Автор: Рябцева Людмила Семёновна
Должность: учитель математики, олигофренопедагог
Учебное заведение: КГКОУ, школа-интернат №9
Населённый пункт: рп Переяславка, р-на имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Необучаемых детей нет
Раздел: среднее профессиональное
Необучаемых детей нет, но возможности обучения и учебные
продвижения у детей с разными нарушениями - разные. Каждый ребёнок с
тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического
развития имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем
имеет и большое количество ограничений. В настоящее время дети с тяжёлой
интнеллектуальной недостаточностью получают абилитационное
образование ( от латинского hebilis - быть способным к чему - нибудь).
Важнейший принцип обучения этих детей- принцип расширения социальных
связей.
Максимально возможное развитие этих детей в процессе обучения
может быть достигнуто при условии возможно более раннего начала
коррекционной работы, адекватного подбора программ и методов обучения,
соответствующих возрасту ребёнка и особенностям нарушения, а также при
благоприятной обстановке в семье, тесной связи школы с семьёй.
Образование детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
исследователи А.Р. Маллер, Г.В.Цикото и другие признают
инновационными.
В нашу школу-интернат для детей с ОВЗ в середине года поступил в
третий класс ученик, обучавшийся до этого в массовой школе по программе
Воронковой. При обследовании на очередной комиссии ПМПК ему было
рекомендовано обучение по программе Лагуновой. Перевели в нашу школу,
так как в средней школе нет лицензии на обучение по этой программе.
Обучение данного ученика предложили мне. Я не была знакома с
программой Лагуновой и не представляла что за ученик, которому почти 15
лет, а он в третьем классе. Начала со знакомства с семьёй. Пришла по адресу,
указанному в личном деле (кроме адреса и характеристики на ученика
предыдущими учителями - ничего полезного и познавательного в ней не
было), коттедж (значит семья обеспеченная), во дворе техника- автокран,
грузовик, легковая - понятно, чем занимается отец. Встретили меня Тимур и
его мама. Тимур - высокий, крепкого телосложения, взгляд из-подлобья, но
не хмурый, любознательный, ходит, привставая на пальцы. Из беседы с
мамой выясняю, что Тимур может, и чему я должна буду его научить (по
мнению родителей): читать, писать? Мама, зная своего сына, сказала, что
читать-писать - вряд ли, но … . В результате знакомства выяснила - может
хорошо говорить «мама», «папа», «дед», «баба», «волк» - это и волк, и
собака, и похожие на них животные. Другие слова - лепетные: «кук» - всё,
что касается питья - вода, кружка и т.д.; «кует»- еда, «ро» - растения, «куик-
куик» - птицы, «бибика» - машина, «кота» - кот.
Первые занятия я начинала дома. У мальчика были все условия для
занятий: большая комната, на стене - доска, много игрушек- все звери,
машины, коврик - трансформер, книги ( в ужасном состоянии), карандаши.
Начали играть, рисовать, рассматривать книги. Если в книге он видит коня-
бежит и несёт мне коня, видит медведя - несёт медведя и так далее. Вывод:
пассивный словарный запас намного больше активного. Начала читать.
Первая книжка «Репка». Он смеялся, когда читала скороговоркой: « Дедка
за репку, бабка за дедку, …и т.д.» -есть чувство юмора. Любил
рассматривать картинки в журналах, особенно комиксы.
Пробовала рисовать пальчиками - он пытался пальцы сразу вытирать,
не пошёл этот метод, но ёлку всё же нарисовали - он тут же подбегает к
наряженной ёлке- вот ( это было сразу после Нового года и ёлка у них стояла
наряженной). Рисование у нас стало почти основным методом занятий.
Рисовал он, рисовала я. Рисуя, проговаривала; «Взяли краски, краска
-зелёная, а эта - красная краска. Где красная? И т. д.». Первое новое слово в
его словаре стало - «кран»- похожее на «краски». Слово «краски» не
запомнил, а «кран» для него знакомое слово и мы сразу его закрепили, находя
на картинках все виды кранов
Родители во всём помогали. После каждого занятия рассказывала
родителям: чем занимались, каковы успехи или что не получилось и что
нужно к следующему занятию. Попросила приготовить пластилин, но мама
говорит, что он его ест и мы не даём. С пластилином мы всё же работали и,
если он пытался подносить ко рту, я подносила свой палец ко рту и говорила:
«Нельзя». Попытки есть пластилин прекратились и он работал с
пластилином самостоятельно . Позже мы работали с солёным тестом.
