Автор: Григорьева Инна Владимировна
Должность: педагог
Учебное заведение: МКОУДО "ЦДОД"
Населённый пункт: Город Барабинск,Новосибирская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Математика"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
Программа утверждена
на педагогическом совете
_______ 20__ г. протокол №
Утверждаю___________
___
директор МКОУДО «ЦДОД»
Н.В. Романцан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математика»
Срок реализации программы – 2 года
Возраст учащихся – 4-7 лет
Составитель: Григорьева Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Барабинск,
2015 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Учебно-тематический план1 год обучения………………..……………………9
Краткое содержание тем курса……………………………………………….…11
Учебно-тематический план2 год обучения………..……………………..……17
Краткое содержание тем курса…………………………………………...……..20
Диагностический материал 1 года обучения………………………..…………27
Диагностический материал 2 года обучения……………………………..……32
Материально-техническое обеспечение…………………………………….….40
Список литературы для педагога…………………………………………….…41
Список литературы для учащихся и родителей……………………………….41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе «Математика» раскрыта система работы по развитию математических
представлений детей 4-6лет. Она представляет собой составную часть непрерывного курса
2
математики для дошкольников, начальной и основной школы, который разрабатывается в
настоящее время в Ассоциации «Школа 2100» с позиций комплексного развития личности
ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил,
качеств личности.
Дошкольная
ступень
программы
«Школа
–
2000…»
состоит
из
двух
частей:
«Игралочка» - для детей 3 – 4 и 4 – 5 лет, и «Раз – ступенька, два – ступенька…» для детей
5 – 6 и 6 – 7 лет. Данная программа составлена на основе курса «Игралочка» является
начальным звеном непрерывного курса математики программы «Школа – 2000…» для
дошкольников, учеников начальной и средней школы (авторы Л.Г.Петерсон, Г.В.Дорофеев,
Е.Е.Кочемасова, Н.П.Холина и др.)
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно
большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли
ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать
в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то
новое.
Основной
формой
познавательной
деятельности
дошкольников
является
игра,
поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных
дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими
представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей
постоянно
рассуждать,
анализировать,
делать
собственные
выводы,
учиться
их
обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе ее реализации
формируется
и
развивается
главная
ценность,
основа
всей
учебной
деятельности
–
творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система
математических знаний и формироваться потребность их применения в жизни.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного
метода,
когда
новое
знание
не
дается
в
готовом
виде,
а
постигается
ими
путем
самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог
подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по
математике, на и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные
отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего
мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно
ввести поиск закономерности (порядка) и нарушения закономерности (порядка), понятие
ритма
в
узоре,
составление
узора
из
геометрических
фигур
и
т.п.
Практически
все
установленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в
естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.
Возрастные особенности детей 4-7 лет требуют использования игровой формы
деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не
только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка,
его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной
основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации
3
активной деятельности малыша. Занятие проводится не только к работе за столом над
страничкой
учебного
пособия.
Тетради
используются
в
основном
для
закрепления
сформированных
представлений
и
для
организации
самостоятельной
работы
ребенка.
Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических
и ролевых играх.
Для
того
чтобы
переключить
активность
детей
(умственную,
речевую,
двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Для проведения физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки.
Тетради
на
печатной
основе
помогают
организовать
самопроверку
детьми
выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для
формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию
навыков
самооценки
способствует
также
подведение итогов
занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия.
Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а
что было трудным. Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать
свою работу.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с
опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Каждый
ребенок
на
занятиях
продвигается
вперед
только
своим
темпом
и
с
постоянным
успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени
сложности
-
от
необходимого
минимума
до
возможного
максимума.
Здесь
есть
и
стандартные
задания,
которые
требуют
применения
той
или
иной
известной
детям
операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа
действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания,
которые даются в схематизированной или знаковой форме. Такие задания в учебном
пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей более подготовленных и
могут выполняться только по их желанию.
Необходимым
условием
организации
занятий
с
дошкольниками
является
психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание
для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей,
но и для их нормального психофизического состояния.
Большое
внимание
в
программе
уделяется
развитию вариативного и образного
мышления,
творческих
способностей
детей.
Дети
не
просто
исследуют
различные
математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они
постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Таким образом, работа с дошкольниками по данной программе строится на основе
следующей системы дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
4
новое знание не вводится в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого
ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при
введении
нового
знания
раскрывается
его
взаимосвязь
с
предметами
и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у
детей
формируется
умение
осуществлять
собственный
выбор
на
основании
некоторого критерия (принцип вариативности);
процесс
обучения
ориентирован
на
приобретение
детьми
собственного
опыта
творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы
организации
развивающего
обучения.
