Автор: Трусова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ р.п. Межевой
Населённый пункт: р.п. Межевой Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Система творческих заданий, направленных на формирование личностных достижений учащихся на уроках музыкальной литературы"
Раздел: дополнительное образование
Автор: Трусова Людмила Васильевна,
Преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДО ДШИ р.п. Межевой
«Система творческих заданий, направленных на формирование
личностных достижений учащихся на уроках музыкальной литературы»
Понятие «личностное достижение» является сложным и многоаспектным.
Личностные достижения можно рассматривать как результат целостного развития
ребёнка:
познавательной
сферы,
эмоций,
мотивов,
самореализации,
самоконтроля,
самоорганизации,
физического
и
психического
здоровья.
Под
личностными достижениями понимаются и те изменения, которые произошли в
самих учащихся, в процессе их взаимодействия с педагогом. Поэтому проблема
формирования стремления учащихся к личностным достижениям заслуживает
пристального
внимания.
Стремление
к
успеху,
рост
самосознания
учеников
подразумевают необходимость создания условий для динамики их личностных
достижений.
На практике в Детской школе искусств п. Межевой сложилась некоторая
система творческих заданий, которые побуждают учащихся активно включаться
в работу на уроках музыкальной литературы и получать знания, способствующие
личностному росту ребёнка.
Использование игровых форм на уроках делает занятия познавательными и
увлекательными. Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и
сильная мотивация. Ибо человеку по своей природе нравится играть, другой
причиной является то, что мотивов в игре заметно больше, чем в обычной
учебной деятельности.
В
игре
активизируются
психические
процессы
участников
игровой
деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
I год обучения.
В
теме
«Выразительные
средства
музыки»
уместна
игра
«Капризная
мелодия», где преподаватель специально изменяет в исполняемой мелодии один
из элементов музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, штрихи,
ритм
и
т.
д.).
Это
позволяет
активизировать
внимание
учащихся,
показать
важность каждого средства музыкальной выразительности, а также облегчить
запоминание новых терминов и их сути (allegro,forte,legato).
Закрепляя тему «Выразительные средства музыки», можно рекомендовать
следующее
задание.
Ученики
вытягивают
карточки
с
заданием,
и
каждый
начинает
свой
ответ
со
слов:
«Я
знаю
пять
…»
темпов,
музыкальных
инструментов,
выразительных
средств
и
т.
д.
Утвердительное
начало
ответа
придаёт всем присутствующим детям чувство уверенности в своих знаниях и
создаёт радостную атмосферу на уроке. Активизировать творческий потенциал
учащихся, использовать знания на практике, тем самым вызвать интерес к уроку
поможет следующее задание. В теме «Танцы» после разговора о зарождении
танцевальной культурыв первобытном обществе, предложить детям придумать
небольшой танец дома самостоятельно. Дети делятся на небольшие группы (по 2-
3
человека),
выбирают
тематику
танца
–
охотничью,
трудовую,
обрядовую,
воинственную. На следующем уроке без объявления названия танца выступают,
остальные определяют, к какой теме он относится. Могут быть использованы
некоторые
атрибуты,
например
указка
учителя
«превращается»
в
«палку-
копалку» или воображаемый лук. Можно предложить детям потанцевать прямо
во время урока. Это может быть движение подскоками по кругу парами под звуки
чешской польки, это может быть несколько не сложных движений под звуки
менуэта и т.д.
На
заключительном
уроке
по
теме
«Тембр.
Инструменты
симфонического
оркестра»
дети
вытягивают
карточки
с
названием
инструментов, рассказывают о них: история рождения, развития, существующие
легенды, строение инструмента, принцип звукоизвлечения. Тот, кому досталась
карточка со словом «дирижёр», должен разместить всех музыкантов со своими
инструментами
как
положено
в
симфоническом
оркестре.
Затем
оркестр
«исполняет»
фрагмент
симфонического
произведения
под
руководством
«дирижёра» (можно включить любое симфоническое произведение, например
симфонию №103 Й. Гайдна).
