Напоминание

"Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду"


Автор: Рослякова Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: город Советский, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий

в детском саду»

Подготовил:

Воспитатель

Рослякова Лариса Викторовна

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

детском

саду

актуальная

проблема

современного

дошкольного

воспитания.

В

условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и

усложнения

технологий

информатизация

сферы

образования

приобретает

фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной

отрасли

признаётся

важнейшим

национальным

п р и о р и т е т ом .

«Компьютерные

технологии

призваны

в

настоящий

момент

стать

не

дополнительным

«довеском»

в

обучении

и

воспитании,

а

неотъемлемой

частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его

качество»

(Из

«Концепции

долгосрочного

социально-экономического

развития РФ на период до 2020 года»).

В нашей стране, за последние 5 лет, произошел ряд событий, определяющих

ускоренное развитие ИКТ-технологий в дошкольных учреждениях:

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного

общества;

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020

года;

• Реализация программы «Электронная Россия»;

• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая

школа»;

• Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к

интернету;

• Принятие Закона «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

Что потребовало иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой

конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Что такое ИКТ? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -

совокупность

технологий,

обеспечивающих

фиксацию

информации,

ее

обработку

и

информационные

обмены

(передачу,

распространение,

раскрытие).

2

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

Информационная

технология

комплекс

методов,

способов

и

средств,

обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации

и

ориентированных

на

повышение

эффективности

и

производительности

труда.

На

современном

этапе

методы,

способы

и

средства

напрямую

взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает,

комфортное,

индивидуальное,

многообразное,

высокоинтеллектуальное

взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их

на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей,

которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в

информационном обществе.

Стандарт

педагога

предъявляет

определенные

требования

к

кадровому

обеспечению. Одним из основных требований является – владение педагогом

информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять

их

в

воспитательно-образовательном

процессе.

Коммуникативная

компетентность

педагога

предполагает

способность

выстраивать

коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном,

визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь

пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием,

но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в

своей педагогической деятельности. При использовании ИКТ в работе не

важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление

освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

3

реализовывать

личностно-ориентированный

и

дифференцированный

подходы в обучении;

дисциплинировать

самого

воспитателя,

формировать

его

интерес

к

работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и

др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства

информационно-коммуникативных технологий:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон, DVD плейер

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Электронные доски

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором

обогащения

его

интеллектуального

развития,

создавая

основу

для

формирования

новых

типов

мышления.

Преимуществом

использования

компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных

методов

обучения

на

методы

поисковой

и

творческой

деятельности

воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в

образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а

становится соучастником, помощником.

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.

В

отличие

от

обычных

технических

средств

обучения

информационно-

коммуникационные

технологии

позволяют

не

только

насытить

ребенка

большим

количеством

готовых,

строго

отобранных,

соответствующим

образом

организованных

знаний,

но

и

развивать

интеллектуальные,

4

творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение

самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде

текста,

графического

изображения,

звука,

речи,

видео,

запоминать

и

с

огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать

для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются

от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно

новые

требования

и

к

дошкольному

воспитанию

-

первому

звену

непрерывного образования, одной из

задач которого является - заложить

потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому

в

систему

дошкольного

воспитания

и

обучения

необходимо

внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к

занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем

более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает

развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают

личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют

увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у

дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться

многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне

занятий

компьютерные

игры

помогают

закрепить

знания

детей;

их

можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими

сверстников

в

интеллектуальном

развитии

или

отстающих

от

них;

для

развития

психических

способностей,

необходимых

для

интеллектуальной

деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой

моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык

самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении

заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный

контроль

правильности

освобождает

время

педагога

для

параллельной

работы с другими детьми.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм

практического

мышления.

В

игре

ребенок

оперирует

своими

знаниями,

опытом,

впечатлением,

отображенными

в

общественной

форме

игровых

5

способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом

поле

игр.

Ребенок

обнаруживает

способность

наделять

нейтральный

(до

определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для

введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными

средствами,

возникают

психические

новообразования

(теоретическое

мышление,

развитое

воображение,

способность

к

прогнозированию

результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к

резкому повышению творческих способностей детей.

По

сравнению

с

традиционными

формами

обучения

дошкольников

компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление

информации

на

экране

компьютера

в

игровой

форме

вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекают

внимание

ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих

задач;

в

процессе

своей

деятельности

за

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и

необычные эффекты);

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а

ждет, пока он сам исправит их.

Где же возможно применение ИКТ-технологий в детском саду?

6

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных

учреждениях зависит от качества применяемых педагогических программных

средств,

от

умения

рационального

и

умелого

их

использования

в

образовательном

процессе.

