Напоминание

"Старинные игры Ульяновска и Ульяновской области"


Автор: Ревва Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №156
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Старинные игры Ульяновска и Ульяновской области"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старинные игры детей

Ульяновской области.

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится

участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх,

«широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному

участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в

свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа,

забравшая больше «пирогов».

Барин

Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к

другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.

Дети.

Ходит барин по хороводику,

Ищет барин себе девицу.

(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)

Дети. Нашел!

Барин. Хороша ли моя девица?

Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся

на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица

поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица

становятся парой, если в разные – значит не судьба)

Горелки с платочком.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он

держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот,

кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним

впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Казаки-разбойники

Чем больше человек играют в эту игру, тем интереснее. Она подходит и для

мальчиков, и для девочек – нравится всем без исключения. Играть можно где

угодно, главное, чтобы на выбранной территории были укромные места для

того, чтобы прятаться.

Сначала все участники делятся на две команды – одна команда – казаки,

другая – разбойники. Нужно придумать знаки отличия, например, у всех

казаков будет завязан шарф или закатаны рукава на куртке.

На счет раз-два-три разбойники разбегаются, а казаки в это время выбирают

место для «темницы» (туда будут приводить пойманных разбойников).

«Темница» должна быть не слишком большой, чтобы ее было удобно

охранять. Границы темницы следует чем-то обозначить (камушками,

веточками или просто очертить мелом).

Через определенное время (например, через 5 минут) казаки отправляются на

поиски разбойников. Казакам нужно не только увидеть, но осалить

разбойника. Если казаку это удалось, он ведет разбойника в темницу.

Разбойник не должен вырываться, но если казак случайно отпустит руку, то

разбойник может убежать.

Так постепенно казаки ловят разбойников. Но те разбойники, которых еще не

поймали, могут выручать своих пойманных друзей. Так, если казак ведет

разбойника в темницу, к ним может подбежать другой разбойник и осалить

казака, тогда тот будет должен освободить пойманного. Оба разбойника

убегают прятаться снова.

Однако, шустрый казак может исхитриться и первым осалить и второго

разбойника. Тогда у него будет уже двое пленных.

Еще разбойник может освобождать своих друзей и из темницы. Для этого он

должен проникнуть в темницу (чтобы его не осалил сторожевой казак) и

осалить своего товарища. Тогда они оба убегают снова прятаться.

Игра заканчивается, когда казаки переловят всех разбойников. Потом

команды могут поменяться ролями.

Резиночка

Вам понадобится длинная резинка (около 3 м).

В игре принимают участие 3-4 человека (если больше, то долго придется

ждать своей очереди прыгать). Впрочем, можно играть даже одному (только

тогда резинку придется привязывать к двум деревьям).

Концы резинки нужно связать, чтобы получилось кольцо. Два игрока

становятся друг напротив друга, одевают резинку на себя, опускают до

уровня щиколоток. Игроки расходятся, резиночка натягивается и получаются

как бы рельсы из резинки.

Третий игрок начинает прыгать таким образом: прыжок - ноги с двух сторон

от одной резиночки, прыжок - ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем

обеими ногами с другой стороны резиночки.

Резинку поднимают на разные "уровни сложности":

- на уровне щиколотки

- на уровне колен

- на уровне бедер

- на уровне талии

- на уровне груди

- под подмышки (это уже, конечно, высший пилотаж)

Если игрок не разу не ошибся, то есть с первого прыжка перепрыгнул на

нужную резинку, не наступил на нее, то он переходит на новый уровень.

Каждый уровень имеет свое название, например:

Пешеходы

Прыжок - наступаем одновременно обеими ногами на одну "резиночку",

прыжок - меняем ноги местами (то есть сначала ставим правую перед левой,

потом левую перед правой). Потом тоже самое повторяем, но уже наступая на

другую резиночку.

Конвертик

Прыжок - двумя ногами перепрыгиваем сразу за вторую резинку, при этом

зацепив первую (получается перекрест, внутри которого надо встать), прыжок

- наступаем на обе резинки ногами, выпрыгиваем из резинки.

Кстати, в резиночку играют во многих других странах - и даже изучают ее в

детских садах:

Цвета

Для этой игры нужно не менее 4 игроков (больше – лучше). Все игроки

встают по одну сторону площадки, а ведущий в центре и поворачивается

спиной к другим участникам. Ведущий называет цвет.

