Автор: Алешина Наталья Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г.Майкоп Республика Адыгея
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Воспитание культуры поведения у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание культуры поведения
у детей раннего возраста.
Воспитатель первой категории МБДОУ № 22
Город Майкоп Республика Адыгея
Алешина Наталья Геннадиевна
Одна из задач воспитания детей раннего возраста- формирование у них
предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.
Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от
друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только
начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда- особое значение в
работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо
решающим методом воспитания малышей служит непосредственное
общение с ними воспитателя. Ребенок второй группы раннего возраста
испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со
взрослым.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по
нескольким направлениям. Одно из них- формирование умения играть и
заниматься, гулять и принимать пищу. Спать во время тихого часа. Одеваться
и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами. Не менее
важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать
небольшие трудности.
Важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание
культурно-гигиенических навыков- опрятности, аккуратности в быту,
навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс доступным, интересным и увлекательным. И сделать это надо
педагогически тонко, ненавязчиво.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того,
как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале
следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков
культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями
детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши
превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и
направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким
образом приемы правильных действий, маленькие дети начинают более
тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка
торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно
выполнять осваиваемые действия. Также весьма эффективный способ-
использование игр (с куклой, с водой и т.п.). При удовлетворении
появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при
неоднократном их выполнении навык становится прочным. Такие игры в то
же время позволяют детям добиваться более рациональных действий во
время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также
использовать поощрение малыша за удачно выполненные задания.
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей
положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость
ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво
вырабатывает интеллектуально- эмоциональное отношение детей к
конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте,
побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс
воспитания получается естественным.
Для освоения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол.
В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.
Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения
целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения,
игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выравнивать уровень
овладения навыками каждым ребенком группы. Проводятся такие игры и в
первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например,
игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна,
непосредственно перед умыванием. Длительность игр-занятий определяется
их задачами и содержанием.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы
(расчески, носовые платки, посуду, щетки, зеркало, картинки, фотографии).
Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного
анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому
малышу, например как следует держать ложку; дети тут же упражняются в
правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными
предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении
практических действий в жизненно важных режимных процессах.
Показанные и освоенные в образовательной деятельности действия в
результате постоянных упражнений в повседневной деятельности
перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти
навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.
Формирование нравственных качеств-важный и сложный компонент
воспитания культуры поведения, имеют свою специфику. Планируя
содержание нравственно направленных игр-занятий, педагог основывается на
своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения
детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных
условий и возможностей детей.