Автор: Шихова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Непоседы"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект на тему
«Огород на окне»
во второй младшей группе № 2 «Колобок»
Автор:
воспитатель Шихова Галина Владимировна
Актуальность проекта:
Многие
родители,
имеющие
свои
огороды
(дачи),
не
подозревают,
что
зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат
наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь
которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью
взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла,
света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого,
хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок
будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-
исследовательского,
социально-личностного,
эстетического
развития
ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а
свои
действия
с
наблюдениями
за
результатами.
Практической
деятельностью
является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к
посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения
ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного
возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они
растут,
о
необходимых
условиях
их
роста,
их
интерес
к
познавательно-
исследовательской
деятельности
недостаточно
развит.
Чтобы
удовлетворить
детскую
любознательность,
привить
первые
навыки
активности
и
самостоятельности
мышления,
мы
создали
условия
для
поисково-
исследовательской
деятельности
детей.
Ознакомление
с
ростом
и
развитием
растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении
детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород
на окне.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,
создание условий для познавательного развития детей через проектно –
исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной
творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы,
родители.
Социальная
значимость
проекта:
приобщение
детей
к
работе
по
выращиванию
вместе
со
взрослым
зелени
на
подоконнике
в
зимнее
время,
развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру
растений.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МКДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые
можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических
игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует
образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и
познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей
воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний
дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за
прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками,
организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие
непредвиденные обстоятельства.
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на оконе».
Предполагаемые
результаты: Из
семечки,
луковицы,
зернышка
можно
вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры,
огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они
смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни
растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети
научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью
является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к
посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать
слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к
ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность
каждого
ребенка.
И
тогда
ребенок
проявит
интерес
к
исследовательской,
познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые
способы исследований для более точного результата.
В
дальнейшем
планируем
проводить
данный
проект
в
последующих
возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о
растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развилось
эстетическое
чувство,
умение
радоваться
красоте
выращиваемых
растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее
относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по
принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители)
получили положительные эмоции от полученных результатов.
Библиографический список:
1.
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений», М.: 2005.
2.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве», М. «Просвещение», 2005.
4.
Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006
5.
Интернет ресурсы.