Напоминание

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой"


Автор: Зернова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Советск, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой

Зернова Ирина Анатольевна, воспитатель

Муниципальное

автономное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский

сад

комбинированного вида № 5 "Колокольчик" (МАДОУ Д/С №5 "Колокольчик")

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье – важнейшая работа

воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои

силы». В. Сухомлинский

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и

психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учёными установлено: 40%

заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в

последнее

время

увеличилось

количество

больных

детей,

посещающих

дошкольное

учреждение.

Этому,

конечно,

есть

объяснение

неблагоприятная

экологическая

обстановка,

снижение

прожиточного

минимума,

низкий

уровень

валеологической

культуры.

Частые

заболевания,

вынужденные

перерывы

в

посещении дошкольного учреждения

отрицательно

сказываются

на

продуктивности

решения

воспитательных

и

образовательных задач.

Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования у

детей

валеологической

культуры,

которая

включает

знания,

глубокий

интерес

к

оздоровлению

собственного

организма,

развитие

навыков

ведения

здорового

образа

жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

На занятиях кружка дети знакомятся:

с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми, какие

доступны для изучения и наблюдения,

с основами первой помощи при травмах,

безопасности поведения,

приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.

По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом,

психотерапевтом, тренером.

Реализация выдвинутых целей позволит решать следующие задачи:

воспитывать

валеологическое

сознание

детей,

которое

включает

в

себя

элементарные знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый

образ жизни;

развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать знания для

своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант

здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);

воспитывать валеологическое мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о

фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;

формировать

осознанную

потребность

в

физическом

здоровье,

понимание

сущности здорового образа жизни.

Здоровый

образ

жизни

это

не

просто

сумма

усвоенных

знаний,

а

стиль

жизни,

адекватное поведение в различных ситуациях.

Валеологическое

воспитание

дошкольников

мы

основываем

на

следующих

принципах:

- системный подход – т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с

нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка.

Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую

сферу,

не

работать

с

душой

и

нравственностью.

Успешное

решение

задач

валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и

родителей;

- деятельностный подход – валеологическая культура осваивается детьми в процессе

совместной деятельности со взрослыми.

Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который

предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.

Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности

ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными

ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»

И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Овладение детьми знаниями и умениями происходит через беседы, дидактические

игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно–ролевые

игры. В связи с тем, что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу,

предполагается экспериментирование, физиологические опыты, длительные наблюдения.

Современный человек не имеет права – в такие условия он поставлен – считать себя

образованным, не освоив культуры здоровья.

Методика

работы

с

детьми

на

занятиях

кружка

«Если

хочешь

быть

здоров»

строится

в

направлении

личностно-ориентированного

взаимодействия

с

ребенком,

делается

акцент

на

самостоятельное

экспериментирование

и

поисковую

активность

самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия

содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в

сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения

для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития

навыков ребенка.

Содержание

занятий

наполнено

сказочными

и

игровыми

сюжетами

и

персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.

Используются

другие

специфические

для

дошкольника

виды

деятельности

(изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков,

которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети

научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для

жизни и для здоровья. Они также будут рассматривать свой рост, свое развитие как

жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть

от того, насколько их образ жизни является здоровым.

Занятия кружка должны быть уроками самопознания, самооткрытия. Главным в процессе

обучения

является

мотивация.

Ребёнок

сам

должен

захотеть

познавать

себя,

законы

развития своего организма, научиться житьпо законам здорового образа жизни. Чтобы

материал усваивался с интересом необходимо на занятии ставить перед детьми цель.

Ведущее

место

принадлежит

яркому,

убедительному

рассказу

воспитателя

и

эвристической беседе.Рассказ воспитателя строится в форме путешествий вместе с детьми

в различные

системы

организма.Рассказ

возможно

прерывать

вопросами:

«Как

ты

думаешь?», «Почему?», вовлекая в беседу как можно больше детей.

Таким

образом,

кружковые

занятия

становятся

уроками

совместного размышления и

раздумий: о строении организма детей, об укреплении здоровья, об образе жизни, а слова

воспитателя

воспринимаются

как

советы

друга

о

том,

как

сделать

жизнь

каждого

интересной, духовно богатой, радостной.

Рассказ

должен

сопровождаться

показом.

В

этих

целях

можно

использовать

наглядные пособия, например картины строение человека или его органов, муляжи и т.д.

Рассматривая такое изображение человека, ребенок может показать на себе эти части тела.

На занятиях возможно чтение текстов художественной литературы, рассказывание сказок,

использование загадок, пословиц и поговорок, имеющих отношение к здоровью и ЗОЖ.

Важным

методическим

приёмом

преподавания

валеологии

является

иммагогика

-

методика проведения сюжетных игр, при которой происходит отождествление участников

с

персонажами

разыгрываемой сказки,

игры,

проецирование

персонажа

на

себя,

эмоциональное переживание его состояния. В такой игре дети обучаются рефлексии,

умению управлять своим эмоциональным настроем, комфортному общению в группе. Дети

становятся более смелыми и уверенными в себе в любых ситуациях. На таких занятиях

хорошо

использовать

решение

задач, проблемных

ситуаций,

а

также

использование

упражнений

на

развитие

наблюдательности,

логического

мышления

и

гибкости

ума,

памяти. На занятиях воспитатель может использовать тесты для определения состояния

здоровья, устойчивости внимания, тестов на доброту, умение слушать, умение общаться.

Главное в оценке успеваемости по валеологии не знание как таковые, а движение

ребёнка

по

пути

здоровья.

Эффективность

решения

оздоровительных

задач

можно

определить

по

динамике физического состояния ребёнка, по уменьшению пропусков

занятий, по умению ребёнка выстраивать отношения со сверстниками, родителями и

другими

людьми,

по

проявлениям

сострадания,

стремление

помочь окружающим, по

снижению уровня тревожности и агрессивности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!