Напоминание

Необучаемых детей нет


Автор: Рябцева Людмила Семёновна
Должность: учитель математики, олигофренопедагог
Учебное заведение: КГКОУ, школа-интернат №9
Населённый пункт: рп Переяславка, р-на имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Необучаемых детей нет
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Необучаемых детей нет, но возможности обучения и учебные

продвижения у детей с разными нарушениями - разные. Каждый ребёнок с

тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического

развития имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем

имеет и большое количество ограничений. В настоящее время дети с тяжёлой

интнеллектуальной недостаточностью получают абилитационное

образование ( от латинского hebilis - быть способным к чему - нибудь).

Важнейший принцип обучения этих детей- принцип расширения социальных

связей.

Максимально возможное развитие этих детей в процессе обучения

может быть достигнуто при условии возможно более раннего начала

коррекционной работы, адекватного подбора программ и методов обучения,

соответствующих возрасту ребёнка и особенностям нарушения, а также при

благоприятной обстановке в семье, тесной связи школы с семьёй.

Образование детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью

исследователи А.Р. Маллер, Г.В.Цикото и другие признают

инновационными.

В нашу школу-интернат для детей с ОВЗ в середине года поступил в

третий класс ученик, обучавшийся до этого в массовой школе по программе

Воронковой. При обследовании на очередной комиссии ПМПК ему было

рекомендовано обучение по программе Лагуновой. Перевели в нашу школу,

так как в средней школе нет лицензии на обучение по этой программе.

Обучение данного ученика предложили мне. Я не была знакома с

программой Лагуновой и не представляла что за ученик, которому почти 15

лет, а он в третьем классе. Начала со знакомства с семьёй. Пришла по адресу,

указанному в личном деле (кроме адреса и характеристики на ученика

предыдущими учителями - ничего полезного и познавательного в ней не

было), коттедж (значит семья обеспеченная), во дворе техника- автокран,

грузовик, легковая - понятно, чем занимается отец. Встретили меня Тимур и

его мама. Тимур - высокий, крепкого телосложения, взгляд из-подлобья, но

не хмурый, любознательный, ходит, привставая на пальцы. Из беседы с

мамой выясняю, что Тимур может, и чему я должна буду его научить (по

мнению родителей): читать, писать? Мама, зная своего сына, сказала, что

читать-писать - вряд ли, но … . В результате знакомства выяснила - может

хорошо говорить «мама», «папа», «дед», «баба», «волк» - это и волк, и

собака, и похожие на них животные. Другие слова - лепетные: «кук» - всё,

что касается питья - вода, кружка и т.д.; «кует»- еда, «ро» - растения, «куик-

куик» - птицы, «бибика» - машина, «кота» - кот.

Первые занятия я начинала дома. У мальчика были все условия для

занятий: большая комната, на стене - доска, много игрушек- все звери,

машины, коврик - трансформер, книги ( в ужасном состоянии), карандаши.

Начали играть, рисовать, рассматривать книги. Если в книге он видит коня-

бежит и несёт мне коня, видит медведя - несёт медведя и так далее. Вывод:

пассивный словарный запас намного больше активного. Начала читать.

Первая книжка «Репка». Он смеялся, когда читала скороговоркой: « Дедка

за репку, бабка за дедку, …и т.д.» -есть чувство юмора. Любил

рассматривать картинки в журналах, особенно комиксы.

Пробовала рисовать пальчиками - он пытался пальцы сразу вытирать,

не пошёл этот метод, но ёлку всё же нарисовали - он тут же подбегает к

наряженной ёлке- вот ( это было сразу после Нового года и ёлка у них стояла

наряженной). Рисование у нас стало почти основным методом занятий.

Рисовал он, рисовала я. Рисуя, проговаривала; «Взяли краски, краска

-зелёная, а эта - красная краска. Где красная? И т. д.». Первое новое слово в

его словаре стало - «кран»- похожее на «краски». Слово «краски» не

запомнил, а «кран» для него знакомое слово и мы сразу его закрепили, находя

на картинках все виды кранов

Родители во всём помогали. После каждого занятия рассказывала

родителям: чем занимались, каковы успехи или что не получилось и что

нужно к следующему занятию. Попросила приготовить пластилин, но мама

говорит, что он его ест и мы не даём. С пластилином мы всё же работали и,

если он пытался подносить ко рту, я подносила свой палец ко рту и говорила:

«Нельзя». Попытки есть пластилин прекратились и он работал с

пластилином самостоятельно . Позже мы работали с солёным тестом.

