Напоминание

Образовательная программа художественно-эстетического цикла по хореографии "Ансамбль пластики и танца "Лимузин"


Авторы: Денисова Елена Юрьевна, Червякова Лидия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ"Металлург"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Образовательная программа художественно-эстетического цикла по хореографии "Ансамбль пластики и танца "Лимузин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Образовательная программа художественно-эстетического цикла по

хореографии

«Ансамбль пластики и танца «Лимузин»

составители: Денисова Е. Ю., Червякова Л. А.

Пояснительная записка

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многове-

ковую историю развития. В основе его происхождения лежит потребность чело-

века выразить свои эмоции средствами пластики. Хореография – искусство син-

тетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную фор-

му, а движения становятся слышащими.

Хореография, как искусство коллективное, способствует развитию чув-

ства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиально-

сти, стойкости и мужества, что может оказать внимание на исполнительскую

деятельность учащихся, ведь в танце проявляются характер и духовные каче-

ства личности.

Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетиче-

скую радость. Среди множества форм художественного воспитания подрастаю-

щего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только

учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и

фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В процессе обучения раз-

виваются физические данные учащихся, формируются необходимые техниче-

ские навыки, накапливается определенный запас лексики. Воспитание детей на

высоких образцах различных видах танцев развивает у них высокий художе-

ственный вкус и иммунитет против примитивного, прошлого, вульгарного.

Общеразвивающая

программа

«Лимузин»

имеет художественную

направленность и является важнейшим звеном в развитии и воспитании под-

растающего поколения.

Программа разработана с учётом следующих нормативных документов и ре-

комендаций:

1.

Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-

сийской Федерации»;

2.

Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоря-

жение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);

3.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от №

1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образова-

тельной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

про-

граммам», М., 29.08. 2013;

4.

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

/

(СанПиН

2.4.4.3172 – 14) М, 20.08.2014;

5.

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных обще-

развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо

Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.).

Программа направлена на гармоничное развитие личности, формирование

у

учащихся

танцевальных

навыков,

что

способствует

повышению

общей

культуры ребенка.

Актуальность программы состоит в том, что изучение танца во всем

многообразии техник и направлений позволяет комплексно воспитать тело тан-

цора.

Новизна данной программы заключается в объединении как практиче-

ских и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направле-

ний хореографии, а также во включении таких разделов как «Партнёринг. Им-

провизация» и «Контактная импровизация». Изучение данных разделов преду-

сматривает развитие у учащихся фантазии и артистизма, вовлечение ребенка в

сферу совместной деятельности, учит использовать накопленные знания, рас-

крывает его творческие способности. Введение данных разделов позволяет де-

тям участвовать в конкурсе детских балетмейстерских работ в качестве поста-

новщиков и исполнителей своих танцев.

Единство танцевального искусства подразумевает развитие чувства рит-

ма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,

одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику

рук, грацию и выразительность. Занятия по данной программе дают представле-

ние об актерском мастерстве, развивают координацию движений и фантазию,

формируют у учащихся правильную осанку, прививают основы этикета и пра-

вильные манеры поведения в обществе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью

художественного образования, возможностью использования познавательных и

воспитательных элементов

хореографических занятий, формирующих у уча-

щихся творческие способности, эстетический вкус и

чувство прекрасного.

Работа по хореографическому воспитанию отличается большим многообразием

форм, которые требуют от воспитанников проявления организованности, само-

деятельности,

инициативы,

что

способствует воспитанию организационных

навыков, активности, находчивости. Хореографическое воспитание содейству-

ет всестороннему развитию детей.

Общеразвивающая программа «Лимузин» рассчитана на 5 лет обучения,

на детей в возрасте от 8 до 13 лет. Набор детей осуществляется с учётом возрас-

та, физических данных при наличии медицинской справки и по личному заявле-

нию родителей (или лиц их заменяющих).

На 1 год обучения отводится 144 часа, т.е. 4 часа в неделю, на 2-5 года обу-

чения – 216 часов, т.е. 6 часов в неделю. Количество детей в группе I года обу-

чения – 15 чел., II года обучения – 12 чел.,

III года обучения – 10чел., IV-V го-

дов обучения – 8 чел.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она

позволяет выровнять возможности детей, используя в процессе обучения диф-

ференцированный подход.

Программа включает в себя следующие разделы:

- корригирующая гимнастика;

- современный танец;

- классический танец;

- партнёринг, импровизация;

- контактная импровизация.

Введение раздела «Корригирующая гимнастика» способствует разви-

тию у учащихся музыкальности, что помогает не только понять, но и глубоко

пережить, почувствовать музыку. Так музыка надолго остается в эмоциональ-

ной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении. Корриги-

рующая гимнастика

способствует развитию суставно-мышечного аппарата,

эластичности и силы мышц, координации движений, выработке правильного

дыхания.

Классический

танец

является

основой

танцевального

искусства.

Он

постоянно развивается, обогащается новыми пластическими формами, ставя

перед

танцором цель - стремиться к совершенству владения своим телом.

Классический

танец

прививает

навык

правильной

осанки,

гармонично

развивает

всё

тело,

раскрепощает

движение,

развивает

пластичность

и

ко о рд и н а ц и ю ,

п р и о б щ а е т

к международной

системе

танцевальной

терминологии.

Невозможно представить себе танцора, не владеющего в полной мере

искусством современной хореографии. К современным танцам можно отнести

все направления, которые популярны на сегодняшний день. В данном разделе

изучаются современные танцы разных стилей и направлений. Данные танцы с

их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела

хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и

сердце,

способствуют более свободному овладению танцором своим телом.

Работа

над

координацией

позволяет

усложнять

танцевальный

рисунок,

а

постепенное

развитие

пластичности

делает

импровизацию

учащихся

действительно многогранной и красивой.

Актуальность

в в е д е н и я к у р с а «П а р т н ё р и н г. Импровизация»

продиктована отсутствием у учащихся специальной подготовки поведения и

выражения сценического образа на сцене. В результате изучения данного курса

у учащихся развивается

фантазия, воображение, выразительность телесных

движений

исполнителя

на

сцене,

вырабатывается

п л а с т и ч е с ка я

индивидуальность. Давая задания на импровизацию, педагог может проверить у

учащихся знания приемов прихода в партер, умение соединять различные ранее

изученные

элементы,

а

также

умение

выражать

задуманный

образ. Занятия

импровизацией также способствуют развитию суставно-мышечного аппарата,

эластичности и силе мышц, координации движений, выработке правильного

дыхания. .

Овладев

техникой

исполнения

движений,

ребёнок

сам

с

удовольствием

придумывает

движения,

играет

с

образом

В

результате

теоретических

и

практических

занятий

дети

смогут

выявить

свою

пластическую индивидуальность как основу для создания различных образов.

