Автор: Комарова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №133
Населённый пункт: г.Мурманск Мурманской области
Наименование материала: БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ
Тема: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
«Формирование безопасного поведения детей на прогулке младшего
дошкольного возраста»
Об актуальности темы безопасности можно говорить много. Как сберечь
здоровье детей?
Как
помочь
разобраться
в
многообразии
жизненных
ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными
сложными, а иногда и опасными ситуациями. Необходимо дать детям знания
о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д. Ребенок
должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников
обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность. Ведь
столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и
ошибок.
Нужно
помочь
ребенку
вступить
в
мир
готовым
к
любым
неожиданностям.
Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение
правильно
вести
себя
в
различных
ситуациях.
Эта
проблема
для
нас,
воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день,
ежеминутно
и
ежесекундно,
мы
отвечаем
за
сохранение
здоровья
и
благополучия
каждого
ребенка.
Дети
младшего
дошкольного
возраста
любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это
нередко
приводит
к
травмоопасным
ситуациям.
Поэтому
в
младшем
дошкольном возрасте важно создать условия, которые помогут накапливать
опыт безопасного поведения.
Задачи воспитания и развития детей:
1.
Обогащение
представлений детей
об
основных
источниках
и
видах
опасности
на
прогулке-
это
общение
с
незнакомыми
людьми,
колодцы,
заборы, лёд и многое другое.
2. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения на
прогулке.
3. Формирование знаний о правилах безопасного поведения на прогуле.
4. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в самостоятельной
деятельности.
Главное, что мы должны сделать в своей работе— это воспитание у
ребенка
понимания поведения в различных ситуациях. В силу некоторых
возрастных
особенностей
ребенок
не
может
обеспечить
собственную
безопасность. Это должны сделать мы, взрослые. Основные физиологические
и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста:
1.
Анатомо-физиологические.
Из-за
маленького
роста
у детей небольшой
угол
обзора,
небольшое
поле
зрения,
поэтому
они
не
способны
быстро
перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот и быстро оценить
ситуацию.
2. Сложности в управлении поведением, импульсивность. Эти особенности
связаны с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего поступки
нередко совершаются под влиянием эмоций.
3. Повышенная двигательная активности. В сочетании с любопытством и при
отсутствии
контроля
со
стороны
взрослых
она
может
стать
причиной
попадания детей в опасные ситуации.
Прогулка имеет большое значение в плане формирования
н а в ы к о в
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
д е т е й
м л а д ш е г о
дошкольного возраста.
Исходя из практики, в своей работе с детьми мы используем
беседы на тему: «Поведение детей на участке д/ сада во время прогулки», в
ходе которых дети учатся
соблюдать правила безопасного поведения на
участке д/с. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об
опасностях,
которые
могут
подстерегать
их
на
участке.
В
ходе
беседы
определяем
опасные
ситуации, проговаривают
правила,
которые
нужно
соблюдать, чтобы не получить травму.
На прогулке особое внимание уделяется горке: дети учатся
выполнять правила поведения при катании с горки: не толкаться ждать своей
очереди,
спускаться
о сторожно.
В
ходе
проведения
о п ы т н о -
экспериментальной работы с сосулькой, обращалось внимание на то, что
сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность.
Проводим беседы с детьми на тему: общения с незнакомыми
животными. Разъясняем, что контакты с животными могут быть опасными.
Ещё одним из компонентов прогулок являются подвижные игры.
Здесь формирование навыков безопасного поведения детей происходит при
организации
самих
игр
и
при
использовании
какого-
либо
инвентаря.
Например,
игры
с
бегом
врассыпную.
Предупреждаю,
что
бегаем,
не
наталкиваясь друг на друга, во избежание столкновений, падений. П/игры
уже сами по себе содержат движение, поэтому при их организации должно
быть все четко продумано, чтобы избежать опасных ситуаций.
Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой
деятельности.
Поэтому
мы
тщательно
осматриваем
оборудование
перед
выполнением трудового процесса, объясню правила работы с тем или иным
инструментом. При всяком виде трудовой деятельности воспитатель должен
помнить о том, что, процесс работы надо организовать так, чтобы дети не
поранили себя лопаткой.
При организации самостоятельной деятельности детей, особое
внимание
следует
уделить
той
категории детей,
которые
отличаются
наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей
прогулки находиться под контролем со стороны воспитателя.
В конце своего выступления хочется сказать что, падения, ушибы,
порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или
косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма- это воспитание».
Эта формула адресована, в первую очередь, нам, воспитателям. Воспитывая
ребенка
и
прививая
ему навыки
безопасного
поведения,
взрослые
ежеминутно должны помнить, что главное- это внушить ребенку уверенность
в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные
правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться
такое, то найдет из нее выход. Нет большей заслуги, чем сбережение жизни
детей, а самое трудное- это научить детей беречь свою жизнь.