Автор: Петухова Нинель Ивановна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБОУ "Чушевицкая средняя школа"
Населённый пункт: Верховажский район, д. Леушинская
Наименование материала: статья
Тема: Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль фольклора в речевом развитии детей дошкольного
возраста.
Устное народное творчество – величайшее достояние национальной культуры
каждого народа. Ему отведено почетное место среди произведений,
предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное
совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста
сделали фольклор важным средством воспитания и обучения детей.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком
включении в жизнь детей дошкольного возраста произведений словесного
фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем
использовании их в педагогическом процессе, а также в повседневной жизни.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклором способствует развитию их
речи, пополнение и обогащение словарного запаса. Обращаясь к хорошо
знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)
обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи
дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского
фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет детям приобретать
необходимые умения и навыки в речевом общении, театрализованных,
сюжетных играх. По мнению фольклориста Г. С. Виноградова: «Едва ли можно
найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности
детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с
бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из
исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор»
Детский фольклор – это первые поэтические произведения, которые слышит
ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к
окружающему миру, обогащает чувства ребенка, а главное – речь. Это имеет
важнейшее значение для подготовки детей к школе, где чистое
звукопроизношение, монологическая речь является необходимым условием
успешной учебы.
Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми
сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности
улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным
звукопроизношением.
Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их,
приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в
своей речи.
Колыбельные песни.
Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается
нежность и любовь к ребенку. Разнообразие колыбельных песен способствует
освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать
однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются
хорошо знакомые детям образы, например – образ кота, причем это не просо
кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции,
связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение
более успешным и прочным.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Ванечку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу –
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонетического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация(напевное выделение голосом
гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать
слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Потешки.
Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который
можно использовать в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками.
Слово
«
потешить»
означает
позабавить,
развлечь,
рассмешить.
Так,
при
формировании
грамматического
строя
речи,
обучая
детей
образованию
однокоренных слов, можно использовать, например потешку про «заиньку», где
однокоренными будут слова: зайка, заинька.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в
разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных
мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать
красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме
изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
Прибаутки.
Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по
содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются
различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и
динамическое.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях,
животных, явлениях, предметах, об их типичных свойствах.
Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познать окружающий мир в
веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В
прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную
эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и
радость.
Это лучший способ развития как координации движения, так и общей, и мелкой
моторики. Ребенок учиться согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Перевертыши.
Перевертыши - это небольшие произведения, которые создают комические
ситуации путем смешения реальных предметов и их свойств. Их содержанием
является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка
смех, значит, он правильно соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц
ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.
Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и
развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая
потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет
удовольствие сознавать, что он не глупец: он то знает, как все бывает на самом
деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на
чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной
работе познание мира. Перевертыши открывают ребенку возможность через
игру словами, звуками , словосочетаниями уловить специфику звучания речи и
характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из - под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик - овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Скороговорки.
Скороговорки(чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей
правильной и чистой речи. Скороговорки помогают правильно и чисто
проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством
русского языка, с новыми поэтическими фразами.
У каждой скороговорки соя игра звуков и слов. Они не повторяются, этом их
секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие
ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова,
и одновременно любимая игра в словотворчество.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества: они
оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения,
заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и
поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу можно
использовать в любой ситуации: собираясь на прогулку, во время прогулок
пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события. Много
пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними, детям нужно объяснять их смыл,
чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применять.
Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Загадки.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет
многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют
представления о переносном значении слов Они помогают усвоить звуковой и
грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой
форме и анализировать ее.
Загадки – это полезное упражнение для развития мышления, речи и
воображения. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию
у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это
не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует
особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей
речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и
освоения.
Дети могут сами попытаться загадать загадку об игрушке или каком то
предмете, выделяя его свойства, но не называя его. Загадки можно широко
использовать на занятии по изодеятельности, чтобы привлечь внимание детей,
заинтересовать их. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку,
они учатся пользоваться различными средствами, подбирать нужные слова,
постепенно овладевая образной системой языка.
Бел да не сахар, ног нет, а идет.
Считалки.
Считалки – коротенькие стишки, служащие ля справедливого распределения
ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.
Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно
все слова. Но самое главное – они прекрасно подходят для совершенствования
произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого
повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь
ребенка.
Катилось яблочко по огороду
И упало прям в воду – бульк.
Заклички.
Заклички известны с незапамятных времен. Гуляя с ребенком, вспоминайте их:
течет ручеек – водичка, водичка, умой мое личико;
увидели божью коровку , почитайте закличку про нее;
в пасмурный день позовите солнышко, покличьте радугу, попросите дождик не
мочить.
Сказки.
Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе
реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя
ребенка со сказкой, нужно знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой
целью она создана автором(чему – то научить, удивить или позабавить). Есть
три разновидности сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Хорошо
начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка..», а заканчивать
словами:»Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!» После рассказа
сказки, узнать с помощью вопросов, понятна ли детям сказка? Вносить
соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти
герои?»
Можно провести конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок, вносить
предметы ряженья. Детский фольклор стимулирует творческие проявления
ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает речевой запас личности, жизнь
ребенка становится более интересной и содержательной.
Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые
основы для овладения разными видами деятельности(лепка, рисование,
аппликация, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает
овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной
деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваиваи
все навыки самообслуживания и гигиены.
Большое место к приобщению детей к фольклору несомненно занимают
народные праздники. Именно в них собрана и показана доступная для детского
восприятия информация об особенностях времен года, поведении птиц,
насекомых и многом другом. Тексы используемых песен обогащают словарный
запас детей.
Тема использования фольклора во всестороннем развитии детей не нова, но
интересна на протяжении многих лет. Подводя итог, следует отметить, что
образный язык народной мудрости гармонично и всесторонне развивает
ребенка, обогащает его речь и украшает словарный запас.
При общении с детьми активно используйте все виды и формы детского
фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора
развивают устную речь детей, влияют на его духовное, эстетическое и
эмоциональное развитие.
Литература:
1.
А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду»,
2.
Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми»
3.
Л. Павлова «Фольклор для маленьких»
4.
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор»
5.
Н. в. Бабинова «Тематические фольклорные вечера»
6.
В.И. Даль «Пословицы и поговорки»
7.
М. Загрутдинова «Использование малых фольклорных форм»
8.
Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»
9.
Н. Криницына «Дети любят потешки»
10.М.Н.Мельников «Русский детский фольклор»