Они
не
только
обеспечивают
решение
задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных
интересов, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от
конкретной
ситуации
(уровня
подготовки
детей,
их
количества,
возможностей
использования
демонстрационного
и
раздаточного
материалов
и
т.д.) может отобрать
наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и
обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами.
Обычно для работы в группе отбираются 3 – 4 задания, а остальные рекомендуется
выполнить
дома
вместе
с
родителями,
но только
по
желанию
детей
(задания,
рекомендованные для занятий дома, предварительно разбираются на занятиях). Пособие
предоставляет родителям, которые этого желают, внести свою лепту в дело развития и
воспитания
собственного
ребенка.
Совместный
поиск
решения
проблем
помогает
организовать
общение
детей
и
взрослых,
которое
не
только
способствует
лучшему
усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между
старшим и младшим, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных, так и
жизненных проблем.
Общее число часов в год: Учащиеся 1 года обучения:68 часов
Учащиеся 2года обучения: 102 часа
Число часов и занятий в неделю:
Учащиеся 1 года обучения: 2 часа в неделю по 25 минут.
Учащиеся 2 года обучения: 3 часа в неделю по 30 минут.
Количество детей в группах:
5
1 года обучения -15;
2 года обучения -12 -15.
Основные цели обучения:
расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)
формирование гармоничной личности,
всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному
его обучению в общеобразовательной школе.
Эти цели реализуются с помощью решения следующих задач:
Обучающие
1.
Формировать
мотивацию
учения,
ориентированную
на
удовлетворение
интересов,
радость творчества.
2.
Познакомить детей с общими математическими понятиями.
3.
Формировать математические представления о числах в пределах 8.
4.
Формировать пространственно-временные отношения.
5.
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с
помощью плана.
6.
Формировать
умения
выделять
в
окружающей
обстановке
предметы
одинаковой
формы, знакомить с геометрическими фигурами.
7.
Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры
из палочек;
В том числе познавательные задачи
1.
Формировать
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, аналогия).
2.
Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности.
3.
Формировать и развить различные виды памяти, внимания, увеличить объем памяти и
внимания.
4.
Формировать и развивать общеучебные умения и навыки.
5.
Формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные
способы
достижения
требуемого
результата,
новые
подходы
к
рассмотрению
предлагаемой ситуации.
Развивающие задачи
1.
Развивать речь.
2.
Развивать
умение
аргументировать
свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения
3.
Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности как
умение
анализировать,
сравнивать,
синтезировать,
обобщать,
выделять
главное,
доказывать и опровергать.
4.
Развивать
восприятие,
произвольное
внимание,
память,
зрительное
и
слуховое
восприятие ребенка.
6
5.
Развивать пространственное восприятие, сенсомоторную координацию и моторные
навыки.
6.
Развивать графические навыки (с целью подготовки руки ребенка к письму).
7.
Развивать пространственное ориентирование.
Воспитательные задачи
1.
Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения
друг к другу.
2.
Выработка
умения
целенаправленно
владеть
волевыми
усилиями,
устанавливать
правильные
отношения
со
сверстниками
и
взрослыми,
видеть
себя
глазами
окружающих.
3.
Формировать
умение
планировать
свои
действия,
осуществлять
решение
в
соответствии
с
заданными
правилами
и
алгоритмами,
проверять
результат
своих
действий и т.д.
4.
Содействовать адаптации детей в образовательном учреждении.
Учебно-тематический план по математике
(первый год обучения)
№
п./п.
Тема занятий
Коли
честв
о
Тео
рия
Пр
акт
ика
Форма
контроля
7
часов
1-2
Знакомство с понятиями
«один» и «много»
2
1
1
Беседа
3-4
Сравнение совокупностей
предметов по количеству.
Столько же, больше,
меньше
2
1
1
Беседа
5-6
Свойства предметов. Счет
до двух
2
1
1
Фронтальный
опрос
7-8
Логические игры
2
1
1
Фронтальный
опрос
9-10
Счет до 2. Цифры 1 и 2
2
1
1
Индивидуальны
й опрос
11-12
Длиннее, короче
2
1
1
Использование
индивидуальных
карточек
13-14
Круг. Шар
2
1
1
Беседа
15-16
Шире, уже
2
1
1
Беседа
17-18
Счет до 3. Число 3. Цифра
3
2
1
1
Фронтальный
опрос
19-20
На, над, под
2
1
1
Фронтальный
опрос
21-22
Выше, ниже
2
1
1
Индивидуальны
й опрос
23-24
Раньше, позже
2
1
1
Использование
индивидуальных
карточек
25-26
Счет до 4. Число 4. Цифра
4
2
1
1
Беседа
27-28
Квадрат. Куб
2
1
1
Беседа
29-30
Вверху, внизу. Слева,
справа, посередине
2
1
1
Фронтальный
опрос
31-32
Логические игры
2
1
1
Фронтальный
опрос
33-34
Счет до 5. Число 5 и
цифра 5
2
1
1
Индивидуальны
й опрос
35-36
Внутри, снаружи
2
1
1
Использование
индивидуальных
карточек
37-39
Впереди, сзади, между
3
1
2
Беседа
40
Пара
1
0,5
0,5
Беседа
41-42
Овал. Прямоугольник
2
1
1
Фронтальный
опрос
43-44
Числовой ряд.
