Автор: Коломиец Лилия Геннадьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 21
Населённый пункт: х.Ханьков Славянский район Краснодарский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: кружок по физике 7-9 классы
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 21 хутора Ханькова
муниципального образования Славянский район
Утверждено
решение педсовета протокол № 6
от 23.05.2014 г.
Председатель педсовета
_________С.В. Подгорная
Рабочая программа
дополнительного образования
«Юный физик»
Срок реализации программы: 3 года
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 13 – 16 лет
Составитель:
учитель физики –
Коломиец Лилия Геннадьевна
Славянский район
хутор Ханьков
2014
1
I. Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем
мире.
Она
раскрывает
роль
науки
в
экономическом
и
культурном развитии общества, способствует формированию современного
научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего
мира,
постановке
проблем,
требующих
от
учащихся
самостоятельной
деятельности по их разрешению.
Дидактическая
модель
обучения
и
педагогические
средства
отражают
модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных
результатов
в
виде
сформированных
умений
и
навыков
учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных
представлений
о
физической
картине
мира
будет
осуществляться
в
ходе
творческой
деятельности
учащихся
на
основе
личностного
осмысления
физических
процессов
и
явлений.
Особое
внимание
уделяется
познавательной активности учащихся.
В
приведенном
тематическом
планировании
дополнительного
занятия
по
физике предусмотрено использование нетрадиционных форм занятий, в том
числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ,
проблемных дискуссий, проектная деятельность и т. д.
При
выполнении
творческих
работ
формируется
умение
определять
адекватные
способы
решения
учебной
задачи
на
основе
заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях,
не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно
отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся
должны
приобрести
умения
по
формированию
собственного
алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели
своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с
собственными
знаниями.
Учащиеся
должны
научиться
представлять
результаты
индивидуальной
и
групповой
познавательной
деятельности
в
формах
конспект а,
ре ферат а,
рецензии,
сочинения,
р е з ю м е ,
исследовательского проекта, публичной презентации.
Спецификой
учебно-исследовательской
деятельности
является
ее
направленность на развитие личности и на получение объективно нового
исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности
-
приобретение
учащимися
п о з н а в ат е л ь н о - и с с л е д о в ат е л ь с ко й
компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами
освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому
мышлению,
в
активизации
лично стной
позиции
учащего ся
в
образовательном процессе.
2
В основе работы дополнительного занятия лежит принцип добровольности.
Для
обучения
по
программе
принимаются
все
желающие
учащиеся
7-9
классов.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 час в неделю, в
учебный год 34 часа. Общее количество проводимых занятий – 102 ч.
II. Цели и задачи программы
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического
мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего
кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических
задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1.
Пробуждение
и
развитие
устойчивого
интереса
учащихся
о
методах
научного познания природы и формирование представлений о физической
картине мира.
2.
Овладение
умениями
проводить
наблюдения
природных
явлений,
описывать
и
обобщать
результаты
наблюдений,
использовать
простые
измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять
результаты
наблюдений
или
измерений
с
помощью
таблиц,
графиков
и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные
знания
для
объяснения
разнообразных
природных
явлений
и
процессов,
принципов действия
важнейших
технических
устройств, для решения
физических задач.
3.
Развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических
задач
и
выполнения
экспериментальных
исследований;
способности
к
самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с
жизненными потребностями и интересами.
4.
Развитие
у
учащихся
умения
самостоятельно
и
творчески
работать
с
учебной и научно-популярной литературой.
5.Воспитание
убежденности
в
познаваемости
окружающего
мира,
в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
6.
Воспитание
учащихся
чувства
коллективизма
и
умения
сочетать
индивидуальную работу с коллективной.
7. Применение полученных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
8.
Создание
актива,
способного
оказать
учителю
физики
помощь
в
организации
эффективного
обучения
физики
всего
коллектива
данного
класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими,
в пропаганде знаний среди других учащихся).
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная
реализация их переносится на внеклассные занятия.
