Автор: Смачкова Эльвира Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №173
Населённый пункт: город Новосибирск, Калининский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра по математике 5-6 классы
Раздел: среднее образование
Интеллектуальная игра по математике для 5-6 классов
Математическая игра предназначена для внеклассного мероприятия в 5-6 классах в рамках
недели математики, для проведения последних уроков в конце четверти или учебного года,
во внеурочной деятельности, на математическом кружке.
Цель: повышение интереса к математике, развитие коммуникативных компетенций;
развитие математической культуры; расширение кругозора в области математики.
Оборудование: презентация; ручки или карандаши; раздаточный материал (можно и без
него)
Правила игры: команда 6 человек (3 –пятиклассника и 3 шестиклассника). Количество
команд не ограничено. Проводится 4 раунда. Итоги подводятся в конце игры.
1 Раунд. Разминка.
1.
Во сколько раз один километр длиннее одного миллиметра? (В 1 000 000 раз)
2.
Пояс с пряжкой стоит 6 рублей 80 копеек. Пояс дороже пряжки на 6 рублей.
Сколько стоит пояс, сколько – пряжка?( 6 руб 40 коп – пояс, 40 коп – пряжка)
3.
Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50 , то сколько раз встречается цифра 4?(
15 раз)
4.
Мальчик делает три шага вперёд и два шага назад: так он продвигается вперёд на
20 шагов. Сколько всего шагов он сделал?( 100 шагов)
5.
Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)
6.
У четырёхугольного стола отпили один угол. Сколько углов осталось? (5)
7.
Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая
лошадь? (15 км/ч)
8.
Сколько в “азбуке” букв? (6)
9.
Какими нотами можно измерить расстояние? (МИ-ЛЯ)
10. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов
сена? (Один)
2 раунд История математики
1.
Кто из математиков показал, что счет можно продолжать неограниченно, т.е.
натуральный ряд чисел бесконечен? (Архимед)
2.
Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр? (Пифагор)
3.
Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите в каком
году этот дом был построен? (1789)
4.
Как в древней Индии называли отрицательные и положительные числа? (долг и
имущество)
5.
Кто из древних математиков изобрел способ, посредством которого можно найти
все простые числа? (Эратосфен, «решето Эратосфена»)
6.
В старину на Руси использовались монеты с такими названиями: 3 коп. – алтын, 5
коп. – пятак, 10 коп. – гривенник . А как называли монету достоинством 1/2 коп.?
(Грош)
7.
Как в средние века называли правильные и неправильные дроби? (реальные и
ложные)
8.
Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам? (Декарт)
9.
Кто доказал основное свойство пропорции? (Евклид)
10. Назовите автора первого печатного учебника по математике в России. (Л.Ф.
Магницкий)
3 раунд. Математические термины.
1.
Назовите отрезок, соединяющий две точки окружности. (хорда)
2.
Назовите прибор для измерения углов? (транспортир)
3.
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
4.
Термин линия происходит от латинского слова …? («линеа» - льняная)
5.
Луч, делящий угол на две равные части называется? (биссектриса)
6.
Сфера – латинская форма греческого слова…? («сфайр» - мяч)
7.
Точка – от латинского глагола «punktum» означает…(“пунктум” – укол,
медицинский термин “пункция” – прокол)
8.
Как называется часть прямой, ограниченная, одной точкой? (луч)
9.
Циркуль от латинского «circulus» означает? (круг)
10. Что означает греческое слово « полигонон"? (многоугольник: "поли" означает
"много", "гониа" – угол )
4 раунд. Логические задачи.
1.
Составьте название птицы, в которое входят части изображенных здесь
представителей зоологического мира.
2/3 + 1/3 + 1/3 =
(2/3(лещ) +1/3(беркут)+
1/3(лошадь)= лебедь)
2.
Подберите числа, назовите слова:
МЕ + * = (место)
*+ УМФ = (триумф)
Р + * + А = (Родина)
*+ Я = (семья)
*+ А = (сорока)
3.
Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в
стопках будет поровну. На сколько тетрадей в одной стопке было больше, чем в
другой? ( на 20 штук)
4.
Тремя тройками, не употребляя знаков действий, запишите возможно большее
число( три в тридцать третьей степени)
5.
Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам,
чтобы они отбили 12 часов? (11 секунд)
6.
Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью
часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время она решила
посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?
(Спала-12, танцевала-8, пела-4, готовилась к зиме – 0ч)
7.
На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур
красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной
стороны от синей фигуры лежит жёлтая, а с другой - красная. Определите цвет
каждой фигуры. (Квадрат – жёлтый, круг – синий, треугольник – красный)
8.
Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше
5, но меньше 6? (запятую)
9.
Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона , заполненного
наполовину? (17 кг)
Подведение итогов. Дополнительные вопросы.
№1
У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
Ответ. 10 и 5 копеек.
№2
Прошу подумать в тишине,
Учтите, случай редкий,
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке,
Потом вскочила вверх на пять,
Потом на семь спустилась,
Потом на девять взобралась
И на вершине очутилась.
А сколько веток у сосны –
Вы быстро вычислить должны.
Ответ. 15 веток.
№3
Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик.
Сколько всего машин шло в этот посёлок?
Ответ. Ни одной
№4
Половина – треть числа. Какое это число?
Ответ. 1,5
№5
Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижёт двух немцев, чем одного француза?
Ответ. С двух человек больше выручка.
№6
В каком случае верно равенство 19+15=10?
Ответ. 19часов+15 часов=10 часов.
№7
Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?
Ответ. Две, остальные сгорели.
№8
Чему равно произведение последовательных целых чисел, начинающихся числом -5 и
оканчивающихся числом 5?
Ответ. 0