Раздел «Контактная импровизация » вводится на 5 году обучения. Он

способствует

дальнейшему

более

глубокому развитию

у

учащихся

исполнительских способностей, воспитанию пластической культуры, а также

формированию комплекса навыков, позволяющих выполнять задачи различной

степени сложности в процессе подготовки танца

Цель программы: раскрытие и развитие природных задатков и творче-

ского потенциала учащегося в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы

Воспитательные:

воспитать культуру личности учащихся средствами хореографического

искусства;

воспитать чувства сотрудничества, товарищества и взаимовыручки;

сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения;

воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.

Обучающие:

формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков

по хореографии;

художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству

танца;

формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, ре-

жим дня, гигиена).

Развивающие:

развитие творческих способностей учащихся;

развитие гибкости, ловкости, координации движений у учащихся;

развитие эмоционально-волевых качеств;

развитие умений коллективной и творческой деятельности;

развитие психофизических особенностей, способствующих успешной

самореализации.

Основные принципы реализации программы

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

принцип сознательности и активности,

который предусматривает,

прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца, за-

интересованности и творческого отношения к решению поставленных

задач;

принцип наглядности,

который предусматривает использование при

обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация прие-

мов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со

ссылкой на ранее изученные);

принцип систематичности,

который предусматривает разучивание

элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изуче-

ние новых элементов для расширения активного арсенала приемов, че-

редование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения

работоспособности и активности учащихся

принцип гуманистической направленности обучения,

устанавлива-

ющий равноправное партнерство между всеми участниками образова-

тельной деятельности;

принцип личностной самоценности и опережающего обучения, ко-

торый рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как

индивидуальность;

принцип личностно-значимой деятельности,

предполагающий уча-

стие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответ-

ствии с личностными смыслами и жизненными установками.

принцип индивидуальности

учет возрастных особенностей, учет

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

принцип постепенного повышения требований – постепенная поста-

новка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном

увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность,

регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.

принцип

креативности

предполагает

развитие

и

активизацию

творческих способностей каждого ребенка;

принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореа-

лизации личности.

принцип эмоциональной насыщенности.

Занятия искусством дают

основу для создания среды, богатой ценностным общением, стиму-

лируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физи-

ческое и душеное здоровье учащихся и побуждающие ребенка к

дальнейшему развитию.

принцип индивидуализации имеет значение для осуществления лич-

ностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспита-

ния и творческого развития личности обучающихся.

принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфиче-

ского языка одного искусства в другой

.

Методы обучения

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят,

формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и дости-

жение ими высокого творческого результата используются различные методы

работы.

Словесный: рассказ, объяснение, пояснение о характере танца и сред-

ствах передачи выразительности его образов; оценка исполнения.

Наглядный: показ, демонстрация видео и фотоматериалов.

Практический: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

Эвристический:

творческие задания импровизационного характера,

этюды, самостоятельные постановки.

Метод индивидуального подхода к каждому ребенку,

при котором,

поощряется

самобытность,

проявление

индивидуальности,

свобода

самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению

творческих задач.

Формы проведения занятий

При реализации программы используются следующие

формы проведения занятий:

групповая (учебные занятия, постановочно-репетиционная работа);

коллективная форма (применяется для проведения сводных репетиций,

постановок танцев);

интегрированное занятие с элементами импровизации;

индивидуальная (работа с солистами, наиболее одаренными детьми).

Педагогические технологии

Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве. Тех-

нология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает ин-

дивидуально-групповую работу. Учащиеся разбиваются на группы по несколь-

ко человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно

повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная

работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью ин-

дивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная ра-

бота в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих

индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

Технология игрового обучения. Учитывая психологию детей и беря во внима-

ние то, что ведущей деятельностью является игра, многие занятия можно вы-

страивать в форме танцевальных и музыкальных игр. Данные формы использу-

ются не только для разрядки и отдыха детей во время проведения занятия, но и

для того, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия, средством для

достижения намеченной педагогом цели. Применение на занятиях хореографи-

ей игр, позволяет снять психологические зажимы, обогащает эмоциональный

опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть излишнюю скром-

ность, стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и гармо-

ничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.

Технология проектного обучения. Хореографические занятия полны творче-

ских заданий, игровых и практико-ориентированных проектов. Учащиеся могут

выполнять их как в группах, так и индивидуально.

Технология здоровьесберегающего обучения. Применение данной техноло-

гии предусматривает решение таких задач, как

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепле-

ния здоровья;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографи-

ей – способ поддержания здоровья, развития тела.

Информационные технологии. Для качественного звучания

танцевальных фонограмм используются компьютерные технологии. Примене-

ние данных технологий позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы детского объединения.

Применение компьютерных технологий даёт возможность:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

- поддерживать контакты с детьми, коллегами и осуществлять деловое об-

щение.

Прогнозируемые результаты

Предметные результаты

За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и умений.

После 1 года обучения учащиеся должны

знать:

- основные термины экзерсиса танца джаз – модерн;

- точки плана класса, их расположение;

- правила постановки корпуса;

- позиции рук, ног в танце джаз-модерн;

- комплекс выполнения акробатических упражнений;

- правила поведения и техники безопасности на занятиях.

Уметь:

- различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений;

- выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога;

- выполнять партерную гимнастику.

После 2 года обучения учащиеся должны

знать:

- основы постановочной и концертной деятельности;

- различные направления в хореографии;

- правила техники безопасности поведения на занятиях;

-элементарные теоретические понятия: «потягивание», «фиксация», «отказ»,

«поддержка» и т.д.

Уметь:

- выполнять классический экзерсис у танцевального станка;

- применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в

хореографии;

- выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;

- выполнять комплекс акробатических упражнений;

- комплекс упражнений на раскрепощение мышц;

- переключаться эмоционально с одного характера музыки на другой;

- выполнять самостоятельно задания на импровизацию;

- использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях;

- концентрировать сценическое внимание.

Иметь

навыки выразительности

и

техники

выполнения

движений

в

хореографических

композициях. Иметь

представление

о

постановке

хореографической композиции.

После 3 года обучения учащиеся должны:

знать:

- последовательность исполнения классического экзерсиса у станка;

- навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала;

- навыки артистичности, эмоциональности и выразительности;

- основные термины танца джаз-модерн;

- понятия «баланс», «ролл», «стрейчинг»;

- технику безопасности поведения на занятиях по пластике.

Уметь:

- выполнять экзерсис танца джаз-модерн;

- выполнять вращения на середине зала;

- выполнять вращения в продвижении;

- выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками;

- выполнять упражнения на смену уровней;

- проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций.

Иметь

навыки креативного

мышления

в

работе

над

хореографическими

образами, организации постановочной и концертной деятельности.

После 4 года обучения учащиеся должны

знать:

- правила культуры поведения на сценической площадке;

- навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала;

- правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике.

Уметь:

- исполнять прыжковые комбинации в продвижении;

- применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность;

- проявлять фантазию в создании хореографических номеров;

- применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе;

- выполнять изученные стили хореографии в постановках.

