Напоминание

Формирование культуры поведения детей посредством сказок


Автор: Наумова Евгения Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Д/с №79 "Лучик"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование культуры поведения детей посредством сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культуры поведения детей посредством сказок

Не секрет, что в настоящее время воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к

учебе в престижной школе и реализации удачной жизненной карьеры. Педагогический процесс,

ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника сказку,

игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. На что провоцируют наших детей

современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы, новомодные произведения

западной детской литературы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность

не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры

могут оказаться неведомы современным детям.

Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются

сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства,

повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных

привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.

Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятных воздействий окружающей

среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны для детства, но не

являются адекватными в последующие возрастные периоды.

Задача взрослого - не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить

правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения;

выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять

поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем

помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и

культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными

взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Таким образом, прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными.

Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а

наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного

поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом

охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с

дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять

процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного,

духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы

своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все

явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Воспитания детей на материале сказки, вот особо значимая проблема для педагогов.

Художественная

литература,

в

том

числе

сказка,

как

образное

отражение

мира

требует

от

читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

чувства

образного

слова,

авторской

позиции

и

гармонической

целостности

произведения;

понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Социализация

ребенка развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения

необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому

так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к

литературе.

Сказка - одно из важнейших социально - педагогических средств формирования личности.

Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно

-

этнической

культуре,

на

фольклорных

корнях.

Сказка

обладает

богатым

социальным,

нравственно - педагогическим потенциалом.

Все

сказки

мира:

народные,

авторские

-

содержат

в

себе

реальное

и

ирреальное,

естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально - педагогическое

значение сказки обусловлено тем, что слушающий её имеет возможность, опираясь на реально -

бытийные моменты повествования, психологически принять его «небытийную», ирреальную

сторону. Сказка создает богатые возможности для подключения образного мышления слушателя

к волшебному, ирреальному плану. При этом активизируется вся сенсорная система слушателя:

зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные, моторные механизмы.

Любая

сказка

ориентирована

на

социально

-

педагогический

эффект:

она

обучает,

воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, лечит. При этом потенциал сказки гораздо

богаче её художественно - образной значимости.

Детское

антропоморфическое

сознание

наделяет

игрушки,

животных,

различные

предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их поведении и проводя

аналогию с поведением реальных людей. Вот и в сказке человек может превратиться в животное

или в камень ("Царевна-лягушка", "На запад от солнца, на восток от луны") и наоборот. Тем

достовернее кажется малышу сказка.

Общие цели по формированию у детей культурного поведения при помощи сказок – это:

1.

Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.

2.

Осуществление

коррекции

нарушений

эмоционально-волевой

и

поведенческой

сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием

русской сказкой.

3.

Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию

посредством народной и

авторской сказки, используя малые жанры фольклора,

знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные

сюжеты.

На

современном

этапе

особое

внимание

педагогическими

коллективами

уделяется

разработке и апробации инновационных форм и методов работы со сказкой для решения многих

воспитательных задач. Опираясь на современные достижения педагогической теории и практики

с

целью

формирования

культуры

поведения

детей

дошкольного

возраста

предлагаем

использовать следующие методы и приемы.

«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо

отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника,

обращаясь

к

нему

с

просьбой,

благодарностью

или

за

советом,

а

также

подобрать

другие

уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и

пр.),

«Двигательный

рассказ»

может

стать

для

старших

дошкольников

увлекательным

путешествием

в

мир

сказки,

в

процессе

которого

будут

интересные

встречи

с

любимыми

сказочными персонажами, имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки,

песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Изобрази

свою

сказку»

(дошкольникам

предлагается

возможность

вообразить

себя

художником-иллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к сказке, в которой

главный герой самый добрый, культурный или толерантный).

«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением сказочных героев и

может

быть

использована

для

обсуждения

многообразия

и

значимости

их

нравственных

поступков.

«Коллаж

из

сказок»

позволяет

закрепить

знания

о

героях

любимых

народных

произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

«Красна девица и добрый молодец» применяются с целью формирования представлений

об идеалах мужественности и женственности (с дошкольниками рассматривают иллюстрации

или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок и составляется словесный

портрет из добродетелей главных героев).

«Любимые

герои

сказок»

(детям

предлагают

составить

нравственный

потрет

героя

народной

сказки

и

попытаться

объяснить,

доброжелателен

ли

персонаж

по

отношению

к

окружающим или нет).

«Обмен ролями» следует использовать после театрализованной деятельности по мотивам

народных сказок. Суть игрового приема заключается в том, что дети меняются местами и

обмениваются игровыми действиями. Это позволяет лучше понять другого, побывать на его

месте, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций: 1) с позиции человека,

который демонтирует толерантное поведение; 2) с позиции человека, по отношению к мнению и

взглядам, которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение.

«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного

изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои: ситуации морального выбора между

добром

и

злом,

ситуации

спасения

главного

героя,

ситуации,

требующие

проявления

толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим);

«Путешествие в страну добронравию» (дети отправляются на специальной машине в

путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за

жизнью

сказочных

героев,

а

также

оценивают

увиденное

с

точки

зрения

норм

культурно-

толерантного поведения).

«Сборник Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и

может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.

«Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и

отгадать о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает и чему у него можно

поучиться).

«Что дальше?» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к

знакомым

сказкам

с

учетом

того,

что

один

из

отрицательных

героев

волшебным

образом

становиться самым культурным и толерантным и пр.).

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал:

книжные

иллюстрации,

репродукции

картин

В.М.

Васнецова

(они

помогают

детям

ярче

прочувствовать

образы

героев

и

события

сказки),

образные

и

дидактические

игрушки,

фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным

воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и

психологов,

на

основе

практического

опыта

узнавших

терапевтическую

ценность

музыки,

постоянно растет. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка

обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам,

а

литературное

произведение

помогает

ребенку

понять

музыкальный

язык,

облегчает

его

знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной

классики.

Таким образом, трудно переоценить влияние магии сказочного повествования на становление

детского сознания, детской личности и воображения. Помимо того, что она неявным образом

психотерапевтически

готовит

ребенка

к

эмоционально

напряженным

ситуациям,

она

дает

возможность

разрешения

внутренних

конфликтов

и

ранних

стрессов,

она

задает

первые

нравственные

нормы,

она

приобщает

к

внутренней

эстетике

этноса

и

его

фольклору;

она

участвует

в

формировании

личности.

При

этом

важно

использовать

традиционные

и

инновационные формы и методы использования сказок, содействующие обогащению опыта

культуры поведения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!