Напоминание

"Хрестоматия для камерного ансамбля с гитарой"


Автор: Нелюбина Александра Валерьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО Удельнинская ДМШ
Населённый пункт: п.Удельная, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Хрестоматия для камерного ансамбля с гитарой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Хрестоматия для камерного ансамбля с классической гитарой

Переложения А.Нелюбиной

(младшие, средние и старшие классы ДМШ и ДШИ)

Когда мы произносим слово «гитара», воображение большинства людей рисует яркие образы

андалузских цыган фламенко, бардовские песни у костра или в кругу друзей на вечеринках, многотысячные

концерты рок-групп на стадионах. Этот стереотип существует в течение многих лет как в сознании людей

далеких от музыкальной деятельности, так и в среде профессиональных музыкантов. Круг исполнителей и

любителей музыки на классической гитаре в нашей стране в сравнении с другими инструментами очень мал.

Так сложилось исторически: развитие классической гитарной школы в России – сложный, неоднозначный,

разноплановый в подходах процесс.

Моя задача заключается в том, чтобы дать ученику наиболее полное представление о гитарном

репертуаре и гитаре, как инструменте сольном и ансамблевом. Но если для гитары соло написаны школы и

создано огромное количество произведений разных жанров и стилевых направлений, то гитарный ансамбль

представлен гораздо скромнее. Причем камерный ансамбль с гитарой – явление практически уникальное:

малоизвестное, мало исполняемое, трудоемкое в плане организации и музыкального воплощения. Хочу

остановиться на исследовательской работе А. Петропавловского, доцента Нижегородской Государственной

Консерватории, в которой он исследует становление гитарного исполнительского искусства и очень

подробно касается именно камерного ансамбля с гитарой. В ней в частности говорится о том, что «без

камерного ансамбля невозможно полноценное развитие гитарного искусства, так как не будет

эффективной связи с музыкальной исполнительской традицией в целом – а, значит, гитара будет обречена

на изоляцию и, в конечном счёте, неизбежно деградирует как профессиональный инструмент. В силу этого

становится очевидным, что подлинного расцвета гитарного исполнительства можно ожидать тогда,

когда все его аспекты – сольное, камерно-ансамблевое и аккомпанемент – будут существовать и

развиваться комплексно и полноценно, естественным образом обогащая и дополняя друг друга. В широком

смысле камерно-ансамблевое музицирование с гитарой – это постоянный поиск и расширение границ

возможностей инструмента – а, значит, и развитие гитарного искусства в целом, ведь, как известно,

выявление потенциала любого художественного явления возможно путём анализа набора его

ограничений.»

1

Мне всегда была интересна эта область применения гитары, поэтому как только возникли

благоприятные условия – появление единомышленника, замечательного преподавателя фортепиано, –

началась работа по поиску произведений для переложений и адаптаций к возможностям учащихся. Сначала

это были учащиеся младших классов. Первые произведения появились, благодаря сборнику легких

джазовых пьес для фортепиано.Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь третья. Танцуем и поём.

Джазовые миниатюры, песни. Сост.Смирнова Т. «М.: РИФ» «Крипто-логос»,1992.-72с.

Причем все

переложения сделаны таким образом, чтобы инструменты можно было варьировать: меняться

инструментальными партиями, а также менять сами инструменты. Пьесы могут исполняться пианистами,

духовиками, скрипачами, домристами и т.д. в ансамбле с гитарой, и каждый раз звучание будет новым,

неожиданным. Так двадцать лет назад началась работа, которая в конечном счете привела к созданию

хрестоматии гитарного ансамбля. Если произведения для младших учащихся, находящиеся в начале, просты

в изучении, то вторая половина сборника требует большой кропотливой работы с учащимися среднего и

старшего звена .Когда начальная работа в младших классах уже проведена, т.е. дети начали заниматься

ансамблем в 1-2 классах, то

все, что будет происходить дальше, падает на подготовленную почву, и работа идет во многом

эффективней.

Переложения для камерных ансамблей - непрерывный творческий процесс на протяжении всей моей

педагогической деятельности. Условно Хрестоматию можно разделить на блоки или части. В первой

представлены пьесы от простых к сложным, инструменты могут быть самыми разнообразными, в

зависимости от того, что у вас под рукой: изначально, легкие пьесы предназначались гитаре и фортепиано,

просто появились в этот период учащиеся, готовые к такой деятельности.Но партии, как уже говорилось

выше, могут с успехом исполнить, например, скрипка, или флейта: Э.Сигмейстер «Кукушка танцует

вальс», «Ковбойская песня», «Ну-ка,встряхнись!»;М.Шмитц «Прыжки через лужи», О.Питерсон

«Зимний блюз», Дж. Шеринг «Колыбельная», Ж.Дандло «Старинная песенка» - предназаначенные для

2

учащихся младших классов, эти простые переложения решают основную задачу – пробуждение интереса к

камерному музицированию – как нельзя лучше.