Иметь навыки коммуникативного общения и ведения здорового образа жизни.

После 5 года обучения учащиеся должны

знать:

правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике;

технику безопасности поведения на занятиях по пластике;

Уметь:

- выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и

сольно;

- работать в паре с партнёром;

- создавать хореографические композицию;

- выполнять изученные стили хореографии в постановках;

- выполнять самостоятельно задания на импровизацию.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты - система ценностных ориентаций обучающего-

ся, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам

окружающего мира.

По

окончании

обучения

у

детей

должны

сформироваться

следующие

личностные результаты:

-

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего

края;

-

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации к обучению и познанию;

-

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и т.д.;

-

освоение

социальных

норм,

правил

поведения,

участие

в

детском

самоуправлении и общественной жизни;

-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

-

развитие

эстетического

сознания

через

освоения

художественного

наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты направлены на формирование регулятив-

ных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

По окончании обучения у учащихся должны сформироваться следующие

УУД:

Познавательные УУД - система способов познания окружающего мира,

построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокуп-

ность операций по обработке, систематизации, обобщению и использова-

нию полученной информации

Коммуникативные УУД - способность учащегося осуществлять комму-

никативную деятельность, использование правил общения в конкретных

учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой

деятельности в устной и письменной форме. Формирование коммуника-

тивных компетенций учащихся направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Регулятивные УУД отражают способность учащегося строить учебно-

познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив,

прогноз, средства, контроль, оценка). То есть учащиеся должны знать для

чего и ради чего они посещают данные занятия, выполняют то или иное

упражнение.

Личностные УУД: желание приобретать новые знания и умения, совер-

шенствовать имеющиеся, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих, соблюдать нормы этики и этикета.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и ком-

муникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повы-

сить результативность образовательно – воспитательного процесса, как в

основной школе, так и в дополнительном образовании.

Критерии и способы определения результативности

Критерии

Методы диагностики

Диагностика уровня достигнутых предметных результатов

1

Владение предметными

знаниями по образовательной

программе

-тестирование по теории хореографии;

- наблюдение;

- просмотр

2

Владение практическими

умениями и навыками по

образовательной программе

- наблюдение;

- просмотр;

- выполнение индивидуальных заданий

на импровизацию;

- игровые тренинги.

Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов

1

Регулятивный компонент

(умение управлять своей

деятельностью, осуществлять

контроль и ее коррекцию,

проявлять инициативность и

самостоятельность)

- наблюдение;

- собеседование с учащимися,

родителями.

2

Коммуникативный

компонент (анализ уровня

развития коммуникативных

способностей, анализ

достигнутого уровня навыков

сотрудничества)

- наблюдение;

- м е т о д и к а

и с с л е д о в а н и я

взаимоотношений

в

группе

учащихся

(Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта);

-

м е т о д и к а

в ы я в л е н и я

ком м у н и к ат и в н ы х

с к л о н н о с т е й

учащихся (на основе материалов Р. В.

Овчаровой)

3

Познавательный компонент

(диагностика активности

мышления, интереса к

содержанию и процессу

обучения)

-

методика

определения

типологии

мотивов учения «Лесенка побуждений»

А . И . Б о ж о в и ч ,

И . К . М а р к о в а

(адаптирована для УДОД);

- наблюдение.

4

Личностный компонент

(познавательный интерес,

нравственные представления,

гражданская позиция,

креативность)

-

м е т о д и к а

и з у ч е н и я

с о ц и а л и з и р о ва н н о с т и

л и ч н о с т и

учащегося М.И. Рожкова;

-

методика

«Репка»

( р а з р а б о т ка

преподавателей

кафедры

о б щ е й

педагогики РПГУ им. Герцена);

- анализ поставленных

импровизаций

учащегося;

- наблюдение

Диагностика уровня достигнутых личностных результатов

1

Самосознание и

самоопределение (образ «Я»,

анализ внутренней позиции,

самооценка, самоуважение)

- методики определения самооценки

младших школьников «Лесенка»

А.И.Божович, И.К.Маркова

(адаптирована для УДОД);

- Опросник «Самооценка» методика

определения самооценки среднего

школьного возраста;

-методика «Репка» (разработка

преподавателей кафедры общей

педагогики РПГУ им. Герцена);

-наблюдение.

2

Смыслообразование (выявление

преобладающей мотивации,

границ знания/незнания,

самоорганизация свободного

времени)

-

методика

определения

типологии

м о т и в о в

у ч е н и я

« Л е с е н к а

п о б у ж д е н и й »

А . И . Б о ж о в и ч ,

И.К.Маркова

(адаптирована

для

УДОД);

-наблюдение

3

Морально-этическая

ориентация (владение

социальными нормами и

правилами поведения, ценностные

ориентиры, толерантность и др.)

-

м е т о д и к а

д л я

и з у ч е н и я

социализированности

личности

учащегося М.И. Рожкова;

-

м е т о д и к а

и с с л е д о в а н и я

ценностных

ориентаций

учащихся

средних

классов

(адаптированный

материал методики М.Рокича);

- наблюдение.

4

Творческое мышление

(постановка необычных,

нестандартных вопросов и

- наблюдение;

- анализ поставленных

импровизаций.

проблем, выдвижение необычных,

нешаблонных решений в

проблемных ситуациях,

способность гибко применять

разнообразные стратегии при

решении проблем, вариативность

способов воплощения идеи и др.)

Инструментарий мониторинга предметных и метапредметных результатов,

личностных качеств учащихся смотреть в приложении.

Методы и этапы контроля

1

этап: предварительный – оценка начального уровня развития знаний и

навыков.

Контрольно-диагностические

средства:

просмотр,

т е с т и р о ва н и е ,

анкетирование.

2

этап: текущий

выявление

уровня

усвоения

учащимися

программного

материала, применения его на практике.

Контрольно-диагностические

средства:

просмотр

творческих

работ

детей,

проведение

открытых

уроков

и

концертов

для

родителей.

Участие

в

концертных программах, конкурсах, фестивалях.

3

этап: итоговый – проверка знаний и умений детей, полученных в ходе

реализации общеобразовательной программы.

Контрольно-диагностические

средства:

участие

в

конкурсах

и

фестивалях,

отчётный концерт, итоговое занятие, тестирование, анкетирование.

Воспитательная работа

Воспитательная

работа

является

неотъемлемой

частью

учебного

процесса, она ведётся постоянно и на каждом занятии. Вся воспитательная

работа

направлена

на

формирование

художественного

вкуса

детей,

их

нравственное

и

физическое

развитие,

создание

бл а го п р и я т н о го

психологического климата в коллективе.

В начале года проводится вечер знакомств, где дети имеют возможность

пообщаться друг с другом и познакомиться. В течение года проводятся вечера

общения,

где

обсуждаются

творческие

планы,

чествуются

именинники,

отмечаются традиционные мероприятия.