Порядковый счет
2
1
1
Фронтальный
опрос
45-46
Повторение: числа и
2
1
1
Индивидуальны
8
цифры 1-5
й опрос
47-48
Цилиндр. Конус
2
1
1
Использование
индивидуальных
карточек
49-50
Призма и пирамида.
Геометрические тела
2
1
1
Беседа
51-52
Число и цифра 6. Числа и
цифры 1-6
2
1
1
Беседа
53-54
Сравнение по длине
2
1
1
Фронтальный
опрос
55-56
Число и цифра 7. Числа и
цифры 1-7
2
1
1
Фронтальный
опрос
57-60
Сравнение по толщине и
ширине
4
2
2
Индивидуальны
й опрос
61-62
Число и цифра 8
2
1
1
Использование
индивидуальных
карточек
63
Число и цифра 9. Числа и
цифры 1-9
1
0,5
0,5
Тестирование
64
Число и цифра 0.
Таблицы
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
65
Число 10 и его запись.
Закрепление счета в
пределах 10 (по сказке
«Доктор Айболит»)
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
66
Игра «весёлый счет»
1
0,5
0,5
Индивидуальны
й опрос
67
Интересные задачки
1
0,5
0,5
Использование
индивидуальных
карточек
68
Повторение изученного
материала
1
0,5
0,5
Тестирование
итого
68
34
34
Краткое содержание тем курса
Тема «Знакомство с понятиями «один» и «много»
Практика. Игры «Кубики», «Поезд», «Поезд из кубиков»
Тема
«Сравнение
совокупностей
предметов
по
количеству.
Столько
же,
больше,
меньше »
Теория. Поиск закономерности
Практика. Игры «Жуки», «Куклы пришли в гости», «Бусы для куклы»
Игры
«Что
изменилось?»,
«Солдатики»,
«Идем
в
гости»,
«Кубики»,
«Что
лишнее?»,
«Шарики
в
стаканчиках»,
«Летчики»,
«Ваза
с
цветами»,
«Разноцветные
фонарики».
Парная игра.
Тема «Свойства предметов. Счет до 2»
Теория. Свойства предметов. Развитие речи, временных представлений
9
Практика: Счет до 2. Игра «Шишки и желуди».
Тема «Счет до двух. Цифры 1 и 2»
Теория. Знакомство с цифрами 1 и 2. Пространственные представления: ближе, дальше
Практика. Загадки. Веселые стихи. Игра «Строители».
Тема «Длиннее, короче»
Теория. Поиск закономерностей
Практика. Игры «Кто быстрее свернет ленту», «Построй дорожку», «Следопыты».
Тема «Круг. Шар»
Теория. Знакомство с кругом. Поиск закономерности.
Знакомство с шаром. Нахождение в окружающей обстановке предметов, имеющих форму
шара. Формирование пространственных отношений: слева, справа.
Практика. Лото «Круг». Игра «Бусы»
Тема «Шире, уже»
Теория. Сравнение предметов по ширине.
Практика.
Игры
«Прогулка
по
лесу»,
«Домик
Зайца»,
«Один
два»,
«Полотенца
для
Лягушат»
Тема «Счет до 3. Число 3. Цифра 3 »
Теория. Образование числа 3. Счет до 3. Знакомство с треугольником. Знакомство с
цифрой 3. Соотнесение цифр 1-3 с количеством. ». Поиск закономерности.
Практика. Загадки и веселые задачи, связанные с числом 3. Лото «Треугольник» Игра
«Строители Игра «Бусы».
Тема «На, над, под»
Теория. Пространственные отношения. Счет до 3. Число и цифра 3. Сравнение по длине.
Практика. Игра «Ремонт поезда»
Тема «Выше, ниже»
Теория. Сравнение по высоте. Составление группы предметов по заданному признаку.
Практика. Игра «Ворота». Игры «Собери вместе», «Что изменилось?»
