Напоминание

МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В СОЦИАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ В ГРУППЕ


Автор: Сировацкая Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" с. МОЛЧАНОВА
Населённый пункт: с. Молчаново Томская область
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В СОЦИАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ В ГРУППЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В СОЦИАЛЬНО-

КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ В ГРУППЕ

В последнее время в психологической и педагогической литературе

широко используется понятие «развивающая социальная среда».

Под развивающей средой понимается как организация или общность

людей,

реализующая

возможность

детям

раскрыть

свой

личностный

потенциал,

так

сама

среда

организации

жизнедеятельности

детей,

специальная

развивающая

среда,

в

которой

в

определенных

условиях

самообразуется

особая

социально-психологическая

атм о с ф ера,

способствующая

проявлению

гармоничного

сочетания

взаимоотношений

ребенка

и

социальной

среды,

побуждающей

детей

к

активности

и

целеустремленности [2].

К формам специально развивающей социальной среды можно отнести

учреждения

и

центры,

осуществляющие

социальную

корекцию

детей

и

подростков с ограниченными возможностями.

Для

ребенка

с

ОВЗ

референтными

группами,

как

источниками

формирования социальных норм и ценностных организаций, становятся те

группы, в которые он включается сначала с помощью взрослых, а затем, по

мере взросления, и самостоятельно. Такими группами могут быть: игровые

группы, группы общения, группы в детских образовательных учреждениях и

др.

Включение ребенка с ОВЗ в межличностные отношения как участника

совместной деятельности в группе, представляют ему реальные условия для

реализации потребности быть личностью и способности стать личностью.

Основополагающим

механизмом

реализации

этих

потребностей

является

процесс

самоутверждения,

обретения

ребенком

определенного

статуса

в

группе.

Этот

механизм

начинает

функционировать

с

самого

начала

установления

контактов

с

другими

детьми,

причем,

чтобы

ребенку

самоутвердиться

в

новой

группе,

ему

надо

все

начинать

сначала,

ибо

приобретенный статус признается только членами той группы, в которой он

сложился, в другой группе статус этого ребенка может быть совершенно

иным.

Самоутверждение ребенка с ОВЗ в группе детей может проходить в

одних случаях благополучно, в других – с существенными осложнениями.

Причины такого положения различны. Они могут иметь как объективный, так

и

субъективный

характер.

К

субъективным

факторам

относятся

индивидуальные

особенности,

проявляющиеся

в

чертах

характера,

темпераменте,

в

выраженности

и

тяжести

дефекта

развития

и

т.

д.;

к

объективным – возрастные особенности, уровень развития группы, в которую

включается ребенок, сложившаяся в ней система межличностных отношений,

воспитанность

членов

группы

и

др.

Если

ребенок

в

группе

желаем,

то

возникают

истинные

возможности

для

формирования

таких

качеств

личности, как чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах,

идентичности с другими детьми.

Для

детей

с

особыми

потребностями

процесс

самоутверждения

в

группах,

особенно

интегрированных

бывает

сложным.

Своевременная

помощь

взрослых

поможет

им

приобрести

необходимые

качества

для

развития полноценной личности.

Также мощное влияние на самочувствие ребенка в группе оказывают

механизмы

воздействия

как

подражание

и

заражение,

и

социально-

психологический

климат.

Социально-психологический

климат

в

группе

отражает характер сложившихся отношений между детьми, возникших на

основе

реализации

потребностей

детей,

психологической

совместимости,

близости,

симпатий

и

антипатий,

совпадения

интересов,

характеров

и

склонностей [3]. Как же организовать социально-психолого-педагогический

процесс

так,

чтобы

детские

группы

оказывали

более

эффективное

положительное

влияние

на

детей

с

ОВЗ

в

условиях

влияния

названных

факторов?

Существует

несколько

таких

подходов.

Во-первых,

организуя

в

условиях

коррекционного

процесса

взаимодействие

детей

в

группе,

необходимо

учитывать

наиболее

значимые

факторы,

влияющие

на

эмоциональные

переживания

каждого

ребенка

от

пребывания

в

детской

группе (общение со сверстниками, совместные эмоциональные переживания)

[1].

Во-вторых,

необходимо

создавать

такие

ситуации,

чтобы

дети

от

совместного пребывания в группе получали положительные эмоциональные

переживания, ожидали новых встреч, чтобы удовлетворялась их потребность

в общении.

В-третьих, добиваться, чтобы ребенок, находясь в группе, ощущал себя

равноправным её членом, с которым считаются все другие члены группы.

Все

названные

факторы

нужно

с

учетом

возрастных

особенностей

учитывать

и

по

возможности,

в

соответствии

с

задачами

социальной

реабилитации, на них влиять.

Используя в социально-коррекционной практике различные средства,

механизмы и методы воздействия с целью усиления влияния группы на

личность

ребенка,

мы

тем

самым

способствуем

формированию

и

при

необходимости изменению механизмов регуляции поведения и деятельности

как конкретного ребенка, имеющего те или иные жизненные ограничения, так

и группы детей в целом.

Список используемой литературы

1.

Акатов,

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.

высш.

учеб.

заведений

/

Л.И.

Акатов

Москва

:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений; В 6-ти т. 5 Основы дефектологии

/ под ред. Т.А. Власовой. – Москва : Педагогика, 1983. – 368 с.

3.

Ляудис,

В.

Я.

Продуктивная

совместная

деятельность

учителя

с

учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения

педагогическому

общению

и

его

оптимизации

/

Под

ред.

В.

Я.

Ляудис.

Москва, 1984. С. 64 — 73.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!