Большое

воспитательное

значение

имеют

выступления

детей

на

концертах, конкурсах, фестивалях. В этот момент формируются такие качества,

как

стрессоустойчивость,

выдержка,

взаимопомощь.

Появляется

чувство

взаимодействия коллектива как единого организма, гордость за выполненную

работу.

Во

время

летних

каникул

организуются

выезды

учащихся

детского

объединения в лагеря, где происходит ещё большее сплочение коллектива,

появляются новые творческие планы.

Работа с родителями

Для того чтобы родители стали помощниками и единомышленниками

проводятся

родительские

собрания,

индивидуальные

беседы,

совместные

мероприятия.

Родители

могут

посещать

выступления

детей,

для

них

проводятся открытые занятия, концерты.

Без

тесного

контакта

с

родителями,

невозможно

организовать

выступление, обеспечить позитивное отношение к занятиям у самих учащихся.

Для

постановок

танцев необходимы яркие и красочные костюмы, без них

танец не будет иметь должной выразительности. Учитывая то, что изготовление

таких

костюмов

требует

довольно

крупных

затрат,

понятно,

что

помощь

родителей необходима.

Учебный план по годам обучения

Дисциплина / год

обучения

1

2

3

4

5

1

Корригирующая

гимнастика

72

36

36

-

-

2

Современный танец

36

36

36

72

36

3

Классический танец

-

72

72

72

108

4

Партнеринг

Импровизация

-

36

36

36

-

5

Контактная

импровизация

-

-

-

-

36

6

Постановки

30

30

28

28

30

7

Концертная

деятельность

6

6

8

8

6

Итого

144

216

216

216

216

1 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практика

1

Корригирующая гимнастика

72

12.5

49.5

1.1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

1.2.

Упражнения, лежа на спине

14

2

12

1.3.

Упражнения, лежа на животе

14

2

12

1.4.

Подъем с пола

14

2

12

1.5.

Позиции рук

8

1

7

1.6.

Прыжки

10

1

9

1.7.

Растяжка

10

1

9

1.8.

Итоговое занятие

1

-

1

2

Современный танец

36

5.5

30.5

2.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

5

5

-

2.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2.2

Разогрев

7

-

7

2.3

Экзерсис

7

-

7

2.4

Уровни

7

-

7.5

2.5

Кросс

8

-

7

2.6

Итоговое занятие

1

-

1

3.

Постановки

36

5.5

30.5

3.1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

3.2.

Постановочная работа

29

5

24

4.

Концертная деятельность

6

-

6

Итого

144

23.5

120.5

Содержание

На

этом

году

обучения

большое

внимание

уделяется

партерной

гимнастике, которая помогает сформировать, укрепить мышцы, подготовить к

изучению

классического

танца.

Движения

исполняются

в

выворотном

положении

при

свободно

лежащем

корпусе.

Т.

к.

основная

часть

занятия

проводится

лежа

на

полу,

то

вначале

необходимо

разогреть

все

основные

мышцы любыми простыми движениями. Учащиеся знакомятся с музыкальным

размером 2/4, 4/4 и 3/4. Происходит развитие координации путем усложнения

простых элементов. Много внимания уделяется работе над выразительностью

образа, эмоциональным исполнением движения.

1.1Вводное занятие

Знакомство с детским объединением, планом работы на год, инструктаж по

технике безопасности.

1.2Упражнения, лежа на спине

Теория: особенности исполнения предлагаемых упражнений.

Практика:

упражнение

на

формирование

правильной

классической

осанки:

натяжение и расслабление корпуса с прижатием поясницы к полу и без;

работа

стопой:

вытянуть-сократить,

«ласточкин

хвост»,

«кулачки»,

«рыбий хвост»;

формирование

«угла»

(соединение

ноги

и

тазобедренного

сустава):

«вываливание» подъема при согнутых ногах, поднимание колен до груди;

отработка sour le coup de pied;

passé retiree;

demi rondes приемом releve lent;

махи ногами;

медленное поднимание ноги с работой стопы;

махи ногами в разные направления.

1.3. Упражнения, лежа на животе

Теория: особенности исполнения предлагаемых упражнений.

Практика:

упражнения

на

подтягивание

ягодичных

мышц

(напряжение,

расслабление);

passé retiree сзади;

перекаты вбок со скрещенными ногами (подтягивание боковых мышц);

половина переката со скрещенными ногами (подготовка к soutenu;

махи ногами;

подъем спины наверх при неподвижной нижней части корпуса.

1.4. Подъем с пола

Теория: особенности исполнения.

Практика:

После всего комплекса резко подниматься с пола нельзя, так как сильно

изменяется кровяное давление, может закружиться голова, поэтому следует

постепенно подниматься до четверенек, колен, исполняя в каждом положении

одно - два упражнения.

растягивание спины в положении на коленях;

«змейка»;

кувырки, перекаты, перевороты;

«волны», «промакашка»;

«лягушка» с работой грудной клетки или поворотом головы;

прогибы позвоночника на четвереньках;

поднимание колен и переход на внешнюю сторону подъема;

упражнения для развития гибкости позвоночника («мостик», «свечка»,

«плужок», «корзиночка»);

наклоны к ногам с вытянутой и сокращенной стопой.

1.5. Позиции рук

Теория: особенности исполнения упражнений.

Практика:

На полу могут формироваться позиции рук, изучение перегибов назад и из

стороны в сторону.

лежа на спине (опора на лопатках) исполнение 1 port de brass;

сидя на полу обхватить руками колени, исполнять перегибы назад.

1.6.Прыжки

Теория: особенности исполнения прыжков.

Практика:

трамплинные по параллельным позициям;

разножка;

с поджатыми до груди и до ягодиц ногами;

pas echappes на одну ногу;

pas pique.

1.7. Растяжка

1.8. Итоговое занятие

2. Современный танец

Развитие

той

или

иной

системы

танца

модерн

связано

с

именами

известных педагогов, исполнителей. Эти системы базировались, прежде всего,

на

определенном

философском

подходе

к

движению.

Это

выражалось

в

постановках,

однако

подготовка

исполнителей

заставляла

искать

особую

индивидуальную систему обучения. В танце модерн, в отличие от джаз танца,

все

тело

исполнителя

принимает

участие

в

движении,

таким

образом,

в

основном

двигается

позвоночник.

И

именно

работа

над

подвижностью

позвоночника лежит в основе многих систем танца модерн.

Основные особенности: основой движения служит

contraction и release,

которое исполняется в центр тела, большую роль играют различные спирали и

изгибы позвоночника.

Совершенствование

координации,

приобретение

подтянутости,

устойчивости,

лёгкости.

Уменьшается

вертикальная

(опорная)

нагрузка

на

позвоночник, на ноги, позволяя мышцам работать в другом режиме.

2.1. Вводное занятие

Знакомство

с

планом

работы

детского

объединения.

Инструктаж

по

технике

безопасности. Знакомство с терминологией танца модерн, изучение

позиций ног и рук.

