Автор: Нелюбина Александра Валерьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО Удельнинская ДМШ
Населённый пункт: п.Удельная, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Хрестоматия для камерного ансамбля с гитарой"
Раздел: дополнительное образование
1
Хрестоматия для камерного ансамбля с классической гитарой
Переложения А.Нелюбиной
(младшие, средние и старшие классы ДМШ и ДШИ)
Когда мы произносим слово «гитара», воображение большинства людей рисует яркие образы
андалузских цыган фламенко, бардовские песни у костра или в кругу друзей на вечеринках, многотысячные
концерты рок-групп на стадионах. Этот стереотип существует в течение многих лет как в сознании людей
далеких от музыкальной деятельности, так и в среде профессиональных музыкантов. Круг исполнителей и
любителей музыки на классической гитаре в нашей стране в сравнении с другими инструментами очень мал.
Так сложилось исторически: развитие классической гитарной школы в России – сложный, неоднозначный,
разноплановый в подходах процесс.
Моя задача заключается в том, чтобы дать ученику наиболее полное представление о гитарном
репертуаре и гитаре, как инструменте сольном и ансамблевом. Но если для гитары соло написаны школы и
создано огромное количество произведений разных жанров и стилевых направлений, то гитарный ансамбль
представлен гораздо скромнее. Причем камерный ансамбль с гитарой – явление практически уникальное:
малоизвестное, мало исполняемое, трудоемкое в плане организации и музыкального воплощения. Хочу
остановиться на исследовательской работе А. Петропавловского, доцента Нижегородской Государственной
Консерватории, в которой он исследует становление гитарного исполнительского искусства и очень
подробно касается именно камерного ансамбля с гитарой. В ней в частности говорится о том, что «без
камерного ансамбля невозможно полноценное развитие гитарного искусства, так как не будет
эффективной связи с музыкальной исполнительской традицией в целом – а, значит, гитара будет обречена
на изоляцию и, в конечном счёте, неизбежно деградирует как профессиональный инструмент. В силу этого
становится очевидным, что подлинного расцвета гитарного исполнительства можно ожидать тогда,
когда все его аспекты – сольное, камерно-ансамблевое и аккомпанемент – будут существовать и
развиваться комплексно и полноценно, естественным образом обогащая и дополняя друг друга. В широком
смысле камерно-ансамблевое музицирование с гитарой – это постоянный поиск и расширение границ
возможностей инструмента – а, значит, и развитие гитарного искусства в целом, ведь, как известно,
выявление потенциала любого художественного явления возможно путём анализа набора его
ограничений.»
1
Мне всегда была интересна эта область применения гитары, поэтому как только возникли
благоприятные условия – появление единомышленника, замечательного преподавателя фортепиано, –
началась работа по поиску произведений для переложений и адаптаций к возможностям учащихся. Сначала
это были учащиеся младших классов. Первые произведения появились, благодаря сборнику легких
джазовых пьес для фортепиано.Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь третья. Танцуем и поём.
Джазовые миниатюры, песни. Сост.Смирнова Т. «М.: РИФ» «Крипто-логос»,1992.-72с.
Причем все
переложения сделаны таким образом, чтобы инструменты можно было варьировать: меняться
инструментальными партиями, а также менять сами инструменты. Пьесы могут исполняться пианистами,
духовиками, скрипачами, домристами и т.д. в ансамбле с гитарой, и каждый раз звучание будет новым,
неожиданным. Так двадцать лет назад началась работа, которая в конечном счете привела к созданию
хрестоматии гитарного ансамбля. Если произведения для младших учащихся, находящиеся в начале, просты
в изучении, то вторая половина сборника требует большой кропотливой работы с учащимися среднего и
старшего звена .Когда начальная работа в младших классах уже проведена, т.е. дети начали заниматься
ансамблем в 1-2 классах, то
все, что будет происходить дальше, падает на подготовленную почву, и работа идет во многом
эффективней.
Переложения для камерных ансамблей - непрерывный творческий процесс на протяжении всей моей
педагогической деятельности. Условно Хрестоматию можно разделить на блоки или части. В первой
представлены пьесы от простых к сложным, инструменты могут быть самыми разнообразными, в
зависимости от того, что у вас под рукой: изначально, легкие пьесы предназначались гитаре и фортепиано,
просто появились в этот период учащиеся, готовые к такой деятельности.Но партии, как уже говорилось
выше, могут с успехом исполнить, например, скрипка, или флейта: Э.Сигмейстер «Кукушка танцует
вальс», «Ковбойская песня», «Ну-ка,встряхнись!»;М.Шмитц «Прыжки через лужи», О.Питерсон
«Зимний блюз», Дж. Шеринг «Колыбельная», Ж.Дандло «Старинная песенка» - предназаначенные для
2
учащихся младших классов, эти простые переложения решают основную задачу – пробуждение интереса к
камерному музицированию – как нельзя лучше.
