Автор: Канаткалиева Мыдыгма Эрдыниевна
Должность: заместитель директора по ур
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки к ГИА
Раздел: среднее образование
Особенности подготовки к ГИА.
Система подготовки ГИА выпускников 9-х классов, которая сложилась
в нашей школе на протяжении последних 5 лет.
Организацию подготовки к проведению ГИА выпускников 9-х классов
мы начинаем с анализа результатов итоговой аттестации на сентябрьском
педсовете. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
Средний балл по русскому языку и математике, предметов по выбору
полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе,
району, республике.
Мониторинг
успеваемости,
качества
выпускников
9
классов
в
сравнительной характеристике с предыдущим годом.
Качество
организации
деятельности
школы
по
подготовке
и
проведению ГИА.
Результаты анализа ГИА – 2017 показали:
100%
сдачу
экзаменов
по
обязательным
предметам
русский
язык,
математика;
Выявляем низкий уровень сдачи экзаменов по выбору по сравнению с
прошлым годом
.
В связи с этим проводим педсовет по проблемам и задачам эффективной
подготовки учащихся к ГИА.
Где
планируем
комплексный
подход
к
деятельности
по
подготовке
учащихся, включающий такие направления:
Организационные вопросы.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа с родителями.
Работа с обучающимися.
Всю работу организуем таким образом, чтобы все направления по подготовке
выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное
прохождение ГИА».
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ выделили следующие
составляющие:
информационная
готовность (информированность
о
правилах
поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения
бланков и т.д.);
психологическая
готовность
(состояние
готовности
–
"настрой",
внут ренняя
наст ро енно сть
на
определенно е
п о в е д е н и е ,
ориентированность
на
целесообразные
действия,
актуализация
и
приспособление
возможностей
личности
для
успешных
действий
в
ситуации сдачи экзамена);
предметная
готовность
или
содержательная
(готовность
по
определенному предмету, умение решать тестовые задания).
Проводится
следующая
работа
по
первой
составляющей
-
Информационная готовность.
Все
участники
ГИА
(учителя-предметники,
классные
руководители,
учащиеся,
родители)
ознакамливаются
с
нормативно-распорядительными
документами
федерального,
регионального,
муниципального,
школьного
уровней, которые регулярно систематизируются и размещаются в локальной
сети школы, в бумажном варианте у администратора-ответственного за ОГЭ,
на стенде «ГИА» в открытом доступе в вестибюле школы.
Ознакомление
педагогов
с
организацией
и
порядком
проведения
ОГЭ,
инструктивно-методическими
письмами
по
различным
предметам
и
рекомендациям
проходят
на
еженедельных
планерных
совещаниях,
МО,
инструктажах, семинарах по подготовке ГИА.
Родители
дополнительно
информируются
на
общешкольных,
классных
собраниях, через индивидуальные беседы.
Информационная
работа
с
учащимися
проводятся
комплексно
на
всех
педагогиче ских
уровнях:
администрацией
школы,
к л а с с н ы ми
руководителями,
учителями-предметниками,
в
мультимедийном
библиотечном центре «Бейсик».
Вторая составляющая - Психологическая готовность.
Психологическая
подготовка
учащихся
к
ОГЭ
осуществляется
в
соответствии
с
планом,
разработанным
на
основе
программы
психологического сопровождения в период подготовки к экзаменам.
В течение учебного года для выпускников 9-х классов проводятся:
Индивидуальные
консультации,
групповые
занятия
и
беседы,
семейные
консультации.
Психологом школы еженедельно проводятся тематические психологические и
тренинговые
занятия,
а
также
классный
час
«Сдаем
экзамены,
сохраняя
здоровье»,
диагностические
мероприятия
на
которых
выявляются
уровни
тревожности,
психических
состояний,
стрессоустойчивости,
мотивации
достижений.
Диагностируются 100% обучающихся. Анализ диагностики
позволяет определить группу учащихся для дополнительной диагностики,
индивидуальных консультаций и коррекционной работы – 9 учащихся.
Для всех обучающихся и их родителей изготавливаются и распространяются
памятки – рекомендации: «Психолог - выпускникам». «Психолог - родителям
выпускников».
Оформлен
стенд
«Поддержим
наших
выпускников».
В
школьной
сети
организован
постоянно
действующий
лекторий
«Пути
эффективного
взаимодействия
педагога
с
обучающимися
в
период
подготовки к ОГЭ». В рамках лектория педагоги получают рекомендации по
стратегиям
педагогической
поддержки
разных
по
индивидуальным
особенностям подростков. На сайте школы размещаются рекомендации всем
участникам ОП по подготовке к экзаменам.