Лепили игрушки - сушили, красили, играли. Когда мы что- то делали -я
всегда приговаривала: «Так. Да. Молодец». Вскоре Тимур, если что- то
делал, спрашивал: «Так? Да?». Словарный запас медленно, но увеличивался.
Я составила адаптированную рабочую программу для Тимура, то
есть специальную индивидуальную программу развития, сейчас это
называется СИПР по предметам: математика, развитие речи, рисование,
окружающий мир, труд, физкультура.
Математика - это счёт, размеры (большой, маленький ),направления -
вверху, внизу; линии, фигуры, обводка по трафарету, по линейке.
Окружающий мир, развитие речи - экскурсии по школе, в библиотеку,
на природу, работа по сюжетным картинкам, позже - компьюторные игры.
Труд - лепка, вырезание из бумаги, склеивание, аппликация, кубики,
сборка конструкторов.
Занятия на дому продолжались. Тимур всегда ждал меня. Подходя к
двери, я слышала, как он бежит со второго этажа, чтобы открыть дверь
-сидел у окна, ждал меня, увидел, что иду - бежал открывать. Меня он
называл-« папа» ( я же не мама). Месяц мы занимались дома, но дома много
отвлекающих моментов - он всё время хотел мне что - то показать, вставал,
приносил игрушки, какие-то предметы - ребёнку нужно было нужно
общение, поэтому я предложила привозить Тимура в школу. Мама
сомневалась: как встретят дети? Сможет ли он остаться без неё? Как будет
себя вести? Вопросов много, но согласилась.
Встретили Тимура по - разному: кто- то смеялся, передразнивал, но
большинство отнеслись доброжелательно. Конечно, смешно было, что он
мальчиков он называл «папами», а старших и вообще - «дед», но постепенно
к нему привыкли, на переменах приходили к нам в класс, играли, рисовали по
его просьбе, собирали с ним кубики, конструктор, пазлы. С пазлами мы
работали очень часто - это и развитие мелкой моторики, и математика (верх,
низ, кто самый большой? Маленький? И т. д.), развитие речи, окружающий
мир. Вначале пазлы накладывади на картинки. Пазлы были крупные, потом
мельче, собирали , глядя на картинку. Всё, что делали- проговаривали: «Кто
здесь самый большой? Медведь? Собираем медведя. А где солнышко? ( он
поднимает глаза кверху, ищет солнышко)Правильно - вверху. Собираем
солнышко. Дальше ищем ориентиры, называем. Он стал говорить:
«мевееедь»- медведь, «зайц» - заяц, «тигр». Когда дома он первый раз задал
вопрос: « Дед, а где мама?» - произвёл огромное впечатление ! Стал говорить
не «бибика», а «грзовик», «тачка», «кран». Машина скорой помощи «укол».
Когда рассматривали одну из сюжетных картинок, где едет «Скорая помощь»,
объясняла. Что едет врач лечить, делать укол, поэтому и машину так назвал;
пожарная- дул (тушил пожар). Долго он не произносил звук «у». Как
«говорит» волк? Показываю: « ууууууу». Машет головой :«Нет», значит: не
скажу. Вечером, укладываясь спать, «завыл». Мать спрашивает: «Кто это так
кричит?» «Волк». Изучая время, часы, изображали маятник и
говорили: «тик- так». Это у него хорошо получалось. Часы с кукушкой он
раньше не видел и ему очень понравилось говорить: «ку-ку, ку-ку».
Переворачиваю страницу, где часы с кукушкой, он - назад: «Отдай». И так
«кукукал» минут 15. Если ему что-то не нравилось, говорил: «Отдай».