Лепили игрушки - сушили, красили, играли. Когда мы что- то делали -я

всегда приговаривала: «Так. Да. Молодец». Вскоре Тимур, если что- то

делал, спрашивал: «Так? Да?». Словарный запас медленно, но увеличивался.

Я составила адаптированную рабочую программу для Тимура, то

есть специальную индивидуальную программу развития, сейчас это

называется СИПР по предметам: математика, развитие речи, рисование,

окружающий мир, труд, физкультура.

Математика - это счёт, размеры (большой, маленький ),направления -

вверху, внизу; линии, фигуры, обводка по трафарету, по линейке.

Окружающий мир, развитие речи - экскурсии по школе, в библиотеку,

на природу, работа по сюжетным картинкам, позже - компьюторные игры.

Труд - лепка, вырезание из бумаги, склеивание, аппликация, кубики,

сборка конструкторов.

Занятия на дому продолжались. Тимур всегда ждал меня. Подходя к

двери, я слышала, как он бежит со второго этажа, чтобы открыть дверь

-сидел у окна, ждал меня, увидел, что иду - бежал открывать. Меня он

называл-« папа» ( я же не мама). Месяц мы занимались дома, но дома много

отвлекающих моментов - он всё время хотел мне что - то показать, вставал,

приносил игрушки, какие-то предметы - ребёнку нужно было нужно

общение, поэтому я предложила привозить Тимура в школу. Мама

сомневалась: как встретят дети? Сможет ли он остаться без неё? Как будет

себя вести? Вопросов много, но согласилась.

Встретили Тимура по - разному: кто- то смеялся, передразнивал, но

большинство отнеслись доброжелательно. Конечно, смешно было, что он

мальчиков он называл «папами», а старших и вообще - «дед», но постепенно

к нему привыкли, на переменах приходили к нам в класс, играли, рисовали по

его просьбе, собирали с ним кубики, конструктор, пазлы. С пазлами мы

работали очень часто - это и развитие мелкой моторики, и математика (верх,

низ, кто самый большой? Маленький? И т. д.), развитие речи, окружающий

мир. Вначале пазлы накладывади на картинки. Пазлы были крупные, потом

мельче, собирали , глядя на картинку. Всё, что делали- проговаривали: «Кто

здесь самый большой? Медведь? Собираем медведя. А где солнышко? ( он

поднимает глаза кверху, ищет солнышко)Правильно - вверху. Собираем

солнышко. Дальше ищем ориентиры, называем. Он стал говорить:

«мевееедь»- медведь, «зайц» - заяц, «тигр». Когда дома он первый раз задал

вопрос: « Дед, а где мама?» - произвёл огромное впечатление ! Стал говорить

не «бибика», а «грзовик», «тачка», «кран». Машина скорой помощи «укол».

Когда рассматривали одну из сюжетных картинок, где едет «Скорая помощь»,

объясняла. Что едет врач лечить, делать укол, поэтому и машину так назвал;

пожарная- дул (тушил пожар). Долго он не произносил звук «у». Как

«говорит» волк? Показываю: « ууууууу». Машет головой :«Нет», значит: не

скажу. Вечером, укладываясь спать, «завыл». Мать спрашивает: «Кто это так

кричит?» «Волк». Изучая время, часы, изображали маятник и

говорили: «тик- так». Это у него хорошо получалось. Часы с кукушкой он

раньше не видел и ему очень понравилось говорить: «ку-ку, ку-ку».

Переворачиваю страницу, где часы с кукушкой, он - назад: «Отдай». И так

«кукукал» минут 15. Если ему что-то не нравилось, говорил: «Отдай».

