Автор: Любомищенко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Населённый пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Наименование материала: Доклад
Тема: "Сквернословие – как социально –педагогическая катастрофа"
Раздел: дополнительное образование
Доклад
«Сквернословие – как социально –
педагогическая катастрофа»
Воспитатель:
Любомищенко И.В.
ГКУСО РО Таганрогский
центр помощи детям №7
«С
языком,
с
человече скими
словами,
с
речью
безнаказанно
шутить
нельзя.
Словесная
речь
ч е л о в е к а
—
э т о
в и д и м а я ,
осязаемая
связь,
союзное
звено
между телом и духом.»
Владимир Даль
Русский
язык
отличается
от
других
языков
красотой,
гибкостью
и
разнообразием,
недаром
его
называют
великим
и
могучим.
К
глубокому
сожалению,
огромное
число
русскоговорящих
взрослых
и
даже
детей
зачастую вставляют в свою речь матерные слова.
Проблема
употребления
подростками
и
молодёжью
нецензурных
выражений давно вышла за рамки вопросов коррекционно-педагогической
работы
с
дезадаптированными
и
педагогически
запущенными
детьми.
В
настоящее время «вирус сквернословия» поражает детей не только из группы
риска, но и из семей вполне благополучных. Иной подросток и двух слов не
может связать без матерного, и никто его не остановит, не запретит ему. И
только воспитатели в детских садах и домах, учителя в школе, да некоторые
из родителей пытаются привести детскую лексику к норме.
Агрессивная речевая политика ориентированных на молодёжь средств
массовой
информации,
пропаганда
потребительского
образа
жизни,
проникновение в речь широких слоев населения лексики специфических
субкультур типа криминальной, неэффективность нравственного воспитания
молодёжи
не
позволяют
надеяться,
что
в
ближайшем
будущем
ситуация
улучшится.
Сквернословие
–
это
уродливое
явление.
Сквернословие,
согласно
толковому
словарю
С.
И.
Ожегова,
–
это
речь,
наполненная
скверными, непристойными словами. Сквернословие исторически возникло
как защитное средство против эмоциональных потрясений.
Мы знаем, что речевое поведение формируется на уровне привычки
ещё
в
дошкольном
возрасте.
Малыши
рано
или
поздно
начинают
произносить бранные слова, поскольку им свойственно быстро впитывать всё
новое и неизведанное.
Если нецензурные выражения появились в речи младшего школьника,
то
велика
вероятность,
что
он
просто
не
понимает
негативного
смысла
произносимого, тем не менее прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и
произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения.
Взрослые не должны оставлять данные факты без внимания. Терпимое
отношение
к
нарушению
ребёнком
норм
речевого
этикета
провоцирует
формирование
привычки
сквернословить.
Бранные
слова
поначалу
используются
неосознанно,
потом
–
для
выражения
плохого
настроения,
неуважения
к
собеседнику,
презрения
к
нормам
морали,
а
далее
уже
бесконтрольно, безо всякого повода, и на этой стадии побороть данную
привычку практически невозможно.
Необходимо быть реалистами: начинать борьбу со сквернословием в
подростковом
возрасте
уже
поздно.
Применительно
к
подросткам
и
молодёжи
уместно
говорить
о
профилактической
работе.
Необходимо
вдоволь «напитывать» воспитательное пространство подростков и молодёжи
содержательной жизнедеятельностью, актуальными для них и ценными для
общества образцами жизнетворчества и примерами успешной социализации,
демонстрировать
конструктивные
модели
поведения,
воспитывать
у
них
достоинство и самоуважение.
Сквернословие проявляется по-разному. Прежде всего, это привычное
сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры.
Сквернословие
является
также
инструментом
намеренного
эпатажа,
вызова обществу, стремления нарушить общепринятые правила, выйти за
рамки, а то и просто произвести впечатление, ошеломить и запомниться.
Диапазон этой разновидности широк: от элементарного хулиганства в
виде
«надписей
на
заборах»
до
циничного
использования
нецензурных
выражений некоторыми «деятелями» кинематографа, эстрады, литературы,
политики.
Как утверждают специалисты, часто использующий ненормативную
лексику
человек
имеет
отклонения
в
области
психического
здоровья,
и
процесс его деградации продолжается.
Известный
врач-психофизиолог,
член
Всемирной
экологической
академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и
мата
как
его
неотъемлемой
составляющей.
Матерная
речь
стимулирует
выработку
мужских
половых
гормонов
–
андрогенов,
которые
являются
антагонистами
гормона
стресса.
По
словам
Л.Китаева-Смыка,
человек
прибегает
к
мату
в
том
случае,
когда
он
не
уверен
в
своих
силах,
т.е.
