Напоминание

"Художественное-эстетическое воспитание дошкольников"


Автор: Спирягина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное-эстетическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему:

«Художественно-эстетическое

воспитание дошкольников».

В современном обществе происходят социальные и экономические

перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на

этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными

требованиями к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач

педагогической теории и практики на современном этапе. Человек

будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и

активным творческим началом.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и

условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и

методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание

художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания,

развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из

важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и

дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание

детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс

формирования творчески активной личности ребенка, способного

воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это

формирование в человеке художественно-эстетического отношения к

действительности и активизации его до творческой деятельности по

законам красоты.

Художественно-эстетическое

воспитание

должно

формировать

художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке

способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в

жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так

или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом

ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие

зачастую

обусловлено

стремлением

к

развлечению

и

без

вмешательства

извне

у

ребенка

могут

сложиться

неверные

представления о жизни, ценностях, идеалах.

Сущность

данного

процесса

можно

определить

следующим

образом: Во-первых,

это

процесс

целенаправленного

воспитания

чувства

прекрасного.

Во-вторых,

это

формирование

способности

воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-

третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается

в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, -

развитие

способности

к

самостоятельному

творчеству

и

созданию

прекрасного,

развитие

умения

творчески

создавать

продукты

художественного творчества.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности,

которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо

деятельности,

но

и

быть

творцом

эстетических

ценностей,

наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо

формирования

художественно-эстетического

отношения

детей

к

действительности

и

искусству,

художественно-эстетическое

воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.

Задачи

- Итак, во-первых, это создание определенного запаса

элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не

могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым

предметам

и

явлениям.

Суть

этой

задачи

состоит

в

накоплении

разнообразного

запаса

звуковых,

цветовых

и

пластических

впечатлений.

Педагог

должен

умело

подобрать

по

указанным

параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим

представлениям о красоте.

Таким

образом,

будет

формироваться

чувственно-эмоциональный

опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о

мире художественных ценностей.

Вторая задача художественно- эстетического воспитания состоит

в

"формировании

на

основе

полученных

знаний

и

развития

способностей

художественного

и

эстетического

восприятия

таких

социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают

ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически

значимые предметы и явления, наслаждаться ими"

Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с

формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической

творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать,

развить такие качества, потребности и способности личности, которые

превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических

ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но

и

преобразовывать

его "по

законам

красоты".

Суть

этой

задачи

заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное,

уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно

участвовать

в

создании

прекрасного

в

искусстве,

жизни,

самостоятельно создавать продукты творчества.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания

личности, наиболее благоприятный для формирования

художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом

возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется

особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям,

личная активность, происходит качественные изменения в творческой

деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов

маленького человека, с первых его слов, поступков.

Действенность

эстетического

воспитания

прямо

зависит

от

соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и

самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на

инструментах,

сочинение

песен,

стихов,

рассказов,

театральные

постановки знакомят детей с произведениями искусства,

шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной

жизни,

средством

художественного

развития,

индивидуального

и

коллективного творчества, самовыражения детей.

Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника

виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно –

театральная

деятельность,

детский

труд

и

самообслуживание

занимают

особое

место

в

системе

художественно-эстетического

воспитания.

Но

именно

художественная

деятельность, насыщенная

амплификацией, ярко - эмоционально окрашенная от полученного

удовлетворения

занятиями

любимыми

видами

художественной

деятельности, помогает,

не

насилуя

ребёнка сухой

дидактикой,

добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные

программы. И ,

к р о м е

т о г о , как

результат

художественно-

эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую

личность.

