Автор: Емелина Ирина Дуфаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОУ»
Одной
из
главных
задач
дошкольного
учреждения
является
создание
условий,
гарантирующих
формирование
и
укрепление
здоровья
воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная
для
всех
времен
и
народов,
а
в
настоящее
время
она
становится
первостепенной.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” интегрирует все направления
работы
дошкольного
учреждения
по
сохранению,
формированию
и
укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие
стресса,
адекватность
требований
и
методик
обучения
и
воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями
и
гигиениче скими
требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным
возможностям
ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня
здоровья
воспитанников
детского
сада
и
воспитание
культуры,
как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни
человека,
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
оказание
элементарной
м еди ц и н с ко й ,
психологической самопомощи.
Классификация
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих
технологий:
Медико-профилактические
технологии,
обеспечивающие
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала
детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья
дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического
развития
дошкольников,
закаливания;
организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и
помощь
в
обе спечении
т ребований
СанПиНов;
о р г а н и з а ц и я
здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
ребенка:
развитие
физических
качеств,
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика
плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы.
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий
–
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия
ребёнка
в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
обеспечение
социально-эмоционального
благополучия
дошкольника.
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования,
направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
развитие потребности к здоровому образу жизни.
Эффективность позитивного
воздействия
на
здоровье
детей
различных
оздоровительных
мероприятий,
составляющих
здоровьесберегающую
технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и
методов,
сколько
их
грамотной
“слаженностью”
в
общей
системе,
направленной на благо здоровья детей, родителей и педагогов.
Наряду
с
традиционными
технологиями
в
ДОУ
применяются
и
нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.
1. Элементы Су-Джок терапии. Су-Джок терапия — это воздействие на
биоэнергетические
точки
с целью
активизации
защитных
функций
организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии
активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики
п а л ь ц е в
р у к .
2. Кинезотерапия.
В
коррекционной
работе
можно
использовать
некоторые
кинезиологиче ские
упражнения,
направленные
н а
совершенствование
высших
психических
функций
мозга,
развитие
подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий
коры
головного
мозга. 3. Биоэнергопластика.
Данная
технология
представляет
собой
соединение
движений
артикуляционного
аппарата
с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие
артикуляционной
моторики
у детей
с нарушенными
кинестетических
ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает
и м п ул ь с ы ,
и д у щ и е
к к о р е
г о л о в н о г о
м о з г а
о т
я з ы к а .
4.
Музыкотерапия.
Данный
метод
предполагает
использование
музыки
в качестве
средства
коррекции
эмоциональных
отклонений,
страхов,
двигательных
и речевых
расстройств,
нарушений
поведения,
а также
для
профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний.