Напоминание

"Воспитываем детей здоровыми"


Автор: Артюхина Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №246 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитываем детей здоровыми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитываем детей здоровыми Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья основы дальнейшего полноценного физического развития организма. Вырастить крепких здоровых детей наша важнейшая задача. Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. А, что мы знаем о закаливании взрослых и детей, и главное, что мы сами делаем для закалки своего и детского организма? К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще о нём ничего не знают и практически ничего не делают. Боле того, многие родители из-за боязни простудить ребёнка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы проветрить помещение, и т.д. Такая "забота" о детях не даёт возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных болезней. Суть закаливания состоит в следующем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнца. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверхности, представляющие собой обширные воспринимающие зоны и содержащие огромное количество нервных окончаний - рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду и теплу). Первых из них намного больше. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Здоровый закалённый человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды. За счёт чего это происходит? За счёт изменений в соотношении интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. У незакалённых людей процессы теплорегуляции могут нарушаться даже при незначительных
и непродолжительных охлаждениях, при этом теплоотдача превышает теплопродукцию, что ведёт к понижению температуры. Первое с чего следует начинать закаливание ребёнка, - это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в которой находится ребёнок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20 градусов. Для умывания используется слишком теплая (+37 и более) вода. Самая же главная "беда" заключается в том, что ребёнка с первых дней жизни приучают к излишне тёплой одежде. Зимой и поздней осенью, как правило, закутанные с головы до ног заботливыми" руками мам и бабушек, они бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат. Даже весной и летом, по наблюдению известного хирурга и пропагандиста здорового образа жизни Н. М. Амосова, далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши на улице. Да и в домашней обстановке дети нередко носят тёплые шерстяные вещи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению. Итак, первое условие эффективного закаливания - это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребёнка шерстяные фуфайки и колготки, надо устранить также чепчики и тёплые шарфы, закрывающие его уши. Одежда дома и на улице не должна препятствовать движениям ребёнка. Однако нельзя не высказывать отношения и к противоположной позиции некоторых родителей. Ссылаясь на опыт "передовых" семей, эти мамы и папы одевают своих детей в помещениях только в трусиках и в таком, почти обнажённом, виде те находятся в течении всего дня. Чтобы не замёрзнуть, дети занимаются двигательной самодеятельностью на снарядах (лестнице, кольцах и т.п.). Поскольку всё время двигаться невозможно, то в спокойном состоянии дети сидят на корточках, прижав колени к груди и обхватив ноги руками, чтобы немного согреться. Такой режим ни в коей мере не способствует закаливанию, так как поверхностные сосуды кожи и подкожной клетчатки находятся в состоянии постоянного спазма, кровоток в этих областях нарушается, система терморегуляции испытывает перегрузки, её механизмы не приспосабливаются к действию разных по интенсивности и по качеству температурных воздействий. Тем самым создаются условия для развития заболеваний аллергической и инфекционной природы. Ясно, что такой "метод закаливания" не может быть рекомендован.
Обувь ребёнка также должна рассматриваться как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Большинство маленьких детей любят (если им не препятствовать) ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определённые правила, о которых будет сказано далее. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например приучать ребёнка находиться некоторое время (до 3- 5 мин) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или по песку; затем можно разрешать бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15 - 20 минут. Ходить же босиком во дворе в городских условиях часто бывает опасно из-за возможности пораниться о битое стекло, гвозди, тогда как не селе или на даче вполне это возможно. Главное - одевать детей по сезону, не перегревая. В осенне-зимний период ребёнку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и переохлаждения от чрезмерно лёгкой одежды, о чём уже говорилось. Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур (воздушных и солнечных ванн, обливаний и др.). Поскольку применение этих процедур насчитывает уже давнюю историю, то сформулированы принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными.
Первый принцип - систематичность и последовательность.
Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определённое место в режиме дня ребёнка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также соблюдать последовательность в проведении закаливающих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. Полезно при этом помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать противоположный эффект.
Следующий принцип - учёт индивидуальных особенностей ребёнка и

состояния его здоровья.
Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии человека. Вот как писал о влиянии простуды Чарлз Дарвин: "Простуда действует неопределённым образом на различных людей, соответственно сложению их кашли, то
насморки, то ревматизм или воспаление различных органов". При этом имеют значение и индивидуально - типологические особенности нервной системы. Говоря о принципах закаливания детей, Г. Н. Сперанский всегда подчеркивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребёнка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют. К принципам закаливания относится и комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнца), следует обязательно подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи. Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно доказавшими свою действенность являются методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребёнка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин: - Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине, И в долгу ночь глубок ваш будет сон... Ежедневные прогулки детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воздухе, могут и должны быть эффективным методом закаливания ребёнка в каждой семье. К сожалению, многие родители лишь эпизодически совершают прогулки с детьми в выходные и праздничные дни. Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздушной процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми фрамугами или форточками. Вода для закаливания применяется с древнейших времён и представляет собой сильное средство, чем воздух благодаря очень высокой теплопроводимости. Наверное, нет здорового ребёнка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К. И. Чуковский в знаменитом "Мойдодыре":
Давайте же мыться, плескаться Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохане, В реке, в ручейке, в океане, - И в ванне и в бане Всегда и везде Вечная слава воде! Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытья рук и ног, игры с водой. Ко вторым - обтирания, обливания, души, купания. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закаливанию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, обливания стоп водой с постепенно снижающейся температурой. Длительность обливания 20-30 секунд. Также эффективны у старших дошкольников полоскания горла сначала тёплой, затем прохладной и холодной водой, которые удобно проводить во время утреннего туалета. Итак, если родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В "минимум" закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребёнка в помещениях при температуре воздуха не более +18 градусов, ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребёнка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений - сделать всё возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребёнка.
Н.А. Артюхина

воспитатель
.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!