Автор: Котлярова Юлия Андреевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация урока физической культуры для детей с РАС.
Раздел: среднее образование
Организация урока физической культуры для детей с РАС.
Аутизм — это постоянное состояние, требующие не лечения, а «развития
возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики».
Проблема аутизма становится все более актуальной для современной
психопатологии и специальной педагогики. Количество детей, страдающих
аутизмом, с каждым годом увеличивается.
Если верить мировой статистике за последние 5 лет зарегистрированных
случаев аутизма стало на 78% больше. Правда, официальных данных нет,
поскольку диагностика аутизма не развита. И никто не берется
прогнозировать, что будет через 20 лет.
Аутизм называют эпидемией XXI века. При этом расстройство до сих пор
плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о
значительном распространении аутизма по всей планете. В России про
аутизм широко заговорили совсем недавно — раньше о нем просто не знали.
Поэтому вклад в развитие таких детей каждого из нас неоценим.
Поговорим о немало важном аспекте в обучении детей с РАС – уроке
физической культуры.
Для развития двигательной сферы у детей с РАС важен осознанный характер
непрерывного обучения. Данной категории учащихся трудно регулировать
свои действия в соответствии с командой учителя. В связи с этим основными
целями обучения детей с РАС на уроке ФК являются:
- развитие имитационных способностей;
- стимулирование к выполнению занятий;
- формирование навыков ориентации в пространстве;
- воспитание коммуникативных навыков и умение взаимодействовать в
коллективе.
Вот наши главные четыре цели, теперь обо всем подробнее.
Основной формой занятий ФК является урочная форма. Наши уроки
подразделяются на:
- уроки образовательной направленности;
( для обучения двигательным умениям)
- уроки оздоровительной направленности;
( для коррекции осанки, укрепления сердечно – сосудистой системы,
развитие органов дыхания, профилактика простудных заболеваний и
плоскостопия)
- уроки закрепительной направленности;
( для закрепления новых умений и навыков)
- уроки направленные на организацию досуга.
( игровая деятельность)
На наших уроках мы используем следующие педагогические технологии:
- эмоциональное вовлечение в учебный процесс;
Для того чтобы улучшить освоение двигательных умений и навыков мы
используем различные виды наглядного материала. Во-первых в качестве
наглядного материала мы выступаем сами, демонстрирую то или иное
двигательное действие; так же в этом нам помогают карточки ( различные
картинки с изображением видов спорта, спортивного инвентаря, видом
деятельности); в освоении нового раздела ФК нам помогают презентации, в
которых содержится последовательный, понятный и интересный материал;
для релаксации детей мы проводим занятия йогой и нередко используем в ней
проектор, он позволяет контролировать двигательный процесс – дети
выполняют то или иное действие глядя на экран, а у нас есть возможность
находиться рядом и корригировать этот процесс. Еще одно эмоциональное
вовлечение для детей это музыкальная разминка или движение под музыку по
залу, они с увлечением выполняют двигательные действие с музыкальным
сопровождением.
- формирование пространственной ориентации;
Для этого в зале есть визуальное разделение его на две части цветной
клейкой лентой. Часто бывает так, что уроки совмещены и не всегда бывает
так, что дети одной возрастной категории. Каждый класс после разминки
знает на какой половине зала он сегодня будет работать. Так же в зале есть
цветные линии на которые дети становятся на разминку, каждый знает свое
место и по команде занимает его. Еще мы создали так называемую
«нарисованную лестницу», она не травмоопасна, по ней дети могут
взбираться и спускаться без труда.
- регулярное чередование видов деятельности;
Во избежание переутомления детей чередуется напряжение и расслабление, в
этом нам помогают занятия на степах (спокойная ходьба), а так же отдых на
ковриках, но он обусловлен временным ограничением. Как это работает ? Мы
произносим слово «отдых» и показываем картинку, на которой изображен
человек в горизонтальном положении и добавляем «3 минуты», по истечении
этого времени говорим «встаем» и показываем картинку со следующим
видом деятельности и так же проговариваем его.
- развитие моторики;
Тут нам помогают мячи различного размера и цвета, дети разделяют их в
разные контейнеры по одинаковым характеристикам. Работа с твистером – в
него входят карточки и мячи, дается задание убрать слева или справа мячи
разного цвета или формы, которые изображены на карточке. При освоении
работы по карточкам мы даем задание устно.
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Определяем его возможности и подбираем индивидуальные упражнения.
Контроль овладения двигательными навыками.
Практически все дети отнесены к спец. мед. группе, поэтому контроль
овладения двигательными навыками сугубо индивидуален. Оценка
осуществляется по средствам тестирования двигательной активности – это
прыжки с места, челночный бег, поднимание туловища и т.д. Все дети
несмотря на результаты поощряются , тем самым мотивируются к
дальнейшим моментам успеха.