Автор: Самойлова Любовь Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"
Населённый пункт: г.Калининск Саратовская область
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Знай свои права"
Раздел: среднее профессиональное
Тема внеклассного мероприятия: «Знай свои права»
Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством
обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать
формированию активной гражданской позиции.
Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав
и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным
поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к
правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной
позиции.
Ход:
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Рады вас
приветствовать в нашем зале. Сегодня мы с вами поговорим на очень
серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить.
Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
2. Сценка «Игра».
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Коля: Давайте поиграем в войну!
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером.
А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Коля: Чего не хочешь?
Саша: Играть в войну.
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Коля: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не
правы? Прав ли Саша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
– Может, кто догадался о теме нашего разговора?
Тема нашего занятия : Знай свои права
Ведущий: Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав
другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о
правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек
получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у
всех одинаковые, равные права.
Ведущий: Что же такое права, и что мы про них знаем? Кто ответит на этот
вопрос, не стесняйтесь, высказывайте свои мнения.
Еще с давних времен людей мучили вопросы о том, что можно делать и
нельзя, обязаны они что -то выполнять или нет, на что имеют право и на что
не имеют.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и
неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет
появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли,
что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Так в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав
ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют
непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и
внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация
сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом
к добру, справедливости в отношении детей.
Но бывает и так:
Мои права (стихотворение-шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Ведущий: а сейчас обратите внимание на экран.
Презентация о правах от 0 до 18
Ведущий: А что бы вы вспомнили, какие права и обязанности вы реализуете
в нашей школе, я предлагаю вам поиграть в игру « черный ящик».
Ведущий:
Но вы свои права и обязанности реализуете не только в школе но и в своей
семье, а как вы это делаете мы сейчас увидим .
Педагог читает случай дома (или инсценировка): «Взаимные права и
обязанности»
1Ваня
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
2Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки ты помой немножко!
3Ваня
Нет, ты, мама не права,
Я узнал свои права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
4Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
Ты в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
5Ваня
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
6Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
7Ваня
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
8Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра ты готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, тоже, сам решать.
9Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам внучок, погладишь, что ли.
10Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
11Бабушка.
Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.
Ведущий: 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только
права, но и обязанности. А вот Ваня об этом забыл.
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.
«Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть
обязанности и у вас, школьников.
-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их
различать? Для этого мы вам подготовили небольшую викторину, которая
называется «Права литературных героев».
1.
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь
и свободу? «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Репка».)
2.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их
право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из
русской народной сказки «Ледяная избушка»., «Снежная королева»)
3.
Героини каких сказок воспользовались правом свободного
передвижения и выбора местожительства?(«Лягушка-путешест-
венница», «Колобок»,»Репка»)
4.
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить
убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка». «Три
поросенка»)
5.
В какой сказке нарушается право человека владеть своим
имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино». «
Теремок»)
6.
Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных
собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Аленушка».)
7.
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое
вознаграждение? («Мороз Иванович», «Колобок», «Сказка о попе и его
работнике Балде».)
8.
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и
досуг, разумное ограничение рабочего дня?(Золушка., «Царевна
лягушка» )
Ведущий: ребята, а вы знаете , что в нашем календаре есть много дат
посвященных правам ребенка и человека.
1 июня – Международный день защиты детей, учреждён в ноябре 1949 года в
Париже решением конгресса Международной демократической федерации
женщин
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка был провозглашен Генеральной
Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1954 году.
10 декабря – День прав человека именно в этот день в 1948 году Генеральная
Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую
декларацию прав человека.
Ведущий: а сейчас обратите внимание на наш экран, и давайте разгадаем
кроссворд
1.
Основной закон государства? (КОНСТИТУЦИЯ)
2.
У всех есть свои права и но и … (ОБЯЗАННОСТЬ)
3.
Качество человека, свидетельствующее о толковости и
рассудительности? (РАЗУМНОСТЬ)
4.
Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к
другим? (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
5.
Индивидуальный склад личности человека? (ХАРАКТЕР)
6.
Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия?
(ВОСПИТАННОСТЬ)
7.
За все правонарушения наступает? (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
8.
У каждого человека равные права, поэтому все люди на земле …
(РАВНЫ)
9.
Как называются лица не достигшие восемнадцатилетнего возраста?
(НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ)
Рефлексия:
Ведущий: Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего с вами сегодняшнего
мероприятия:
-Мы сегодня с вами узнали , что у каждого ребенка и взрослого есть
.(права)
- Во сколько лет дети получаете паспорт ? ( 14 лет)
- С какого возраста вы считаетесь полностью дееспособными?
(16 лет)
- Ребята, а что у вас есть кроме прав….(обязанности)
- Кто может назвать, какие права и обязанности вы имеете в нашей школе?
- что вам больше всего понравилось на сегодняшнем мероприятии?
Ведущий : Помните правило: Худо тому, кто добра не делает никому
А теперь приглашаем на сцену ребят 5 класса. А мы тем временем, чтобы вы
помнили свои права и обязанности раздадим вам небольшие памятки.
Выступают дети с песней «Солнечный круг».
Ведущий: Мы с вами прощаемся и напоминаем о том, чтобы вы соблюдали
права другого человека .
.
До встречи!