Участники ищут этот цвет на себе (одежде, заколках, игрушках). Если нашли,

нужно взяться за вещь этого цвета и перейти на другую сторону. Если в

гардеробе или личных вещах не оказалось названного цвета, нужно

перебежать на другую сторону. Задача ведущего поймать бегущего игрока и

осалить (тогда этот игрок становится ведущим).

Игроки могут помогать друг другу. Если в гардеробе одного участника есть

две вещи нужного цвета, то за одну он может взяться сам, а за другую будет

держаться его друг, тогда они вместе смогут перейти на другую сторону.

Краски

В этой игре дети назначаются разным цветом, назначает продавец, а

покупатель черт. Он приходит: - тук-тук! - ты кто? - я черт с рогами, с

теплыми пирогами. На лбу шишка, а в кармане мышка (что-то в этом роде) -

зачем пришел? - за краской. - за какой? Называет цвет. Если краски такой

нет,ему говорят: - Беги на одной ножке по .... Розовой, например, дороже,той

краски которой нет. А если есть, он догоняет краску. Ребята кричат в это

время: краска в коробку!

Салки – ножки навесу

Обычная игра в салочки, или же в пятнашки, выглядит просто. Выбирают

водящего, который должен бегать за другими участниками. Тот, кого водящий

осалит, сам становится ведущим.

Однако в нашей игре "с ногами" есть одна хитрость: игрок может спасти

себя. Когда водящий подбежит к нему, игрок должен сесть на что-нибудь,

поднять ноги от земли и прокричать: «Салки- ножки навесу». В таком случае

водящий уже не может осалить его.

Игроки должны помнить, что всем одновременно нельзя поднимать ноги.

Хотя бы один из участников должен оставаться стоять на земле, чтобы игра

продолжалась.

Море волнуется раз

Сначала выбирают водящего. Он отворачивается ото всех остальных игроков

и громко произносит считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

Пока водящий произносит слова, все игроки хаотично двигаются. Но как

только заканчивается считалочка, игроки замирают на месте, изображая

«морские» фигуры. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку,

дотрагивается до него - и игрок без слов должен изобразить свою «морскую»

фигуру. Ведущий должен угадать, что это за фигура. Тот игрок, кому

непохоже или хуже других (это решается общим голосованием) удалось

изобразить фигуру, становится ведущим.

Кроме морских фигур, также загадываются:

- звериная фигура

- клоун-фигура

- безумная фигура

- и все, на что хватает фантазии.

Есть и более простая версия этой игры - после окончания считалки все

замирают в любых позах, и новым водящим становится тот, кто первым

пошевелился. Но с такими условиями интереснее играть в следующую игру -

Совушка

Как и в прошлых играх, сначала выбирают водящего и «совушку». Ее гнездо

находится в стороне от игровой площадки (желательно как-то обозначить

гнездо: отделить предметами или очертить мелом).

Совушка сидит в гнезде, а ведущий говорит: «День наступает, все оживает!»

и игроки начинают бегать и прыгать, подражая полету бабочек, птичек,

прыгают, как лягушки.

Через некоторое время ведущий говорит: «Ночь наступает, все замирает, сова

вылетает!»

Все игроки замирают. Совушка выходит на охоту. Заметив

шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За

один выход она может увести с собой двух или даже трёх игроков.

Затем совушка возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают

свободно бегать по площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни одного раза.

Три-пятнадцать

Количество игроков: от 3 человек. Что понадобится: лестница с

широкими ступенями. Ведущий встает наверху лестницы, игроки внизу.

Ведущий произносит считалку: "Три-пятнадцать-десять-двадцать".

При этом он, а с ним одновременно и все игроки, прыгают на ступеньки.

Прыгать можно по-разному, кому как вдуматься - двумя ногами на одну

ступеньку или одной ногой на верхнюю ступеньку, другой на нижнюю,

кто-то может даже умудрится поставить ноги через две ступеньки…

Теперь смотрят, кто из игроков поставил ноги также, как водящий. Если

такой игрок находится, то он считается проигравшим и становится

водящим. Если же никто из игроков не принял такую же позу, как

водящий, игра продолжается дальше.