Именно

поэтому

необходимо

уделять

большое

внимание

художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Одной

из

основных

целей

педагогического

коллектива

должно

быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для

его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении

должна

быть

создана

система

работы

по

художественно-

эстетическому

воспитанию,

которая

состоит

из

взаимосвязанных

между собой компонентов:

обновление

содержания

образования

(выбор

программ

и

технологий);

создание

условий

для

эстетического

воспитания

(кадровое

обеспечение,

учебно-методическое

и материально- техническое

обеспечение

создание

предметно

развивающей

среды,

создание гармоничного дизайна

территории

и помещений

детского

сада);организация

учебно-воспитательного

процесса

(работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система

педагогического

взаимодействия

педагогов

и

детей,

направленная

на

художественно

эстетическое

развитие

дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

специально организованное обучение;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом

дифференцированного подхода и включает разнообразные формы

работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения,

тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические

игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок ,

кружковую и студийную работу; свободную художественную

деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов,

выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику;

эстетическое оформление интерьеров; участие в городских

мероприятиях. и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются

в

игровой

деятельности

воспитанников.

Они

с

удовольствием

музицируют,

показывают

мини-спектакли,

танцуют,

пересказывают

сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания» в ДОУ

включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей

среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка,

аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное

воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств;

вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды

продуктивной деятельности, краеведение.

Реализация

задач

художественно-эстетического

воспитания

наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей

детей.

Основой

художественно-эстетического

воспитания

является

искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с

воспитательно-образовательной

работой,

дающей

разнообразную

пищу

для

развития

восприятия,

образных

представлений,

воображения и творчества.

Интеграция

различных

видов

искусства

и

разнообразных

видов

художественно-творческой

деятельности,

способствующая

более

глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и

собственного художественного творчества; формированию образных

представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого

включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного

учреждения.

Организация

выставок,

концертов,

создание

эстетической

развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по

разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение

преемственности

в

художественно-эстетическом

воспитании

между

всеми

возрастными

группами

детского

сада,

а

также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Широкая

опора

на

региональный

материал,

его

специфику:

природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство

с

современным

искусством

и

его

творцами,

работающими

в

поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей,

их окружающих, знаменательных событий.

Условия

художественно-эстетического

воспитания

очень

разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества

художественной

информации,

форм

организации

и

видов

деятельности,

возраста

ребенка.

В

основе

эстетического

воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по

развитию

у

него

творческих

способностей

к

восприятию

художественных

ценностей,

к

продуктивной

деятельности,

осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическ ое

восприятие

жизненных

явлений

в с е гд а

индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный

отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в

природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.

Большое

значение

при

этом

имеют

личный

опыт

малыша,

его

побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется

непосредственно по образовательным

областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной

литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования

гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности.

Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит

в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат

малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы

общества, красоту человеческих отношений.

Среди

методов

художественно-эстетического

воспитания

можно

выделить следующие:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости

на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот

метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться

высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок,

музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста,

музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение.

Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос-

приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода

состоит

в

том,

что

использовать

его

можно

только

тогда,

когда

воспринимаемое явление прекрасно;

-

метод

приучения,

упражнения

в

практических

действиях.

Метод

приучения

предполагает,

проявление

ребёнком

желания

украсить,

улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать

этим своих сверстников, взрослых;

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про-

явлениям. Используя этот метод педагог предлагает детям придумать

рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в

образовательном процессе . Первое направление — искусство, в том

числе

народное,

включается

в

повседневную

жизнь

детей

как

неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их

может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства

используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе

направление

искусство

составляет

содержание

образования:

детей

знакомят

с

разными

видами

искусства,

с

событиями,

явлениями,

объектами,

раскрываемыми

художниками,

музыкантами,

писателями

и

поэтами

в

их

произведениях;

с

выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы

действительности.

Третье

направление

искусство

используется

в

разных

видах

художественной

деятельности,

служит

развитию

детск ого

художественного творчества. Образы искусства являются

эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно -эстетического ра

звития дошкольников требует от воспитателей

и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагоги

ческого мастерства.

Таким

образом, правильно организованная система работы по

художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий

для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного

процесса – позволит создать благоприятные условия для развития

художественно

эстетических

способностей

детей,

творческого

воображения

и,

как

результат

художественно-эстетического

воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!