Автор: Гуменюк Марина Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: презентация к уроку литературы в 11 классе
Тема: "Трагическая правда Гражданской войны в "Конармии" Исаака Бабеля
Раздел: среднее образование
составила Гуменюк Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея №1 г. Сургута
ТРАГИЧЕСКАЯ
ПРАВДА
ГРАЖДАНСКОЙ
ВОЙНЫ В
«КОНАРМИИ»
ИСААКА БАБЕЛЯ
Исаак
Эммануилович
Бабель
ПОЧЕМУ У МЕНЯ НЕПРОХОДЯЩАЯ ТОСКА?
ПОТОМУ ЧТО ДАЛЁК ОТ ДОМА, ПОТОМУ ЧТО
РАЗРУШАЕМ. ИДЁМ, КАК ВИХРЬ, КАК ЛАВА, ВСЕМИ
НЕНАВИДИМЫЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ ЖИЗНЬ, Я НА
БОЛЬШОЙ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕЙСЯ ПАНИХИДЕ.
КОНАРМЕЙСКИЙ ДНЕВНИК И.БАБЕЛЯ
История создания
«Конармии»
1920 г.- Бабель добровольно вступил в ряды
Первой Конной армии и отправился на фронт.
Основываясь на своих впечатлениях, он написал
цикл рассказов «Конармия».
Повествование ведется от лица Кирилла
Васильевича Лютова, который говорит о себе: «Я
окончил юридический факультет и принадлежу к
так называемым интеллигентным людям».
Основная тема- изображение конармейцев, судьба
интеллигента на войне.
В основе сборника…
Показаны ужасы Гражданской войны: жестокость,
насилие, разрушение старой культуры. В этот
процесс вовлечены простые люди — казаки,
конармейцы — и представители интеллигенции.
Для писателя главное — попытка осмысления
Гражданской войны и психологии человека на этой
войне
Бойцы Первой Конной армии –
герои эпохи
. «Марш Буденного».
Мы — красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ.
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо, мы смело в бой идём!
Веди, Будённый, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит, пускай пожар кругом!
Мы беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
А в личном дневнике И. Бабеля, тоже бойца Первой
Конной, мы читаем совершенно другие слова…
Из конармейского дневника И.Бабеля
«Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от
дома, потому что разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми
ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой
непрекращающейся панихиде»
Что означает слово
«беззаветный»?
В толковом словаре Ожегова: “Беззаветный —
доходящий до самозабвения”;
В словаре Даля: “Беззаветный —ничем лично не
дорожащий”.
(Завет-договор, союз Бога и человека)
беззаветный — это ещё и без завета,
без Бога
Исторический фон событий
“Конармии»
Совет народных комиссаров направляет конную армию на столицу
Польши для восстановления довоенных границ России. Поход
проваливается, Западную Украину и Бессарабию делят Польша и
Румыния.
Это бесконечное насилие, беспредел командиров, постоянное хамство,
оголтелое зверство, воинствующее невежество.
“Бойцы дремали в высоких седлах. Песня журчала, как пересыхающий
ручей. Чудовищные трупы валялись на тысячелетних курганах.
Мужики в белых рубахах ломали шапки перед нами”.
“Как быстро уничтожили человека, принизили, сделали некрасивым”
Какой видит революцию
писатель?
И. Бабель увидев в революции не только силу, но и
«слезы и кровь»;
В суровых буднях революции человек, имеющий
чувство сострадания, не сможет примириться с
убийством и кровопролитием.
Рассказ «Переход через
Збруч»
“оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова”,
“штандарты заката веют над нашими головами...”;
“Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю
прохладу»;
«Мосты разрушены»…
Финал рассказа – «мертвый старик»
Да, бойцы Первой Конной армии действительно
были “беззаветными” героями. Советская власть,
воспитывая нового человека, должна была создать
новую веру. А чтобы утвердить эту вновь
создаваемую веру, требовалось устранить
прежнюю, “место расчистить”, как говорил
знакомый вам нигилист Базаров ещё в ХIХ веке. И
союз, договор Бога и человека, был нарушен.
Библейские заветы были отвергнуты.
Рассказ «Письмо»
“Письмо” Василия Курдюкова «не
заслуживает забвения»
Разные позиции людей на войне
НЕНАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЖЕСТОКОСТЬ
Всякая война, а в особенности Гражданская, губительна для обеих
воюющих сторон — вот итог размышлений Бабеля о трагических
событиях своей эпохи
Анализ рассказа «Мой
первый гусь»
Какова композиция рассказа?
Стал ли герой «своим»?
Можно ли стать «ПОДХОДЯЩИМ»?
Рассказ «Мой первый гусь»
«ТУТ РЕЖУТ ЗА ОЧКИ»
Я- МЫ
«ползал по
земле»,
«лег»,
«ходили по
моим ногам»
«
м
н
е
ж
р
ат
ь
н
а
д
о
»
,
«
г
ол
о
в
а
т
р
е
с
н
у
л
а
»
Превращение «чужого» в
«своего»
«ПАРЕНЬ НАМ ПОДХОДЯЩИЙ»
«БРАТИШКА»
НО!
«Я видел сны , сердце мое ,обагренное
убийством скрипело и текло»
МЫ = Я
Рассказ «Смерть
Долгушова»
Может ли быть жестокость оправдана?
Жестокость- неотъемлемое свойство революции
«Я был один среди этих людей, дружбы которых мне не
удалось добиться»
Хочет быть
«своим»
Н
е
п
о
н
я
т
и
о
тв
е
р
г
н
у
т
Лютов оказался между двух огней.
Его не хотят принимать, пока он не совершит убийство (пусть это
убийство гуся, но для интеллигента оно — трагедия). Только после
расправы с гусем Лютов сливается с массой красноармейцев,
сказавших о нем: «Парень нам подходящий». Но это лишь видимость.
Он все равно чужой среди них. Он не может заставить себя
отрешиться от заповедей морали. Осквернение церквей, насилие над
женщинами, жестокость по отношению к пленным — все это болью
отзывается в его душе. Он никогда не превратится в одного из них, не
станет точно таким, как Василий Курдюков, хладнокровно описавший
убийство собственного отца, или Афонька Вида, бестрепетно
застреливший раненого Долгушова.
Гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это
царство дикости, разрушение культуры — и русской, и
польской, и еврейской.
Как спасти свои духовные ценности в хаосе революции и
братоубийственной войны?
Один из путей сохранения культуры нашел интеллигент Исаак
Бабель, написав обо всем, что увидел, честную и гуманную
книгу.