Если случится, что на одни и те же ступеньки одинаково встанут два и

более игроков вместе с ведущим, все прыгают снова.

Рыбак, поймай рыбку

В этой игре для детей необходимы скакалка или крепкая веревка такой же

длины. Ведущий берет в руки один конец скакалки и садиться на

корточки. Он начинает крутиться на месте и раскручивать скакалку так,

чтобы она крутилась прямо над землей. Игроки должны перепрыгивать

через скакалку. Тот, кто не успеет подпрыгнуть и скакалка его заденет,

считается «пойманной рыбкой» и отходит в сторону. Побеждает та

«рыбка», которой удалось продержаться дольше всех. Она же становится

водящим.

Зайцы и морковка

На земле чертят большой круг (диаметром около 3-5 м). Внутрь круга

кладут 10 «морковок», то есть палочек или камушков. Круг – это

«огород», а ведущий в игре - «Пугало». Его задача - ловить зайцев,

остальных игроков.

По сигналу ведущего зайцы вбегают в круг и воруют морковки. В это

время, то есть когда зайцы находятся внутри круга, Пугало ловит их. За

пределами круга зайцев ловить нельзя.

Игрок-заяц, которого поймали, выбывает из игры. Тот, кого поймали

последним, становится ведущим-Пугалом.

Путаница

До сих пор помню, как в детстве мы с друзьями хохотали, когда играли в

эту игру. Сегодняшние малыши тоже с восторгом восприняли это

развлечение.

Итак, все игроки садятся на лавочку в ряд, ведущий стоит перед ними.

Смысл игры: ведущий задает вопрос и кидает мяч одному из игроков.

Если ответ «да», то он должен поймать мяч, если же ответ «нет» не

ловить. Самое сложное, вовремя сориентироваться и не поймать мяч с

неправильным ответом.

Игра начинается с простого вопроса: «Тебя зовут…» А дальше ведущий

может либо назвать имя игрока, либо придумать что-то свое. Например

ведущий говорит: «Тебя зовут Слонопотам» и… игрок ловит мяч.

Дальше ход переходит к другому игроку и ему ведущий задает тот же

вопрос. Потом идут отчество, фамилия, количество лет, место

проживания… В итоге получается очень смешно. Например, что зовут

тебя Слонопотам Пукович Иванов, тебе 110 лет, живешь ты в коробке из-

под телевизора, ешь яблочные огрызки...

Привет!

Все ребята встают в круг лицом, плечом друг к другу. Ведущий ходит по

внешней стороне круга и задевает плечом одного из тех, кто стоит в

круге. Водящий и тот, кого он задел, бегут в разные стороны по кругу и,

встретившись, протягивают друг другу руки, пожимаю, говорят:

«Привет!». Затем продолжают бежать каждый в своем направлении по

кругу.

Задача каждого из них - добежать первым до освободившегося места в

кругу. Тот, кто остался без места, становится новым ведущим.

Подвижная игра «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна

против другой, на расстоянии 10—15 шагов.

Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого надо,

скрестив руки перед собой, соединить свою правую руку с левой рукой

соседа слева, а левую—справой рукой соседа справа.

Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся навстречу

друг к другу со словами:

Раз, два, три, четыре.

Мы читаем и считаем,

На луну слетать мечтаем…

Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает

свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на середине

площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны

вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя

плетень.

Выигрывает та команда, которая сумеет это сделать быстрее.

«Я садовником родился»

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по

вкусу и только на него откликаются. Водящий дает старт словами: “Я

садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме

… (называется временное имя любого из игроков, например “роза”), “Роза

должна тут же отреагировать: “Ой” Садовник: “Что с тобой?” Роза:

“Влюблена” Садовник: “В кого?” Роза: “В тюльпана” Тюльпан: “Ой” … И

далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных

полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится

основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника

помнят и называют чаще всего. Тот кто ошибся: откликнулся на чужое имя,

не откликнулся на свое, или сделал большую паузу – забыл “имена” цветов

выбывает и снова садовником дается старт, и т.д., пока не останется два

игрока. Как вариант – игроки не выбывают, а отдают “фанты”, которые

впоследствии разыгрываются (какую-либо личную вещь). Фанты

разыгрываются следующим образом: один достает фант, другой

(отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен

выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок,

прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии) .



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!