2.2. Разогрев (упражнения на изоляцию)

работа головой: повороты головы в сторону, наклоны вперед, назад, в

стороны, вращательные движения;

работа

плечами

(поочередно

и

вместе):

вращательные

движения,

поднимание и опускание, движения вперед и назад;

упражнения для корпуса: наклоны вперед, назад, в стороны;

работа

бедрами:

смещение

из

стороны

в

сторону,

вперед,

назад

при

неподвижной верхней части; вращательные упражнения;

распространения;

1 port de brass;

«кресты»;

прыжки: трамплинные и силовые.

2.3.Экзерсис

relevé simple, relevé с опусканием на одну ногу, поворотом бедра;

demi plié, grand plié по I, II поз.;

battement tendu simple;

battement tendu с сокращением стопы;

battement tendu jeté simple;

rond de jamb par terre en dehors, en dedans;

battement fondu;

battement frappé.

2.4.Уровни

«волны»;

«промокашка»;

перекаты на полу;

растяжка.

2.5.Кросс

soubresaux;

chasse;

танцевальные шаги;

колесо.

2.6 Итоговое занятие

3.-3.1 Постановки. Вводное занятие.

На

вводном

занятии

дети

знакомятся

с

музыкой,

сюжетом,

стилем

исполнения, затем учат предлагаемый материал, оттачивают исполнительский

уровень

3.2 Постановочно-репетиционная работа

На 1 году обучения происходит развитие физических данных, техники,

культуры исполнения. Занятия предполагают применение полученных навыков

в постановках, выступлениях.

4. Концертная деятельность

2 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практи

ка

1

Современный танец

36

4.5

31.5

1.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

5

4.5

-

1.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

1.2

Разогрев

6

-

6

1.3

Экзерсис

6

-

6

1.4

Уровни

5

-

5

1.5

Кросс

6

-

6

1.6

Танцевальные комбинации

6

-

6

1.7

Итоговое занятие

1

-

1

2.

Классический танец

72

7.5

64.5

2.0

Терминология

7

7

-

2.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2.2

Экзерсис у станка

18

-

18

2.3

Allegro

17

-

17

2.4

Позиции рук

18

-

18

2.5

Итоговое занятие

10

-

10

3.

Корригирующая гимнастика

36

6

1

3.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

3.2

Практическая работа

34

5.5

28.5

3.3

Итоговое занятие

1

-

1

4.

Партнёринг. Импровизация

36

10

26

4.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

4.2

Практическая работа

35

5.5

28.5

4.3

Итоговое занятие

1

-

1

5

Постановочно-репетиционная работа

30

6

24

6

Концертная деятельность

6

-

6

Итого

216

35

181

1. Основы современного танца

Повторение и развитие движений предыдущего года обучения. Ведётся

работа над началом изучения больших прыжков. По всем разделам занятия

обязательное условие: развитие координации движений ног, корпуса, рук и

головы. По сравнению с предыдущим годом обучения занятие строится сложнее

комбинационно.

1.1.Вводное занятие

Знакомство

с

планом

работы

детского

объединения.

Инструктаж

по

технике безопасности

.

Введение понятия «центр».

1.2.Разогрев (упражнения на изоляцию)

контракция – релиз;

волны (прямая и обратная) из положения стоя в различные направления;

распространения: боковые, в диагональ;

работа

головой,

плечами,

бедрами

поочередно

и

вместе

несколькими

центрами;

работа грудной клеткой;

квадраты плечами (простой и с усложненной координацией);

1.3.Экзерсис

demi plié, grand plié ;

battement tendu с сокращением стопы;

battement tendu jeté с наклоном корпуса к ноге и от ноги;

battement tendu jeté piqué;

battement fondu на 45

.

1.4.Уровни

Понятие «уровни» (low,

midlle,

high level), умение чувствовать пространство

при различных положениях в нём исполнителя.

1.5.Кросс

chasse;

аssemble;

grand jete;

танцевальные шаги;

«пистолет», подскоки.

1.6 Танцевальные комбинации

1.7 Итоговое занятие

2. Основы классического танца

Учитывая, что внимание детей младшего школьного возраста отличается

непостоянностью, необходимо так составлять учебные задания, чтобы меньшая

нагрузка

чередовалась

с

большей;

спокойный

темп

сменялся

быстрым;

статические упражнения сочетались с динамическими, ибо при однообразном и

монотонном ведении учебного процесса, без эмоциональных разрядок детский

организм утомляется быстрее, чем при исполнении «смешанного» задания.

При изучении движений классического экзерсиса, танцевальных па и

этюдов ставятся важные задачи - выработка правильной постановки корпуса

(торса), ног, рук и головы, формирование нормальной или правильной осанки,

обеспечивающей

устойчивость

(апломб)

при

исполнении

движений

классического

танца,

знакомство

с

музыкально-ритмической

координацией

движений в экзерсисе и в танцах, элементах и этюдах. Движения экзерсиса у

станка

исполняются

в

четырёх

положениях;

стоя

лицом

к

станку

и

придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки

в сторону и положив их на палку; стоя за станком, лицом в зал, придерживаясь

двумя руками за станок.

2.1.Вводное занятие

Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по технике

безопасности.

2.2. Экзерсис у станка

Все

движения

экзерсиса

исполняются

у

станка

в

предлагаемой

последовательности:

-

demi plié I, II позиций;

-

battement tendu простой из I, позиций;

-

battement tendu jeté из I, позиций;

-

demi rond de jamb par terre en dehors, en dedons, rond de jamb par terre en

dehors, en dedans;

-

grand battement из I, поз.;

-

relevé lent, из I и поз.;

-

relevé по 1 и 2 поз.

2.3.Allegro

-

трамплинные прыжки;

-

souté I, II, поз.

2.4. Позиции рук

-

I port de brass.

2.5. Итоговое занятие

3. Корригирующая гимнастика

Занятия по данному предмету предполагают развитие природных данных,

укрепление мышечного скелета, а также развитию ловкости и координации.

Исполняется

цикл

упражнений

по

развитию

физических

возможностей.

Суставная

гимнастика,

улучшение

осанки,

акробатические,

гимнастические

элементы,

растяжки,

пластика,

силовые

упражнения,

простейшие

трюки,

упражнения

на

выносливость,

выявление

индивидуальных

особенностей.

Отдельное

внимание

уделяется

технике

безопасности

при

выполнении

трюковых элементов.

3.1 Вводное занятие

Знакомство

с

планом

работы

детского

объединения.

Инструктаж

по

технике безопасности.

3.2 Практическая работа

Упражнения

на эластичность

мышц,

подвижность

суставов,

формирование мышц брюшного пояса;

колесо;

кувырки;

«мостик»;

промакашка;

стойка на руках;

растяжка;

подготовка к вращениям и вращения из параллельных позиций.

