
разрабатываются
сценарные
планы
на
месяц.
При
необходимости
пишутся
подробные
сценарии
на
отдельные
виды
развлечений.
План
развлечений
на
квартал
утверждается
заведующим
и
старшим воспитателем.
Проводятся развлечения еженедельно воспитателями группы. Один раз
в
месяц
музыкальным
руководителем
совместно
с
воспитателем
группы
проводится музыкальное развлечение. Для проведения развлечений в группе
может быть выделен определенный день. Развлечения проводятся во второй
половине дня и продолжаются от 15 до 45 минут в зависимости от возраста
детей.
Для
показа
кукольного
театра
или
театрализованных
зрелищ,
концертов детской самодеятельности могут объединяться 2-3 группы детей.
Заключение
В жизни человека, а также ребенка происходит чередование будней и
праздников. Но чаще в жизни детей больше будней, наполненных рутиной и
режимом. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и
полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники и развлечения,
игры
создают
отличное
настроение,
вызывают
положительные
эмоции,
помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той
или
иной
деятельностью.
Правильно
планировать
культурно-досуговую
деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.
В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты праздников и
развлечений в детском саду при всестороннем развитии ребенка. Изучив
30
научную и методическую литературу мы пришли к мнению, что данной
проблеме уделяется достаточное внимание.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему: способствуют ли
праздники и развлечения всестороннему развитию ребенка?
Целью
было
изучить
влияние
праздников
и
развлечений
на
всестороннее развитие ребенка в детском саду. Цель нашей работы была
достигнута, т.к. были охарактеризованы все виды развлечений и праздников,
была
изучена
научная
и
методическая
литература,
мы
изучили
опыт
педагогов.
А
в
моей
группе
приоритетное
направление
«Театральная
деятельность». Я вместе с детьми создаю мини-музей театра. Дети сейчас
среднего возраста. Но уже с удовольствием играют в различные виды театра.
Мы ставим сказки для малышей, хотя и сами еще не большие. У детей совсем
не плохо это получается. Моей главной целью является раскрепостить всех
детей в группе при выступлениях, не скрывать свой талант и не бояться
публики. Думаю, что в жизни им это пригодится.
Список литературы
1.
Бекина С.И. «Праздники в детском саду». М.: Просвещение 1990. –
С.13-20.
2.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском творчестве». М.:
Просвещение 1991.
3.
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».
М.: 1992.- С.3.
4.
Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать». М.: Столетие 1982.
31
5.
Красильникова О.А. «Обучать и воспитывать творчеством»
//Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-
развивающей работы.СПБ, 1998.
6.
Крупская Н.К. «Педагогические сочинения в шести томах». М.:
«Педагогика» 1978.
7.
Петровский А.В. «Общая психология». М.: Просвещение, 1986.
8.
Рыданова О.П. «Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста» Феникс 2011.
9.
Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1978.-С. 344-
345.
10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/ под.ред. Л.А.
Баренбойба. Л., 1980.
11. Фурмина Л.С. «Развлечения в детском саду» М., 1975.
32