Автор: Идман Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ начальная школа-детский сад п. Пограничный Населённый пункт: Багратионовский район, п. Пограничный Наименование материала: Экологическая газета Тема: "Юные земляне" Раздел: дошкольное образование
для родителей, педагогов и детей
МБОУ начальная школа – детский
сад
п. Пограничный
ул. Новая 1
тел:8 (401) 566 47 32:
Март 2015 г.
Выпуск № 7
Март 2015 г.
Выпуск № 7
Читайте в номере:
«Праздники календаря».
День весеннего равноденствия.
Жаворонки.
***
Организация прогулки с детьми
весной.
…
Приобщение детей к народным
традициям.
***
«Литературная страничка».
Стихи для детей.
Ребусы и головоломки.
***
«Делаем вместе с детьми».
Кукла - пеленашка.
Читайте в номере:
«Праздники календаря».
День весеннего равноденствия.
Жаворонки.
***
Организация прогулки с детьми
весной.
…
Приобщение детей к народным
традициям.
***
«Литературная страничка».
Стихи для детей.
Ребусы и головоломки.
***
«Делаем вместе с детьми».
Кукла - пеленашка.
Пусть всегда женский день не кончается,
Пусть поют в Вашу честь ручейки,
Пусть солнышко Вам улыбается,
А мужчины Вам дарят цветы.
С первой капелью, с последней метелью,
С праздником ранней весны
Вас поздравляем, сердечно желаем
Радости, счастья, здоровья, любви!
Март – наследник февраля; весну встречает, с
зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,
то смеется. Предвесенье – пора перелома,
стремительного обновления. Что ни день, убывает
у зимы сила. А как подуют сильные ветры – где
уж тут с весной спорить, убраться бы по добру –
по здорову.
Приметы марта
В марте мороз скрипуч, да не живуч.
Март не верен: то плачет, то смеется.
Длинные сосульки в марте – к долгой весне.
Чистые туманы в марте предвещают дождливое лето.
20 Марта – День весеннего равноденствия.
Мы знаем, что весной дни становятся
длиннее,
а
ночи,
наоборот,
укорачиваются.
Ученые называют это астрономическим началом
весны: 20 или 21 марта по нашему календарю
наступает
так
называемый
день
весеннего
равноденствия
–
это
астрономические
сутки,
когда продолжительность дня и ночи одинакова.
В этот день праздновали Новый год – к весне
поворот.
22 Марта – Сороки (Жаворонки).
На Жаворонки день с ночью мерятся. Зима
кончается,
весна
начинается.
У
русских
повсюду
существовала вера в то, что в этот день из теплых
стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них –
жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков» с
распростертыми
крылышками,
как
бы
летящих.
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким
смехом
бежали
закликать
жаворонков,
а
с
ними
и
весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с
ними на пригорки и что есть силы, кричали:
«Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите,
Теплу весну принесите: зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек съедали.
«Организация прогулки с детьми на свежем воздухе»
Прогулки
на
свежем
воздухе
-
это
всегда
интересное и полезное занятие. Чем же занять ребенка
на прогулке весной?
1.
«Посчитай
птиц».
С
ребенком,
который
умеет
считать,
можно
поиграть
в
такую
игру:
кто
заметит
больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно
следующим
образом:
покормите
птиц
пшеном
или
специальным кормом .
2. «Шаги лилипута». Выберите цель и наметьте линию
старта. Пусть играющие
посоревнуются: кто быстрее
пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие
шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).
3. «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с
собой
зеркальце.
Малыш
будет
рад
сделать
день
еще
более
солнечным,
пуская
солнечные блики на дома и деревья.
5. « Пускаем пузыри … в плавание!» Пускать в плавание по лужам можно не только
кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться
всеми красками.
6. «Ищем первые признаки весны». Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на
поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки
того, что весна уже близко.
7. «Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и
нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку.
8. «Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где
ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву.
Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на
букву «м». Кто найдет больше предметов?
9. «Развиваем скорость и координацию». Правила просты: дети становятся между двумя
ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать
надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей
существенно усложнится, а риск травм уменьшится.
10.
«Развиваем
координацию».
Дети,
должны
показать
движения,
обратные
тем,
что
показывает
ведущий.
Например, если ведущий опускает руки, малыши должны
их
поднять,
если
ведущий
приседает,
дети
должны
подпрыгнуть и т.д.