3.3. Итоговое занятие

4. Партнёринг. Импровизация

4.1 Вводное занятие

Умение работать с партнёром, «ловить» взгляд, устанавливать контакт

4.2 Практическая работа

упражнения: «Тень», «Зеркало», «Аквариум»;

тренинг эмоций. Работа над выразительностью образа;

выполнение элементов на передачу веса тела партнёру

Использование этих элементов в пластических этюдах.

4.3 Итоговое занятие

5. Постановочно-репетиционная работа

6. Концертная деятельность

3 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практи

ка

1

Современный танец

36

4.5

34.5

1.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

7

7

-

1.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

1.2

Разогрев

14

-

14

1.3

Экзерсис

18

-

18

1.4

Уровни

10

-

10

1.5

Кросс

10

-

10

1.6

Танцевальные комбинации

11

-

11

1.7

Итоговое занятие

1

-

1

2.

Классический танец

72

7.5

64.5

2.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

7

7

-

2.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2.2

Экзерсис у станка

18

-

18

2.3

Экзерсис на середине

17

-

17

2.4

Allegro

18

-

18

2.5

Рort de brass

10

-

10

2.6

Итоговое занятие

1

-

1

3

Корригирующая гимнастика

36

6

30

3.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

3.2

Практическая работа

34

5.5

28.5

3.3

Итоговое занятие

1

-

1

4

Партнёринг. Импровизация

36

6

30

4.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

4.2

Практическая работа

35

5.5

28.5

4.3

Итоговое занятие

1

-

1

5

Постановочно-репетиционная работа

28

6

24

6.

Концертная деятельность

8

-

6

Итого

216

Современный танец

Содержание

Джаз как художественное явление – результат столетней эволюции игры

на ударных инструментах негритянских племен Африки. Джаз-танец прошел

путь

от

бытового

танца

постепенно

став

особым

видом

танцевального

искусства.

Будучи

«открытой»

системой

джаз-танец

обращается

к

выразительным средствам других систем, вбирая в себя достижения и открытия

танца модерн, классического танца и др. направлений.

Сравниваются

и

изучаются

стилистические

особенности

джаз-танца:

ритмическое

исполнение,

изменение

и

усложнение

координации

движения.

Изучаются основные понятия: аппозиция, combres. Изменяется музыкальный

материал. Это должна быть не только и не столько современная популярная

музыка, а джазовые вариации, которые дают возможность для импровизации,

смещений темпов, использование синкоп.

1.1. Вводное занятие

Знакомство

с

планом

работы

детского

объединения.

Инструктаж

по

технике безопасности

.

1.2 Разогрев

Его задача привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть

все

мышцы.

По

функциональным

задачам

можно

выделить

две

группы

упражнений.

Первая

группа

это

упражнения

стрейч

характера,

т.е.

растяжение, связанное со статическим напряжением мышц различных частей

тела. Вторая группа – связана с наклонами, поворотами торса. Они помогают

разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы. Разогрев

должен

состоять

из

5-10

упражнений

на

различные

группы

мышц

(иначе

учащиеся быстро устают и эффективность дальнейших упражнений снижается)

возможно

сочетание

нескольких

движений

в

единую

комбинацию,

которая

обязательно исполняется с двух ног во всех направлениях.

1.3 Экзерсис

demi plié, grand plié по различным позициям;

battement tendu с поворотом бедра;

battement tendu jeté с поворотом бедра;

battement fondu на 90

0

;

adajio через прием relevé lent c наклоном корпуса от ноги;

roll down, roll up , double, «восьмерка»;

1.4. Уровни

Развитие

и

усложнение

работы

прошлого

года,

умение

чувствовать

пространство, свободно и грамотно менять low, midlle, high level.

1.5. Кросс

grand battement с продвижением по линиям;

grand battement с подскоком;

«мельница»

шаг fouetté;

танцевальные шаги;

grand jeté во всех направлениях;

assemble en tournant;

1.6. Танцевальные комбинации

1.7 Итоговое занятие

2. Классический танец

Повторение и развитие движений 1 года обучения. Изучение V позиции.

Для развития выворотности и силы ног увеличивается количество повторений

однородных

движений

в

более

подвижном

музыкальном

темпе.

Движения

экзерсиса исполняются стоя боком (правым, левым), придерживаясь за палку

станка одной рукой. По всем разделам урока обязательное условие: развитие

координации движений головы, рук, корпуса, ног. По сравнению с предыдущим

годом урок строится сложнее комбинационно.

2.1. Вводное занятие

Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по технике

безопасности.

2.2. Экзерсис у станка

demi plié и grand plié I, II, V поз.;

battement tendu с окончанием в plié;

battement tendu passe par terre;

battement tendu jeté с окончанием в plié;

battement tendu jeté balansour;

preparation к rond de jamb par terre;

grand battement balansour из V поз.;

relevé lent, из V поз.

2.3. Экзерсис на середине

demi plié и grand plié I, II, V поз.;

battement tendu;

battement tendu jeté

2.4. Allegro

souté I, II, V поз.;

pas echappes на II поз.;

changment de pied;

port de brass.

2.6. Итоговое занятие

3.

Корригирующая гимнастика

Цель: Уметь выполнять более сложные элементы акробатики.

3.1 Вводное занятие

Техника безопасности при выполнении трюковых элементов.

3.2 Практическая работа

Упражнения на эластичность мышц, подвижность суставов, формирова-

ние мышц брюшного пояса, гибкость;

Растяжка, шпагаты;

выполнение индивидуальных трюков: «кувырок» (вперед и назад), «коле-

со», «стоечка на руках», «мостик», «рондат»;

различные вращения с места и с продвижением;

работа в парах.

3.3 итоговое занятие

4. Партнёринг. Импровизация

Цель: Формирование импровизационных движений в соответствии с

характером музыки, создание условий творческого пространства для

самореализации учащегося

4.1 Вводное занятие:

Основные тенденции развития школы современной хореографии, импровиза-

ция как сиюминутное воплощение авторского произведения в зависимости от

сиюминутного настроения исполнителя.

4.2 Практическая работа

Специальные задания на импровизацию под музыкальное сопровождение

Упражнения в паре.

Создание пластических этюдов.

Тренинг эмоций. Работа над выразительностью образа.

4.3 Итоговое занятие

5. Постановочно-репетиционная работа

6. Концертная деятельность

4 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятий

Всего часов

Теория.

Практика

.

1

Современный танец

72

7

65

1.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

7

7

-

1.1

Вводное занятие

1

-

1

1.2

Разогрев

14

-

14

1.3

Экзерсис

18

-

18

1.4

Кросс

13

-

13

1.5

Танцевальные комбинации

14

-

14

1.6

Импровизация

4

-

4

1.7

Итоговое занятие

1

-

1

2.

Классический танец

72

7

65

2.0

Работа с терминологией, методика

исполнения.

7

7

-

2.1

Вводное занятие

1

-

1

2.2

Экзерсис у станка

18

-

18

2.3

Экзерсис на середине

18

-

18

2.4

Allegro

18

-

18

2.5

Рort de brass

9

-

9

2.6

Итоговое занятие

1

-

1

3.