чувствует свою неполноценность. Как показали исследования, регулярное
употребление
нецензурной
лексики
может
свидетельствовать
о
скрытой
гомосексуальности (о которой человек может даже не подозревать) или о
проблемах с потенцией.
Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики.
Употребление
матерных
слов
ведет
к
гормональным
нарушениям.
Особенно
это
заметно
у
женщин.
Косметологи
замечают,
что
клиентки,
которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной
волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится всё
ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит
гормональный дисбаланс.
Научный
руководитель
Центра
экологического
выживания
и
безопасности Г. Чеурин опытным путём пришел к выводу о тлетворном
влиянии
матерной
речи
на
человеческий
организм.
Эти
выводы
подтверждают
и
недавние
исследования
группы
российских
ученых,
испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает Г.
Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом,
после
чего
полили
её
семена
пшеницы.
В
результате
семена,
которые
поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же,
что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96
случаях.
Учёные
зафиксировали:
бранное
слово
вызывает
мутагенный
эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий
матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в
эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на
детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.
Это в конечном итоге может привести не только к неспособности
родить здорового ребенка, но и даже к невозможности иметь интимные
отношения. Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и
своему потомству. Так что же такое матерная речь, сквернословие? Откуда
это явление к нам пришло?
Оказывается, по мнению профессора, доктора филологических наук, А.
Олялина,
матерные
слова
произошли
от
древних
заклинаний
Профессор
считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными,
служили проклятиями и заговорами.
Сквернословие берет свои корни в обрядах языческого происхождения
и
носит
ритуальный
характер.
Человек,
произнося
некоторые
из
слов,
которые
мы
называем
нецензурной
бранью,
проклинает
как
себя,
так
и
окружающих
людей. Слово
«скверна»,
истолковывается
как
мерзость,
гадость,
пакость,
нечистота,
гниль,
вонь,
нравственное
растление,
все
богопротивное. Похабное слово на Руси чаще всего называли гнилым и
совершенно
справедливо.
Как
гнилой
предмет
издает
смрад,
зловоние,
заражая ядом своего тления окружающие предметы, так и гнилое слово,
оскверняя уста говорящего, заражает зловонием разврата внимающего ему.
Существуют и матерные слова – имена бесов. Произносящий подобное
слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы
влияют
на
настроение,
здоровье,
состояние
финансов,
а
также
взаимоотношения с другими людьми.
Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной
речи рассматривалась как черта поведения человека, одержимого бесами.
Думают
ли
об
этом
те,
кто
матерится?
Невинные
дети
обычно
стараются так или иначе узнать значение похабных слов, слышимых изустно
или прочитанных на заборе.
Сквернословие
в
детях
возбуждает
нечистые
представления,
затем
похотливые желания. Привыкнув к омерзительному греху на словах, дети
легко соблазняются и допускают его на деле. Таким образом, на совести тех,
кто сквернословит, и тех, кто ничего не предпринимает, чтобы остановить
сквернословцев,
быстрое
распространение
разврата,
различного
рода
половых извращений и маниакальных проявлений в детской среде.
Каковы
же
причины
и
факторы
употребления
нецензурных
слов
подростками
и
молодёжью
–
представителями
тех
возрастных
групп,
которым
самой
природой
предназначено
ощущать
радость
бытия,
позитивный
настрой,
тягу
ко
всему
прогрессивному,
способствующему
развитию?
Во-первых,
на
образе
мышления
и
качестве
речи
подростков
и
молодёжи отражаются особенности их повседневной жизни. Экономический
кризис,
имуще ственная
поляризация
обще ства,
ст рах
п е р е д
высококонкурентным
рынком,
утрата
людьми
чувства
социальной
защищённости,
боязнь
безработицы,
невозможность
в
необходимой
мере
удовлетворять потребности в жилье, пище, одежде провоцируют в обществе
эдакое «вселенское хамство» – ситуативную агрессию, злобу, зависть как
реакцию на условия жизни. В сфере языка это проявляется в снижении
культуры речи, агрессивности диалога, преобладании оценочной лексики,
росте вульгарного и нецензурного словоупотребления
Во-вторых,
отмена
политической
и
языковой
цензуры
привела
к
проникновению
сниженной,
жаргонной,
вульгарной
и
даже
нецензурной
лексики
в
средства
массовой
информации,
кино
и
литературу
–
важные
инструменты
социализации
молодёжи.
В
массовом
сознании
произошла
замена понятия «свобода слова» («говори, что хочешь») на понятие «свобода
речи»
(«говори,
как
хочешь»).