3
Цели изучения физики:
освоение
званий о
тепловых,
электромагнитных
и
квантовых
явлениях,
величинах,
характеризующих
эти
явления,
законах,
которым
они
подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на
этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать
и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы
для
изучения
физических
явлений;
представлять
результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе
эмпирические
зависимости;
применять
полученные
знания
для
объяснения
разнообразных
природных
явлений
и
процессов,
принципов
действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических
задач
и
выполнения
экспериментальных
исследований;
способности
к
самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с
жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности
в
познаваемости
окружающего
мира,
в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004
г.
в
содержании
календарно-тематического
планирования
предусмотрено
формирование
у
школьников
общеучебных
умений
и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
При-
оритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-использование
для
познания
окружающего
мира
р а з л и ч н ы х
естественнонаучных
методов:
наблюдения,
измерения,
эксперимента,
моделирования;
-формирование
умений
различать
факты,
гипотезы,
причины,
следствия,
доказательства, законы, теории;
-овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов
и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение
монологической
и
диалогической
речью,
развитие
способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
4
использование
для
решения
познавательных
и
коммуникативных
задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение
навыками
контроля
и
оценки
своей
деятельности,
умение
предвидеть возможные результаты своих действий;
организация
учебной
деятельности:
постановка
цели,
планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Дидактическая
модель
обучения
и
педагогические
средства
отражают
модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных
результатов
в
виде
сформированных
умений
и
навыков
учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных
представлений
о
физической
картине
мира
будет
осуществляться
в
ходе
творческой
деятельности
учащихся
на
основе
личностного
осмысления
физиче ских
проце ссов
и
явлений. О с о б о е внимание
уделяется
познавательной
активности
учащихся.
В
приведенном
тематическом
планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в
том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных
работ, проблемных дискуссий, проектная деятельность и т. д.
При
выполнении
творческих
работ
формируется
умение
определять
адекватные
способы
решения
учебной
задачи
на
основе
заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях,
не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно
отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся
должны
приобрести
умения
по
формированию
собственного
алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели
своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с
собственными
знаниями.
Учащиеся
должны
научиться
представлять
результаты
индивидуальной
и
групповой
познавательной
деятельности
в
формах
конспекта,
реферат а ,
ре це нзии,
с оч ине ния ,
р е з ю м е ,
исследовательского проекта, публичной презентации.
Спецификой
учебно-исследовательской
деятельности
является
ее
направленность на развитие личности и на получение объективно нового
исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности
-
приобретение
учащимися
познавательно-исследовательской
ком-
петентности,
проявляющейся
в
овладении
универсальными
способами
освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому
мышлению,
в
активизации
личностной
позиции
учащег о с я
в
образовательном процессе.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений
и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания;
проводить смысловой анализ текста;
5
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную
и
прочитанную
информацию
с
заданной
степенью
свернутости
(кратко,
выборочно, полно);
составлять план, тезисы, конспект.
Учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической
речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (пони-
мать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры,
подбирать
аргументы,
перефразировать
мысль,
формулировать
выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся
предлагается
использовать
различные
источники
информации,
включая
энциклопедии,
словари,
Интернет-ресурсы
и
другие
базы
данных.
В
соответствии
с
коммуникативной
задачей,
сферой
и
ситуацией
общения
осознанно
выбирать
выразительные
средства
языка
и
знаковые
системы:
текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
Учащиеся
должны
уметь
развернуто
обосновывать
суждения,
давать
определения,
приводить
доказательства
(в
том
числе
от
противного),
объяснять
изученные
положения
на
самостоятельно
подобранных
конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам
и
правилам
ведения
диалога,
диспута.
Предполагается
уверенное
использование
учащимися
мультимедийных
ресурсов
и
компьютерных
технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания
баз
данных,
презентации
результатов
познавательной
и
практической
деятельности.