Сочетание фортепиано, гитары и флейты
создает удивительно богатое звучание
ансамбля. Следующие пьесы – для учащихся среднего звена: Ф.Гендель «Гавот» и «Менуэт»
из Сонаты B dur op.5№7, Ж.Обер Сюита op.14 №4 ч.6, Г.Телеман «Ария 1» из Партиты
для
флейты.
Заканчивается
первая
часть
произведениями
И.С.
Баха.
«Менуэт»
из
оркестровой сюиты h moll и «Сицилиана» g moll для флейты адресованы старшеклассникам.
Вторая часть посвящена пьесам русских-советских композиторов: Прокофьева, Шостаковича,
Щедрина в переложении для гитары и фортепиано. Дети играли всю эту музыку на конкурсах, неизменно
вызывая интерес у преподавателей: два номера из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок» - «Вариации
Царь-девицы» и «Танец Царя –Гороха», две пьесы из цикла С.Прокофьева «Мимолетности», «Полька-
Шарманка» и «Танец-скакалка» Д.Шостаковича. Пьесы импрессионистов, джазовые произведения,
также переложенные для фортепиано и гитары, адресованы учащимся старших классов: М. Равель
«Павана», «Менуэт», «Ригодон», Д.Эллингтон «Без свинга нет музыки», Н.Кошкин «Юмореска». Эти
переложения также сделаны для фортепиано и гитары. Камерный ансамбль дает возможность учащимся
овладеть таким репертуаром, который в сольном исполнении просто недоступен для них, и это касается в
первую очередь гитаристов. Прокофьев, Шостакович, Равель, Щедрин – мы не играем эту музыку в силу
сложности музыкальной фактуры, которую невозможно переложить на гитару соло, и дело здесь совсем не в
том, что наш инструмент ограничен динамически. Сейчас появились замечательные электроклассические
инструменты – это дает, в частности, дополнительные возможности в ансамбле с фортепиано, самом
сложном инструментальном сочетании с гитарой. Но когда инструмент не подключен к динамику,
учащиеся практически учатся высшему музыкальному пилотажу: пианист не должен перекрывать гитару, а
гитарист должен правильно извлекать звук для получения нужного тембра и силы звука.
Дети
получают
уникальный
опыт
общения
и
понимания
особенностей
звучания
разных инструментов, учатся встраиваться в общую музыкальную ткань произведений, глубже
проникая в тайны своего собственного инструмента: подстроиться под общее звучание можно
только хорошо владея техникой, т.е. учащихся подстегивает к занятиям общее дело. Кроме
того, мы воспитываем вкус к хорошей музыке, к правильной подаче звука, его балансу и
качеству. Для гитаристов это особенно актуально. Ограниченные динамически, мы всегда
должны
думать
о
разнообразии
тембровых
оттенков,
правильном
звукоизвлечении
для
достижения нужного эффекта. Камерный ансамбль – еще одна возможность оторвать ребенка
от нот и научить играть «ушами»: услышать внутренним слухом то, что должно быть в целом,
и в процессе работы слушать себя относительно других
Мы растим музыкантов, но не только исполнителей, мы растим слушателей, тех, кто будет
заполнять залы на концертах классической музыки. Я вижу образовательное пространство гитаристов ,
начиная с обучения в музыкальной школе, именно с участием в камерных ансамблях - это невероятно
широко раздвигает узкие рамки сольного исполнения, кругозор юного музыканта, воспитывает вкус к
хорошей музыке.
Гитара находится на стыке двух направлений – народного и классического струнного, и очень
важно дать учащимся представление как об одном, так и о другом, научить чувствовать в них себя
уверенно как исполнителем, так и слушателем. Интересны тембровые сочетания гитары с фортепиано,
дающие удивительные звуковые эффекты, прекрасно сочетание с флейтой, скрипкой – гитара везде
подчеркивает фактурное богатство инструментов, сама раскрываясь в неожиданном свете. Безусловно,
камерный ансамбль с гитарой в музыкальной школе создать непросто. Нужно найти преподавателей-
энтузиастов, готовых работать друг с другом, учащихся, совместимых психологически. И конечно, что
очень важно, время в расписании. Эта дисциплина не входит в сетку педагогической нагрузки. Но я считаю,
что польза для учащихся, занимающихся камерным ансамблем, особенно для детей, занимающихся по
предпрофессиональным программам, должна стать самым убедительным доводом для скептиков.
3