Игры
на
свежем
воздухе
-
всегда
весело
и
увлекательно!
Играйте
со
своим
ребенком
—
это
укрепляет
взаимосвязь
между
родителями
и
детьми,
а
также
способствует
созданию
более
надежных
доверительных
отношений
в
семье.
О
том,
что
"солнце,
воздух
и
вода
-
наши
лучшие
друзья",
мы
помним
с
детства.
Дело
за
малым
-
сделать
так,
чтобы
и
наши
малыши
росли
в
окружении
этих
верных
"товарищей"
с
самых
первых
дней.
Приобщаем детей к народным традициям
Слово
«традиция»
означает
исторически
сложившиеся
и
передаваемые
из
поколения
в
поколение
обычаи,
порядки,
правила
поведения.
Русские
народные
традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают вырабатывать
способность
управлять
собственными
действиями,
переживаниями
и
состояниями,
поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного
долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в
них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости,
чести. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных
эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Глубокая
народная
мудрость,
оттачиваясь
веками,
сконцентрировалась
в
произведениях русского фольклора. Русские люди были убеждены, что слово обладает
особой
силой
воздействия
на
человека
и
природу: «
Пчёлушки,
серые,
малые,
Крылышки алые, носики вострые, Сами пёстрые. В поле идут, Гудут, гудут, в поля
идут,
медок
несут ».
Так,
например,
приговаривали
дети,
проходя
мимо
ульев
и
заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.
Слово,
соединённое
с
музыкой
и
движением,
обладало
ещё
большей
силой.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их
действия
изображали
желаемое,
чтобы
обеспечить
его
в
реальной
жизни:
« Весна
красна, тёплое летечко! Люли – люли, тёплое летечко. Весна красна, что же ты
нам вынесла? Люли –люли, что же ты нам вынесла? Малым деточкам по яичечку,
Люли – люли, по яичечку, Красным девушкам по женишечку, Люли – люли, по
женишечку».
Во время умывания и мытья рук исполняли потешки:
« Водичка, водичка - умой
мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтобы кусался зубок,
чтобы
смеялся роток». Укладывая детей спать, тоже не обходились без потешки:
«Эй
вы глазки, эй вы ушки. Вас положим на подушки. Полежите, полежите. Отдохните
и поспите. Маленькие заиньки захотели баинь. Захотели баиньки, потому что
заиньки». Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу.
Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают.
Для
полноценного
приобщения
детей
к
народной
культуре
необходимо
обращаться к истокам народной культуры, использовать в семейном воспитании все то
богатство, которое оставили для нас наши предки - фольклор, игры, обряды, праздники.
При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное
участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках, изготовлении
народных игрушек. Только помня свои корни, человек остается человеком.
«Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Автор: Василий Жуковский
Заздравный гимн весне…
Автор: Евгений Бара
«День весеннего равноденствия»
День весеннего равноденствия -
Удивительное явление.
Хороши для природы условия -
Происходит ее пробуждение.
Первый гром прогремел вот
Стремительно, зелени началось
Вокруг прорастание.
Все вокруг красоты ослепительной,
Чистотой дышит луч мироздания!
Сегодня с ночью день сравнялся –
День равноденствия настал!
Пока божьи коровки отдыхают на подсолнухе, подбери каждой букашке пару по
количеству точек.
Обратное отображением.
Кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный и
верный спутник детских игр.
Сегодня мы предлагаем сделать вместе с детьми народную куклу Пеленашку.
Пеленашка
–
это
кукла-оберег,
первая
игрушка
новорожденного.
В
старину,
женщина, ждущая рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а
потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Пеленашка
делается такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она сможет быть
первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.
Для изготовления куколки потребуются лоскутки ткани, нитки.
Берём белый кусочек ткани 20см - 40 см. Складываем ткань пополам и
сворачиваем.
Перевязываем ниточкой, где будет голова куклы. Затем перевязываем
ниточкой по середине, она символизирует пупочек младенца .
Затем берём лоскуточек ткани 20см - 20см и повязываем платок.
Берём другой кусок ткани 20см - 20 см. Кладём на него куклу и начинаем
пеленать, как малыша.
И последнее – завязываем ниточкой или ленточкой аккуратно куклу.
Получилась кукла Пеленашка.
Пусть минуют беды Вас и Ваших детей!