Напоминание

"Воспитание культуры поведения у детей раннего возраста"


Автор: Алешина Наталья Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г.Майкоп Республика Адыгея
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Воспитание культуры поведения у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание культуры поведения

у детей раннего возраста.

Воспитатель первой категории МБДОУ № 22

Город Майкоп Республика Адыгея

Алешина Наталья Геннадиевна

Одна из задач воспитания детей раннего возраста- формирование у них

предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.

Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от

друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только

начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда- особое значение в

работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо

решающим методом воспитания малышей служит непосредственное

общение с ними воспитателя. Ребенок второй группы раннего возраста

испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со

взрослым.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по

нескольким направлениям. Одно из них- формирование умения играть и

заниматься, гулять и принимать пищу. Спать во время тихого часа. Одеваться

и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами. Не менее

важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать

небольшие трудности.

Важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание

культурно-гигиенических навыков- опрятности, аккуратности в быту,

навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот

процесс доступным, интересным и увлекательным. И сделать это надо

педагогически тонко, ненавязчиво.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того,

как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале

следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков

культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями

детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши

превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и

направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким

образом приемы правильных действий, маленькие дети начинают более

тщательно их выполнять.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка

торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно

выполнять осваиваемые действия. Также весьма эффективный способ-

использование игр (с куклой, с водой и т.п.). При удовлетворении

появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при

неоднократном их выполнении навык становится прочным. Такие игры в то

же время позволяют детям добиваться более рациональных действий во

время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также

использовать поощрение малыша за удачно выполненные задания.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей

положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость

ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво

вырабатывает интеллектуально- эмоциональное отношение детей к

конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте,

побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс

воспитания получается естественным.

Для освоения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол.

В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения

целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения,

игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выравнивать уровень

овладения навыками каждым ребенком группы. Проводятся такие игры и в

первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например,

игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна,

непосредственно перед умыванием. Длительность игр-занятий определяется

их задачами и содержанием.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы

(расчески, носовые платки, посуду, щетки, зеркало, картинки, фотографии).

Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного

анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому

малышу, например как следует держать ложку; дети тут же упражняются в

правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными

предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении

практических действий в жизненно важных режимных процессах.

Показанные и освоенные в образовательной деятельности действия в

результате постоянных упражнений в повседневной деятельности

перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти

навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.

Формирование нравственных качеств-важный и сложный компонент

воспитания культуры поведения, имеют свою специфику. Планируя

содержание нравственно направленных игр-занятий, педагог основывается на

своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения

детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных

условий и возможностей детей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!