Напоминание

"Огород на окне"


Автор: Шихова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Непоседы"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект на тему

«Огород на окне»

во второй младшей группе № 2 «Колобок»

Автор:

воспитатель Шихова Галина Владимировна

Актуальность проекта:

Многие

родители,

имеющие

свои

огороды

(дачи),

не

подозревают,

что

зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат

наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь

которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью

взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла,

света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого,

хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок

будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-

исследовательского,

социально-личностного,

эстетического

развития

ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а

свои

действия

с

наблюдениями

за

результатами.

Практической

деятельностью

является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к

посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких

качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,

обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения

ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного

возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они

растут,

о

необходимых

условиях

их

роста,

их

интерес

к

познавательно-

исследовательской

деятельности

недостаточно

развит.

Чтобы

удовлетворить

детскую

любознательность,

привить

первые

навыки

активности

и

самостоятельности

мышления,

мы

создали

условия

для

поисково-

исследовательской

деятельности

детей.

Ознакомление

с

ростом

и

развитием

растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении

детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород

на окне.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,

создание условий для познавательного развития детей через проектно –

исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной

творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,

экспериментированию;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и

родителями.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы,

родители.

Социальная

значимость

проекта:

приобщение

детей

к

работе

по

выращиванию

вместе

со

взрослым

зелени

на

подоконнике

в

зимнее

время,

развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру

растений.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,

связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.

• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

• Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Огород на окне»

Распространение опыта:

• Ознакомление педагогов МКДОУ с удачно выполненной работой.

• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт»,

• «Что такое «Огород на окне»,

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

• «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»,

• «Рост и развитие растений»,

• «Вода и росток»,

• «Солнце и росток»,

• «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

• «Семена»

• «Первые всходы»

• «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые

можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок.

• Рисование «Лук от всех недуг».

• Аппликация «Помидоры в банке».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Оформление альбома

«Наш лук от всех недуг».

9. Консультация для родителей

«Помощь ребенка на огороде».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических

игр и т.д.

4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует

образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и

познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей

воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний

дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за

прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками,

организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие

непредвиденные обстоятельства.

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (февраль)

1.Определение цели и задач проекта.

2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,

стихотворения)

4.Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2) Основной (февраль, март, апрель)

1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению

особенностей выращивания культурных насаждений:

• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

• оформление огорода на окне;

• Наблюдение за растениями.

3.Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

3) Заключительный (апрель)

1.Анализ полученных результатов.

2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3.Презентация проекта «Огород на оконе».

Предполагаемые

результаты: Из

семечки,

луковицы,

зернышка

можно

вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры,

огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они

смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни

растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети

научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью

является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к

посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких

качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,

обязательность, целеустремленность.

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать

слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к

ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность

каждого

ребенка.

И

тогда

ребенок

проявит

интерес

к

исследовательской,

познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые

способы исследований для более точного результата.

В

дальнейшем

планируем

проводить

данный

проект

в

последующих

возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о

растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,

развилось

эстетическое

чувство,

умение

радоваться

красоте

выращиваемых

растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее

относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по

принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители)

получили положительные эмоции от полученных результатов.

Библиографический список:

1.

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском

саду. Мир растений», М.: 2005.

2.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

3.

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве», М. «Просвещение», 2005.

4.

Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006

5.

Интернет ресурсы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!