Тема «Раньше, позже»
Теория. Временные представления
Практика. Игры «Расставь по порядку», «Стоп», «День - ночь». Путешествие в страну
геометрических фигур
Тема «Счет до 4. Число и цифра 4»
Теория. Веселые стихи. Счет до 4. Число и цифра 4.
Практика. Игра «Магазин самообслуживания», «Насекомые», «Что изменилось?»
Тема «Квадрат. Куб»
Теория. «Знакомство с квадратом»,
Практика:
Игры
«Поездка
в
автобусе»,
«Четвертый
лишний».
Лото
«Квадрат».
Игры
«Угадай предмет», «Прокати в ворота», «Молчанка», «Раньше - позже»
Тема «Вверху, внизу». «Справа, слева, посередине»
Теория. Формирование пространственных представлений. Игры «Грибники», «Четвертый
лишний», «Что изменилось?»
Практика. Игры «Путешествие», «Калейдоскоп», «Магазин», «Чего не стало?»
Тема «Счет до 5. Число и цифра 5»
Теория. Счет до 5. число и цифра 5. Формирование временных представлений
Практика. Веселые стихи и загадки. Работа с раздаточным материалом. Игра «Собери
ягоды». Геометрическое лото.
Тема «Внутри, снаружи»
10
Теория. Знакомство с понятиями.
Практика. Игры «Пятый лишний», «Наведи порядок», «Угадай сколько?», «Повар», «Счет
пальцами»
Тема «Впереди, сзади, между»
Теория. Формирование пространственных представлений.
Практика. Игры «Репка», «Найди свое место», «Что изменилось?», «Геометрическое лото»,
«На что похожа цифра?»
Тема «Пара»
Теория. Знакомство с понятием пара.
Практика. Русская игра «Федорка». Игры «Парные предметы», «Прогулка на лыжах»,
«Наведи порядок». Работа в группах с раздаточным материалом
Тема «Овал. Прямоугольник »
Теория.
Сравнение
по
высоте.
Знакомство
с
овалом.
Знакомство
с
прямоугольником.
Сравнение прямоугольников по длине и ширине
Практика. Игры «Строители», «Магазин». Лото «Овал»
Игры «Геометрическое лото», «Веревочка». Лото «Прямоугольник».
Тема «Числовой ряд. Порядковый счет»
Теория. Составление числового ряда. Счет по осязанию
Практика. Игры «Кто, где живет?», «Найди игрушку», «Ступеньки». Работа с раздаточным
материалом
Игры «Айболит», «Непоседа», «Поезд», «Четвертый лишний». Работа с раздаточным
материалом.
Тема «Повторение: числа 1-5»
Теория. Сравнение групп предметов по количеству. Развитие наблюдательности, внимания
Практика. Игры «Грибники», «Магазин», «Угадай-ка», «Право - лево», «Дом игрушки».
Тема «Цилиндр. Конус»
Теория. Знакомство с цилиндром и его свойствами.
Практика. Игры «Паспортный стол», «Кто самый внимательный?», «Найди фигуру»
Игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «В гостях у Петрушки». Числовое лото
Тема «Призма и пирамида. Геометрические тела »
Теория. Знакомство с призмой и пирамидой. Закрепление прямого и обратного счета в
пределах пяти. Цветные круги . Нахождение признаков сходства и различия предметов.
Объединение предметов по сходным признакам
Практика. Игры «Волшебный мешочек», «Магазин игрушек», «Путешествие».
Тема «Число и цифра 6. Числа и цифры 1-6»
Теория. Образование числа 6. Счет до 6.
Практика. Веселые стихи. Загадки. Задачи. Игры «Фантазеры», «Найди фигуру». Игры
«Путаница», «В
Практика: Волшебные точки», «Следопыты». Загадки
Тема «Сравнение по длине»
Практика. Игры «Цветные ленты», «Куклин дом», «Найди игрушку»
Тема «Число и цифра 7. Числа и цифры 1-7»
Теория. Образование числа 7. Цифра 7.
Практика. Веселые стихи, загадки,
задачи. Пословицы и крылатые выражения. Игры
«Машинисты» , «В гостях у клоунов»
Игры «Цветик -семицветик», «Четвертый лишний»
Тема «Сравнение по ширине и толщине»
11
Теория. Формирование умения выделять и продолжать закономерность.
Практика. Игры «Бусы», «Найди отличия»
Тема «Число и цифра 8»
Теория. Образование числа 8. Цифра 8. Закрепление представлений о числовом ряде
Практика. Веселые стихи, загадки, задачи. Геометрическое лото.
Тема «Число и цифра 9»
Теория. Образование числа 9. Цифра 9. Отношения «над -под». Поиск закономерности
Практика. Веселые стихи, загадки и задачи.