На уроках физкультуры ходили в спортзал: бросали и ловили мячи,
ходили по досточке, возле скамейки (по скамейке он не пройдёт), бросали в
мишень магнитную стрелу (дартц), простые гимнастические упражнения. В
тёплое время занимались на стадионе - лабиринт, турник. Заниматься 45
минут для него было трудно , заменила на 3 по 15 минут. Работали и над
координацией движения. Эту же работу продолжала на уроках математики.
На спиннинг прикрепила магнит, на вырезанных из цветной бумаги рыбках -
скрепки. Задания: поймай большуууую рыбку, маааленькую, интонацией
показываю -какую. Он повторяет. Рыбка далеко, близко, красная, синяя.
Вначале Тимур собирал на удочку всех рыбок. Они висели гроздью, он
смеялся. Наигравшись, начинал выполнять задания.
Занимался Тимур почти 5 лет. Такие дети могут учиться и дольше, но
родители решили: хватит. Тимуру было уже 19 лет. Выше меня ростом, но
если выходили из класса, он всегда держал меня за руку. Дети Тимура
полюбили, и если он несколько дней не появлялся в школе, все и даже
работники школы, спрашивали: «А где ваш Тимур?». Увидев его в окно,
дети бежали ко мне в класс и говорили: «Ваш Тимур идёт».
За 4,5 года мы не только занимались в классе, но и ходили на экскурсии,
ездили на школьном автобусе - он всё, что видел - комментировал:
«трактор», «ту-ту» - поезд, кони ( раньше вместо этого слова он щёлкал
языком, изображая цокот копыт), ну и многое другое.
У меня с родителями был очень хороший контакт. Занятия были не
каждый день, поэтому начинали встречу с информации: что делал? Как? Что
нового? Они ходили с Тимуром на цирковые представления, возили на
выходные на экскурсию в - соседний город у моря - Владивосток,
положительно реагировали на все мои просьбы: покупали развивающие игры
его уровня, краски, кальку (обводить и получать рисунок), трафареты,
читали книги. Дома он повторял по возможности то, чему научился в школе:
рисовал, лепил, особенно если в доме были гости, демонстрировал свои
успехи. К концу обучения он мог задать вопросы: «Где (мама, папа, Таня,
Ярик) ? Садясьв машину, спрашивал : куда едем? Кота называл и котик и по
имени, кошка Муся. Но было, что он «на эмоциях» скажет слово или
выражение («Смотри, лебедь») один раз и больше не повторит. Говорит: «Дай
мне», «Отдай», «до видання» - до свиданья, но «кук», «кует», «куик-куик»
так и остались в его лексиконе. Трудные слова упрощает: вместо «до
свиданья» стал говорить «пока», вместо «тачка» - «тазик».
Уже год прошёл, как Тимур закончил школу. Основной целью
обучения была - социализация, то есть умение вести себя в обществе. Я
всегда ходила с ним на школьные праздники. Вначале он всё, что видел -
комментировал на весь зал: «куик-куик» - если видел птичку» «Ро!» -цветы ,
уходящим со сцены: « До видання !». К концу обучение - сидел, как все и
только хлопал. Мог обслуживать себя и задавать необходимые вопросы и
просьбы.
Я продолжаю общаться с ним и родителями. Тимур стал дядей,
племянника зовёт Игорь. Запас слов увеличился не намного.
Это мой первый опыт работы с ребёнком сТМНР. Что-то шло по
интуиции. ФГОС еще не было, но обучать ребёнка было нужно, сейчас я
получила диплом олигофренопедагога и теперь у меня ещё один
интересный ребёнок, но прямопротивоположный Тимуру.
Все дети должны обучаться как можно раньше и в учреждениях
соответствующих уровню развития и состоянию здоровья
Инклюзивное образование должно быть инклюзивным - с тьюторами,
момощниками . Дети с интеллектуальной недостаточностью не должны
просто сидеть за последними партами и «сами себя обучать». Это выражение
мальчика, прибывшего в 7 класс после «инклюзивного» образования, когда я
начала проходить с ним программу 5 класса .
Надомное обучение остаётся надомным, но нужно хоть иногда
приводить или привозить ребёнка в школу, если не на уроки, то хотя бы на
праздники. Если есть необходимость - класс подготовить, рассказать как
нужно себя вести с этим мальчиком (девочкой) и постараться родителей
сделать своими помощниками