На уроках физкультуры ходили в спортзал: бросали и ловили мячи,

ходили по досточке, возле скамейки (по скамейке он не пройдёт), бросали в

мишень магнитную стрелу (дартц), простые гимнастические упражнения. В

тёплое время занимались на стадионе - лабиринт, турник. Заниматься 45

минут для него было трудно , заменила на 3 по 15 минут. Работали и над

координацией движения. Эту же работу продолжала на уроках математики.

На спиннинг прикрепила магнит, на вырезанных из цветной бумаги рыбках -

скрепки. Задания: поймай большуууую рыбку, маааленькую, интонацией

показываю -какую. Он повторяет. Рыбка далеко, близко, красная, синяя.

Вначале Тимур собирал на удочку всех рыбок. Они висели гроздью, он

смеялся. Наигравшись, начинал выполнять задания.

Занимался Тимур почти 5 лет. Такие дети могут учиться и дольше, но

родители решили: хватит. Тимуру было уже 19 лет. Выше меня ростом, но

если выходили из класса, он всегда держал меня за руку. Дети Тимура

полюбили, и если он несколько дней не появлялся в школе, все и даже

работники школы, спрашивали: «А где ваш Тимур?». Увидев его в окно,

дети бежали ко мне в класс и говорили: «Ваш Тимур идёт».

За 4,5 года мы не только занимались в классе, но и ходили на экскурсии,

ездили на школьном автобусе - он всё, что видел - комментировал:

«трактор», «ту-ту» - поезд, кони ( раньше вместо этого слова он щёлкал

языком, изображая цокот копыт), ну и многое другое.

У меня с родителями был очень хороший контакт. Занятия были не

каждый день, поэтому начинали встречу с информации: что делал? Как? Что

нового? Они ходили с Тимуром на цирковые представления, возили на

выходные на экскурсию в - соседний город у моря - Владивосток,

положительно реагировали на все мои просьбы: покупали развивающие игры

его уровня, краски, кальку (обводить и получать рисунок), трафареты,

читали книги. Дома он повторял по возможности то, чему научился в школе:

рисовал, лепил, особенно если в доме были гости, демонстрировал свои

успехи. К концу обучения он мог задать вопросы: «Где (мама, папа, Таня,

Ярик) ? Садясьв машину, спрашивал : куда едем? Кота называл и котик и по

имени, кошка Муся. Но было, что он «на эмоциях» скажет слово или

выражение («Смотри, лебедь») один раз и больше не повторит. Говорит: «Дай

мне», «Отдай», «до видання» - до свиданья, но «кук», «кует», «куик-куик»

так и остались в его лексиконе. Трудные слова упрощает: вместо «до

свиданья» стал говорить «пока», вместо «тачка» - «тазик».

Уже год прошёл, как Тимур закончил школу. Основной целью

обучения была - социализация, то есть умение вести себя в обществе. Я

всегда ходила с ним на школьные праздники. Вначале он всё, что видел -

комментировал на весь зал: «куик-куик» - если видел птичку» «Ро!» -цветы ,

уходящим со сцены: « До видання !». К концу обучение - сидел, как все и

только хлопал. Мог обслуживать себя и задавать необходимые вопросы и

просьбы.

Я продолжаю общаться с ним и родителями. Тимур стал дядей,

племянника зовёт Игорь. Запас слов увеличился не намного.

Это мой первый опыт работы с ребёнком сТМНР. Что-то шло по

интуиции. ФГОС еще не было, но обучать ребёнка было нужно, сейчас я

получила диплом олигофренопедагога и теперь у меня ещё один

интересный ребёнок, но прямопротивоположный Тимуру.

Все дети должны обучаться как можно раньше и в учреждениях

соответствующих уровню развития и состоянию здоровья

Инклюзивное образование должно быть инклюзивным - с тьюторами,

момощниками . Дети с интеллектуальной недостаточностью не должны

просто сидеть за последними партами и «сами себя обучать». Это выражение

мальчика, прибывшего в 7 класс после «инклюзивного» образования, когда я

начала проходить с ним программу 5 класса .

Надомное обучение остаётся надомным, но нужно хоть иногда

приводить или привозить ребёнка в школу, если не на уроки, то хотя бы на

праздники. Если есть необходимость - класс подготовить, рассказать как

нужно себя вести с этим мальчиком (девочкой) и постараться родителей

сделать своими помощниками



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!