Тема «Число и цифра 0. Таблицы»
Практика: Игра «Путешествие». Деление поровну, на две равные части. Игра «Бусы».
Игры «В стране геометрических фигур», «В магазине игрушек», «Найди фигуру»
Тема «Число 10. Запись числа 10. Обозначение свойств предметов»
Теория. Образование числа 10. Запись числа 10. Измерение длины. Работа с таблицами.
Построение числового ряда
Практика. Веселые стихи, загадки, задачи. Пословицы, крылатые выражения.
Игры «Символы», «Таблицы», «Убери лишнее», «Зоопарк».
Тема» Веселый счет»
Практика: Счет от 1 до 10,от 10 до 1.
Тема Интересные задачки»
Практика. Решение задач на мышление, внимание.
Тема «Повторение изученного за год»
Практика. Повторение пройденного за год.
К концу первого года обучения учащиеся должны иметь представления:
о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
об элементарных пространственных отношениях, выражаемых словами (на, под, за,
рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху, вниз, слева направо)
об элементарных временных отношениях, выражаемых словами (вчера, сегодня,
завтра, сначала – потом, раньше – позже)
о понятиях один и много
о понятиях столько же, не столько же, равно – не равно
о понятиях длина, ширина, толщина
о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник
об
элементарных
пространственных
отношениях,
выражаемых
словами
справа,
слева, впереди, сзади, вверху, внизу
о времени суток: день – ночь, утро – вечер
о временах года
знать:
название чисел от одного до пяти
названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник
названия частей суток: день – ночь, утро – вечер
12
названия времен года
понятия один и много
понятия длина, ширина, толщина
понятия столько же, не столько же, равно - не равно
название чисел от одного до десяти
названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
уметь:
считать по образцу и заданному числу с участием анализаторов в пределах пяти
сравнивать
два
предмета
контрастных
размеров:
по
толщине,
высоте,
длине
и
обозначать результаты сравнения словами: толще, тоньше, равны
различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
ориентироваться на ограниченном пространстве относительно собственного тела «от
себя»: с помощью слов справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу
ориентироваться во времени суток: день – ночь, утро – вечер
считать по образцу и заданному числу в пределах десяти
сравнивать количества элементов в множествах, выраженных смежными числами в
пределах 5 (два"три, три"четыре и т.д.) путём составления пар с помощью слов
столько же, не столько же, равно, не равно
различать положение предметов на рисунке относительно заданного предмета с
помощью слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху
вниз, слева направо
разбивать предметы на группы (классы) в соответствии с общим названием (в том
числе и геометрические фигуры)
сравнивать до 5 объектов в сериационном ряду по длине, ширине, толщине
ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом,
раньше – позже
моделировать объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из
2–5 деталей по образцу.
13
Календарно-тематический план по математике (второй год обучения)
14
15
№
п/п
Тема занятий
Количество
часов
Теория
Практика
Форма контроля
1
Свойства предметов.
Объединение предметов в
группы по общему свойству
3
2
1
Беседа
4-6
Сравнение групп предметов.
Обозначение равенства и
неравенства
3
2
2
Беседа
7-9
Игры со счетными
палочками
3
1
2
Фронтальный
опрос
10-12
Отношение: часть – целое.
Представление о действии
сложения (на наглядном
материале)
3
2
1
Фронтальный
опрос
13-15
Пространственные
отношения: на, над, под
3
1
2
Индивидуальный
опрос
16-20
Логические игры
5
1
4
Использование
индивидуальных
карточек
21-22
Пространственные
отношения: слева, справа
2
1
1
Беседа
23-25
Удаление части из целого
(вычитание). Представление
о действии вычитания (на
наглядном материала)
3
1
2
Беседа
26
Пространственные
отношения: между,
посередине
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
27
Взаимосвязь между целым и
частью. Представление: один
- много
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
28
Число 1 и цифра 1
1
0,5
0,5
Индивидуальный
опрос
29-32
Логические игры
4
1
3
Использование
индивидуальных
карточек
33-34
Пространственные
отношения: внутри, снаружи
2
1
1
Беседа
35
Число 2 и цифра 2. Пара
1
0,5
0,5
Беседа
36
Представления о точке и
линии
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
37-39
Представления об отрезке и
луче
3
2
1
Фронтальный
опрос
40-42
Закрепление изученного
материала
3
1
2
Индивидуальный
опрос
43
Число 3 и цифра 3
1
0,5
0,5
Использование
индивидуальных
карточек
44-47
Логические игры
4
1
3
Беседа
48-49
Представления о замкнутой и
незамкнутой линиях
2
1
1
Беседа
50-51
Представления о ломанной
линии и многоугольнике
2
1
1
Фронтальный
опрос
52-53
Упражнения по выбору детей
2
1
1
Фронтальный
опрос
54-56
Выявление математических
представлений детей
3
2
1
Индивидуальный
опрос
57
Число 4 и цифра 4
1
0,5
0,5
Использование
индивидуальных
карточек
58-60
Представления об углах и
3
2
1
Беседа
Краткое содержание тем курса
Тема «Свойства предметов»
Теория. Свойство предметов – цвет. Цвета радуги. Сравнение предметов по признакам
сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению). Выявление сходства и
различия между предметами. Объединение предметов в группы по общему свойству и
выделение
из
группы
отдельных
предметов,
отличающихся
каким-либо
свойством.
