Напоминание

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста."


Автор: Петрова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №48 детский сад "Энергетик"
Населённый пункт: г.Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект
Тема: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Петрова Елена Павловна,

Воспитатель МДОУ

№48 «Энергетик»

Развитие речи, обучение дошкольников родному языку становится

особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной

подготовкой их к школе.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на

занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями

окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных

занятиях, а также в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни.

Обучение родному языку и развитие речи детей должно стать главной задачей

специальных занятий.

Учеными разработана система речевых занятий в разных возрастных

группах детского сада; она органически включает в себя все аспекты речевого

развития (фонетику, лексику, грамматику). В основе этой системы лежит

комплексный подход, предполагающий решение на одном занятии разных

речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, словарную работу,

формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. При

разработке занятий основное внимание уделяется взаимосвязи всех речевых

задач в каждой возрастной группе, причем на том или ином возрастном этапе

эта связь выступает в разных сочетаниях.

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на

расширение их пассивного и активного словаря, на углубление внимания

смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои

мысли и в дальнейшем использовать слова для построения связного

высказывания. Специально организованная лексическая работа, в которой

уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять

его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов,

оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи

дошкольников.

Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на

отбор языковых средств, то есть на нахождение наиболее точного слова в

речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и

антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.

Словарные упражнения помогают формировать у детей умение

произвольно отбирать слова, включать в повествование описание (времена

года, погода и так далее), творчески преобразовывать выражения. Сначала это

проявляется в отдельных словарных упражнениях, а в дальнейшем они

переносят усвоенные умения и навыки в связную речь.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном

взаимодействии с развитием связной речи и, особенно с лексической работой.

При анализе и пересказе литературных произведений, во время

рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных

творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.

Развитие связной речи неотделимо от воспитания ее звуковой культуры.

Такие элементы, как темп, сила голоса, дикция, интонационная

выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста. Если

речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо произносит отдельные

звуки, «проглатывает» окончания слов, то и речь его непонятна для

окружающих, ее нельзя назвать связной.

Развитие связной монологической речи - основа речевой подготовки

ребенка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не

только объектом, но и средством обучения. Кроме того, она является основой

успешного формирования у школьников письменной речи.

Связное высказывание отражает уровень умственного развития ребенка

настолько, насколько у него сформированы восприятие, мышление,

внимание, память, воображение. Вместе с тем такое высказывание

показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его

грамматическим строем, нормами языка и речи.

Развитие речи детей осуществляется также в повседневной жизни. Так,

воспитание звуковой культуры речи происходит в беседах с детьми в

утренние или вечерние часы, на прогулке. Воспитатель, внимательно слушая

рассказ ребенка, пришедшего утром в детский сад, обращает внимание на

громкость его речи, темп, правильное использование различных средств

интонационной выразительности, грамотное построение предложений.

Необходимо обучать детей объяснительная связной речи, которая

является одним из важных моментов их умственного развития.

В старшем дошкольном возрасте у ребят возникает необходимость

рассказать товарищу, например, как действует игрушка или по каким

правилам нужно играть в определенную игру. Объяснение требует от ребенка,

прежде всего, выделения и понимания главных связей и отношений в

передаваемом содержании. Этому во многом помогает игра.

Итак, только взаимосвязь и взаимодействие всех речевых задач может

привести к формированию грамотной речи и только в таком случае можно

говорить о полноценной подготовке ребенка-школьника к успешному

обучению в школе.

Список литературы:

1.

Подготовка

детей

к

школе

в

СССР

и

ЧССР

под

ред.

Л.А.

Парамоновой, Москва «Просвещение», 1989г.

2.

Игрушки и пособия для детского сада под ред. В. М. Изгаршевой,

Москва «Просвещение», 1987 г.

3.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.

Васильева, Москва «Просвещение», 1985г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!