Партнёринг. Импровизация

36

5

31

3.1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

3.2

Практическая работа

34

4.5

29.5

3.3

Итоговое занятие

1

-

1

4.

Постановочно-репетиционная работа

64

10

54

5.

Концертная деятельность

8

-

8

Итого

216

Современный танец. Основы джаз-танца

Наряду с закреплением полученных навыков разбираются и изучаются

следующие понятия: мультипликация, импульс и управление.

Мультипликация. Понятие тесно связано с ритмом. Означает, что единое

движение раскладывается на составные части, фазируется. Такие движения

могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными, они могут занимать

весь такт, а могут какую либо его часть.

Импульс и управление. Понятие, когда один центр активизирует другой,

как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между

движением. Начинает движение один центр затем другой третий и так далее.

Затраченное при этом мышечное усилие и называется импульсом.

Изменяется принцип координации. Она осуществляется двумя способами:

импульсом, при котором два или несколько центров вводятся в одновременное

движение

или

управление

центры

включаются

последовательно.

Используется координация, в которой центры двигаются в одну сторону или в

противоположные (оппозиционный крест).

1.1.

Вводное занятие

Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по технике

безопасности.

1.2.

Разогрев

перегибы из стороны в сторону с добавлением волн вперед, в диагональ;

боковые распространения;

круговое port de brass и перегибы корпуса на целой стопе и полупальцах;

упражнения для развития подвижности различных отделов позвоночника

приемом импульса и управления, оппозиционного креста;

выпады

вперед

с

1 port

de

brass,

выпады

из

стороны

в

сторону

с

рапространением;

упражнения на распределение веса тела со смещением и разворотом

работающей ноги;

растяжка.

1.3.

Экзерсис

Все упражнения исполняются с работой рук и на полупальцах:

demi plié, grand plié по всем позициям параллельным и выворотным;

demi plié со смещением бедер, grand plié

с port de brass и наклонами

корпуса;

battement tendu и battement tendu jete с разворотами корпуса;

rond de jamb par terre en tournant;

rond de jamb par terre и rond de jamb en l’air с пируэтами и перегибами

корпуса;

grand battement с наклонами и поворотами корпуса;

grand rond en dehors, en dedans;

battement develouppe с работой стопы работающей ноги.

1.4 кросс

танцевальные

проходки

с

варьированием

работы

плеч

и

рук

с

полуповоротом, с боковой волной;

приставные шаги из стороны в сторону с работой рук и работой разных

центров;

подскоки с поджатыми ногами;

jete en tournant;

разножка;

вращения с окончанием в позы;

jete entralace;

pas assamble с различных приемов в различные направления;

jete en tournant;

разножка с различных приемов.

Все движения варьируются и сочетаются между собой.

1.5 Танцевальные комбинации

1.6 Импровизации

Наряду

с

изучением

комбинаций

предлагаемых

педагогом,

особое

внимание

уделяется

импровизации,

где

учащиеся

сами

составляют

танцевальные связки, используя весь материал, изученный в ходе реализации

этой программы.

1.7 Итоговое занятие

2. Классический танец

Повторение и развитие движений 2 года обучения. Ведётся работа над

позами с ногой в пол. Во всех разделах урока ряд движений исполняются на

позы, ускорение темпа. Усложняется координация работой рук при исполнении

экзерсиса. Подготовка к pirouette из V поз.

2.1 Вводное занятие

Знакомство

с

планом

работы

детского

объединения.

Инструктаж

по

технике безопасности.

2.2. Экзерсис у станка

demi plié и grand plié I, II, V поз.с работой рук;

battement tendu pour le-pied на II поз.;

battement tendu с plié на II поз.;

battement tendu jeté pique;

rond de jamb par terre на plié (обводка);

полуповорот и поворот к палке и от палки;

battement fondu в пол, на 45

;

petit battement;

перегибы назад и из стороны в сторону;

passe retire из V поз., battement develouppé.

battement sur le coup-de-pied ;

battement frappé в пол, на 45

.

2.3. Экзерсис на середине

маленькие позы croissée, effacée вперёд, назад;

battement tendu pour le-pied на II поз.;

battement tendu jeté pique;

rond de jamb par terre;

grand battement balansour;

temps lie в пол;

relevé на 1 ноге;

подготовка к pirouette и pirouette из V поз. en dehors, en dedans.

battement tendu jeté;

rond de jamb par terre;

pas de bourre simple, pas balance;

epalement croissée epoulement efface.

2.4.Allegro

pas assembles во все направления;

pas glissade;

pas jeté;

pas amboite.

2.5. Рort de brass

2.6. Итоговое занятие

3. Партнёринг. Импровизация

Уметь применять элементы техники в творческих этюдах.

3.1 Вводное занятие

Основные тенденции развития школы современной хореографии, импровиза-

ция как сиюминутное воплощение авторского произведения в зависимости от

сиюминутного настроения исполнителя.

3.2 Практическая работа:

- Соединение техники пантомимы с законами сценических этюдов.

- Самостоятельная наработка материала на пластические номера и спектакль

3.6. Итоговое занятие

4. Постановочно-репетиционная работа

5. Концертная деятельность

5 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Современный танец

72

7

65

1.0

Работа с терминологией, методика

исполнения

7

7

-

1.1

Вводное занятие

1

-

1

1.2

Разогрев

14

-

14

1.3

Экзерсис

18

-

18

1.4

Кросс

13

-

13

1.5

Танцевальные комбинации

14

-

14

1.6

Port de brass

4

-

4

1.7

Итоговое занятие

1

-

1

2.

Классический танец

108

10

98

Работа с терминологией, методика

исполнения

10

10

-

2.1

Вводное занятие

1

-

1

2.2

Экзерсис у станка

21

-

21

2.3

Экзерсис на середине

20

-

20

2.4

Allegro

20

-

20

2.5

Вращения

20

-

20

2.6

Рort de brass

15

-

15

2.7

Итоговое занятие

1

-

1

3.

Контактная ипровизация

72

8

64

3.1

Вводное занятие

1

-

1

3.5

Практика

62

8

54

3.7

Итоговое занятие

1

-

1

4.

Постановочно-репетиционная работа

64

5

59

5.

Концертная деятельность

8

-

8

Итого

216

Основы танца модерн. Техника Марты Грехэм.

Эта техника является продолжением творческих изысканий А.Дункан.

Сама Айсидора, имея большое количество своих последователей, своей школы

создать не смогла: школы как заведение с учебным процессом, и школы как

танцевальной системы. Это сделала М. Грехэм. Ее техника впитала в себя все,

что

так

привлекало

в

Дункан:

легкие

прыжки,

различные

полуповороты

корпуса,

головы.

Движения

приближены

к

естественным.

Очень

сильна

импровизационная

характеристика

танца.

Создается

впечатление,

что

танец

никогда не повторяется.