Расширилась
психологическая
готовность
людей позволять себе речевые «вольности» вплоть до грубой и нецензурной
лексики. В современной России, как указывает И. А. Стернин, произошла
смена коммуникативной парадигмы, т. е. доминирующего типа общения.
В-третьих,
как
ни
странно
это
прозвучит
в
информационный
век,
врагом
воспитания
культурных
членов
общества
являются
телевидение,
видео
и
компьютерные
технологии.
Общеизвестно,
что
увлечение
просмотром телевизионных программ и компьютерными играми значительно
затрудняет
физическое
и
творческое
развитие
детей
и
подростков.
Оказывается, что даже нейтральные по содержанию телепередачи и игры
могут
спровоцировать
вызывающее
поведение
и
агрессию.
Находясь
продолжительное время в неестественной неподвижности, ребёнок приходит
в состояние повышенного двигательного возбуждения, становится склонен к
агрессии, пребывает в дурном настроении и ведёт себя вызывающе.
Однако помимо физического вреда здоровью чрезмерное увлечение
просмотром
телевидения,
видео
и
компьютерными
играми
провоцирует
возникновение
ряда
социально-психологических
и
коммуникативных
проблем,
служащих
питательной
базой
для
формирования
привычки
к
сквернословию.
В-четвёртых,
провоцирующими
факторами
в
резком
ухудшении
речевого
поведения
подростков
и
молодёжи
становятся
распространение
антигуманных
взглядов,
пессимизма,
неверия
в
светлые
жизненные
перспективы, стремление заменить недостаток жизненных смыслов и целей
суррогатом
красивой,
блестящей,
мишурной
жизни.
Значительная
часть
молодых людей, сами того не осознавая, в стремлении к индивидуальности
ориентируется
на
внешний
блеск,
«упаковку»
в
виде
дорогой
и
модной
одежды.
Однако
подлинная
индивидуальность
проявляется
в
самостоятельности
и
независимости
мышления,
наличии
собственного
мнения и желания его отстаивать, способности совершать «невыгодные», но
честные и достойные поступки.
В-пятых, складывающаяся в России американская модель отношения к
человеческим
ресурсам,
согласно
которой
для
прогресса
важно
отбирать
лучших,
наиболее
подходящих,
успешных,
компетентных,
не
только
не
способствует интеграции школьных сообществ, а наоборот, искусственно
провоцирует
формирование
групп
неуспешных,
неудовлетворенных
учащихся-аутсайдеров.
Стратегия
поиска
лучших,
талантливых,
успешных,
продвинутых,
одним словом, лидеров, на данный момент недемократична, выстроена в
антигуманистическом духе, сопровождается агрессивным информационным
обеспечением
и
создаёт
предпосылки
для
формирования
самых
разнообразных комплексов: у добившихся «успеха», попавших «в обойму» –
приспособленчества, эгоизма, чувства ложного превосходства, у оказавшихся
«за
бортом»
–
зависти,
неприязни,
чувства
неполноценности,
попытки
демонстративного асоциального поведения.
Между тем для реализации принципа социальной справедливости в
школе важно развивать не эксклюзивное воспитательное пространство для
избранных,
а
демократическое
воспитательное
пространство
широких
возможностей для всех его участников.
Помимо
общей
тенденции
к
дегуманизации
пространства
воспитания,
распространению
сквернословия
среди
подростков
и
молодёжи
могут
способствовать биологические факторы:
1.
гормональные изменения в организме, проявляющиеся в повышенной
возбудимости,
эмоциональной
неустойчивости,
провоцирующих
трудности
во
взаимоотношениях,
различные
виды
девиантного
поведения;
2.
половое
созревание,
вызывающее
желание
найти
признание
у
противоположного
пола
и
иногда,
по
свидетельству
И.
С.
Кона,
приводящее к использованию аморальных способов поведения;
3.
несоответствие биологических данных социальному статусу подростка
или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его
социальные и психологические возможности ограничены (отсутствует
жизненный
опыт,
не
сложилось
мировоззрение,
не
сформированы
защитные механизмы).
Стремление преодолеть это противоречие может привести к принятию
внешних атрибутов взрослости, таких как курение, употребление спиртных
напитков, сквернословие.
Таким образом, нетрудно заметить, что большая часть перечисленных
причин
и
факторов
юношеского
сквернословия
относится
к
сфере
ответственности
общества,
взрослых,
педагогической
общественности.
Поэтому впору говорить о сквернословии как о социально – педагогической
катастрофе: взрослые не просто не создают условий для гуманизации жизни
детей, но активно вытравляют присущие им доброту и чувство сострадания.
