Автор: Семёнова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий "Солнечное"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Гуманистическое воспитание детей"
Раздел: начальное образование
Воспитание сказкой….
Сейчас, когда наше общество переживает сложный период нестабильности и
социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается
необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма
и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с
детства. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к
сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей
нужно формировать не только представления о должном поведении или
коммуникативные навыки, а, прежде всего, нравственные чувства.
Многолетний опыт работы в коррекционных учреждениях и наблюдения за детьми,
особенно в последние годы, показал, что дети стали более жестокими,
озлобленными, прагматичными. Они стали меньше творить, воображать,
чувствовать. Все их игры сводятся к стрельбе, дракам. Даже девочки стали меньше
играть в куклы, семью. Все это последствия воспитания телевидением и обществом.
Но детская душа остаётся доброй, восприимчивой к доброте, красоте. И дети с
удовольствием слушают народные песенки, потешки, прибаутки, сказки. В них они
находят ответы на многие вопросы. К.И Чуковский считал, что «цель сказки
заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную
способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого человека,
переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает
детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя активным
участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за
справедливость, добро и свободу»
Работая с детьми 7-9 лет, читая им народные и авторские потешки, сказки, я
видела, как загораются глаза детей, как стремятся они повторять слова персонажей,
как копируют они полюбившихся героев. Дети всегда с интересом смотрят
инсценировки сказок, пробуют сами действовать с игрушками, разыгрывая знакомые
сюжеты. После такой работы дети становились спокойнее, добрее. Я стараюсь
поддерживать интерес к сказкам, народному творчеству. На основе сказок я
разыгрываю с детьми этюды, хороводные игры и игры на развитие воображения,
памяти, двигательную активность.
Так же сказки помогают патриотическому воспитанию. В сказках повествуется о
прошлом Родины, о быте и обычаях русского народа. Рассматривая иллюстрации к
сказкам художников Ю.Васнецова, Е. Рачёва, В. Сутеева, Е.И. Чарушина дети
знакомятся с народными костюмами, бытом, народными промыслами. Всё это
воспитывает у детей гражданственность, любовь к своей Родине.
Давайте читать детям сказки, они помогут развить в детях не только творчество, но и
социальные навыки, нравственность, гражданственность.