Знакомство с понятиями таблицами, строки, столбцы. Сравнение предметов по размеру
Практика.
Игры «Отгадай, чей голосок?», «Смотри в оба!», «На что похоже?» Игра
путешествие в Царство геометрических фигур. Игра «Магазин». Игра «Кто быстрее?».
Тема «Сравнение групп предметов»
Теория. Сравнение групп предметов с помощью составления пар. Знакомство со знаками
«=» и «=». Динамические картинки. Сравнение групп предметов
Практика.
Игра
«Веселая
почта».
Игра
«День
-
ночь».
Логические
упражнения.
Разноцветные фонарики.
Тема «Сложение»
Теория. Объединение групп предметов в одно целое сложение. Работа с раздаточным
материалом.
Закрепление
смысла
сложения.
Закрепление
представлений
о
свойствах
предметов
Практика. Игра «В овощном магазине».
Тема «Пространственные отношения: на, над, под»
Теория. Уточнение пространственных отношений. Закрепление представлений о сложении
групп предметов. Развитие наблюдательности, внимания, речи
Практика. Игра «Вспомни и назови».
Тема «Пространственные отношения: слева, справа»
Теория.
Формирование
пространственных
отношений.
Закрепление
смысла
действия
сложения. Математическая разминка.
Практика.
Игра
«Динамические
картинки»,
«Муха»,
«Геометрическое
лото».
Игра
«Пляшущие человечки», «Четвертый лишний»
Тема «Вычитание»
Теория. Удаление из группы предметов ее части Закрепление представлений о смысле
вычитания.
Практика. Игра «В магазине игрушек», «Воробьи». Игра «Мяч по кругу»
Тема «пространственные отношения: между, посередине»
16
Теория. Закрепление представлений о пространственных отношениях: между, посередине.
Закрепление представлений о действии вычитания
Практика. Игра «Яблоки», «Качели».
Тема «Один - много»
Теория. Формирование представлений о понятиях: один, много. Работа с картинками.
Практика. Игра «Сороконожка», «Жук»
Тема «Число 1. Цифра 1»
Теория. Знакомство с числом и цифрой 1.
Практика. Игры «Картинная галерея», «Цапля», «Конкурс красавиц»
Тема «Внутри, снаружи»
Теория. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Практика.
Игра «Кот у гнезда». Игра с обручами. Игры «Кошки - мышки», «Строим
гнездо»
Тема «Число и цифра 2. Пара»
Теория. Образование числа 2. Понятие «пара». Знакомство с цифрой 2.
Практика. Игра «Динамические картинки». Загадки.
Тема «Точка. Линия»
Теория.
Формирование
представлений
о
точке,
линии,
прямой
линии.
Закрепление
представлений о точках и линиях
Практика. Игры «Точки и ластик».
Тема «Отрезок. Луч»
Теория. Закрепление представлений об отрезке и луче
Практика. Игра «Путешествие точки», игры «змейка», «Молоток».
Тема «Число и цифра 3»
Теория. Знакомство с числом и цифрой 3. образование числа 3. Закрепление представлений
о числе и цифре 3. Повторение изученного материала
Практика. Веселые загадки.
Тема «Замкнутые и незамкнутые линии»
Теория. Работа с раздаточным материалом.
Практика.
Игра «Путешествие точки». Звери к нам играть пришли. Игра «В уголке
природы»
Тема «Ломаная линия, многоугольник»
Теория. Формирование представлений о ломаной линии. Сравнение линий. Знакомство с
понятием «многоугольник».
Практика. Игры «На что это похоже?», «Строители»
Тема «Число 4. Цифра 4»
Образование числа 4. Состав числа 4. Знакомство с цифрой 4. закрепление представлений
о числе 4 и цифре 4.
Практика: Игра «Четвертый - лишний»
Тема «Угол»
Теория. Знакомство с различными видами углов. Закрепление представлений об углах
Практика. Игра «Путешествие по железной дороге».