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную
деградацию
общества,
в
котором
дискредитированы
главные
ценности
–
любовь, красота и добро.
Словесное
оскорбление,
ругательство
во
все
времена
было
символом
агрессии
и
бессилия
одновременно.
Печальной
тенденцией
последнего
времени
становится
употребление
нецензурных
выражений
безо
всякой
причины, «для связки слов».
С
одной
стороны,
по
результатам
социологических
исследований,
–
подрастающее
поколение
понимает,
что
сквернословие
означает
грязь,
ущербность,
деградацию.
С
другой
стороны,
сквернословие
становится
вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения, и
чтобы быть понятыми, «своими», находиться «на волне», подростки и юноши
стремятся не отставать.
Задача
педагогов
–
противостоять
заблуждениям,
внушать
детям,
что
личную автономию и состоятельность можно подтверждать только социально
ценными делами и социально ответственным поведением. Невозможно быть
принятым и уважаемым в обществе, нормы и табу которого ты нарушаешь.
Итальянский педагог М. Монтессори, много лет посвятившая проблемам
воспитания,
делится
с
нами
трогательным
наблюдением:
«Дети
глубоко
осознают личностное достоинство.» (Пример с нашими детьми. Гости в доме,
они
показывают
свои
лучшие
стороны,
горды,
уважают
своих
гостей,
проявили свое достоинство).
Проблема сквернословия имеет свои корни не только в низком уровне
жизнеобеспечения
и
безысходности
существования,
а
в
элементарном
бескультурье и невоспитанности. Шокируют ситуации, когда сквернословят
люди
с
высоким
уровнем
образования,
дохода,
социального
положения,
должностных полномочий, работающие в сфере «человек – человек».
Нельзя не согласиться с заслуженным учителем РФ Л. И. Лурье в том, что
«человек, не принявший в процессе воспитания гуманистические ценности,
опасен:
чем
лучше
он
усваивает
предметные
знания,
тем
страшнее
его
бездушие
и
бездуховность».
Задача
педагогов
–
создавать
такую
воспитывающую среду, в которой не возникнет желания ругать кого – то,
демонстрировать презрение. Среду, в которой будет расти и крепнуть душа
ребёнка, а сквернословие – «это яд, умерщвляющий душу» (святитель Тихон
Задонский).
Дмитрий
Сергеевич
Лихачев
писал:
«Учиться
хорошей,
спокойной,
интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая,
читая, изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Проблема
обеспечения
условий
для
чистоты
и
красоты
речи
подрастающего поколения – это осознанный нравственный выбор взрослых и
кропотливый, ответственный педагогический труд.
Для этого необходимо:
развивать у молодежи внимание к своей речи, учить строить тексты по
всем речевым правилам;
воспитывать чувство гордости за свой язык, культуру;
осуждать сквернословие всем обществом;
посещать
театры,
музеи,
выставки,
проводить
экскурсии
с
обязательным последующим обсуждением;
убеждать,
что
социальная
успешность
зависит
от
образования,
трудолюбия,
следования
этическим
нормам,
развития
личных
способностей, нацеленность в будущее.
Свободное.
Осмысленное
чтение
–
залог
развития
ребенка,
его
успешности в учебе социальном становлении.
Литература:
1.
Ж. «Воспитание школьников» №6, 2010
2.
Ж. «Воспитание школьников» №1, 2009
3.
Ж. «Воспитание школьников» №9, 2010
4.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (т.1-4)
5.
О
сквернословии//Епископ
Арсений/Жадановский.
Аскетические
советы. Духовный дневник – М., 1997
6.
Анисимов В. Обойдемся без выражений // Здоровье детей. 2009. № 1.
7.
Зуева Е. М. Библиотеки – в помощь профилактике вредных привычек //
Школьная библиотека. 2006. № 4. С. 40-45.
8.
Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003.
9.
Монтессори М. Дети – другие. М.: Карапуз, 2004.
10.Лихачев Д.С. Заветное. М., «Детство. Отрочество. Юность», 2006
ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ
1.
Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
2.
Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж до-
стойного и уважаемого человека.
3.
Уметь культурно отдыхать, владеть приёмами снятия психологического
напряжения.
4.
Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению
нецензурных выражений в своём присутствии.
5.
Научиться просить прощения, прощать самому.
6.
Тренироваться в вежливой и красивой речи. Подобрать для себя лите-
ратурные выражения для использования в критических ситуациях.
7.
Постоянно заниматься самосовершенствованием.
8.
Читать хорошую литературу.
9.
Быть разборчивым в выборе друзей.
10.Искренне любить людей и бояться их обидеть.