Автор: Кадыкова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 32 Населённый пункт: город Комсомольск - на - Амуре Наименование материала: методическая разработка Тема: "Поговорим о доброте" Раздел: начальное образование
15- минутка по духовно – нравственному направлению
«Путь к доброте». 1 класс
Цели урока:
- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с
другом,
- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. : на примерах,
доступных детскому восприятию, объяснить ,какой смысл люди вкладывают
в понятия «добро» и «зло»,
- воспитание у детей положительные качества характера, мотивация детей
на совершение добрых поступков,
- воспитание способности к совершению добрых дел во благо других людей.
Развитие универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия :
- способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять
направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия :
- планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану;
- контролю процесса и результатов деятельности детей.
Коммуникативные универсальные действия :
- вступление в диалог с учителем, одноклассниками,
- участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них,
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания.
1
Основным средством формирования УУД в данном занятии являются
вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни , сделай
вывод ), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов
деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с
поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать
объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков,
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте.
Вариативность воспитательных заданий, опора на опыт ребёнка, включение
в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения
учащимися универсальными действиями, коллективное обсуждение
результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие
познавательных интересов учащихся и способствует формированию у
учащихся положительного отношения к одноклассникам.
Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска ,музыкальное
сопровождение.
Ход урока:
Мотивация .
Звучит песня «Дорогою добра» .
- О чем эта песня, ребята?
Слайд 1 Сегодня мы поговорим о доброте. Тема нашей 15 –минутки будет
звучать так «Путь к доброте».
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова.
А было так тепло и радостно,
И в будний день, и в радости.
2
Актуализация знаний.
- Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна
она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят ,люди страдают ,от того,
что доброты в их жизни не хватает!
Слайд 2 (Доктор добрых наук)
- Ребята, к нам на 15-минутку пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает
злых людей добрыми , а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, что
же такое доброта?
Слайд 3 ( Доброта-….)
- А как вы думаете, где живет доброта? (На доске слова – помощники –
сердце, человек, мысли, дела, слова)
- А какого человека мы называем добрым? ( Того, кто любит людей,
животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и
бережёт природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Сегодня мы будем сажать сад доброты.
- Пофантазируйте, что будет расти в саду доброты ?
Игра «Волшебное дерево».
- Нужно будет найти слова, в которых живёт добро. У некоторых детей эти
слова спрятались сбоку парт. ( Доброжелательный, добросердечный,
добросовестный, добродушный, добрый день, доброго здоровья).
- А как вы думаете, трудно быть по-настоящему добрым?
- Да, трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, на котором его
ожидают и взлёты, и падения, и добро, и зло. Мы будем дальше сажать на
волшебное дерево добрые слова, чтобы помочь доктору добрых наук найти
как можно больше добрых людей, которых он сделает ещё добрее. Наш путь
к доброте продолжается.
- А вежливые слова являются добрыми? А вы знаете вежливые слова?
3
Игра «Доскажи вежливое слово». Я буду читать текст, а вы помогайте
подбирать вежливые слова и сажать на наше волшебное дерево.
Ехал мальчик Вова в автобусе. Увидел он знакомую бабушку из пятого дома и
сказал:……….Бабушка была с маленькой девочкой. Вова встал с места и
сказал:……Бабушка поблагодарила и ответила………Вдруг автобус резко
затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно
толкнул какого-то мужчину ,но тут же сказал…….
( Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините )
- Давайте повторим ещё раз вежливые слова и дополним ещё наш сад
добрыми, вежливыми словами.
- Кто хоть один раз за урок сказал доброе слово? Как вы думаете, зря или не
зря пришёл к нам в класс доктор Добрых наук? Почему? ( Нашёл добрых
детей).
- Кто вам может помочь в трудной ситуации? ( Друг)
- Каким должен быть друг?
-Посмотрите фрагмент мультфильма и скажите – правильно ли поступили
герои мультфильма с медведем? Нет, не всегда друзья поступают правильно,
поэтому и дружба может распасться. Если ты являешься другом – тогда будь
им всегда!
- Молодцы, ребята! ДОКТОР добрых наук вам очень благодарен за помощь!
У нас получилось чудесное, доброе дерево.
Как приятно дарить людям радость и доброту!
Вывод: Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек!
- Ребята, как вы думаете, сделал ДОКТОР добрых наук добрее наши
сердца?
4
Слово предоставляется доктору Добрых наук.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Спасибо вам, ребята, что вы так хорошо и по - доброму меня приняли.
- Что теплее шубы? (Доброе слово)
- Путь к доброте – это тот путь, который вы прокладываете через своё
доброе сердце, добрые дела, добрые поступки, добрые мысли, доброе слово.
5