Тема «Числовой отрезок»
Теория. Знакомство с числовым отрезком. Закрепление представлений о числовом отрезке.
Практика. Работа с моделью числового отрезка.
Тема «Число 5. Цифра 5»
Теория. Знакомство с цифрой 5. Состав числа 5
17
Практика. Игра «В гостях у Зайки». Путешествие по числовому отрезку.
Тема «Впереди - сзади»
Теория. Активизация в речи детей слов «впереди», «сзади».
Практика: Динамические картинки. Игра «Геометрическое лото».
Тема «Столько же»
Теория.
Работа
с
раздаточным
материалом.
Работа
с
демонстрационным
материалом.
Работа с линейкой
Практика. Игры «В гостях», «Мы танцуем».
Тема «Больше. Меньше»
Теория. Сравнение групп предметов с помощью знаков
Практика. Игра «На лесной полянке», «Пчелы и медведь».
Тема «Раньше, позже»
Теория. Временные отношения. Активизация в речи детей отношений «раньше - позже»
Практика.
Загадки.
Работа
с
картинками
«Перепутаница».
Работа
с
раздаточными
картинками по группам.
Тема «Числа 1-5. Повторение»
Теория. Образование и запись чисел 1-5. Счет до 5. Запись и состав чисел 1-5. Закрепление
представлений о составе чисел 2-5. Смысл сложения и вычитания. Работа с числовым
отрезком. Взаимосвязь целого и частей.
Практика. Игра «День-ночь», «Волшебный комочек».
Тема «Число и цифра 6»
Теория. Закрепление знаний о числе и цифре 6. Повторение. Знакомство с понятием
«шестиугольник»
Практика. Игра «Поезд». Геометрическое лото.
Тема «Длиннее, короче»
Теория. Сравнение по длине. Закрепление умения сравнивать по длине непосредственно.
Практика. Работа с линейкой – числовым отрезком
Тема «Измерение длины»
Теория.
Измерение
длины
помощью
мерки.
Знакомство
с
метром
и
сантиметром.
Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки. Отрезок и его части. Деление
на части отрезков и групп предметов
Практика.
Игры
«Забавные
человечки»,
«Альпинисты».
Практическая
работа.
Игра
«Путешествие сороконожки»
Тема «Число и цифра 7»
Теория. Знакомство с числом и цифрой 7. Образование числа 7. Знакомство с цифрой 7.
Игры Количественный и порядковый счет в пределах 7. Состав числа 7. Взаимосвязь
целого и частей. Измерение отрезков. Числовой отрезок.
Практика.
«Ежик», «Веселый хоровод». Игры «Строители», «Телефонисты». Работа с
планом и картой
Тема «Тяжелее, легче. Сравнение по массе»
Теория. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по массе.
Измерение массы. Зависимость результата измерения массы от выбора мерки. Килограмм.
Непосредственное сравнение предметов по массе. Сложение и вычитание масс предметов.
Практика. Игры «Воздухоплаватели», «Поварята». Составление задач. Игра «Зеркало»
Тема «Число и цифра 8»
Теория. Повторение состава числа 7. Образование числа 8. Цифра 8. Состав числа 8.
Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8. Счет в пределах 8.
18
Практика.
Веселые
задачи.
Игра
«Путешествие
лягушонка».
Игра
«Экскурсия».
Игра
«Геометрическое лото».
Тема «Объем. Сравнение по объему»
Теория. Непосредственное сравнение по объему. Закрепление представлений о составе
чисел 6-8
Практика. Практическая работа.
Тема «Измерение объема»
Теория.
Знакомство
с
приемом
измерения
объема
с
помощью
мерки.
Зависимость
результата измерения от величины мерки. Измерение объемов пространственных фигур
кубиками.
Практика. Практическая работа
Тема «Число и цифра 9»
Теория.
Знакомство
с
числом
и
цифрой
9.
Образование
числа
9.
Закрепление
представлений о числе и цифре 9. Знакомство с циферблатом часов. Закрепление счетных
умений в пределах 9. Счет и сравнение чисел в пределах 9. Состав числа 9
Практика. Игра «Путешествие в Сообразилию».
Тема «Площадь. Измерение площади»
Теория. Непосредственное сравнение фигур по площади. Практическая работа. Сравнение
фигур по площади с помощью мерки. Знакомство с квадратным сантиметром.
Практика. Самостоятельная работа
Тема «Число и цифра 0»
Теория.
Формирование
представлений
о
числе
0.
Место
числа
0
в
ряду
чисел.
Формирование представлений о свойствах числа 0.
Практика. Игра «Вспомним сказку». Логические задачи.