На
первом
уроке
по
теме
«Театр»,
где
уточняются
разные
понятия,
связанные с постановкой спектакля, (режиссёр, аншлаг, антракт, оркестровая яма
и т.д.) после показа настоящих афиш и программок можно предложить детям
самим нарисовать афишку или программку к опере, балету или концерту. В
оформлении
афиш
дети
используют
фамилии
известных
музыкантов-
исполнителей: вокалистов, инструменталистов, дирижёров.
Показ афишек, программок, сделанных детьми
II год обучения.
В курсе «Зарубежной музыкальной литературы» на заключительных уроках
дети с удовольствием играют в игру «Пресс-конференция с известным лицом».
Согласно жеребьёвке, кто-то из детей становится композитором, чьё творчество
изучается
в
данное
время,
и
отвечает
на
вопросы
журналистов
–
это
все
остальные учащиеся, которые задают самые разные вопросы, демонстрируя тем
самым знание биографии, творческого наследия, интересных фактов из жизни
великого композитора и т.д. Если поначалу вопросы детей не предполагают
развёрнутых
ответов,
то
со
временем
вопросы
становятся
более
глубокими,
неоднозначными, иногда каверзными.
В
игре
«Древо
познания»
учащиеся
учатся
ставить
вопросы
по
изучаемому материалу. На уроке, когда объясняется новый материал, ребятам
даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти
листочках пять разных вопросов или заданий к нему. После изучения материала
листочки
сдаются.
Наиболее
интересные
вопросы
прикрепляются
к
«древу
познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках
которого
сделаны
небольшие
прорези
со
вставленными
скрепками).
На
следующем уроке, при проверке знаний, вызываемый ученик снимает любой
листочек (как будто срывает плод), читает вопрос и отвечает на него.
Демонстрация
«Древа
познания»
с
вопросами
учащихся,
некоторые
зачитываются.
Эту
игру
можно
использовать
на
протяжении
всего
курса
обучения
«Музыкальной литературы». Так же для всех лет обучения можно предложить
игру
«Рассказ
Мюнхгаузена».
Это
задание
выполняется
дома.Ученики
составляют рассказ, специально делая ошибки, допуская неточности, или вообще
придумывают не существующие детали.Это может быть биография композитора,
или отдельные страницы жизни, истории премьер музыкальных произведений,
знакомство с другими музыкантами и т.д. На уроке одноклассники должны найти
и исправить все неточности. (Можно зачитать короткий рассказ)
С каждым последующим годом обучения более существенным становится
интеллектуальный компонент. Так, в игре «Ассоциация» учащимся важно иметь
информационную
базу,
умение
её
анализировать,
выделить
главное.
В
игре
«Ассоциация» может принимать участие, как весь класс, так и один человек.
Преподаватель называет фамилию композитора, учащиеся должны назвать, с чем
или кем ассоциируется у них этот музыкант. Например, педагог называет
фамилию И.С. Бах. Примерные ответы учащихся: полифония, орган, династия,
Тюрингия, инвенции, сюиты, ХТК и т.д.
Игры-головоломки - это занимательные задания, в которых умственная
нагрузка
замаскирована
занимательным
сюжетом,
внешними
данными,
необычной
формой
представления
задания.
В
таких
играх
дети
стремятся
проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. К играм-головоломкам
относятся
такие,
как
«Слово
по
вертикали».
Фамилия
композитора
записывается по вертикали, а по горизонтали прописываются слова, значение
которых имеет отношение к жизни и творчеству только этого композитора.
Б
онн
рЕволюция
ПаТетическая соната
глуХота
ЭгмОнт
мотиВ судьбы
гЕроическая симфония
гейлигеНштатдское завещание
(Демонстрация нескольких подобных заданий)
Сюда можно отнести логические пары:
Й. Гайдн - Эстергази; Й. Гайдн – В.А. Моцарт; Л. Бетховен – А. Сальери; Ф.
Лист – К. Черни и т.д. Учащимся предлагается объяснить связь этих пар.
Логические цепочки: Ф. Шопен – Ф.А. Моцарт – Ф. Лист – Р. Шуман. Кто
лишний и почему?
Что общего между этими музыкантами?
