Напоминание

Развитие учения о произвольных движениях.


Автор: Котлярова Юлия Андреевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие учения о произвольных движениях.
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие учения о произвольных движениях.

Бесконечное разнообразие движений, выполняемых человеком –

от элементарных форм до сложных сочетаний различных по

характеру упражнений, встречающихся в спортивной практике

подчиняется общим физиологическим закономерностям.

Учение о физиологической природе произвольных движений

разрабатывалось в течении многих десятилетий. Оно дополняется и

продолжает развиваться и в настоящее время. Неоценимый вклад в

изучение физиологической природы произвольных движений

внесли русские и советские ученые: Николай Евгеньевич

Введенский русский физиолог, основоположник учения об общих

закономерностях реагирования возбудимых систем организма.

Алексей Алексеевич Ухтомский советский физиолог, академик,

создатель учения о доминанте. Петр Кузьмич Анохин советский

физиолог, создатель теории функциональных систем, лауреат

Ленинской премии.

Основоположником учения о произвольных реакциях человека, как

системе рефлексов, стал И.М. Сеченов. Он прожил насыщенную и

плодотворную жизнь, оставив после себя значимое наследие

своим потомкам. Самым фундаментальным можно считать

изучение рефлексов головного мозга. Работой «Рефлексы

головного мозга» И.М. Сеченов заложил основу

материалистических взглядов на природу психических явлений и

произвольной двигательной деятельности человека.

Он показал, что все произвольные движения, психические явления

и мышление человека по своей природе являются рефлекторными,

т.е. возникающими как результат отражения объективных явлений,

причин, действующих на человека. Внешняя деятельность

человека, по определению Сеченова, является высшей формой

произвольности, окончательным выражением произвольного

(волевого) акта.

Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие и

экспериментальное подтверждение в трудах И.П. Павлова. Работы

И.П. Павлова по высшей нервной деятельности служат

фундаментом для обоснования рефлекторной природы

произвольных движений. Исследование физиологических функций

в целостном организме, при строгом учете влияния факторов

внешней среды, позволило Павлову обосновать основные

материалистические принципы рефлекторной теории –

структурность, принцип анализа и синтеза, сохранившие свое

значение до настоящего времени.

Произвольные движения – это сознательно регулируемые

движения, которые осуществляются в отличии от непроизвольных с

определенной целью. Эти движения приобретаются человеком в

течении жизни, путем обучения, повторения, опыта.

Импульс всякого произвольного движения зарождается в коре

двигательной зоны и по соответствующим проводящим путям,

доходит до мышцы заставляя ее сокращаться. Путь произвольных

движений носит название «корково-мышечный». Он состоит из

двух частей называемых центральным нейроном и нейроном

периферическим. Центральный и периферический нейроны

корково-мышечного пути – это две нервные клетки с очень

длинными отростками, они соприкасаются одна с другой и в сумме

образуют путь по которому пробегает импульс произвольных

движений.

Движения характеризуются определенной силой,

дифференцированностью, четкостью, быстротой и ловкостью,

слаженностью работы мышечных групп. Весь сложный комплекс

реакций от периферического рецептора к мозговой коре и далее

через кору и спинной мозг к мышце совершаются, как и все наши

рефлексы, очень быстро.

Возьмем теперь какие-нибудь простейшие случаи произвольных

движений. Я хочу поднять правую руку и поднимаю ее. Я хочу взять

со стола карандаш, протягиваю руку и беру его. Какие признаки

отличают эти движения и дают основания называть их

произвольными?

Во-первых, сознавание цели и наличие стремления к достижению

ее. Во-вторых, выработавшееся в прошлом опыте умение

совершать данное движение. Оба эти признака являются

необходимыми признаками всякого произвольного движения. На

первый взгляд может казаться, что бывают «бесцельные»

произвольные движения. «Я ведь могу, - говорят иногда, -

произвольно поднять руку без всякой цели. Вот сейчас возьму и

подниму, хотя мне это не для чего не нужно». И в доказательство

правоты своих слов человек действительно поднимает руку. На

самом деле рассуждающий так человек доказывает как раз

обратное, поднимает руку с целью показать, что он может

произвольно совершать «бесцельное» движение. Произвольное

движение это движение целенаправленное. Человек не рождается

с умением делать произвольные движения этим умением он

постепенно овладевает. Уже в первые годы жизни ребенок учится

большинству важных движений, при чем сначала он делает их

непроизвольно. Мы можем совершать произвольно только те

движения, которым мы научились. Произвольное осуществление

многих движений недоступно нам только потому, что такие

движения никогда в нашем опыте не встречались.

Специфическая особенность произвольных движений заключается

в особой роли слова как раздражителя. Именно слова,

произносимые во внутренней речи, являются пусковыми

сигналами, вызывающими преднамеренные движения. Такими

образом, произвольные движения человека неразрывно связаны с

работой второй сигнальной системы, оказывающей регулирующее

влияние на работу первой сигнальной системы. Выполнение

произвольных движений есть простейшее проявление воли.

Развитие воли у детей начинается с того, что ребенок учится

управлять своими движениями.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!