Тема «Число 10»
Теория. Знакомство с числом 10. образование числа 10. Запись числа 10. Знакомство с
составом числа 10
Практика. Логические задачи
Тема «Шар. Куб. Параллелепипед»
Теория. Формирование представлений о шаре, кубе, параллелепипеде.
Практика: Игры «Волшебный мешочек», «Фотографы», «Найди и расскажи»
Тема «Пирамида. Конус. Цилиндр»
Теория. Закрепление представлений о пирамиде, конусе, цилиндре
Практика. Игры «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Фотографы».
Тема «Символы»
Теория. Формирование представлений о символах. Знакомство с символами. Закрепление
представлений о символах.
Практика. Игра «Угадай-ка».
Тема «Повторение»
Теория. Порядковый и количественный счет в пределах 10. Работа с числовым отрезком.
Сложение, сравнение и вычитание чисел в пределах 10. Состав чисел в пределах 10.
Числовой отрезок
Практика.
Игры « Выбираем транспорт», «Волшебная лужайка», «Лебеди», «Салки -
догонялки», «Художники», «Числоград», «Железная дорога», «Веселые задачки».
19
К концу второго года обучения, учащиеся должны иметь представления:
о понятиях цвет, форма, размер;
о понятиях длина, ширина, толщина, вместимость;
о геометрических фигурах: прямоугольник, куб, шар, пирамида;
об
элементарных
пространственных
отношениях,
выражаемых
словами слева
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже;
об
элементарных
временных
отношениях,
выражаемых
словами вчера,
сегодня,
завтра, сначала – потом, раньше – позже.
знать:
названия и последовательность чисел от 1 до 10;
состав чисел от 1 до 10 из единиц;
названия и последовательность времен года.
уметь:
считать по образцу и заданному числу в пределах десяти;
называть последовательность чисел от одного до десяти;
сравнивать числа в пределах десяти с помощью составления пар и устанавливать, на
сколько одно число больше или меньше другого;
устанавливать
пространственно"временные
отношения
с
помощью
слов: слева
направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше -
позже, вчера – сегодня – завтра;
ориентироваться в последовательности времен года;
сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости как непосредственно
(визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных
мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
узнавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар,
куб, пирамида;
производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
продолжить заданную закономерность;
объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять
свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
составлять
математические
рассказы
по
рисункам
и
отвечать
на
поставленный
вопрос: Сколько было…? Сколько стало…? Сколько осталось…?
моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде
аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета.
20
Диагностический материал для определения степени обученности учащихся
1 год обучения:
1.
Божьи коровки потеряли свои пятнышки. Нарисуй соответственно цифре.
2.
Сколько всего? Обведи по контору.
21
3.
Нарисуй правильное количество пятнышек.
22
4.
Соедини по точкам.
23
5.
Соедини по
точкам.
24
2
год обучения.
25
26
27
28
29
30
Если учащийся выполнил задания:
верно – материал усвоен отлично;
ошибки – повторить материал, в котором ошибки;
всё неверно – материал не усвоен.
31
Материально-техническое обеспечение
1.
Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
стулья;
парты;
книжные шкафы.
2.
Технические средства обучения:
компьютер
проектор;
экран
колонки;
3.
Каждый ребёнок должен иметь для занятий:
канцелярские принадлежности.
Обеспечение методическими видами продукции
Специальная, справочная и методическая литература;
набор наглядных пособий по темам программы;
методические разработки и памятки по правилам поведения и общения;
конспекты
открытых
занятий
по
отдельным
темам,
подборки
текстов
и
их
инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с
поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, магазине, в транспорте, на
улице
и
т.д.
Детские
работы
по
отдельным
темам
программы:
сочинения-
миниатюры, рисунки, фотографии.
32
Список литературы для педагога
1.
Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 2003.
2.
Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 2001.
3.
Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 2002.
4.
Михайлова З.А.. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 2000
5.
Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 2001.
6.
Тихомирова Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. Ярославль
«Академия развития», 1999.
7.
Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 1999.
Список литературы для родителей и учащихся
1.
Гаврина С.Е. и др. - Весёлые задачки для маленьких умников Издательство: Ярославль:
Академия развития.
2.
Гаврина С.Е. и др. - Игры и упражнения на внимание и мышление (2002) Издательство:
Ярославль: Академия развития.
3.
Козырева Л.М. - Развиваем логическое мышление (6-7 лет) Издательство: Академия
развития.
4.
Соколова
Е.И.
-
Весёлая
математика
для
самых
маленьких
(2002)
Издательство:
Академия развития.
5.
Соколова
Е.И.
Учимся
считать
до
20
(2002)
Издательство:
Академия
развития,
Ярославль.
33