Психологическая подготовка к ОГЭ
Третья составляющая - Предметная готовность.
- В региональном и школьном компонентах учебного плана традиционно
вводятся элективные курсы и спецкурсы по подготовке к ОГЭ (годовой цикл)
по обязательным предметам русский язык и математика, спецкурсы и по
выбору обучающихся консультации: география, биология, обществознание.
Но учителя-предметники по своей личной инициативе начинают подготовку к
ОГЭ
с
начала
учебного
года,
и
чтобы
поддержать
таких
учителей
в
эффективном
контракте
мы
ввели
соответствующий
критерий
стимулирования.
Идет
системная
работа,
по
внешней
оценке,
качества
образования
выпускников
9-х
классов.
Обеспечивается
100%
охват
обучающихся
9-х
классов
в
тренировочных
и
диагностических
работах
и
тестированиях,
проводимых
в
режиме offline ЦМКО РС(Я), а также в системе СтатГрад.
Подробный
анализ
результатов
тестирований
позволяет
выявить
детей
«группы риска», которые могут не набрать минимальное количество баллов,
«слабоуспевающих»,
которые
при
добросовестном
отношении
набирают
минимальный «пороговый» уровень, группы «сильных» -претендентов на
получение высоких баллов. И учитывая степень обученности и мотивацию к
учению в индивидуальном порядке учителя - предметники, администрация
совместно
с
родителями
планируют
работу,
а
учащиеся
группы
«риска»
находятся на персональном контроле у всех служб школы.
Производится
периодическое
погружение
обучающихся
в
обстановку,
близкую
к
условиям
проведения
независимой
ГИА.
С
этой
целью
промежуточная аттестация за 1 полугодие и год выстроена в форме ОГЭ, где
учащиеся знакомятся со структурой и содержанием КИМов, учатся работать
по ним, заполнять бланки ответов №1, №2. Формы и методы проведения
пробных
экзаменов
также
были
максимально
приближены
к
процедуре
ЦЕЛИ
обучение навыкам
саморегуляции,
самоконтроля
повышение
уверенности в себе, в
своих силах
отработка стратегии и
тактики поведения в
период подготовки к
экзамену
проведения ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы. Каждый
раз
после
проведения
таких
мероприятий
производится
анализ
итогов
с
учителями-предметниками, определяются проблемы и пути их разрешения.
Таким
образом
в
школе
сложилась
единая Система
работы
учителя-
предметника по организации учебно-познавательной деятельности учащихся
в процессе подготовки к ОГЭ через реализацию деятельностного подхода:
1.
диагностика
мотивации,
уровня
самостоятельной
деятельности,
базового уровня знаний учащихся, пробелов в знаниях школьников за
предыдущий
год
обучения,
уровня
развития
самостоятельности
каждого
ученика
с
целью
выявления
общей
картины
развития
и
возможностей класса, а также устранение пробелов для последующей
работы;
2.
создание
психолого-педагогиче ских
и
организационно
-
педагогических
условий
для
организации
учебно-познавательной
деятельности учащихся:
через организацию обучения технике сдачи теста.
перспективное
планирование
хода
подготовки
учащихся
к
ГИА
с
опорой на достигнутые знания, коммуникативные знания и умения
школьников.
планирование учебного процесса с учетом подготовки школьников к
ГИА
через
каждый
урок,
этапы
урока,
блоки
материала,
уроки
-тренинги и уроки систематизации.
через
использование
тестового
и
дидактического
материала,
отвечающего принципу последовательного нарастания сложности.
через организацию самостоятельной работы учащихся по КИМам, как в
урочное, так и во внеурочное время.
через разработку индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
через совершенствование форм и методов обучения.
Внутришкольный контроль и мониторинг подготовки учащихся к сдаче
Г И А системный
и
комплексный.
Он
осуществляется
по
следующим
параметрам:
контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в
форме ГИА
контроль оценок по контрольным работам
контроль результатов по диагностическим работам
контроль индивидуальной работы учителя с учеником,
результаты
пробных
ГИА
(внутришкольного,
р а й о н н о го ,
республиканского)
внесение в тематическое планирование всех учителей предметников
вопросов, выносимых на итоговую аттестацию,
посещение администрацией уроков учителей-предметников,
методическая помощь.
Анализируя результаты ГИА, мы отмечаем следующие положительные
факторы:
1.
Единая комплексная система подготовки к ГИА всеми службами ОО.
2.
Высококвалифицированные педагоги, умеющие работать в команде и
нести солидарную ответственность за результаты школы.
3.
В итоге большая часть Выпускников:
осознанно выбирают учебные предметы для сдачи ГИА;
знают критерии оценивания по учебным предметам.