Й.Гайдн – В.А.Моцарт-А. Сальери-Л. Бетховен-Ф. Шуберт-К. Черни
(композиторы-современники, все жили в Вене)
Й. Гайдн-В.А. Моцарт-Л. Бетховен-Ф. Шуберт
(все работали в жанре симфонии)
Демонстрация данных заданий на листочках формата А4 или на слайд
шоу
Проблемное
обучение
как
метод
формирования
интереса к
урокам
музыкальной литературы. Оно основывается на самостоятельном мышлении
учащихся. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые
открываются
при
выполнении
заданий.
Не
на
все
вопросы
можно
дать
однозначный ответ. Некоторые из них вызывают споры, ответы рождаются в
размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащиеся проявляют большой
интерес к изучаемому. И дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно.
I год обучения.
С целью запоминания музыкальных пьес, развитию интереса к музыке
можно предложить проблемное задание, касающееся различной интерпретации
одного и того же произведения.
Яркий пример: проблемное обсуждение исполнения фортепианной сюиты
М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» в теме «Программно-изобразительная
музыка» I год обучения. Пьесу «Баба-Яга» дети слушают в исполнении Леры
Авербах, затем в исполнении Е. Кисина (видеофрагмент), М. Шишкина (баян,
видео). С большим энтузиазмом дети делятся своими впечатлениями, и отвечают
на вопрос: «Какое исполнение вам больше понравилось и почему?».
Здесь
можно
включить
небольшие
видеофрагменты
указанных
исполнителей. Минутки 2-3
IIгод обучения.
Тип
проблемной
ситуации:
противоречие
между
двумя
авторитетными
мнениями. Например, биография Й. Гайдна. Класс делится на 2 команды. Одна
команда доказывает мысль о трудной, тяжёлой судьбе Й. Гайдна, другая - «Гайдн
–
баловень
судьбы»
(Брамс).
За
определенное
время
дети
ищут
нужную
информацию в учебнике и затем высказываются по существу.
1 команда: унизительное положение музыканта; зависимость от князя;
исполнение его прихотей; сочинение по заказу и т.д.
2 команда: имел работу; оркестр, публику (не самую худшую); сочинял
легко; Эстергази – меломан.
III год обучения.
В
курсе
«Русской
музыкальной
литературы»
в
качестве
ещё
одного
примера, можно использовать высказывания В.В. Стасова о Мусоргском: «Самый
любящий, но не самый любимый». Одна часть класса соглашается с данным
высказыванием,
подтверждая
это
мнение
соответствующими
аргументами.
Другая часть класса – опровергает данное высказывание.
IV год обучения.Сравнительный анализ двух судеб: С.В. Рахманинов –
А.Н. Скрябин.
А.Н. Скрябин – идеи великой силы искусства, творческого «экстаза».
Образные сферы музыки: наивысшая грандиозность (этюды ор.8 №12, 2 поэмы
ор.32 №2, Прелюдия ор.11 №14) и наивысшая утончённость (2 поэмы ор. 32 №1,
Прелюдия ор.11 №2).
«Прометей»
(«Поэма
огня»)
–
первое
светомузыкальное
произведение.
Философские
воззрения
А.Н.
Скрябина,
система
цветного
слуха,
Прометеев
аккорд, идеи Скрябина в ХХ веке.
С.В.
Рахманинов.
Национальный
характер
музыки:
русская
народная
песня,
городской
романс,
знаменное
пение,
колокольные
звоны,
эпические
образы, зарисовки русской природы. Композитор-лирик. Прелюдии ор.3 № 2, ор.
23 №5, ор.32 №12; Музыкальные моменты ор.16 №3.4; Этюды-картины ор.33
№4, ор.39 №6; Концерт №2 для фортепиано с оркестром.
Установление причинно-следственных связей. Например, М.И. Глинка –
путешественник,
который
побывал
в
нескольких
странах.
Как
повлияли
путешествия
на
его
творчество?
Одна
команда
рассказывает
о
посещении
композитором Италии и Германии; другая – об Испании и Франции. Какие
произведения появились под впечатлением от путешествия, что изменилось в
творчестве композитора?
Огромное значение имеют обобщающие уроки, которые становятся своего
рода
небольшим
экзаменом
для
учителя.
Это
не
только
проверка
усвоения
знаний, но и показатель того, насколько выявлен творческий потенциал учеников,
сформирован ли интерес к музыке, учению? На таких уроках используются
различные формы, методы и приёмы обучения.