Таблица тематического распределения часов и содержание образования
№
п/п
Количест
во часов
Тема занятия
Содержание
7 класс
1
4
Что изучает физика
Физические явления и процессы в
окружающей нас среде
2
5
Сила упругости. Закон
Гука.
Деформация плодородного слоя
почвы
3
5
КПД простых механизмов
Экологическая безопасность
различных механизмов
4
3
Смачивание и
капиллярность
Явление не смачивания оперения
водоплавающих птиц водой.
5
4
Давление и сила давления
Давление в природе и технике
6
4
Сообщающиеся сосуды.
Система подачи воды в х.Ханькове
7
3
Водопровод.
Гидравлический пресс.
Необходимость экономии воды в
быту и на производстве.
8
3
Плавание тел.
Воздухоплавание.
Жизнь живых организмов в
загрязненном водоеме.
6
9
3
Физика вокруг нас.
Экскурсия в МТМ
Ит.
34ч
8 класс
1
4
Решение задач на
вращательное движение.
Конструирование ж/д и
трамвайных путей с учетом
поворотов.
2
5
Превращение энергии
Использование энергии воды и
ветра в Краснодарском крае
3
4
Громкость и высота звука.
Инфразвук и ультразвук
Вредное воздействие инфразвука и
шумов на человеческий организм
4
3
Температура. Тепловое
равновесие.
Температура окружающей среды,
ее измерение.
5
4
Теплообмен в природе и
технике.
Образование конвекционных
потоков в промышленных зонах
Краснодарского края
6
4
Решение задач по теме
«Внутренняя энергия».
Примеры теплопередачи в природе
Краснодарском крае
7
3
Плавление и отвердевание
кристаллических тел.
Литейное производство
Краснодарском крае
8
4
Двигатель внутреннего
сгорания.
Тепловые двигатели и окружающая
среда.
9
3
Физика вокруг нас
Экскурсия в котельную
Ит.
34 ч.
9 класс
1
4
Строение атома и атомного
ядра. Ядерные реакции.
Вредное влияние радиации на
человеческий организм.
2
5
Закон Ома для участка
Применение закона в
7
цепи.
электротехнике
3
4
Тепловое действие тока.
Лампа накаливания.
Практическое значение закона
Джоуля - Ленца
4
3
Постоянные магниты.
Постоянные магниты в природе
нашего края.
5
4
Телеграфная связь.
Развитие средств связи в
Краснодарском крае
6
3
Преломление света.
Солнечный свет в явлениях
природы
7
3
Фотоаппарат.
Оптические приборы в медицине и
технике в Краснодарском крае
8
3
Гравитация и Вселенная.
Мир, Земля, Космос,
Вселенная…».
9
5
Физика вокруг нас
Экскурсия в музей
Ит
34 ч.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
•
использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента,
моделирования;
• различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
•
овладеть адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
•
приобрести опыт выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
•
уметь передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания;
•
проводить смысловой анализ текста;
•
создавать
письменные
высказывания,
адекватно
передающие
прослушанную
и
прочитанную
информацию
с
заданной
степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно); применять нестандартные методы
при решении программных задач.
•составлять план, тезисы, конспект.
V. Список рекомендуемой учебно- методической литературы:
1. Физика 7-11класс Москва. Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО
«Кирилл и Мефодий», 2003 г. БЭНП.
2. Интерактивный курс физики для 7–11кл.
Практикум.
ООО«Физикон»,
2004.
3. Физика, 7 – 11 кл. Н.К. Ханнанов 1С: Школа. БЭНП 2CD «Дрофа», 2003
8
4. Физика. 7-9 класс. Мультимедийное пособие нового образца. Часть 1 и 2.
Москва «Просвещение», 2002
5. Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы. ЗАО «Новый
диск», 2007.
6. Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 класс. ЗАО «Новый диск»,
2007.
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания Зам. директора по УВР
творческой группы №__ ______Н.Ю. Масленникова
от «____»___________2014 г. «___»___________2014 г.
____________/__Л.Е. Чекаловская/
9