Основные особенности: техника не требует высоких профессиональных

данных. Главное – эмоциональное исполнение. Техника основана на работе

ненапряженными мышцами. Позвоночник расслаблен и свободен, и движение

исполняется

за

счет

падения

и

подъема

тяжести

корпуса,

т.е.

движение

строится по синусоиде: движение – задержка и обратный возврат. Упражнения

ведутся по всем разделам урока.

1.1. Вводное занятие

Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по технике

безопасности.

1.2. Разогрев

упражнения начинаются на полу, поэтапно включая в работу все мышцы,

занимая различные уровни: лежа, сидя, стоя на коленях и т.д.;

arch (прогиб корпуса);

bounce (трамплинное покачивание вверх вниз);

brush (скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в

воздух или закрытием в позицию);

catch step (шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной

ноги на другую, колени поочередно сгибаются и вытягиваются);

curve (изгиб верхней части позвоночника);

flat back (наклон с прямой спиной вперед, в сторону на 90

);

sving (раскачивание любой частью тела: рукой, ногой, головой, торсом);

tilt (угол поза при которой торс отклоняется в сторону или вперед от

вертикального

положения,

рабочая

нога

может

быть

открыта

в

противоположном направлении на 90

и выше).

Особенности позиций рук и положения кисти

1.3. Экзерсис

demi plié, grand plié ;

battement tendu ;

battement tendu jeté;

battement fondu ;

grand battement;

adagio.

1.4. Кросс

шаги;

повороты;

развороты;

подскоки;

кувырки;

танцевальные шаги.

1.5. Танцевальные комбинации

1.6 Port de brass

1.7 Итоговое занятие

2. Основы классического танца

Развитие выворотности, силы ног, устойчивости, введение полупальцев в

экзерсис у станка. Развитие координации во всех разделах урока, работа над

выразительностью. Изучение pirouette из V поз. Изучение поз с ногой на 45

и

90

.

2.1.Вводное занятие

2.2.Экзерсис у станка

-

demi plié и grand plié IV поз.;

-

battement tendu pour le-pied на IV поз.;

-

battement tendu с plié на IV поз.;

-

demi rond de jamb par terre и rond de jamb par terre на 45

en dehors, en

dedans; растяжка;

-

battement souténu в пол, на 45

;

-

double battement fondu;

-

battement fondu c plié – relevé;

-

double battement frappe;

-

pti battement batu с окончанием в маленькие позы croissée, effacee;

-

rond de jamb en l’air en dehors, en dedans;

-

rond de jamb en l’air c plié en dehors, en dedans;

-

grand battement pique;

-

battement souténu на 90

.

2.3.Экзерсис на середине

-

demi plié и grand plié IV поз.;

-

Маленькая поза ecarté вперёд, назад;

-

изучение поз 1, 2, 3 arabesques носком в пол, 45

;

-

маленькое adajio;

-

pas de bourre без перемены ног.

2.4.Allegro

-

pas soutte IV поз.;

-

pas echappes на IV поз.;

-

pas assembles double;

-

sissone simple;

-

sissons ouvert;

-

grand echappes;

-

изучение entrachat quatre, roualle.

2.5.Вращения

-

pirouette из V поз. en dehors en dedans;

-

pirouette из IV поз. en dehors en dedans;

-

chenes.

2.6 Port de brass

2.7. Итоговое занятие

3. Контактная импровизация

Целью предмета «Контактная импровизация» является:

развитие исполнительских способностей детей, воспитание их

пластической культуры, а также формирование у обучающихся комплекса

навыков, позволяющих выполнять задачи различной степени сложности в

процессе подготовки концертных номеров.

Задачи предмета:

научить детей владеть своим телом;

использовать свое тело, как одно из основных средств

выразительности;

выработать у учащихся общие двигательные навыки: конкретность и

точность движения, правильное распределение мышечных усилий,

воспитать художественный вкус и умение логически мыслить.

3.1 Вводное занятие.

Знакомство с планом работы детского объединения. Инструктаж по технике

безопасности.

3.2 Практика.

Развитие и совершенствование качеств, обеспечивающих гармоничное состоя-

ние костно-мышечного аппарата. Укрепление и развитие мышц суставов.

Тренировка скорости, темпа и контрастности движения.

Переход от медленного движения к быстрому. Контрастность владения темпа-

ми. Умение ходить, двигаться, садиться. Вставать, ложиться, подниматься в

разных скоростях. Работа в группах, парах. Разнообразие рисунков, ритмов,

скоростей, ракурсов движений, их выразительность и внутреннее оправдание.

Применение полученных знаний при работе над этюдами, концертными номе-

рами.

4. Постановочно-репетиционная работа

5. Концертная деятельность

Дидактическое обеспечение

методическая литература;

видеозаписи с учебным танцевальным материалом;

наглядные пособия (журналы с иллюстрациями и книги об искусстве хо-

реографии).

Материально-техническое обеспечение

просторный, светлый танцевальный зал;

станок, соответствующий росту и количеству детей;

зеркала;

фортепиано или баян;

аудио и видеоаппаратура;

аудио и видеоматериалы;

паласы или коврики для занятий партерной гимнастикой.

Литература

Адис Л.А. Гимнастика театрального танца. – М., 2007.

Альберт Г. Александр Пушкин. Школа классического танца. – М.,2006.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – М., 2003.

Бахто С. Ритмика и танец. – М.,2007.

Барышева Н., Неклюдова М. Основа физической культуры в школе. – Самара,

1995.

Блазис К. Полный учебник классического танца. – М., 2001.

Бирюк

Е.

Исследование

функций

равновесия

тела

и

пути

его

совершенствования при

занятиях художественной гимнастикой. – Киев, 2001.

Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 2007.

Борисов А. Корригирующая гимнастика. – Самара, 2001.

Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 2004.

Васильева Т. Тем, кто хочет заниматься балетом. – М., 2004.

Гальперин С. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с

основами школьной гигиены. – М., 2004.

Донской Д. Белая механика.– М., 2005.

Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – Л., 2001.

Курис И. Релаксационная пластика. – М., 2004.

Миронова З., Боднин И. Медицинские и социально-психологические аспекты

отбора детей в хореографическое училище. – М., 1996.

Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. – М.-Л., 1965.

Никифорова А. Метод, рождённый практикой // Советский балет, 2003.

Тарасов Н. Классический танец. – М., 1991.

Телегин А. Основы ритмопластики и музыкального движения. – Самара,

2001.

Черкасский Д. Записки балетомана. – М., 2004.

Эндрюс Т. Магия танца. – Веклер, 2006.

Е. Жемчужина Педагогическое наследие Алексея Ермолаева. М., издательство

ГИТИС, 2002.

Н. Масленникова Август Бурнонвиль (особенности школы). М., издательство

ГИТИС, 2002.

Г. Малхасянц Характерный танец. Становление традиций. М., издательство

ГИТИС, 2002.

Характерный танец. Программа для хореографических училищ. М., 2008.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!