Информационно-компьютерные

технологии

могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога,

так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями,

общественностью, как популяризация деятельности детского сада.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Использование

компьютера

для

обучения

и

развития

детей

дошкольного

возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а) Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.

Сеть

Интернет

несёт

громадный

потенциал

образовательных

услуг.

Электронная

почта,

поисковые

системы,

электронные

конференции

становятся составной частью современного образования. В Интернете можно

найти

информацию

по

проблемам

раннего

обучения

и

развития,

о

новаторских

школах

и

детских

садах,

зарубежных

институтах

раннего

развития,

наладить

контакты

с

ведущими

специалистами

в

области

образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не

только

в

школьное,

но

и

дошкольное

образование.

Увеличивается

число

информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет

действительно

становится

доступным

для

использования

в

образовательном

процессе.

Возможности,

предоставляемые

сетевыми

электронными

ресурсами,

позволяют

решить

ряд

задач,

актуальных

для

специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых,

это

дополнительная

информация,

которой

по

каким-либо

причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический,

так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это

наиболее демократичный способ распространения новых методических идей

7

и

новых

дидактических

пособий,

доступный

методистам

и

педагогам

независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование

Интернет-ресурсов

позволяет

сделать

образовательный

процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

Информационно-методическая

поддержка

в

виде

электронных

ресурсов

может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения

новых методик, при подборе наглядных пособий.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт

возможность

переключить

у

детей

аудио

восприятие

на

визуальное,

анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших

компьютерных

программ,

которые

предназначены

для

детей

данного

возраста.

Специалисты

выделяют

ряд

требований,

которым

должны

удовлетворять

развивающие программы для детей:

исследовательский характер,

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

возрастное соответствие,

занимательность.

Использование

таких

программ

позволяет

не

только

обогащать

знания,

использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и

явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и

повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране

монитора

способствует

оптимизации

перехода

от

наглядно-образного

к

абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр

создает

дополнительную

мотивацию

при

формировании

учебной

8

деятельности;

индивидуальная

работа

с

компьютером

увеличивает

число

ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные

презентации

позволяют

представить

обучающий

и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией

в

алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в

ассоциативном виде в память детей.

Цель

такого

представления

развивающей

и

обучающей

информации

-

формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование

во

время

образовательной

деятельности

мультимедийных

презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе

психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,

мыследеятельности,

гуманизации

содержания

обучения

и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Использование ИКТ в методической работе ДОУ

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают

потребности

в

специалистах

более

высокого

уровня

профессионального

мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск

необходимой информации, работа с электронной почтой. Информационная

культура

становится

частью

общей

педагогической

культуры.

Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том

числе и компьютерную. В настоящее время большинство педагогов владеют

навыками работы на компьютере, но уровень владения этими очень различен.

(предложить анкету)

А) использование глобальной сети Интернет

Информационно-методическая

поддержка

в

виде

электронных

ресурсов

может быть использована во время подготовки педагога к образовательной

деятельности,

например,

для

изучения

новых

методик,

при

подборе

наглядных пособий.

9

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность

найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и

любые фотографии и иллюстрации.

Б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер

может

оказывать

неоценимую

услугу

воспитателям

и

«продвинутым»

родителям

по

составлению

всевозможных

планов

мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный

дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов,

выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это

можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Использование ИКТ в работе с родителями

Большое внимание ДОУ уделяет работе с родителями. Сложилась система,

позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам

учреждения.

Для

этого

применяются

различные

формы:

дни

открытых

дверей,

спортивные

праздники,

выставки,

встречи

со

специалистами

различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые

консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по

актуальным проблемам.

Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны

повысить

эффективность

взаимодействия

педагогического

коллектива

детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет

родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ,

группы,

расписании

занятий,

о

проводимых

мероприятиях,

праздниках,

развлечениях.

Кроме

этого

сайт

детского

сада

может

стать

для

родителей

источником

информации учебного, методического или воспитательного характера. Со

страниц

таких

сайтов

родители

могут

получить

информацию

о

методах

сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в

семье

и

в

обществе,

полезные

советы

по

обучению

и

воспитанию

дошкольников.

10

Проблемы внедрения ИКТ-технологий в практику работы детского сада.

1.

Недостаточная информационная культура и компьютерная грамотность

педагогов.

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет

компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень

готовности педагогов к массовому применению информационных технологий

в образовательном процессе.

2.

Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной

техникой.

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность

использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями

в детском саду.

3.

Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе.

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу

деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по

использованию ИКТ в практике ДОУ.

4.

Не сформулированы единые программно-методические требования к

применению ИКТ в образовательной деятельности.

11



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!