Сочетание фортепиано, гитары и флейты

создает удивительно богатое звучание

ансамбля. Следующие пьесы – для учащихся среднего звена: Ф.Гендель «Гавот» и «Менуэт»

из Сонаты B dur op.5№7, Ж.Обер Сюита op.14 №4 ч.6, Г.Телеман «Ария 1» из Партиты

для

флейты.

Заканчивается

первая

часть

произведениями

И.С.

Баха.

«Менуэт»

из

оркестровой сюиты h moll и «Сицилиана» g moll для флейты адресованы старшеклассникам.

Вторая часть посвящена пьесам русских-советских композиторов: Прокофьева, Шостаковича,

Щедрина в переложении для гитары и фортепиано. Дети играли всю эту музыку на конкурсах, неизменно

вызывая интерес у преподавателей: два номера из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок» - «Вариации

Царь-девицы» и «Танец Царя –Гороха», две пьесы из цикла С.Прокофьева «Мимолетности», «Полька-

Шарманка» и «Танец-скакалка» Д.Шостаковича. Пьесы импрессионистов, джазовые произведения,

также переложенные для фортепиано и гитары, адресованы учащимся старших классов: М. Равель

«Павана», «Менуэт», «Ригодон», Д.Эллингтон «Без свинга нет музыки», Н.Кошкин «Юмореска». Эти

переложения также сделаны для фортепиано и гитары. Камерный ансамбль дает возможность учащимся

овладеть таким репертуаром, который в сольном исполнении просто недоступен для них, и это касается в

первую очередь гитаристов. Прокофьев, Шостакович, Равель, Щедрин – мы не играем эту музыку в силу

сложности музыкальной фактуры, которую невозможно переложить на гитару соло, и дело здесь совсем не в

том, что наш инструмент ограничен динамически. Сейчас появились замечательные электроклассические

инструменты – это дает, в частности, дополнительные возможности в ансамбле с фортепиано, самом

сложном инструментальном сочетании с гитарой. Но когда инструмент не подключен к динамику,

учащиеся практически учатся высшему музыкальному пилотажу: пианист не должен перекрывать гитару, а

гитарист должен правильно извлекать звук для получения нужного тембра и силы звука.

Дети

получают

уникальный

опыт

общения

и

понимания

особенностей

звучания

разных инструментов, учатся встраиваться в общую музыкальную ткань произведений, глубже

проникая в тайны своего собственного инструмента: подстроиться под общее звучание можно

только хорошо владея техникой, т.е. учащихся подстегивает к занятиям общее дело. Кроме

того, мы воспитываем вкус к хорошей музыке, к правильной подаче звука, его балансу и

качеству. Для гитаристов это особенно актуально. Ограниченные динамически, мы всегда

должны

думать

о

разнообразии

тембровых

оттенков,

правильном

звукоизвлечении

для

достижения нужного эффекта. Камерный ансамбль – еще одна возможность оторвать ребенка

от нот и научить играть «ушами»: услышать внутренним слухом то, что должно быть в целом,

и в процессе работы слушать себя относительно других

Мы растим музыкантов, но не только исполнителей, мы растим слушателей, тех, кто будет

заполнять залы на концертах классической музыки. Я вижу образовательное пространство гитаристов ,

начиная с обучения в музыкальной школе, именно с участием в камерных ансамблях - это невероятно

широко раздвигает узкие рамки сольного исполнения, кругозор юного музыканта, воспитывает вкус к

хорошей музыке.

Гитара находится на стыке двух направлений – народного и классического струнного, и очень

важно дать учащимся представление как об одном, так и о другом, научить чувствовать в них себя

уверенно как исполнителем, так и слушателем. Интересны тембровые сочетания гитары с фортепиано,

дающие удивительные звуковые эффекты, прекрасно сочетание с флейтой, скрипкой – гитара везде

подчеркивает фактурное богатство инструментов, сама раскрываясь в неожиданном свете. Безусловно,

камерный ансамбль с гитарой в музыкальной школе создать непросто. Нужно найти преподавателей-

энтузиастов, готовых работать друг с другом, учащихся, совместимых психологически. И конечно, что

очень важно, время в расписании. Эта дисциплина не входит в сетку педагогической нагрузки. Но я считаю,

что польза для учащихся, занимающихся камерным ансамблем, особенно для детей, занимающихся по

предпрофессиональным программам, должна стать самым убедительным доводом для скептиков.

3



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!