Автор: Зернова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Советск, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой
Зернова Ирина Анатольевна, воспитатель
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
комбинированного вида № 5 "Колокольчик" (МАДОУ Д/С №5 "Колокольчик")
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа
воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои
силы». В. Сухомлинский
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и
психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учёными установлено: 40%
заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в
последнее
время
увеличилось
количество
больных
детей,
посещающих
дошкольное
учреждение.
Этому,
конечно,
есть
объяснение
–
неблагоприятная
экологическая
обстановка,
снижение
прожиточного
минимума,
низкий
уровень
валеологической
культуры.
Частые
заболевания,
вынужденные
перерывы
в
посещении дошкольного учреждения
отрицательно
сказываются
на
продуктивности
решения
воспитательных
и
образовательных задач.
Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования у
детей
валеологической
культуры,
которая
включает
знания,
глубокий
интерес
к
оздоровлению
собственного
организма,
развитие
навыков
ведения
здорового
образа
жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
На занятиях кружка дети знакомятся:
с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми, какие
доступны для изучения и наблюдения,
с основами первой помощи при травмах,
безопасности поведения,
приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.
По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом,
психотерапевтом, тренером.
Реализация выдвинутых целей позволит решать следующие задачи:
воспитывать
валеологическое
сознание
детей,
которое
включает
в
себя
элементарные знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый
образ жизни;
развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать знания для
своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант
здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);
воспитывать валеологическое мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о
фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
формировать
осознанную
потребность
в
физическом
здоровье,
понимание
сущности здорового образа жизни.
Здоровый
образ
жизни
–
это
не
просто
сумма
усвоенных
знаний,
а
стиль
жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях.
Валеологическое
воспитание
дошкольников
мы
основываем
на
следующих
принципах:
- системный подход – т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с
нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка.
Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую
сферу,
не
работать
с
душой
и
нравственностью.
Успешное
решение
задач
валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и
родителей;
- деятельностный подход – валеологическая культура осваивается детьми в процессе
совместной деятельности со взрослыми.
Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который
предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.
Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности
ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными
ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»
И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Овладение детьми знаниями и умениями происходит через беседы, дидактические
игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно–ролевые
игры. В связи с тем, что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу,
предполагается экспериментирование, физиологические опыты, длительные наблюдения.
Современный человек не имеет права – в такие условия он поставлен – считать себя
образованным, не освоив культуры здоровья.
Методика
работы
с
детьми
на
занятиях
кружка
«Если
хочешь
быть
здоров»
строится
в
направлении
личностно-ориентированного
взаимодействия
с
ребенком,
делается
акцент
на
самостоятельное
экспериментирование
и
поисковую
активность
самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия
содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в
сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения
для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития
навыков ребенка.
Содержание
занятий
наполнено
сказочными
и
игровыми
сюжетами
и
персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.
Используются
другие
специфические
для
дошкольника
виды
деятельности
(изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.
Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков,
которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети
научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для
жизни и для здоровья. Они также будут рассматривать свой рост, свое развитие как
жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть
от того, насколько их образ жизни является здоровым.
Занятия кружка должны быть уроками самопознания, самооткрытия. Главным в процессе
обучения
является
мотивация.
Ребёнок
сам
должен
захотеть
познавать
себя,
законы
развития своего организма, научиться житьпо законам здорового образа жизни. Чтобы
материал усваивался с интересом необходимо на занятии ставить перед детьми цель.
Ведущее
место
принадлежит
яркому,
убедительному
рассказу
воспитателя
и
эвристической беседе.Рассказ воспитателя строится в форме путешествий вместе с детьми
в различные
системы
организма.Рассказ
возможно
прерывать
вопросами:
«Как
ты
думаешь?», «Почему?», вовлекая в беседу как можно больше детей.
Таким
образом,
кружковые
занятия
становятся
уроками
совместного размышления и
раздумий: о строении организма детей, об укреплении здоровья, об образе жизни, а слова
воспитателя
воспринимаются
как
советы
друга
о
том,
как
сделать
жизнь
каждого
интересной, духовно богатой, радостной.
Рассказ
должен
сопровождаться
показом.
В
этих
целях
можно
использовать
наглядные пособия, например картины строение человека или его органов, муляжи и т.д.
Рассматривая такое изображение человека, ребенок может показать на себе эти части тела.
На занятиях возможно чтение текстов художественной литературы, рассказывание сказок,
использование загадок, пословиц и поговорок, имеющих отношение к здоровью и ЗОЖ.
Важным
методическим
приёмом
преподавания
валеологии
является
иммагогика
-
методика проведения сюжетных игр, при которой происходит отождествление участников
с
персонажами
разыгрываемой сказки,
игры,
проецирование
персонажа
на
себя,
эмоциональное переживание его состояния. В такой игре дети обучаются рефлексии,
умению управлять своим эмоциональным настроем, комфортному общению в группе. Дети
становятся более смелыми и уверенными в себе в любых ситуациях. На таких занятиях
хорошо
использовать
решение
задач, проблемных
ситуаций,
а
также
использование
упражнений
на
развитие
наблюдательности,
логического
мышления
и
гибкости
ума,
памяти. На занятиях воспитатель может использовать тесты для определения состояния
здоровья, устойчивости внимания, тестов на доброту, умение слушать, умение общаться.
Главное в оценке успеваемости по валеологии не знание как таковые, а движение
ребёнка
по
пути
здоровья.
Эффективность
решения
оздоровительных
задач
можно
определить
по
динамике физического состояния ребёнка, по уменьшению пропусков
занятий, по умению ребёнка выстраивать отношения со сверстниками, родителями и
другими
людьми,
по
проявлениям
сострадания,
стремление
помочь окружающим, по
снижению уровня тревожности и агрессивности.