Так, на заключительном уроке по творчеству М.И. Глинки проходит игра
«Музыкальный олимп» (аналогично телевизионной игре «Умники и умницы»).
В игре принимают участие все дети. Они отвечают на сложные и лёгкие вопросы,
касающиеся творчества, знание биографии, музыкальных произведений.
В старших классах (III - IV год обучения) ученики пробуют свои мысли
оформить письменно в виде эссе. Это миниатюрные сочинения по творчеству
композитора или на тему прослушанного произведения. Можно предложить
старшеклассникам примерить на себя роль «Музыкального критика», написав
статью о прослушанном спектакле или концерте.Это может быть коротенький
отзыв, а может быть развёрнутая статья с элементами анализа, критическими
замечаниями.
Ярко,незабываемо поможет провести заключительный урок в конце года
«Битва философов».
Для выступления предлагается 3версии происхождения
музыки: музыку создал человек; музыка – дар богов; музыка – творение природы.
Эта
работа
оживляет
творческую
атмосферу
урока,
внося
элемент
дискуссионности
и
необычности,
а
иногда
вызывает
и
бурное
обсуждение.Задание
«Поясни
цитату»,
заключаются
в
истолковании
высказывания. Например, высказывание М.И. Глинки: «Музыку создаёт народ, а
мы композиторы её аранжируем», - затрагивается понятие аранжировки, вопросы
народных национальных истоков.
Современные школьники активно используют персональные компьютеры,
сервисы Интернета, электронные учебники. Наличие мультимедийной техники на
уроке
музыкальной
литературы
и
её
активное
использование
помогает
значительно активизировать учебную работу. Многие старшеклассники вместо
письменного
конспект
жизни
и
творчества
композитора,
выполняемое
дома,
демонстрируют на уроке презентации.
Очень
быстро
пролистывается
презентация,
например,
А.С.
Даргомыжского
Видеоряд создаёт дополнительные впечатления, и это можно использовать
в задании Фотосессия. Рассказ биографии и творчества композитора (например,
Прокофьева) построить на основе фотографий разного возраста.
Демонстрируется презентация о С.С. Прокофьеве. На одном слайде
картинка без комментариев - дети по ней рассказывают о биографии или
творчестве
музыканта,
на
следующем
слайде
нужная
информация.
Постепенное усложнение заданий на уроках музыкальной литературы подводит
учащихся к качественно новому уровню учебной работы – это исследовательская
деятельность.
В
конце
учебного
года
преподаватель
проводит
заключительный
урок,
который называется «Моя любимая тема», на котором все учащиеся выступят с
сообщением. На дверь с внутренней стороны преподаватель прикрепляет листок с
таблицей на две колонки. В одной колонке прописаны темы для сообщений, в
другую колонки ребята вписывают свои фамилии напротив выбранных ими тем.
Преподаватель объясняет этапы работы предстоящего исследования.
I этап - изучение литературы по теме исследования.
II этап –оформление работы: написание основной части, её введения и
заключения
III этап – составление списка литературы, оформление титульного листа
IV этап – подготовка устного выступления
Дети с удовольствием откликаются на подобную творческую деятельность.
Некоторые из них своё выступление сопровождают демонстрацией собственной
презентации.
Итогом
творческих,
занимательных
заданий
является
участие
старшеклассников в НОУ. С 2008 года на теоретическом отделении ДШИ п.
Межевой работает Научное Общество учащихся. В рамках НОУ старшеклассники
участвуют в семинаре «Интеллектуальный марафон», который организуется в
ДШИ каждый год, начиная с 2009 года. Семинар – это «форма учебного процесса,
построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя
отдельных
вопросов,
тем
с
последующим
оформлением
материала
в
виде
доклада,
реферата
и
его
совместного
обсуждения».
Подготовка
рефератов
учениками на самые различные темы – это ещё одна возможность расширить
рамки учебной программы музыкальной литературы, получит опыт публичного
выступления.
Показ работы детей: рефераты, пролистать быстро презентации, фото с
конференций, грамоты, программки школьных конференций
Эффективность
образовательной
и
воспитательной
деятельности
преподавателя
отражает
оценка
личностных
результатов
учащихся,
которые
осуществляются в ходе мониторинговых исследований.
