Авторы: Ожерелкова Елена Александровна, Вазюкова Рената Сергеевна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 55 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Конспект
Тема: Развлечение для старшей группы "Рождественские колядки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект развлечения для старшей группы
«Рождественские колядки».
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии и творчества. Без этого он засушенный цветок» …
В.А. Сухомлинский.
Цели: Формирование у детей интереса к русскому фольклору и к русской культуре в
целом.
Знакомство
детей
с
русскими
народными
инструментами
и
обрядовыми
праздниками.
Задачи:
1.
Образовательная: формировать певческие навыки на народный манер (громкое пение
акопелло, на горле).
2.
Образовательная: продолжать знакомить детей с особенностями русских народных танцев
и хороводов.
3.
Развивающая: развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с
предметами быта, русскими обычаями, играми и песнями во время колядок.
4.
Воспитательная: закреплять умения и навыки детей работать слаженно в коллективе и не
бояться зрителя.
5.
Воспитательная: закреплять умения и навыки соблюдения правил в играх подвижных и
дидактических.
6.
Воспитательная: воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу,
которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Оборудование: костюмы для колядующих (рубахи, сарафаны, платки, кепки), костюмы
ряженных (маски и шапочки зверей и платки с париками), музыкальные инструменты
(барабан, ложки, бубен), мешок с реквизитом для конкурсов (атрибутика для разных
профессий, зерно трех видов, три мисочки, полотенце, булка, кольцо, пуговица), угощение
для детей в корзине, тарелка с гостинцами для «хозяев» из сценки.
Предварительная работа: заучивание колядок и стихов с детьми, рассказы о рождестве и
святках, проведение русских народных игр.
Ход развлечения.
Ведущий:
Поздравляем! Пришли святки
От Рождества и до Крещенья
Заводят люди все колядки,
Дома наполнены весельем!
Ребячий звонкий смех звучит,
А сердце радостно стучит!
В душе особенный настрой
Отметить праздник наш святой!
Дети:
А что такое святки?
Ведущий:
Вы не слышали ребятки?
Праздник это самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По домам ходили в Святки!
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Руку дай скорее, друг,
Ждет нас всех веселый круг!
(Дети встают в круг, водят хоровод, периодически останавливаются и исполняют
движения, характерные русскому народному танцу, под музыку РНМ «Ах, вы, сени мои»)
Ведущий:
Колядки-это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого
дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия. Славились хозяева
дома, которые в ответ одаривали колядующих деньгами, сладостями и пирогами.
Исполняли колядки чаще всего дети и молодежь. Колядующие наряжались животными:
козой, быком, журавлем, медведем. Эти животные олицетворяли плодородные земли.
Итак, давайте пригласим к нам наших ряженых!
(Под музыку входят ряженые с детьми в народных костюмах и костюмах зверей).
Первый ребенок:
Всех зовем на наши святки!
Ждут вас игры и загадки,
Ждут вас песни, пляски, смех,
Шуток хватит здесь на всех!
Второй ребенок:
Ты, хозяин не зевай,
Ворота нам отворяй,
Ты, хозяюшка, скорей
Дай нам вкусных кренделей!
(Выходят ряженые).
Ряженый№1:
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить,
Да ребят веселить!
Ряженый №2:
Коляда, коляда,
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Ряженый№1:
Кто даст пирога-
Тому полон хлев скота.
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ряженый №2:
Хозяин с хозяйкой, не зевайте,
Чем богаты в доме, то и нам подайте!
Пирога да каши, а наверх козульку,
А под низ копейку, денежку-монетку.
Ряженый №1:
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест с да лопата,
Корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломой густа.
Ведущий:
А сейчас, ребята, ряженые приготовили для вас загадки. Давайте попробуем их вместе
отгадать.
Ряженые:
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает в поле, да не птица. (Вьюга)
Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)
Он вошел-никто не видел.
Он сказал-никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Растет она в низ головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Ведущий:
На святки, ребята, принято было гадать. Девушки гадали на суженного, мужчины и
женщины гадали будет ли в следующем году богатый урожай.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали.
(Дети встают в две хоровод и идут по кругу, ведущий достает предметы из горшка и
приговаривает).
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
Из горшка вынимается полотенце-полотенце далеко расстилается…ждет тебя дорога
длинная…
Из горшка вынимается булка-мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме
достаток будет.
Из горшка вынимается колечко-сейте муку, пеките пироги. К тебе гости придут, ко мне
женихи.
Из горшка вынимают пуговицу-будет тебе в этом году новый кафтан! Носить не сносить.
Ведущий:
Предлагаем вам, ребята погадать. Первое гадание называется «Башмачок». Раньше на
Руси девушки гадали на своего суженного при помощи башмачка. И мы сегодня тоже
попробуем это сделать. Приглашаем наших девочек погадать.
(Девочки встают в одну линию, а мальчики сзади них в другую линию. Каждая девочка
кидает через плечо валенок. В какую сторону носком валенок упадет, там и ее жених).
Ведущий:
Наверное всем ребятам интересно будет узнать, кем они станут в будущем. Какую
профессию они выберут. Для этого я предлагаю всем ребятам «Гадание по профессиям».
Кому какой атрибут достанется из волшебного мешка, тот такую профессию и выберет!
(Дети встают в круг и по очереди вынимают предметы из мешка, который им подносит
один из ряженых. Ведущий комментирует и делает вывод, какую профессию получит
ребенок в будущем).
Дети садятся на свои места. Выходят дети-колядующие.
1 ребенок:
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
2 ребенок:
Широко раскинув ветви,
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
3 ребенок:
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки
Светится глава…
Наступает день великий-
Праздник Рождества!
(Выходят ряженые и поют хором на манер частушек)
Ряженые:
Прикатила коляда,
Коляда -то молода, у-у-у-у-х!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить,
Да ребят веселить!
(Дети встают с ряжеными в круг и исполняют русский народный танец под музыку РНМ
«Полянка»).
Ведущий:
А теперь предлагаю ребятам немного поиграть в русскую народную игру «Курочки-
петушки». Разделимся с вами на три команды, по два человека каждая. Задание-собрать
как можно быстрее, не разъединяя рук, именно свои зернышки в чашку. У первой
команды-горох, у второй-греча, у третьей-рис.
Выходят ряженые, кланяются и говорят.
1 ряженый:
За привет, за угощенье примите наше поздравленье!
2 ряженый:
Наделил бы вас Господь и житьем и бытьем, и богатством во всем.
3 ряженый:
И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!
Все вместе: спасибо этому дому! Пойдем к другому!
(Кланяются и уходят под музыку).
Используемый музыкальный материал:
РНП «Ах, вы, сени мои».
РНМ «Полянка».
П.И. Чайковский «Камаринская».
РНП «Как на тоненький ледок».