Для проведения мониторинга в ДШИ п. Межевой разработан пакет заданий
для каждого года обучения. Предлагаю примерный мониторинг качества знаний
для I года обучения. В него вошли 5 следующих заданий:
1
задание
–
определение
жанра
музыки.
Учащиеся
прослушивают
фрагменты
музыкальных
произведений
и
определяют
жанр
и
фамилию
композитора. Например: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Э. Григ «Норвежский танец»
С.В. Рахманинов «Вокализ»
2
задание
рассчитано
на
проверку
умения
учащихся
давать
музыке
словесные характеристики. Из предложенного перечня слов, дети подчёркивают
те, которые на их взгляд отражают характер, настроение, эмоции прослушанной
пьесы. Это может быть «Гном» или «Баба-Яга» из фортепианного цикла М.П.
Мусоргского «Картинки с выставки»; любая пьеса из сюиты Э. Грига «Пер
Гюнт».
3 задание – на знание видов оркестров: симфонического, духового и
оркестра народных инструментов.
4 задание -умение различить на слух инструментальные тембры. Это
персонажи симфонической сказки для детей С.С. Прокофьева «Петя и волк»
(Птичка, Утка, Кошка)
5 задание – знание музыкальных форм и определение их на слух. Можно
предложить следующие произведения:
П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» (3-х ч.)
М.И.
Глинка
«Камаринская»
или
П.И.
Чайковский
«Камаринская»
из
«Детского альбома» (тема с вариациями)
П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома» (2-х ч.)
В
зависимости
от
состава
группы,
некоторые
задания
могут
быть
усложнены.
Может
быть
увеличено
число
прослушиваемых
произведений;
добавлены
вопросы
о
группах
симфонического
оркестра,
устройстве
музыкальных
инструментов
и
т.д.
Возможно
отдельное
задание
на
знание
особенностей национальных танцев.
Мониторинг проводится в два этапа: в апреле и в сентябре с целью:
проведение диагностики освоения учебной программы;
для выявления уровня развития музыкальной памяти, образного мышления,
воображения;
изучения проблем, возникающих в ходе прохождения программы;
определения
степени
освоения
учащимися
музыкально-теоретического
материала в объёме программы
В
ДШИ
п.
Межевой
преподаватель
музыкальной
литературы
при
оценивании ответов предлагает заменить привычную пятибалльную шкалу 3-
хбалльной, где
3 балла – задание выполнено полностью
2 балла – задание выполнено частично
1 балл – с заданием не справился
В каждом задании по три вопроса, что позволяет максимально объективно
оценивать уровень знаний учащихся.
Данные
мониторинга
отразят
эффективность
педагогических
усилий,
послужат базой постановки новых целей и задач, определят дальнейшие планы
деятельности, механизмы их реализации.
Одним
из
методов
оценки
личностных
достижений
учащихся
является
наличие метапредметных умений. К ним относятся:
способность ученика принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение
планировать
собственную
деятельность
в
соответствии
с
поставленной задачей; проявлять инициативу и самостоятельность в
обучении;
умение
осуществлять
информационный
поиск,
выделение
существенной
информации
из
различных
информационных
источников;
способность
к
логическим
операциям
–
сравнение,
анализ,
обобщение;
умение
сотрудничать
с
педагогом
и
сверстниками
при
решении
учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты
своих действий.
На успешное обеспечение личностных достижений учащихся средствами
музыкального образования влияют:
заинтересованность учащихся в учебно-воспитательном процессе;
систематическое и постепенное усложнение заданий на уроках
музыкальной литературы;
формирование у детей уверенности в собственных силах;
инициативность,
готовность
к
преодолению
трудностей
со
стороны преподавателя в виде похвалы, одобрения и т.д.
сознательное стремление к самосовершенствованию.
Таким образом, система творческих заданий, используемых на уроках
музыкальной литературы, приводит к личностному росту детей: обогащается
эмоциональная
сфера,
появляется
стремление
к
саморазвитию,
растёт
самостоятельность
и
ответственность
ребёнка.
Он
способен
ощущать
интеллектуальную,
эмоциональную,
нравственную
причастность
к
лучшим
проявлениям национальной и общечеловеческой культуры.